В Палате представителей идет работа над законопроектом "Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)". Он готовится к принятию во втором чтении и был вынесен на очередное обсуждение во время круглого стола "Совершенствование правового регулирования государственных закупок товаров (работ, услуг)". Мероприятие прошло на базе Белорусского государственного экономического университета с привлечением широкого круга экспертов.
"Законопроект внесен правительством в Палату представителей 12 сентября и стоит задача его доработки в максимально сжатые сроки", - рассказал председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Леонид Брич.
Система госзакупок является важным элементом обеспечения государственных организаций необходимыми для функционирования товарами и услугами, что в наше непростое время является залогом их эффективной и ритмичной работы. "Во внесенном законопроекте закрепляются нормы, направленные на совершенствование и оптимизацию процедур государственных закупок, их дальнейшую цифровизацию, - подчеркнул парламентарий. - Целый блок норм законопроекта посвящен корректировке полномочий госорганов в данной сфере. Уточняются и расширяются полномочия правительства, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, что позволит оперативно принимать меры по защите внутреннего рынка, в том числе при необходимости ограничивать закупки отдельных иностранных товаров".
"В целом проект упрощает и ускоряет процесс приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств. При этом в проекте параллельно реализованы нормы, направленные на борьбу с недобросовестным посредничеством, и иными проявлениями злоупотреблений в сфере госзакупок. Такой подход позволит обеспечить баланс и защиту интересов как госорганов, так и представителей бизнеса, принимающих участие в процедурах госзакупок", - уточнил Леонид Брич.
Документ этот непростой, работа над ним велась не один год, дополнил депутат. "Первая редакция законопроекта была внесена в Палату представителей еще в феврале текущего года с наличием значительного количества концептуальных замечаний, высказанных как депутатским корпусом, так и сенаторами. Более полугода правительством велась доработка законопроекта, согласование со всеми заинтересованными, после чего его обновленный вариант был повторно внесен в Палату представителей, - отметил он. - В то же время не все поднятые вопросы до конца реализованы в тексте законопроекта и на площадке парламента их необходимо отработать, сделать документ понятным и доступным для правоприменения. Такая работа уже активно ведется в нашей комиссии. В ходе заседаний рабочей группы были рассмотрены особенности проведения отдельных процедур государственных закупок, вопросы участия аффилированных лиц".
"Заседание круглого стола прошло в конструктивном ключе. Его главный вывод - положения законопроекта создают необходимые предпосылки для усовершенствования системы государственных закупок, обеспечения своевременного удовлетворения потребности заказчиков в товарах (работах, услугах), повышения прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств, а также создают дополнительные стимулы для развития конкуренции. В свою очередь нам предстоит скрупулезно и оперативно поработать над предложениями, подготовить законопроект к принятию", - подчеркнул Леонид Брич.
Как уточнила заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская, исходя из целей условно все нормы проекта закона можно разделить на две группы: направленные на оптимизацию (упрощение) государственных закупок и на сокращение злоупотреблений, в том числе минимизацию недобросовестного посредничества.
В частности, сокращаются сроки проведения процедур государственных закупок в том числе за счет предоставления права перехода к закупке из одного источника без дополнительного согласования с кем-либо, если конкурентная процедура не состоялась. "Предоставляется право заключения долгосрочных договоров (на срок более года) по ряду товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, банковских услуг, услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования, лекарственных средств и медицинских изделий, договоров аренды и других. Предоставляется право продления на два месяца очередного календарного года без проведения процедур договоров на закупку товаров ежедневной и еженедельной потребности (перечень определен Советом Министров и включает среди прочего продукты питания, лекарственные средства, медицинские изделия, услуги по ремонту машин и оборудования, почтовые услуги, услуги связи и др.). Упрощается порядок проведения процедуры закупки из одного источника за счет: исключения обязанности изучения рынка по большинству оснований для проведения данного вида процедуры, увеличения порогов для проведения процедуры с 300 до 500 БВ, предоставления права в ходе проведения изменять объем (количество) товаров (работ, услуг)", - рассказала Наталья Василевская.
Кроме того, предлагается вместо ориентировочной стоимости предмета государственной закупки использовать предельную стоимость предмета госзакупки. "Сегодня подобный принцип реализован только в электронном аукционе, где торги начинаются с цены, указанной заказчиком, и идут вниз - на понижение. Проект закона распространит это правило на иные виды процедур государственных закупок. Тем самым участники не смогут завысить цену и предложить больше, чем определит заказчик, - отметила замминистра. - Устанавливается запрет на участие аффилированных лиц в государственных закупках, при этом дается понятие аффилированных лиц. Схема будет реализована по заявительному принципу - участники перечисляют своих аффилированных лиц, заказчик анализирует списки и при совпадении хоть одного из них отклоняет таких участников. Предусматривается проведение процедуры закупки из одного источника в электронном формате по ряду оснований. В частности, Совет Министров определит случаи, когда закупка из одного источника будет проводиться в электронном виде, а также порядок такой закупки. Это позволит повысить гласность процедур, привлечь более широкий круг участников и тем самым повысить эффективность закупки. Закрепляются полномочия главы государства и Совета Министров на установление особенностей/изъятий в сфере государственных закупок. Это позволит оперативно принимать меры по защите внутреннего рынка, в том числе при необходимости ограничивать закупки отдельных иностранных товаров".
"Подготовленные изменения назрели уже давно, и специалисты по закупкам с нетерпением ожидают их принятия", - констатировала Наталья Василевская.
БЕЛТА.-0-