К 110-летию легенды белорусской сцены Стефании Станюты

2015-05-12 09:03
Народная по званию и признанию артистка Стефания Михайловна Станюта долго и благородно служила родному купаловскому театру, заслужила большую любовь и благодарность многих поколений зрителей, коллег и друзей. Творческая биография народной артистки Беларуси и СССР - целая эпоха в истории белорусского театрального искусства. Стефания Станюта - коренная минчанка. Родилась она 13 мая 1905 года в семье известного белорусского художника Михаила Петровича Станюты. Один из самых лучших портретов художника является портрет его дочери, актрисы Стефании, который хранится в Национальном художественном музее Беларуси. Именно отец первым заметил в девочке талант перевоплощения. Юная Станюта была пластичная, с отличным музыкальным слухом, очень любила танцевать.
Стефания училась в церковно-приходской школе, затем в Минской женской правительственной гимназии. Ей даже довелось побывать на встрече царя Николая II; стоя с другими ученицами на пригорке на Соборной площади (сегодня Площадь Свободы) она видела, как царь со свитой подъезжал к дому губернатора. С 1918 года Стефания Станюта работала статисткой, хористкой и танцовщицей в Первом товариществе белорусской драмы и комедии Флориана Ждановича, на основе творческого коллектива которого в 1920 году был образован Первый Белорусский государственный театр (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы), где Стефания продолжала играть.
В 1921 году в числе способной молодежи Станюту направили на учебу в Белорусскую драматическую студию, которая была организована при Московском художественном академическом театре. Пять лет учебы прошли в суровом труде. Тогда же пришли к начинающей артистке и первые удачи, которые принесли ей роли Венеры в народной драме "Царь Максимилиан", Титании в спектакле "Сон в летнюю ночь", Агавы в "Вакханках" Еврипида. Этими спектаклями открылся в Витебске Второй Белорусский государственный театр, куда вместе с выпускниками студии в 1926 году попала и Станюта. Здесь она работала пять лет. За это время молодая актриса сыграла темпераментную Психею, живую, оптимистичную, веселую Манюню в спектаклях "Эрос и Психея" и "Около террасы", а также первые комедийные роли.
В годы учебы в Москве Стефания влюбилась и вышла замуж за актера из этой же студии Василия Роговенко. Дирекция выделила молодоженам по 10 рублей. На эти деньги Стефания купила себе туфли-лодочки и фильдеперсовые чулки. В них и репетировала. Молодые вместе играли в спектакле "Царь Максимилиан". Но этот союз продлился не так долго. С театром Василию пришлось расстаться, так как он был излишне веселый, шумный, любил рассказывать анекдоты, а времена были суровые. Вот однажды и рассказал то, что рассказывать было нельзя. И "загремел" в лагерь в Магадан на 13 лет.
В 1931 году Станюта пришла в труппу БГТ-1 (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). В то время его сцену украшали имена таких выдающихся мастеров, как Владимир Крылович, Владимир Владомирский, Глеб Глебов, Борис Платонов, Флориан Жданович, Ольга Галина, Лидия Ржецкая, Вера Пола и другие. В этой актерской семье Станюта заняла свое заметное место и проработала почти 70 лет. Ее полюбили в театре за яркий талант, за большую человеческую красоту, за скромность и добросовестное отношение к работе, за то, что она была очень светлым человеком. В 1934 году Стефания Станюта вышла замуж за офицера Александра Кручинского. В 1936 году родился сын Александр, который стал ученым, доктором наук, литературоведом. Необыкновенно любил мать, был очень на нее похож. Написал две книги, посвященные ей. Когда началась война, театр Янки Купалы был на гастролях в Одессе. В Минске у Стефании Станюты осталась семья, но театр еще долго находился в Одессе, где актриса была начальником группы самозащиты. Из Одессы артистов эвакуировали в сибирский город Томск. В Томске в зале всегда было много публики, билеты доставали с трудом. Играли "Павлинку" и "Примаки" Янки Купалы. Кроме спектаклей Стефания часто выступала в госпиталях перед ранеными, вела театральный кружок с выздоравливающими бойцами.
Актерская судьба Стефании Михайловны сложилась чрезвычайно удачно, и за долгую жизнь на купаловской сцене она создала целую галерею женских образов. Среди них: Глафира в спектакле "Волки и овцы", Дуэнья в "Дне чудесных обманов", Марыля в "Разоренном гнезде", Мод в "Гарольде и Моде". Ее Мод - воплощение любви и жажды жизни. Смелая, обаятельная и интеллигентная, она как бы излучала энергию солнца, света, теплоты и красоты; учила любить жизнь и не бояться старости. Актриса утверждала, что нет старости там, где господствует молодость сердца и души. Стефания Михайловна очень любила свою Мод, часто играла этот спектакль на гастролях. К числу значительных работ последних лет относится роль Арины Родионовны в "Верочке" Андрея Макаенка. В этом образе много интересных, неповторимых цветов и нюансов, запоминающихся актерских деталей. Эта роль исполнялась Станютой с особенной любовью и вдохновением. В ней актриса смогла передать настоящую народность женского характера, его духовность и красоту. Замечательно играла она также старую ключницу Михеевну в спектакле "Последняя жертва". У Станюты было много интересных ролей, но настоящая слава пришла к ней поздно, когда она играла уже роли пожилых женщин и бабушек. Она умела быть одинаково органичной в ролях изможденных крестьянок и элегантных светских женщин. И даже маленький эпизод делала истинным сценическим шедевром. Стефания Михайловна всегда была предана театру. Ей было за 90, а она еще выходила на сцену. Имя Стефании Станюты связано не только со сценой купаловского театра. Отдельной страницей ее творчества является кино, она плодотворно сотрудничала с радиотеатром и телевидением. На творческом счету талантливой актрисы более 60 ролей в кино и на телевидении. Она снималась в таких фильмах, как "Люди на болоте" режиссера Виктора Турова, любимом многими фильме "Белые Росы" Игоря Добролюбова, телефильмах "Мы - парни живучие", "Время выбрало нас". И главный фильм актрисы, который сделал ее звездой, - "Прощание с Матерой", где она сыграла роль Дарьи. Матера - это деревня на острове, который из-за строительства гидроэлектростанции должен быть затоплен. И это трагедия для ее жителей, которые вынуждены сжигать свои дома и оставить под водой родные могилы. Дарья, перед тем, как дом ее будет сожжен, чисто его моет, белит печь, украшает горницу цветами. Момент, когда она смотрит на свой горящий дом, забыть невозможно. Фильм был показан и оценен зрителями во многих странах.
Творчеству Станюты были свойственны глубокое проникновение в психологию образа, эмоциональность, выразительность слова, жеста, мимики, яркая комедийность, умелое использование иронии и гротеска. Стефания Станюта создала ряд народных характеров, в которых подчеркнула мудрость, активную жизненную позицию, связь с землей, душевную щедрость и человечность. Ее роли были разными, но неизменно гениальными. Стефания Михайловна была удостоена самых высоких званий: народная артистка Беларуси, народная артистка Советского Союза, Академик Международной академии театра. Первый приз "Хрустальная Павлинка" был присужден именно ей. Она - лауреат Государственной премии Беларуси. Награждена орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и "Дружбы народов", многими медалями, в том числе и медалью Франциска Скорины. Ее называли живой легендой, талисманом купаловского театра. Сама же Стефания Станюта была невероятно скромным и застенчивым человеком. В одном из своих интервью русский театральный критик Александр Рафаилович Кугель писал о Стефании Михайловне: "Есть люди, красивые люди, которые, чем старше, тем становятся красивее. Таковы люди с интеллектуальной складкой. И в этих чертах, освященных светом мысли и пережитых интеллектуальных страданий, все больше и больше сказывается прелесть духовного прозрения". У актрисы было увлечение: где бы она ни была, она собирала желуди, ягоды рябины, шиповника, семена экзотических фруктов, добавляла к ним фасоль, кукурузу и мастерила из всего этого украшения, которыми щедро одаривала своих друзей и знакомых. Гордилась своим сыном, любила невестку и внука, появилась правнучка - Мелитина, вот только порадоваться ее спортивным успехам в гимнастике актриса не успела. Умерла Стефания Михайловна в 2000 году. Она очень достойно прожила свою жизнь. Никогда никому не завидовала, никогда никого ни о чем не просила. Стефания Михайловна была не только талантливой актрисой, но и добрым, очень отзывчивым человеком. Сын Стефании Станюты Александр издал книгу воспоминаний о матери. Первая вышла в 1994 году, а дополненный вариант - "Жизнь актрисы" в 2001 году. Ко 105-летию со дня рождения актрисы Александр Станюта издал новый роман "Городские сны". В память о выдающейся актрисе в 2003 году на доме №19 по проспекту Независимости в Минске была установлена мемориальная доска Стефании Станюты, а в ноябре того же года - памятник на Восточном (Московском) кладбище. Министерство связи и информатизации Беларуси в 2005 году ввело в почтовое обращение марку "100 лет со дня рождения С.М.Станюты". К 100-летию актрисы был выпущен памятный буклет.-0-