Функционирование Союзного государства базируется на объективном процессе сближения экономик обеих стран на основе общих духовных и культурных ценностей, исторических традиций, социальных предпочтений, территориальной расположенности и других факторов, создающих условия для формирования политических и экономических отношений, соответствующих статусу союза. В этом процессе немаловажная роль принадлежит агропромышленному комплексу как базовому сектору экономики, определяющему благосостояние народов, развитие которого как в Беларуси, так и в России требует решения схожих проблем.
Повышение устойчивости и эффективности развития агропромышленных комплексов стран - участниц Союзного государства должно базироваться в первую очередь на углублении интеграционных процессов в аграрной сфере, развитии рынков товаров и услуг в отрасли на основе взаимовыгодной торговли и, в конечном итоге, на использовании преимуществ экономической интеграции аграрного рынка. Это в свою очередь требует согласования национальных аграрных политик и формирования единой стратегии на основе дальнейшей поэтапной синхронизации важнейших ее направлений.
Хотелось бы отметить, что продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности стран в долгосрочном периоде, фактором сохранения государственности и суверенитета, а также важнейшей составляющей социально-экономической политики. Поэтому, учитывая нарастающее влияние внешних угроз продовольственной безопасности, связанных с нестабильностью мирового рынка и проявлениями различного рода кризисов, инициативы Беларуси и России в сфере продовольственной безопасности должны основываться на наращивании производственного и конкурентного потенциала субъектов Союзного государства на основе кооперации в ключевых отраслях, формирования благоприятной конкурентной среды, а также создания общих объектов производственной, рыночной и информационной инфраструктуры.
Беларусь и Россия уже сейчас располагают достаточным потенциалом для решения продовольственной проблемы на основе собственного производства.
Институтом системных исследований в АПК НАН Беларуси ежегодно проводится мониторинг продовольственной безопасности нашей страны. На основе широкого спектра показателей оцениваются физическая и экономическая доступность продовольствия, качество продуктов питания, уровень экологической устойчивости сельскохозяйственного производства. Результаты мониторинга ряда последних лет доказывают, что продовольственная безопасность Республики Беларусь полностью обеспечена на национальном и региональном уровнях. Интегральный индекс продовольственной безопасности, учитывающий достаточность собственного производства, уровень потребления основных продуктов по отношению к рациональному и качество рациона питания населения в энергетической оценке, стабильно выше единицы. Это означает, что система продовольственной безопасности функционирует устойчиво и сбалансированно.
В стране уровень самообеспечения по основным группам продовольственных товаров превышает 100 процентов. Например, молокопродуктами мы обеспечены на 263 процента, растительным маслом - на 228, сахаром - на 154, мясом - на 134, яйцами - на 127, картофелем и овощами - на 100 и 102 процента соответственно и т. д.
Высокий уровень самообеспеченности позволяет нам поставлять на внутренний рынок качественные товары в широком ассортименте, проводить активную внешнеторговую политику, наращивать положительное сальдо внешней торговли по группе агропродовольственных товаров. Сформирован значительный экспортный потенциал - порядка 40% производимой продукции реализуется на внешнем рынке. Беларусь стала не просто гарантом обеспечения собственной продовольственной безопасности, но и страной с экспортно ориентированным производством сельхозпродукции.
На мировом рынке Беларусь зарекомендовала себя как надежный поставщик агропродовольственных товаров. Отечественный агропромышленный комплекс успешно реализовывает свои экспортные приоритеты. В последние годы наш экспорт продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности обеспечивает порядка 20% валютных поступлений от поставок всех товаров за рубеж.
Следует также отметить, что Беларусью и Россией выбраны фундаментально близкие стратегии обеспечения продовольственной безопасности и независимости.
В данной связи совершенно справедливо, что на долю Российской Федерации как ключевого партнера в рамках межгосударственной интеграции приходится около 70% экспорта и 40% импорта продукции отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности. Очевидно, что в нашем Союзном государстве эти значения отражают высокий уровень взаимодействия наших рынков.
Сложившиеся тенденции позволяют утверждать, что в АПК Беларуси и России существует широкий спектр задач, которые наиболее эффективно могут быть решены совместно. Для этого необходимо обеспечить дальнейшее формирование и развитие механизмов реализации общей аграрной политики Союзного государства.
В целом интеграция агропромышленных комплексов и агропродовольственных рынков Беларуси и России имеет оптимистическую перспективу. Это определяется как их взаимодополняемостью и влиянием на внутренние рынки наших государств, так и скоординированной политикой на мировом рынке.
Продукция, производимая в Беларуси, является комплементарной во взаимной торговле с Россией, так как наши экспортно ориентированные товары, как правило, являются востребованными на российском рынке (говядина, мясо птицы, масло животное, сыры и творог, сухое цельное и обезжиренное молоко, сахар). При этом республика заинтересована в российских товарах, составляющих основу российской экспортной корзины: рыба, подсолнечное масло, мукомольно-крупяная продукция и др.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что Россия и в перспективе будет основным торговым партнером Беларуси по группе сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В рамках Союзного государства создаются преференциальные условия во взаимной торговле, разрабатываются мероприятия, обеспечивающие идентичные правовые основы реализации единой аграрной политики, в том числе в сфере государственной поддержки сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Отдельное внимание уделяется обеспечению единых требований в сфере производства и обращения аграрных товаров, а также правил применения ветеринарных и фитосанитарных мер. В совокупности эти меры направлены на обеспечение согласованных действий в аграрной политике, что предполагает в первую очередь развитие внутрирегиональной торговли и достижение сбалансированности внутренних продовольственных рынков.-0-