На праздник со всех концов страны, или Почему фестивальный Молодечно притягивает гостей
2022-06-11 16:27
Почти тридцать лет (с 1993 года) Молодечно гостеприимно собирает любителей и ценителей искусства на одно из важнейших культурных событий города и страны - Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии "Молодечно". Многочисленные творческие встречи, интересные выставки, театрализованные представления и, самое главное, конкурс молодых исполнителей белорусской эстрадной песни проходят 10-11 июня на главных площадках города. Корреспонденты БЕЛТА присоединились к празднику, чтобы рассказать об атмосфере в эти дни в солнечном Молодечно.
С первого фестиваля одно из главных событий программы - Национальный конкурс молодых исполнителей белорусской эстрадной песни. В нем принимают участие ребята, которые профессионально занимаются вокалом с ранних лет. Почти все из них имеют музыкальное образование, активно участвуют в областных, районных и городских концертных программам, благотворительных акциях, становятся победителями международных и республиканских конкурсов и фестивалей.
В этом году лучшим исполнителем стала представительница Могилевской области - 24-летняя Анна Рыбакова. Она обошла 20 других конкурсантов из шести областей и города Минска и получила Гран-при - приз имени Владимира Мулявина.
По словам Анны, победа для нее была неожиданной и очень радостной. "Я искренне старалась, пыталась через эмоции донести смысл песни и сделать все, что в моих силах", - отметила она. В конкурсе в Молодечно Анна участвует во второй раз. В прошлом году ей не удалось занять призового места. "Усердно целый год готовилась, занималась, открывала в себе новые грани, новые вокальные приемы - и вот трудом моего педагога и моим трудом, общим тандемом все получилось", - сказала она.
Возглавил жюри конкурса в этом году художественный руководитель, главный дирижер Национального академического концертного оркестра Беларуси Максим Рассоха. Его мы встретили у гостиницы в центре города днем, еще до оглашения результатов. По словам Максима Рассохи, опытные исполнители, которые на сцене не первый раз, видны сразу: они ведут себя спокойно, управляют голосом, умеют петь в микрофон и под оркестр. "Сразу видно, кто справился, а кто немного растерялся, кто был не уверен", - поделился он своим мнением.
Максим Рассоха признался, что на фестивале в Молодечно впервые, однако успел "окунуться в лоно национальной культуры". Он считает, что важно следовать принципу трех "кто": кто, если не мы, будет это сочинять, кто, если не мы, будет это играть, и кто, если не мы, будет это слушать.
На празднике белорусской песни и поэзии представлены белорусские композиторы и поэты разных периодов, что очень важно, заметил художественный руководитель. "Видна эволюция белорусской песни, ведь в разные десятилетия были свои приоритеты - и все это в песнях слышно", - заметил он.
По словам Максима Рассохи, благодаря молодечненскому и другим фестивалям, связанным с национальной культурой, белорусы убеждаются, что их культура имеет глубокие корни и крепкие традиции. "Наш национальный оркестр популяризирует белорусскую культуру прошлых веков, показывая высокий исполнительский и композиторский уровень. Между прочим, в Беларуси при дворах богатых магнатов работали лучшие композиторы Европы, поэтому уровень был действительно высокий. Но мы об этом мало знаем. Задача нашего коллектива - нести эти знания в массы, чтобы народ гордился своей историей, своей землей", - сказал он.
Духом творчества, национального самосознания и большой гордости за наши богатые таланты и нашу страну пронизана вся атмосфера фестиваля. Взять хотя бы проект "Молодые голоса Беларуси", который проходил в концертном зале Дворца культуры. В нем участвовали лауреаты международных конкурсов, солисты Большого театра оперы и балета Беларуси, Белорусской государственной академии музыки, Молодечненского молодежного народного музыкального театра. Концертную программу сопровождал симфонический оркестр Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огинского.
Среди внимательных и преданных поклонников белорусской музыки была семья Самойловых. Супруги - люди творческие: работают учителями изобразительного искусства в СШ №4 Молодечно.
"Хожу на фестиваль с 1993 года, не пропустив ни одного раза. Раньше выступали чаще на центральной площади. Если билеты не доставали, смотрели со стороны, но всегда старались попасть на концерты. И сейчас идем на выступления, - сказала Елена Самойлова. - Мы, местные жители, очень гордимся, что в нашем городе проходит такой фестиваль. Это действительно очень важно, что прославляют нашу белорусскую поэзию, музыку".
Сергей Самойлов рассказал, что ранее он и его супруга участвовали в фестивале как художники, готовили выставочные работы. "По сути, все время были задействованы, постоянно участвовали в выставках, различных постановках, так было из года в год. А сегодня любим посещать различные музыкальные программы", - продолжил он.
"Мы люди прогрессивные и живем с расчетом на будущее. Нам интересны все аспекты - и музыка, и театр, и художество. Мы люди творческие", - добавила Елена Самойлова.
Заметили на концерте и директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Владимира Воропаева. Музей привез в Молодечно передвижную экспозицию.
"Акция называется "Дорога памяти". Мы проехали уже по 20 городам Беларуси, в основном по Минской области. До 1 октября еще предстоит проехать 35 - это только утвержденных, но еще и параллельно (посещаем некоторые населенные пункты. - Прим. БЕЛТА). Будем стараться посетить как можно большее количество населенных пунктов - городов и сел, побывать там, где можно проехать на нашей машине, а она немаленькая. Я думаю, что до конца года городов 60 мы посетим", - рассказал Владимир Воропаев.
Что касается самого фестиваля, директор музея отметил, что бывал здесь в то время, когда руководил ансамблем песни и танца Вооруженных Сил. "Нахожусь в этом зале, смотрю на знакомые лица и, конечно, душа наполнена впечатлениями. Это всегда гостеприимный город, здесь звучит много музыки, здесь много говорят о нашем наследии. Здесь молодые исполнители делают свои первые шаги, а профессионалы, которые заявили о себе, получают дальнейшее развитие - это дорогого стоит", - заметил он.
Владимир Воропаев уверен, что фестиваль в Молодечно интересен. "Я общался с людьми и вижу, как они ждут фестиваль. Приходят не только жители Молодечно. Приезжают из соседних районов и Минска, других городов, - сказал он. - Конечно, здорово, что у нас в стране есть такие уголки, которые объединяют творческих, да и не только творческих, людей. Ведь главная идея - сохранить наше наследие, еще раз увидеть друг друга и порадоваться", - сказал он.
Самый юный участник концерта Родион Чуринин - ученик председателя Белорусского союза композиторов Елены Атрашкевич. После выступления мальчика мы с ней и пообщались. Композитор рассказала, что с большим удовольствием по приглашению художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огинского Григория Сороко подготовила партитуру специально для этого проекта, чтобы молодой артист имел такое счастье - спеть с симфоническим оркестром.
Родион Чуринин - солист студии "Спяваем разам" Дворца культуры Молодечно. "Я работаю здесь достаточно давно и руковожу этой студией с 1998 года. Каждую неделю приезжаю в Молодечно и воспитываю молодые таланты", - рассказала Елена Атрашкевич. Что касается Родиона, она заметила: у него за спиной есть проекты с духовыми оркестрами. "Я думаю, что у этого мальчика большое будущее", - отметила она.
В целом фестиваль - площадка, которая открывает новые имена. Лауреаты конкурса молодых исполнителей по традиции становились солистами оркестра под управлением Михаила Финберга. "Многие, кого мы сейчас видим в качестве солистов этого оркестра, - выходцы из этого конкурса. Есть масса артистов, которые потом попадают на "Славянский базар", - заметила она.
Празднично и на центральных улицах города. На площади, например, проходил совместный творческий проект талантливой молодежи государственных учреждений Минской области - Минского государственного колледжа искусств и Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огинского "Мелодия сердца".
Рядом свое творчество выставили народные умельцы. А некоторые, как керамист Александр Орлов, помимо презентации работ провели и мастер-классы.
Гончарство - основное направление для Центра ремесел поселка Глуша Бобруйского района, где и работает Александр Орлов. Впрочем, здесь занимаются также соломоплетением, вышивкой, текстильной игрушкой, рассказала заведующая центром Лаура Фомцова.
По ее словам, мастер-класс пришелся по душе детям. "Александр Васильевич умеет так завлечь, что за ним ходят по пятам. Рабочий день в нашем центре или нет - дети бегут к нему, лепят или просто общаются. Они приходят к нему как домой. Редко встретишь такого руководителя, с которым настолько комфортно", - заметила она.
"Я сама периодически сажусь за гончарный круг, но у меня ничего не получается. А он только приложит два пальца - и все выросло. Ну, разве не волшебник?" - подчеркнула она.
Свои работы выставил и народный мастер Беларуси Юрий Бовда. Всю жизнь он занимается гончарством. "Занимаюсь керамикой 52 года и не жалею, что моя жизнь связана с глиной. Верно же говорят: "Кто на гліне, той не згіне, а хто круціць - той жыве", - отметил мастер.
Он вспомнил, что лет 20 назад его спрашивали, не хочет ли он поменять профессию. "На пераправе каней не мяняюць, а я нарадзіўся ў год каня", - ответил он тогда. А нам добавил: "Если родился в понедельник, ожидает дорога. "Так и получилось: все время дорога. Где только я не был! Даже в Венесуэле". Ездил туда в 2008 году по программе творческого обмена вместе с несколькими известными белорусскими ансамблями.
Юрия Бовду знают не только в республике, но и за пределами. Диапазон работ огромный - он создает изделия размером от сантиметра до 2 м. Принимал участие в оформлении интерьеров музыкальных школ, клубов, ДК. Часто бывает на фестивалях, днях города. За его работами люди обращались даже в пандемию.
Интересным нам показалось мастерство Анастасии Шпак из Крупицкого центра культуры имени В.Грома. В тот момент, когда мы решили с ней пообщаться, она плела пояс из восьми прядей. "Такие пояса плели сельские девочки начиная с семи лет. Плели витые, крученые пояса. Чем старше становились девочки, тем сложнее пояса плели - браные, тканые на бердо, - рассказала мастерица. - Изделия использовали в одежде, в быту. Например, пояс можно было повесить на шею скоту, козе, барашку. У меня дедуля использовал их для мешков с картошкой и яблоками, чтобы крепче их завязать. Такие витые и плетеные пояса у меня остались от прадеда".
Анастасия Шпак уверена: важно сохранить белорусские традиции, показать их детям, сохранить генетический код. "Если мы не передадим, никто об этом не узнает", - сказала она.
Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Рамиля НАСИБУЛИНА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.