«С ним легко было идти вперед». Каким был Михаил Финберг? Рассказывают коллеги и ученики

2021-12-13 15:07
11 декабря умер один из самых титулованных белорусских музыкантов – дирижер Михаил Финберг. Он был первым дирижером, который в 1995 году сопровождал на «Евровидении» в Дублине выступление Филиппа Киркорова. Он как никто умел сочетать современную музыку и камерную классику, раз за разом срывая аплодисменты влюбленной публики. Каким запомнили маэстро коллеги и ученики?
Михаил Финберг родился в семье прачки и рабочего в деревне Мелешковичи под Мозырем. Мальчик пять раз пробовал поступить в музучилище на класс скрипки, затем стал воспитанником военного оркестра в Курске. И только через несколько лет перевелся в Минск. Причем учебу в консерватории продолжил на тромбоне. Эдди Рознер, основатель Госджаза СССР, заметил талантливого пятикурсника в… ресторанной эстраде. И пригласил в свой коллектив.
Уже известным музыкантом Финберг открывал новые таланты. За 30 лет он не пропустил ни одного «Славянского базара», всегда стоял рядом с молодыми исполнителями, поддерживая, одобряя и советуя. Валерий Скорожонок рассказал о знакомстве с маэстро так: «Я знаком был с Михаилом Яковлевичем с 1988 года, с первого «Фестиваля польской песни». Мне повезло и работать под его руководством, и на конкурсе выступать. Много мудрых советов давал мне этот человек, и он меня открыл как артиста». Маэстро на конкурсе ждали всегда. По словам Глеба Лапицкого, фестиваль когда-то, на заре своих юных лет, и придумывался той творческой группой, в которой был и Михаил Яковлевич.
Однажды Михаил Яковлевич сказал: «Надо это все делать с любовью, чтобы через сердце шла любовь к стране, людям. И чтобы в конце, когда песня окончится, мы получили хорошие аплодисменты». Эти слова были своеобразным девизом музыканта.
Солист ансамбля «Самоцветы» Георгий Власенко описал это так: «Его заслуга в том, что он поднял эту планку на такой уровень, на который потом равнялись, в общем-то, все. И все артисты, которые приезжали после «Славянского базара» уже в Москву, говорили: «Вот у Финберга – вот там оркестр играет, вот они звучат здорово».
«Это человек эпохи. И когда такие люди, как он, уходят, ты понимаешь, что уходит что-то такое фундаментальное, что связывает культуру с чем-то великим», – так вспоминает Финберга заслуженная артистка Беларуси Виктория Алешко. «Я очень рад, что я знаю этого человека именно как учителя для многих артистов. Я рад, что мне довелось с ним общаться. Пусть не часто, но надолго эти воспоминания останутся», – добавил Руслан Алехно.
Ирина Дорофеева отметила, что ее всегда восхищало необыкновенное трудолюбие Михаила Яковлевича: «Как его хватало на столько проектов? Продолжатель джазовых традиций Эдди Рознера, джазовые фестивали без конца». Сам маэстро говорил, что он и музыканты приходят на репетицию и уходят с нее неудовлетворенными результатом, потому что всегда есть что-то, что можно сделать лучше.
В Белгосцирке Фингберг писал музыку под выступления Юрия Никулина, Олега Попова, Игоря Кио, Мстислава Запашного. А в 1987 году Михаил Яковлевич стал главным дирижером и художественным руководителем Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки. Спустя почти 20 лет коллектив получил статус национального, а в 2010-м – академического. В разное время солистами коллектива были Яков Науменко, Инна Афанасьева, Дмитрий Колдун, Петр Елфимов, Ирина Дорофеева и многие другие.
«У нас была семья. И мы знали, что у нас есть Михаил Яковлевич, который поможет нам в трудную минуту, – вспоминает солистка Галина Громович. – Нас он сделал». Ее коллега Руслан Мусвидас помнит неоценимую поддержку: «Даже иногда это было доброе слово. Доброе слово человека взрослого, мудрого, который мог сказать просто: «Руслан, все будет хорошо».
А еще были неожиданные, но точные шутки. «Он юморной очень. Он во время песни мог успеть мне рассказать анекдот», – говорит солистка Национального оркестра Наталья Тамело. – Он был уверен в нас. Так не хочу говорить это «был»… прямо не могу. Он всегда знал, что мы споем». А еще Финберг жил работой: «У него было столько идей, мыслей. Он горел этим желанием. Он никогда не болел, все время был на работе. Он многогранен. Он огромный профессионал. Все его знания и умения мы взяли себе и обязаны будем продолжать его дело».
| Подготовила Яна БОЛОТНИКОВА, БЕЛТА+
| Скриншоты из видео СТВ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Это был эпизод, но его запомнили все. Три важные роли Нины Ургант
«Не брюзжу на молодых». Вспоминаем самые яркие роли Нины Руслановой
Отец русского рока. Факты об Александре Градском, которые вы могли не знать