«Не брюзжу на молодых». Вспоминаем самые яркие роли Нины Руслановой

2021-12-02 11:37
В ноябре 2021 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни умерла народная артистка России Нина Русланова. У актрисы почти не было главных ролей, но именно она стала воплощением настоящей русской женщины на экране. Вспоминаем ее главные кинообразы и самые яркие роли.Надя – «Короткие встречи» (1967 год)
Нина Русланова дебютировала в кино в 22 года, сыграв домработницу в культовом фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». Роль получила случайно: на пороге училища второкурсница Русланова столкнулась с незнакомкой, которая, лишь взглянув на девушку, спросила, не хочет ли та сниматься в кино. Она, конечно же, хотела, но педагоги не поощряли участия студентов в съемках. Кира Муратова не сдалась и выбила у руководства разрешение. Так Нина Русланова стала работницей чайной Надей, которая знакомится с геологом Максимом. У него – эффектная профессия, романтический образ и гитара. Девушка сразу же влюбляется, а он уезжает. И тогда Надежда бросает все, едет в столицу и появляется в доме Максима и его жены под видом домработницы из деревни.
После премьеры картина попала под цензурный запрет и 20 лет пролежала на полке. Но после долгого забвения фильм ждал заслуженный триумф. В 1987 году Нина Русланова получила «Нику» за лучшую женскую роль, а в 2001 году лента была показана на Международном кинофестивале в Сан-Франциско.
Марья Воронова – «Тени исчезают в полдень» (1971 год)
Именно эта многосерийная картина принесла актрисе всесоюзную славу, в честь ее героини даже назвали утес на Урале. В сериале Русланова сыграла смелую Марью Воронову, которая, когда гражданская война доходит до Сибири, становится руководителем партизанского отряда. История небольшой сибирской деревни Зеленый Дол стала отражением судьбы всей России за 70 лет XX века. Здесь показаны и последние годы Российской империи, и гражданская война, и Великая Отечественная, а также первые годы после Великой Победы.
Интересный факт: одной из коллег Руслановой по проекту была Галина Логинова – мать голливудской актрисы Милы Йовович.
Сожительница – «Афоня» (1975 год)
В этой комедии Нина Русланова сыграла женщину, уставшую от жизни с алкоголиком. Она влюбила в себя всего за одну сцену. Этих кадров зрителям хватило, чтобы понять, как жили герои два года. Мы сочувствуем гражданской жене Афони, которая ждет его с выключенным светом, зная, что иначе он не придет домой. Женщина вынуждена утихомиривать собутыльников Афони, причем делает это мастерски.
«Это великая актриса. Если говорят, что незаменимых нет, то есть такие исключения в виде Нины Ивановны Руслановой. Это невосполнимая утрата для советского и российского кинематографа. Я помню, мой папа снимался с ней в фильме «Афоня», буквально кусочек. Но, придя домой, он рассказывал, что она сыграла эпизод так, что это было как брошка ювелирная в фильме. Этот эпизод помнят все», – рассказывал в одном из интервью Андрей Леонов, сын народного артиста СССР Евгения Леонова.
Альбина Петровна – «Будьте моим мужем» (1981 год)
До работы в этом фильме Нина Русланова воспринималась прежде всего как актриса драматических ролей. Но начинающий режиссер Алла Сурикова решила рискнуть и пригласила ее на роль забавной хозяйки, которая сдает жилье на южном побережье и постоянно попадает в смешные ситуации из-за своего дальтонизма. Главные роли в курортной романтической комедии исполнили Андрей Миронов и Елена Проклова.
После роли Альбины Петровны артистку активно начали приглашать сниматься в таких культовых комедиях, как «Куда он денется!», «Берегите мужчин!», «Мама не горюй».
Степанида – «Знак беды» (1986 год)
Один из самых знаменитых белорусских фильмов по повести Василя Быкова «Знак беды» экранизировал Михаил Пташук. Кинооператор Татьяна Логинова, работавшая над картиной, рассказывала в интервью корреспонденту газеты «7 дней», что со «Знаком беды» все было непросто с самого начала:
– Очень долго проходил сценарий, потому что это Быков. Коллективизация, немцы, партизаны… Такие темы были под запретом. Но Михаил Пташук – человек пробивной, особенно когда чувствовал, что для фильма настало время. В итоге сценарий утвердили, начался подбор актеров. А во время съемок у нас чуть не сгорел оператор. Случилось это, когда снимали эпизод, где горит хутор. Чтобы перестраховаться, поставили сразу три камеры. За одну, которая была на гидроподъемнике, посадили Диму Зайцева. Когда все загорелось, дым пошел прямо на него. Он чудом не пострадал. А вот моя камера оказалась самой невыразительной, в фильм вошел всего один кадр. Снимала на старый «Кинор», напичканный электроникой. Мы знали, что с ней может что-то случиться, поэтому проверили несколько раз. Все работало. А когда разгорелся огонь, она не включилась. Починили все, лишь когда половина декораций сгорела.
Так как проект был национальный, на главную роль изначально рассматривали белорусских актрис, делали видеопробы, но ничего не получалось. Тогда ассистент по актерам предложил на роль москвичку Нину Русланову.
– Это было попадание в точку. Она сама выбирала костюм, делала грим, даже перемотала грязными тряпками руки. Когда зашла в павильон и ее увидел Василь Быков, он произнес: «Вот она, Степанида». Ее утвердили с первой пробы. С тех пор мне удалось еще раз поработать с Руслановой. Ее пригласил эстонец Арво Ихо в фильм «Наблюдатель» на роль одинокой лесничихи. Мы жили в одном доме, и каждый раз к завтраку она выходила в образе: в телогрейке, вязаной шапке, с перебинтованными руками, даже грязь под ногти загоняла, чтобы быть максимально похожей на свою героиню, – рассказывала Татьяна Логинова.
Степанида в исполнении Руслановой получилась сильной женщиной, которая способна не только в горящую избу войти, но и до конца оказывать сопротивление врагу.
Нина Русланова выросла в детском доме. Туда она попала, когда ей было всего два месяца. Имя будущей актрисе придумала нашедшая ее сотрудница милиции, а фамилию девочке дали в честь популярной певицы Лидии Руслановой. За свою карьеру народная артистка России исполнила более 170 ролей в кино и на телевидении.
Пять цитат Нины Руслановой:
«Друг на друга хотят быть похожими бабы, которые из одного пинцета. Может быть, у нас время было другое, ценности другие».
«Не брюзжу на молодых. Мы такие же были – красивые, юные, с таким же ветром в голове. А у меня даже, наверное, не ветер, а ураган был».
«Какой смысл постоянно возвращаться в прошлое? Я живу здесь и сейчас».
«Нормальный у меня характер. Просто прямой очень. Не терплю высокомерия и фальши. Хотя самой-то мне кажется, что у меня золото, а не характер. Но со стороны, конечно, виднее».
«Я народная артистка и очень этому рада. Яблоко от яблони недалеко падает. Я – то самое яблоко, которое недалеко упало от своего народа».
| Вера МИХАЙЛОВА, газета «7 дней».
| Скриншоты из фильмов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сергей Урсуляк: «Попытался бы изменить ход этой чудовищной истории»
Виктор Туров. В его фильме сыграл первую роль Высоцкий, а еще он «украл» актрису у мужа
Уроки Нюрнбергского процесса глазами современного кинорежиссера