Исполнилось 110 лет со дня рождения женщины-дирижера Татьяны Коломийцевой

2024-08-02 08:03
2 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения известного белорусского дирижера Татьяны Михайловны Коломийцевой. Она была единственной женщиной-дирижером симфонического оркестра в Беларуси и добилась больших успехов в этой непростой и традиционно мужской профессии.Татьяна Михайловна родилась в Санкт-Петербурге в 1914 году. Она окончила художественно-графическое отделение Одесского художественного техникума (ныне Одесский художественный колледж имени М.Б.Грекова). После поступила в Одесскую консерваторию (ныне Одесская национальная музыкальная академия им.А.В.Неждановой). В 1936 году окончила обучение и начала работать ассистентом дирижера в оперном театре Винницы.  Осенью 1937 года Коломийцева приняла участие во Всесоюзном конкурсе на должность помощника дирижера в Государственных симфонических оркестрах Московской и Ленинградской филармоний, а также в Государственном симфоническом оркестре СССР. Среди 20 исполнителей она стала лучшей. Специалисты отмечали, что Татьяне Михайловне с первого взмаха дирижерской палочки удавалось захватить оркестр, подчинить его своей воле и заставить осуществить все замыслы руководителя. После победы в конкурсе она стала ассистентом знаменитого художественного руководителя Государственного симфонического оркестра СССР Александра Гаука. В 1938 году дирижировала этим оркестром во время своей первой программы, состоявшей из произведений Бетховена. Критики отмечали, что Татьяна Михайловна продемонстрировала прекрасное знание музыки, чувство стиля, собранность и продуманность исполнения. Затем она дирижировала симфоническим оркестром Ленинградской филармонии и одновременно училась в аспирантуре Московской консерватории. Вместе с ленинградским коллективом она гастролировала по разным городам. Под ее руководством были исполнены симфонические поэмы Листа, произведения Баха, Грига, Бетховена, Чайковского, Бородина. На ее концертах всегда были аншлаги.В 1941-1943 годах преподавала в Северо-Осетинской оперной студии при Московской государственной консерватории. Затем работала дирижером балета в оркестре Государственного театра оперы и балета БССР, эвакуированного в то время в Ивановскую область. После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков она осталась в этом коллективе. С 1946 по 1952 год руководила симфоническим оркестром Белорусской филармонии. С входившими в его состав молодыми музыкантами, выпускниками Белорусской консерватории, она кропотливо работала над восстановлением творческого уровня оркестра, повышением их исполнительского мастерства. Профессионализм и увлеченность Коломийцевой дали результат: яркие, динамичные музыкальные исполнения настолько завораживали слушателей, что после окончания концертов в зале всегда на несколько минут воцарялась тишина, и только потом звучали аплодисменты.С 1952 по 1993 год она была дирижером Большого театра Беларуси. Среди поставленных ею на белорусской сцене спектаклей были и национальные ("Князь озеро" В.А.Золотарева, "Подставная невеста" Г.Вагнера, "Избранница", "Тиль Уленшпигель" и "Альпийская баллада" Е.А.Глебова, "Алеся" Е.К.Тикоцкого), а также русская и зарубежная классика ("Пиковая дама", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" П.И.Чайковского, "Обручение в монастыре" и "Золушка" С.С.Прокофьева, "Трубадур" Дж.Верди, "Любовный напиток" Г.Доницетти). Она бралась за необычные, сложные произведения и работала над ними блестяще. Именно Татьяна Коломийцева осуществила первую постановку оперы "Лоэнгрин" Р.Вагнера на белорусской сцене. Единственная на территории всего СССР она взялась за "Орестею" С.И.Танеева. Спектакль получил всесоюзное признание и был записан на грампластинки фирмой "Мелодия".В 1983 году были "Сказки Гофмана" - фантастический спектакль и ее "лебединая песня". Рассказывают, что Коломийцева довольно долго уговаривала руководство театра доверить ей эту постановку. В парадигме образов Гофмана - Оффенбаха и самой фигуре великого немецкого романтика она, возможно, находила что-то близкое своему пониманию личности художника. Вслед за Гофманом, разделившим человечество на две категории - истинных музыкантов и обычных людей, Коломийцева была бескомпромиссна в творчестве: или ты соответствуешь званию музыканта, или нет. "Я не могу быть рядом с музыкой. Я должна быть в ней, иначе все бессмысленно", - сказала в одном интервью дирижер.Татьяна Михайловна умерла в марте 1994 года, не дожив несколько месяцев до своего 80-летия.Творчество Татьяны Михайловны Коломийцевой вошло в историю белорусской музыкальной культуры. Ее творчество было отмечено высокой наградой: в 1964 году она получила звание народной артистки Беларуси.-0-