ДОСЬЕ: К 95-летию народной артистки Беларуси и СССР Александры Климовой

2016-09-30 10:10
На сцене Национального академического драматического театра имени Максима Горького в 50-60-е годы XX столетия вспыхнула звезда Александры Ивановны Климовой. Блистательная, царственная Климова, сыгравшая едва ли не всех королев классической драматургии - от Клеопатры до Марии Стюарт. Репертуар Александры Ивановны называли королевским, а ее - Королевой театра. Каждую роль Климова старалась довести до ювелирного блеска. Ей очень много дала природа: тонкую, деликатную женскую красоту, богатый на интонации голос, глубокую органическую интеллектуальность.

Родилась Александра Климова в селе Затобольск Костанайской области в Казахстане 1 октября 1921 года в многодетной семье. Школу окончила в Магнитогорске, где впервые и познакомилась с театром. Первые шаги в актерском искусстве сделала на сцене Магнитогорского народного театра. Во время Великой Отечественной войны выступала в военных госпиталях.
В те годы Московский академический Малый театр находился в эвакуации в Челябинске и шефствовал над театром в Магнитогорске. Художественным руководителем Магнитогорского театра стал Лев Прозоровский, который заметил молодое дарование и предложил Александре Климовой перейти работать в Магнитогорский академический театр имени Александра Пушкина. Здесь она сыграла свои первые настоящие роли - Аню в "Вишневом саде" Антона Чехова и Катю в "Варварах" Максима Горького.

Затем была учеба в Московском театральном училище имени Михаила Щепкина на курсе Веры Пашенной. Со второго курса круглая отличница Климова получала персональную стипендию имени Садовского. Особенно выделялись ее работы по актерскому мастерству. Распределили Александру Климову в Одесский русский драматический театр, где актрисе сразу предложили роль Верочки в "Обрыве" Ивана Гончарова. Первое признание ее как настоящей актрисы было весьма своеобразным: уже назавтра после премьеры в Одессе Климову стали называть не иначе как Верочкой, и прямо на улице она получила от восхищенного поклонника пакет макарон. В 1949 году это значило немало. Потом были другие роли и роскошные букеты, но те макароны все же остались для Александры Климовой знаком ее первого успеха. Через несколько лет одесскую "героиню" переманили в прославленный Киевский театр имени Леси Украинки, а затем в Харьковский русский драматический театр имени Александра Пушкина.

В 1956 году Климова переехала в Минск. С этого времени ее творческая судьба была неразрывно связана с театральным искусством Беларуси. Дебютом актрисы в Национальном академическом драматическом театре имени Максима Горького стала роль Комиссара в "Оптимистической трагедии" Владимира Вишневского, которая принесла ей широкое признание публики. В этой роли Климова выступала на сцене Кремлевского дворца съездов. Она стала лауреатом Всесоюзного конкурса театров, лауреатом фестиваля "Прибалтийская весна".
За долгие годы служения театру Александра Климова сыграла множество ролей, а некоторые из образов, созданных актрисой, стали настоящей театральной легендой. Какую бы роль ни играла Александра Климова, она всегда волновала зрителей - в этом главная черта ее неповторимого таланта и женского характера. А роль Нины Снежко в спектакле "Барабанщица" Афанасия Салынского - одна из лучших в ее творческой биографии. Позднее она сыграла Гелену в "Варшавской мелодии" Леонида Зорина. С триумфом играла принцессу Космонополис в спектакле "Сладкоголосая птица юности" Уильямса, а затем роль Спиридоновой в спектакле "Шестое июля" Михаила Шатрова.

Александра Климова переиграла все трагедийные роли, о которых только могут мечтать актрисы. Были мятежная Мария Стюарт в одноименном спектакле Шиллера, Клеопатра, леди Макбет, Гертруда в "Антонии и Клеопатре", "Макбете", "Гамлете" Шекспира, Лариса в "Бесприданнице" Александра Островского и многие другие. Ряд ролей сыграла актриса и в пьесах белорусских авторов. Это - Женщина в спектакле "Возвращение в Хатынь" Алеся Адамовича, судья Зубрич в "Тревоге" Алеся Петрашкевича, Женщина в белом в "Последней инстанции" Николая Матуковского и другие.

За половину века творческой деятельности актриса сыграла более 80 главных ролей классического и современного репертуара. На сцене театра ею создана целая галерея сценических образов, которые по праву занесены в сокровищницу белорусского театрального искусства. Александра Климова снискала славу ведущей актрисы героического плана и получила широкое признание у театральной общественности и зрителей. В одном из интервью Александра Ивановна, величественная королева сцены, сказала: "Мое счастье - любовь зрителя. В зрителях я находила и нахожу спасение. В их любви черпаю силы".

Кроме работы в театре Александра Ивановна преподавала в Белорусском театрально-художественном институте. Снималась в художественных фильмах "Сыновья уходят в бой", "Потому что люблю", "Эпилог", телефильмах "Рядом с вами", "Атланты и кариатиды", "Вся королевская рать". В 1999 году состоялась премьера моноспектакля "Мой театр", где актриса исполняла отрывки из произведений "Монолог о театре" Виссариона Белинского, "Вишневый сад" Антона Чехова, "Антоний и Клеопатра" Шекспира, "Дети солнца" Максима Горького, "Старая актриса на роль жены Достоевского" Эдварда Радзинского, "Ледовое побоище" Константина Симонова.

Когда-то ее спектакли транслировались по радио, после чего актриса буквально мешками получала письма со всего Советского Союза. Она была награждена всеми наградами, которые только мог получить советский актер. За свои творческие достижения Александра Ивановна Климова была удостоена званий народной артистки Беларуси, народной артистки СССР, награждена орденами Франциска Скорины, Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями, получила премию имени Игната Буйницкого.

Александра Климова активно занималась общественной работой. Была членом Советского комитета защиты мира, комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР, комиссии БССР по делам ЮНЕСКО. Избиралась председателем Республиканской военно-шефской комиссии.

Мужем Александры Ивановны был Андрей Валентинович Душечкин-Корсаковский, который ради жены пожертвовал актерской карьерой, но нашел себя в театральной педагогике. Сын Климовой Андрей Душечкин - заслуженный артист Беларуси - посвятил актрисе книгу "По ту сторону зеркала". В ней он писал: "Мама была редкой актрисой. Занавес опускался - но в обычную женщину Александра Ивановна не превращалась. Даже быт никогда так и не стал для нее простым, обыденным занятием. Когда мама стирала, всем домашним хотелось сбежать из квартиры. Она постоянно что-то репетировала. Все, что не имело отношения к театру, ее особенно не интересовало. И со временем мы с отцом стали стараться делать все, чтобы она могла заниматься исключительно творчеством. Александра Климова была величиной абсолютной, и мы оба это понимали". Умерла великая драматическая актриса в 2005 году на 84-м году жизни. В 2007 году в честь Александры Ивановны Климовой в Минске была установлена мемориальная доска. Был снят документальный фильм "Актриса - моя профессия".-0-