О роли майора Томина и уроке на всю жизнь. Цена популярности Леонида Каневского
2021-12-20 09:48
– Мне было всего два года, когда началась Великая Отечественная. Киев фашисты бомбили одним из первых, поэтому отец отправил меня и старшего брата Шурика вместе с мамой, бабушкой и дедушкой в Абхазию.
– Любовь к искусству нам с братом передалась от мамы. Она очень любила музыку и до замужества успела отучиться один год в консерватории. Мама водила нас в театр, ни одна премьера кинофильма не обошлась без нашего посещения. У меня было много разных интересов. В 11 лет мы с приятелем записались в драматический кружок в клубе МВД. К окончанию школы я точно определился: поступать в театральный вуз в Москве. Учеба в Щукинском училище – счастливые годы моей жизни, у нас сложилась хорошая компания. Дружил с Андреем Мироновым, Мишей Державиным. Со мной учились знаменитые актеры Василий Ливанов, Зиновий Высоковский.
На втором курсе я подружился с преподавателем Владимиром Георгиевичем Шлезингером. Однажды мы с ним отправились в мастерскую Якова Михайловича Смоленского – создателя школы сценической речи и художественного чтения – и засиделись до 4 утра. А уже в 9 начиналась репетиция, которую вел Шлезингер. Меня поразило, что после ночной посиделки он пришел в наглаженных брюках, накрахмаленной рубашке, благоухающий дорогим одеколоном. Я же был помятый и невыспавшийся и, обнаглев, спросил по-приятельски у преподавателя: «Можно я посижу и не буду участвовать в репетиции?» На что Владимир Георгиевич ответил: «Леня, что вы делали ночью, никого не волнует. Запомните на всю жизнь». Его наставления стали для меня уроком актерской и человеческой дисциплины на всю оставшуюся жизнь
– Вы играли в Ленкоме, на сцене Московского театра на Малой Бронной, а как получили свою первую роль в кино?– В Крыму на гастролях я получил свою первую телеграмму – приглашение приехать на кинопробы в фильме «Сорок минут до рассвета» в Минск. Уже на «Беларусьфильме» выяснилось, что сценарий к ленте написал мой старший брат Шурик. Он к тому времени стал известным писателем. Я очень удивился, когда мне предложили роль заведующего сельпо в белорусской деревне. На вопрос режиссеру, как он представляет меня с характерной внешностью в роли белоруса, Борис Рыцарев ответил: «Ничего страшного. Твой герой остался в белорусской глубинке после войны». Наверное, я неплохо справился с ролью, потому что на следующий год снова на киностудии «Беларусьфильм» получил интересную роль начальника тайной полиции в сказке «Город мастеров».
– Как вы стали ведущим одной из самых популярных программ на НТВ «Следствие вели…»?
– Мне позвонил продюсер Жебровский и предложил быть ведущим программы про советское время. Зацепка в ней криминальная, на основе громких дел, но главное все же – рассказать про то время, в котором мы жили. Чтобы люди вспомнили, а молодежь узнала, как развлекались, во что одевались, во что верили советские граждане.– Леонид Семенович, как вы относитесь к своей популярности?– Всегда с удовольствием общаюсь со своими поклонниками. В Баку после фильма «Бриллиантовая рука» стал национальным героем. Моя восьмилетняя внучка, когда мы гуляли с ней по городу, увидев, как ко мне подходят люди, чтобы взять автограф и сказать добрые слова, произнесла: «Леля, я за тебя боюсь, ты можешь зазнаться». Пришлось ей объяснить, что прошло много-много лет, как я снялся в известных фильмах, но остался прежним, потому что знаю цену популярности. – Леонид Семенович, правда, что в фильме «Бриллиантовая рука» во фразе, которую произносит ваш герой-контрабандист, вы зашифровали имя свой будущей жены?– Когда прочел сценарий «Бриллиантовой руки», мне захотелось продлить свое пребывание на экране, поэтому я заменил отдельные иностранные фразы на свой монолог. На репетиции в Баку прочитал его, и Гайдаю мой монолог понравился больше. После этого автор сценария Яша Костюковский стал называть меня соавтором, что, естественно, мне льстило. В своем монологе я не только зашифровал имя Анны, которая вскоре стала моей женой, но еще и имена участников фильма. Мало кто знает, что Анна – любимая дочка Ефима Березина, который создал неподражаемый и любимый образ Штепселя из дуэта Тарапуньки и Штепселя.
– Когда я был в Баку, наблюдал, как на место съемки вашего эпизода в фильме «Бриллиантовая рука» в район Девичьей башни приезжают экскурсионные автобусы. А недалеко открыли кафе «Черт побери», которое пользуется огромной популярностью. Но все же вашей визитной карточкой стала роль майора Томина в детективном сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Как попали на эту роль?
– В 1971 году в театре на Малой Бронной, где я служил, заведующий труппой Григорий Лямпе любил ставить телевизионные спектакли. Он решил снять несколько серий, чтобы поднять престиж советского милиционера. Министр МВД СССР его поддержал. У моего коллеги Георгия Мартынюка был реальный прототип – Вадим Николаевич Знаменский, который служил в городе Калининграде Московской области, мой же герой Александр Томин – собирательный образ. Телеспектакль приобрел такую популярность, что превратился в телевизионный сериал, который шел долгие годы. Наши герои стали настолько известны, что в театр и на телевидение приходили мешки писем. Среди них было такое: «Убьете майора Томина – разобьем телевизор и больше ничего не будем смотреть». Когда в одной из серий моего героя подстрелили, с Дальнего Востока пришло письмо, в котором спрашивали мою группу крови, видимо, кто-то хотел стать донором.
Досье
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ее называли «отравой», не прощали брюки, но давали «Оскар». История Кэтрин Хепберн
Любимая женщина двух Ерем. Какой была старейшая актриса Купаловского Галина Орлова
«Не брюзжу на молодых». Вспоминаем самые яркие роли Нины Руслановой
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.