Народному художнику Беларуси Владимиру Товстику сегодня исполняется 65 лет

2014-06-24 07:14
24 июня, Минск /Анна Громыко - БЕЛТА/. Народному художнику Беларуси, лауреату Государственной премии Владимиру Товстику сегодня исполняется 65 лет. Родился он 24 июня 1949 года в Минске. В 1972 году окончил Белорусский театрально-художественный институт, а затем творческий курс мастерской Академии художеств СССР под руководством Михаила Абдуллаева. Именно в годы учебы сложилось творческое кредо художника. Одной из основных тем его произведений стало возрождение духовной и национальной культуры белорусского народа. Товстик много путешествовал по Беларуси и за рубежом. Впечатления от этих поездок нашли свое отражение в полотнах. Но о чем бы ни рассказывали картины Владимира Товстика, по манере письма, образам, цветовой гамме, по сути своей они остаются истинно белорусскими. В этом заключается смысл творчества художника, этим объясняется неподдельный интерес к его работам зрителей. Творчество Владимира Антоновича Товстика - яркое явление в современном белорусском искусстве. Работает художник в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа и натюрморта. Творческой манере свойственно свободное и образное сочетание реалистической трактовки образов с оригинальными формами и средствами романтизма, символизма, модерна. В своих произведениях он часто использует коллажный принцип композиции, где острый и артистический рисунок сочетается со свободными живописными пятнами и фактурными экспериментами. Среди произведений: полотна "Субботний вечер. Микрорайон", "Год 1913. Петербургская премьера", "Памяти В.Короткевича", "Весна 1985. Начало", "Музыка", "Отзвук", "Любовь и Надежда", "Царь-птица", "Премьера", "Голоса прошлого", "Ностальгия", триптих "Ладья времени", серии "Свет и тени", "Художник и модель", гобелены для Мирского замка, триптих "Ладья времени" для Национальной библиотеки Беларуси. Владимир Товстик постоянно эволюционирует как художник. Изменения происходят на уровне смыслового наполнения произведений. Мастер обогащает свое искусство "изнутри", сохраняя при этом найденные им стилистические особенности индивидуального художественного языка. Он всегда выступает как философ, создающий обобщенные образы с ярко выраженным, тонким лирическим началом. Владимир Товстик не был свидетелем войны. Его детство пришлось на послевоенный период. Однако многие родные и близкие художника являлись ее непосредственными участниками. С малых лет Владимир Товстик впитывал в себя рассказы о событиях тех лет, знал множество человеческих судеб, на которые оказала неизгладимое влияние Великая Отечественная война. И позже, став профессиональным художником, Владимир Товстик создал серию живописных произведений под общим названием "Семейный альбом", посвященную людям, пережившим войну. Произведение "В городском саду играет духовой оркестр" состоит из нескольких "мизансцен", которые органично перетекают одна в другую. Именно "коллажный" принцип построения композиции позволяет автору как можно больше рассказать зрителю о том, что его волнует, и соединить в одном практически невозможное - прошлое и настоящее, ирреальный мир воспоминаний и конкретного человека в нем. Картины "Минск. Верхний рынок. Утро", "Минск. Губернский сад" написаны для восстановленной в Минске ратуши. Все эти работы о городе и его жителях, о том, что можно увидеть только в кино да на старых, чудом уцелевших в семейных альбомах фотографиях. Художник владеет редким талантом наполнять городской мотив глубоким чувством и смыслом. Важным средством художественной выразительности для Владимира Товстика был и остается цвет, которому он уделяет большое внимание. Цветовое решение произведения выстроено таким образом, что одна краска словно вплавляется в другую, создавая при этом ощущение безостановочности движения на полотне. Работы Владимира Товстика находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства, коллекциях Белорусского союза художников, Министерства культуры Беларуси и России, Бакинском художественном музее имени Мустафаева, а также в частных собраниях Финляндии, Германии, Словении, Швейцарии, Греции, Израиля, Польши, Беларуси и России.