ДОСЬЕ: К 100-летию народной артистки Беларуси Зинаиды Броварской

2016-08-30 09:37
Народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Зинаида Ивановна Броварская работала в купаловском театре более 60 лет. Она сыграла десятки ролей в театре и кино, на телевидении и радио, запомнилась как прекрасный педагог выпускникам Белорусского театрально-художественного института. Родилась актриса 31 августа 1916 года на Украине, в поселке "Одесса-Дачная" в семье железнодорожника. К театру ее приобщила мама, которая была человеком разносторонне одаренным, великолепно играла на фортепиано, все свое свободное время отдавала любительскому театру. В школьные годы Зинаида не осознавала необходимости стать именно актрисой, более того, когда в школе проводилось тестирование, в анкетах писала, что хочет стать пожарником, потом - архитектором. Идею поступать именно в ГИТИС подсказала подруга, впоследствии ставшая великолепным музыкантом. В Москву Броварская отправилась с байковым одеялом на случай провала. Одеяло предполагалось продать, чтобы на вырученные деньги вернуться домой. Но домой она не вернулась, новым домом стал театр.
В Москве на первом отборочном туре стихи, басню и прозу она читала на украинском языке, хотя в доме родителей прекрасно знали и русский язык. Но по-настоящему русскую литературу Зинаида Броварская открыла для себя, когда приехала учиться в Москву. Читала запоем все, что рекомендовали преподаватели. Ходила на все выставки в Третьяковскую галерею, в Большой зал консерватории, зал Чайковского. В Государственном институте театрального искусства училась у прекрасных педагогов Михаила Михайловича Тарханова, Николая Сергеевича Плотникова и других.

Премьера спектакля по пьесе болгарского писателя В.Петрова "Театр – любовь моя". Сцена из спектакля. Заняты народные артисты БССР З.Броварская и М.Захаревич. Белорусский государственный академический театр имени Янки Купалы. 23 декабря 1983 года
Ну а в минский театр Зинаида Броварская попала сразу после окончания института отчасти благодаря своему мужу (Оскара Гаутмана назначили директором оперного театра Беларуси), а отчасти Евстигнею Афиногеновичу Мировичу, который приехал набирать труппу во вновь открывшийся Театр юного зрителя. Так что в Минск Броварская приехала как артистка ТЮЗа. Сыграла там Тоню Туманову в спектакле "Как закалялась сталь" и Царевну-лебедь в "Сказке о царе Солтане". В этом спектакле ее увидел Константин Николаевич Санников, который готовил премьеру "Екатерина Жерносек" Михася Климковича, и пригласил Броварскую на главную роль. Так Зинаида Ивановна стала работать в Белорусском академическом государственном театре имени Янки Купалы и учить белорусский язык.

Заслуженная артистка БССР Олимпиада Шах-Парон, народная артистка БССР Зинаида Броварская и главный режиссер Гродненского областного драматического театра Владимир Короткевич. На пленуме Белорусского театрального общества. 27 октября 1975 года
Этому театру Броварская посвятила всю жизнь, только война на некоторое время разлучила их. В период с 1941 по 1950 год она была актрисой московского фронтового театра "Огонек", театров Ашхабада, Пензы и Куйбышева. В 1950 году вернулась в Минск, в свой академический театр имени Янки Купалы. В театр она приходила ежедневно, сколько могла, даже когда передвигалась уже практически на ощупь. В 70 лет Броварская делала стойку на голове, причем без опоры, сохраняя убедительность образа и выразительность речи. А в 85 лет Зинаида Ивановна была еще занята в двух спектаклях - "Павлинке" и "Поминальной молитве". В одном из своих интервью актриса сказала: "Для меня Бог - театр. И я свято всю жизнь верю ему". Воспитанница русской актерской школы, Зинаида Ивановна Броварская органично и натурально вписалась в белорусский национальный театральный контекст, ощутила мелодику белорусского говора. Ее героини были самыми разными.

Директор театра И.Вашкевич, артисты З.Броварская и Г.Гарбук во время пресс-конференции в Минске, посвященной 75-летию театра имени Янки Купалы. 27 октября 1995 года
Зинаида Броварская обладала широким творческим диапазоном. Ей было подвластно исполнение лирических, драматических и комедийно-сатирических образов. На сцене Купаловского театра она сыграла около 100 главных ролей. Много лет она была занята чуть ли не во всех спектаклях Национального академического театра имени Янки Купалы. Талант актрисы позволял Зинаиде Броварской одинаково свободно чувствовать себя в самых разных ролях, это были Мать в "Затюканном апостоле" Андрея Макаенка, Зелкина в комедии "Кто смеется последним" Кондрата Крапивы, Юленька в "Доходном месте" Александра Островского, Нора в одноименном спектакле Ибсена и многих других. Она знала всё и обо всех: как парторг труппы бесконечно что-то выбивала и доставала, опекала, устраивала шефскую помощь.

Директор театра И.Вашкевич поздравляет с открытием очередного сезона в театре старейшую актрису З.Броварскую. Национальный академический театр имени Янки Купалы. 20 сентября 1996 года
В числе любимых - роль Эржи в спектакле "Игра с кошкой" по пьесе Иштвана Эркеня. За нее в 1979 году на фестивале драматического искусства Венгерской Народной Республики Броварская получила диплом первой степени. Как признавалась актриса: "Ее я очень люблю еще и потому, что она в некотором смысле учила меня жить. Я училась у моей Эржи, как поступила бы при тех или иных обстоятельствах, мысленно предполагая, что бы предприняла она. И когда я "вычисляла" поведение моей Эржи, то, как правило, попадала в яблочко".

В театре состоялся бенефис актрисы З.Броварской, приуроченный к ее 75-летию. Театр имени Янки Купалы. 27 сентября 1996 года

Фрагмент бенефисного спектакля "Смех лангусты". Театр имени Янки Купалы. 27 сентября 1996 года

От имени Президента Республики Беларусь З.И.Броварскую поздравляет помощник Президента О.Г.Слука. Театр имени Янки Купалы. 27 сентября 1996 года
Броварская плодотворно работала на радио и телевидении, снималась в кинолентах. Она исполнила роль императрицы Александры Федоровны в телевизионной постановке "Крах" по Льву Толстому, женщину с ребенком в сериале "Наши соседи", фрау Кубе в фильме "Часы остановились в полночь" Николая Фигуровского, Зиночку Зелкину в фильме "Кто смеется последним". Зинаида Броварская вместе с Тамарой Абакумовской создали инсценировку по роману Ивана Мележа "Люди на болоте". Она была режиссером десятков постановок на сцене и в эфире, писала сценарии для театральных капустников, и уже в новом столетии публика все так же бурно рукоплескала ее перевоплощениям.

Пятикурсники актерского отделения Белорусского театрально-художественного института беседуют с народной артисткой БССР З.И.Броварской, которая преподавала у них сценическую речь. г. Минск, Дом искусств, 15 марта 1974 года
Много внимания Зинаида Броварская отдала воспитанию артистической смены, работая в Белорусском театрально-художественном институте. Она подготовила несколько поколений актеров, которые сегодня играют в разных театрах республики. В выходные дни, уверяли ее ученики, Броварская появлялась в учебной аудитории ровно в 10 часов и не покидала ее до 22, не отлучаясь ни на минуту, даже чтобы пообедать. Она следила за судьбой всех своих учеников, сколько бы их ни было, даже годы и десятилетия спустя. Вела переписку, поддерживала морально, если могла, пыталась помочь. Причем на поддержку могли рассчитывать не только те, кто занимался у нее на курсе, но и те, кому она преподавала всего лишь сценическую речь. А первое, о чем рассказывают в театре, вспоминая актрису, когда она вышла на сцену и отыграла спектакль через какие-то часы после гибели 12-летнего сына. Талантливой актрисе посвящен документальный фильм "Браво, Броварская!" В 2001 году вышли воспоминания Зинаиды Броварской "И каждый вечер в час назначенный...". Это рассказы о Купаловском театре, о мастерах, служивших в нем: Борисе Платонове, Глебе Глебове, Лидии Ржецкой, Леониде Рахленко и других. Умерла Зинаида Ивановна Броварская в 2005 году. Работы актрисы высоко оценены на государственном уровне. Она награждена орденом "Знак Почета", медалью "За победу над Германией" и медалью Франциска Скорины.

Народная артистка БССР З.И.Броварская. 4 августа 1986 года
"Я горача люблю людзей мастацтва менавіта за іх душэўную шчодрасць і нестандартнасць, за здольнасць узняцца над шэрасцю нашых будняў. А акцёр - гэта ўвогуле сонечная прафесія. Гэта прафесія пошуку, пошуку радасці, гэта імгненнае, маментальнае полымя, гэта феерверк фантазіі, феерверк арыгінальных, незвычайных знаходак, заснаваных на ўпартай і штодзённай рабоце", - утверждала верная служительница Мельпомены, для которой жизнь в театре и театр в жизни были равнозначными.-0-