ДОСЬЕ: К 180-летию писательницы Элизы Ожешко
2021-06-06 10:11
6 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Белорусская земля дала жизнь многим известным польским писателям, в ряду которых одно из первых мест принадлежит Элизе Ожешко. В этом году исполняется 180 лет со дня ее рождения.
Родилась Элиза Ожешко 6 июня 1841 года в родовитой шляхетской семье Павловских в поместье Мильковщина, недалеко от Гродно. Самым захватывающим занятием в детстве для Элизы было чтение.
После преждевременной смерти отца осталась большая библиотека, а также прекрасная коллекция картин. Родительская библиотека в дальнейшем значительно повлияла на духовное развитие Элизы. Тем более что в доме очень почитали польские традиции. Девочка хорошо владела двумя языками - польским и французским. И еще она немного разговаривала на белорусском, который слышала от крестьянских детей и своих друзей.
После смерти старшей сестры Элизу отдали на воспитание в монастырский пансион в Варшаве, в котором она пробыла пять лет с 1852 по 1857 год. Воспитание там велось исходя из традиционного взгляда на роль женщины в благородном обществе: много времени отводилось на освоение светских манер, игры на фортепиано и усовершенствование французского языка. Но самыми любимыми для Элизы были лекции по польской литературе.
После окончания пансиона девушку выдали замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко, который был в родстве почти со всей поветовой знатью. Зимой 1858 года семья перебралась в имение Людвиново (ныне деревня в Дрогичинском районе). Молодая женщина мало интересовалась имением, она увлекалась чтением книг. В это время появилась прогрессивная польская литература, которая призывала бороться против угнетения, пробуждала общественную активность. Безусловно, эта литература очень повлияла на Элизу. В 1862 году вместе с младшим братом мужа Флорианом она организовала школу для сельских детей, где обучались 20 мальчиков.
Дуб, посаженный Элизой Ожешко в усадьбе Бохвицей в Флерьяново
Исключительную роль в формировании мировоззрения писательницы сыграли крестьянская реформа и национально-освободительная борьба 1863-1864 годов в Беларуси. Элиза Ожешко была не только свидетельницей, но и участницей этой героической борьбы против российского самодержавия. Во время восстания она стала связной партизанского отряда Ромуальда Траугутта, действовавшего на территории Белорусского Полесья. Помогала восставшим медикаментами и продуктами питания, создала "женский легионик", который выпекал хлеб, стирал белье, поддерживал с отрядом постоянную связь. Сама Элиза прятала и лечила в течение двух недель раненого Траугутта, одного из руководителей восстания, которому позже помогла бежать в Варшаву.
Муж Элизы был обвинен в помощи восставшим и по приговору суда в декабре 1864 года бессрочно сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано в счет государства. Брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по ее инициативе был признан в 1869 недействительным.
В 1869 году писательница вернулась в Гродно. В 1870 году была вынуждена продать родительское имение.
Переживая горечь разгрома восстания, она начала писать. "Литвинка" - так подписывала она некоторые свои произведения. В 1866 году в журнале "Тыгоднік ілюстраваны" появился ее первый рассказ "Малюнак з галодных гадоў" - воспоминание о голоде в белорусской крепостной деревне. С этого произведения начался большой художественный цикл о белорусах, а художественное творчество стало целью жизни и единственным средством для существования. В дальнейшем Ожешко перешла к жанру романа.
В произведениях нашли отражение рассуждения писательницы о буржуазном прогрессе и всеобщем благосостоянии ("В клетке", "На провинции" и другие). Но в скором времени действительность внесла свои изменения в творчество, и она вернулась к реалистическому направлению. Писательница выступала за равноправие женщин в обществе (повести "Последняя любовь", "Пан Граба", "Марта"), защищала интересы трудящихся (сборник рассказов "Из разных сфер"), критиковала шляхетскую аристократию. В этих произведениях ощущается выразительный художественный стиль, а реалистические зарисовки из жизни проникнуты сочувствием к обиженной бедноте.
80-е годы XIX столетия являются временем наибольшего подъема творчества писательницы, когда был написан наиболее значительный роман-эпопея "Над Неманом", где поднимаются насущные проблемы тогдашней действительности. Он занял почетное место не только в польской, но и мировой литературе, о чем свидетельствуют многочисленные переводы на иностранные языки. В повестях "Низины", "Дзюрдзи", "Хам", рассказах "Эхо", "Тадеуш", "В зимний вечер" Элиза рассказала о жизни белорусского народа, создала его психологически точный образ.
Писательница серьезно занималась изучением фольклора и этнографии, исследовала народное мировоззрение, национальный характер и культуру белорусов. Белорусскому фольклору посвящен очерк "Люди и цветы на берегах Немана", куда включены записи произведений устного народного творчества Гродненщины (лирические песни, баллады, поговорки, загадки), а также белорусские названия около 400 трав. "Зімовымі начамі і вечарамі ў думках я вандравала па тых лясах і лугах, дзе калісьці вясной, летам і восенню займалася батанічнымі назіраннямі. Я назірала за нараджэннем і жыццём раслін, чытала пра іх у вучоных кніжках, збірала гербарыі, а потым пісала пра іх у сваіх аповесцях і навелах".
В своем последнем сборнике новелл Gloria victis ("Слава побежденным") писательница вспоминает о героической национально-освободительной борьбе белорусского и польского народов, раскрывает трагедию патриотов-шляхтичей, не поддержанных простым народом.
"Гродненские сезоны пани Элизы" в Гродно, 2017. В образе Элизы Ожешко - Ольга Богданович (слева).
Произведения Ожешко сыграли определенную роль в становлении белорусского театра. Ее инсценированные повести "Хам" и рассказ "В зимний вечер" ставились Первой белорусской труппой Игната Буйницкого в 1910-1912 годах, Первым товариществом белорусской драмы и комедии, созданным Флорианом Ждановичем. Именно постановкой спектакля "В зимний вечер" открылся Белорусский государственный театр. По повести "Хам" снят одноименный многосерийный телефильм.
Творческое наследие Элизы Ожешко составляет более пятидесяти томов произведений разных прозаических жанров. К ним присоединяется десять томов произведений эпистолярного жанра: письма к литераторам, людям науки, друзьям-писателям, переводчикам, редакторам и издателям. Ее произведения переведены на двадцать европейских языков. Все романы, повести, рассказы, литературно-критические и публицистические статьи связаны с конкретными особенностями жизни белорусского и польского народов во второй половине XIX века.
В своих произведениях Элиза Ожешко всегда затрагивала острые проблемы современности, стремилась передать сущность и дух времени. Необыкновенно чуткая к общественным переменам, она волновала читателей правдой своего искусства, искренней любовью к человеку. В творчестве писательницы преобладает решительный протест против всякого социального и национального насилия, безграничная вера в науку, человеческий разум, необходимость труда.
Элиза Ожешко писала на польском языке, но заняла в истории белорусской литературы особенное место. Писательница с сочувствием и уважением относилась к трудолюбивому белорусскому народу, изучала его жизнь и быт, любила белорусские пейзажи, собрала богатый и оригинальный фольклорный материал. Об Элизе Ожешко писатель-краевед Владимир Содаль сказал такие слова: "Ажэшка, як ніхто да яе, апавядала свету пра беларусаў і Беларусь. Яна для нашага краю, як Гогаль для Украіны. Той быў сувязны між Украінай і Расіяй, а яна - між Беларуссю і Польшчай".
В 1905 году кандидатура писательницы представлялась на получение Нобелевской премии. Но комитет отдал тогда преимущество ее конкуренту - Генрику Сенкевичу.
Умерла Элиза Ожешко в 1910 году в Гродно. В 1929 году в этом городе писательнице установлен памятник, ее именем названа одна из главных улиц. В 2001 году в доме, где жила Элиза Ожешко, открыт музей.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.