Шедевры на пуантах: VOKA открывает секреты четырех самых ярких балетов Большого театра Беларуси
2024-06-12 12:00
Мистическая "Жизель": когда любовь сильнее смерти
На сцене Большого театра Беларуси с 1987 года образ Жизели воплощала в танце Инесса Душкевич. Она делала это настолько убедительно, что родился слух: артистка ходит по ночам на кладбище, чтобы прочувствовать атмосферу места, где происходит действие всего второго акта. Покинув наш мир, Жизель попадает в стан виллис - мертвых девушек, которые заставляют танцевать до смерти мужчин. Одним из них становится и Альберт. Но любовь Жизели оказывается сильнее обид: она до последнего пытается спасти юношу. Кстати, Альберт получает право на сольное выступление только в конце второго акта, когда искупает свою вину - по законам балета XIX века такой танец был разрешен исключительно положительным персонажам.
"Ромео и Джульетта": оглушительный успех обреченного на провал
Но зрители оценили премьеру 11 января 1940 года в Кировском театре Ленинграда оглушительными аплодисментами. А в 1980-х "Ромео и Джульетта" в постановке балетмейстера Валентина Елизарьева заставила весь мир говорить о белорусском балете. На сцене был сделан интересный ход: ненависть, царившая между Монтекки и Капулетти, впервые стала существом. Этот персонаж в уродливой оболочке, которого играют сразу восемь артистов, подносит враждующим кланам шпаги, интригует и сталкивает персонажи лбами. К слову, сцены сражений в этом балете выглядят очень правдоподобно из-за того, что на их отработки на репетиции приглашали тренера по фехтованию.
Но насколько впечатляющими бы не выглядели бои, на первое место в "Ромео и Джульетте" выходит, конечно же, любовь. Она здесь настолько тонкая и нежная, что танцующие ее артисты действительно успевают воспылать друг к другу чувствами. Так произошло со знаменитой белорусской парой Юрий Троян и Людмила Бржозовская, которые в итоге поженились. И до сих пор шекспировское произведение, поставленное на пуанты, создает между белорусскими артистами такую особую "химию", что зрители уверены: исполнители партий Ромео и Джульетты и правда влюблены.
"Анастасия": белорусская история, покорившая Восток Когда блестящий балетмейстер Юрий Троян задумал поставить на сцене "Анастасию", где бы раскрылась невероятная история белорусской Жанны д’Арк, он был вдохновлен успехом своего первого исторического балета - "Витовт". Но позже к нему в руки попали два сценария к фильмам - о самой княгине Анастасии и о князе Михаиле Глинском, дяде Елены Глинской, ставшей матерью Иван Грозного. И Юрий Троян задумался, почему бы эти истории не совместить? Так родилось либретто о нескольких любовных треугольниках, стоивших счастья белорусской княжне.
В балете "Анастасия" есть историческая правда: междоусобные войны, бушевавшие в ВКЛ в XIV веке, и набеги татар, и свадьба с князем Семеном, и нападение на Слуцк, который Анастасии пришлось защищать с мечом в руках. Но первая сцена балета - поцелуй с Михаилом Глинским - вымысел. Как и многое в их отношениях. Кстати, интригующее либретто, где кипят страсти, - не единственное, что придумал Троян. Специально для этого балета он создал несколько оригинальных поддержек, которые раньше не делал никто.
Премьера "Анастасии" 30 октября 2018 года стала для Большого театра Беларуси ярким событием. На ней присутствовали представители Министерства культуры Омана, которые пригласили труппу на гастроли. Там наш спектакль приняли с восторгом! Критики отметили яркость и сложность движений в постановке, что требует невероятно высокого уровня мастерства солистов, а также неоднозначные характеры персонажей, которые помогают сопереживать героям, понять их и в итоге простить князя Глинского, как это сделала сама Анастасия.
"Шехеразада" В начале XX века эта постановка взорвала театральный Париж. Она стала шоком и для самих танцовщиков: авторы "Шехеразады" заставили их снять пуанты и классическую сценическую одежду, облачиться в шаровары и оголить девушкам животы. Создатели балета стремились поразить публику, и это удалось. О восточной сказке во всем мире говорили еще долго.
Авторы отчаянно спорили о либретто, в итоге придя к такому компромиссу: оставить из сборника персидских и арабских сказок "1001 ночь" только тему измены. В их интерпретации султану Шахрияру оказывается неверен целый гарем. Узнав это, правитель приказывает казнить всех женщин. И тогда первая жена султана Забеида просит позволения перед смертью поведать ему сказочную историю. Прерываясь на самом интересном, она растягивает свой рассказ на 1001 ночь, за это время успевает родить Шахрияру троих сыновей и заставить забыть об обиде.
"Шехеразада" появилась в репертуаре Большого театра Беларуси в 2011 году благодаря легендарному танцовщику и хореографу Андрису Лиепе. Он подчеркивает: эта постановка - вызов для любой труппы мира. Повторить успех короткого одноактного балета, который в свое время открыл новую эпоху в танце, очень сложно. В "Шехеразаде" совершенно другая пластика и требуется полное раскрепощение, что получается далеко не у каждого артиста балета. Даже опытные солисты признаются: соединить классику, что здесь лежит в основе, и движения восточных красавиц - задача со звездочкой. Но нашим танцовщикам это удается: "Шехеразада", которая проходит в восстановленных по оригинальным эскизам декорациях и костюмах, всегда вызывает овации у зрителей. И это - победа.
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.