Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

В новый учебный год - с новыми программами и учебниками

Круглый стол 02.08.2017 | 13:00

Перед белорусской системой образования поставлена задача к 1 сентября пересмотреть содержание школьных учебных программ и улучшить качество учебников. В первую очередь необходимо сократить нагрузку на школьников, упростить программы, более качественно подойти к отбору учебного материала, а его изложение сделать более доступным для детей. Одновременно необходимо предусмотреть более четкую практическую направленность процесса обучения, грамотно интегрировать современные информационные технологии в учебный процесс и решить многие другие задачи. Основная работа уже завершена. За месяц до начала нового учебного года эксперты рассказали, как изменятся программы, по каким учебникам будут учиться школьники, обсудили направления дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Участники:

Валентина Гинчук
Директор Национального института образования
Ольга Зеленко
Заместитель директора по научно-исследовательской работе НМУ "Национальный институт образования"
Ирина Каржова
Начальник управления общего среднего образования - заместитель начальника главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь;
Ольга Проскалович
Профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, разработчик учебной программы по учебному предмету "Беларуская літаратура"
Ирина Арефьева
Учитель математики УО "Минское суворовское военное училище", автор учебных пособий "Алгебра. 7 класс", "Алгебра. 8 класс"

Минобразования: все школьные программы доработаны и утверждены к новому учебному году

Все школьные программы по всем предметам доработаны и утверждены к новому учебному году. Об этом сегодня на круглом столе в пресс-центре БЕЛТА сообщила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

По ее словам, в 2015 году Минобразования были разработаны новые учебные программы по всем школьным предметам, которые поэтапно внедрялись в образовательный процесс. "В этом году мы поставили точку по вопросу обновления содержания учебных программ. В настоящее время учебные программы по всем предметам утверждены и размещены на национальном образовательном портале", - проинформировала представитель министерства.

Ирина Каржова рассказала, что в 2017 году были созданы рабочие группы, в состав которых вошли преподаватели учреждений высшего образования, ученые, учителя-практики, которые еще раз проанализировали все учебные программы по всем предметам. По результатам анализа проведена корректировка учебных программ.

В первую очередь, специалисты учли межпредметные связи. Некоторые темы были вынесены и перераспределены из одного класса в другой с учетом возрастных особенностей учащихся, возможностей восприятия материала именно на этом уровне обучения. Учебные программы также были пересмотрены с учетом относительной завершенности второй ступени общего среднего образования (5-9-е классы. - Прим. БЕЛТА), полноты и последовательности изучаемого материала. Учебные программы для базового и повышенного уровня на третьей ступени общего среднего образования (10-11-е классы. - Прим. БЕЛТА) изменены и перераспределены с учетом изучения того или иного материала на базовом и повышенном уровнях. С учетом этих особенностей учебные программы были доработаны.

Замначальника управления также рассказала, что до 2015 года действовали учебные программы, утвержденные в 2008-м, когда срок получения общего среднего образования был переведен с 12 лет на 11. Использование учебных программ 2008 года показало, что они были перегружены учебным материалом, в отдельных темах не были учтены межпредметные связи. К примеру, некоторые темы по физике изучались раньше, чем по математике. Отдельные темы не соответствовали возрастным особенностям учащихся. В учебных программах также не было времени для отработки материала, что вызывало трудности у учителей для качественного преподавания, а у учащихся - для усвоения материала. Все эти недостатки необходимо было устранить при переработке программ в 2015 году.

В то же время представитель профильного ведомства отметила, что нельзя упрощать учебные программы бесконечно, потому что можно потерять то качество образования, которым мы гордимся.

Новые учебные программы позволят снизить нагрузку на школьников

Новые учебные программы позволят снизить нагрузку на школьников, заявила заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"Чтобы избавить учащихся от излишней нагрузки, разработчики учебных программ предприняли следующее. Во-первых, конкретно прописаны требования к результатам учебной деятельности по каждому разделу программы по всем предметам, чтобы педагог контролировал знания и умения учащихся по заданным критериям и показателям. Во-вторых, изучение отдельных сложных для восприятия тем перенесено в старшие классы либо переведено с базового уровня изучения на повышенный. Например, в курсе биологии теперь только на повышенном уровне изучаются такие разделы, как "Поведение как результат эволюции", "Структурная организация и регуляция функций живых организмов". В курсе математики только на повышенном уровне теперь будет изучаться тема "Производная", - сказала Ольга Зеленко.

По ее словам, избежать перегрузки школьников позволит также сокращение избыточной терминологии по отдельным учебным предметам. "Отдельные темы будут изучаться на уровне общего представления. Могу привести пример из учебного предмета "Беларуская мова". Раньше изучались виды односоставных предложений, проводился контроль по этой теме. Теперь от учащихся требуется иметь только общее представление об односоставном предложении и отличать его от двусоставного, но они не обязаны отличать определенно-личное предложение от неопределенно-личного, потому что это знание не имеет ярко выраженной практической направленности", - пояснила заместитель директора.

Кроме того, отдельные темы переведены с теоретического на практический уровень освоения. "Т.е. учащийся не обязан заучивать формулировки правил по определенным темам: он будет изучать этот материал на конкретных примерах. В частности, в курсе белорусского языка на уровень практического применения переведена тема "Сэнсава-стылістыстычная роля і тэкстаўтваральныя магчымасці слоў розных часцін мовы". С этой темой мы будем знакомить учащихся при работе с текстами различных стилей, типов и жанров речи", - отметила Ольга Зеленко.

Также проведена работа по согласованию содержания отдельных учебных предметов, чтобы исключить дублирование близких тем в рамках предметов одной образовательной области.

Основной учебный материал в школах должен усваиваться на уроке - эксперт

Основной учебный материал в школах должен усваиваться на уроке. Такое мнение высказала заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"Одним из условий снижения учебной нагрузки является нормирование домашних заданий. Поэтому в инструктивно-методических письмах мы ориентируем педагогов на то, что основной учебный материал должен усваиваться на уроке. Цель домашних заданий заключается в том, чтобы повторить и закрепить изученный материал. Новый материал, который не усвоен на уроке, не должен задаваться в качестве домашнего задания", - сказала Валентина Гинчук.

Она также отметила, что существует строго нормированное документом Министерства здравоохранения время на подготовку домашних заданий. "Оно определено для всех учебных предметов в учебный день, поэтому педагоги должны помнить, что ученику нужно готовить задание не только по их предмету. Каждый учитель, наверное, считает, что его предмет самый главный, но при определении домашнего задания важно учитывать, что ученик кроме физики, например, будет выполнять домашнее задание по истории, русскому языку, литературе. К новому учебному году будет издано и размещено в свободном доступе на национальном образовательном портале календарно-тематическое планирование по всем предметам для всех классов. В этом планировании определены объемы домашнего задания к каждому уроку. Это ориентир для учителя, что необходимо задавать ученику на следующий урок", - информировала заместитель директора.

Минобразования: в классе не должно проводиться больше одной контрольной работы в день

В классе не должно проводиться больше одной контрольной работы в день, заявила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"Количество контрольных работ по каждому предмету в каждом классе регламентировано и определено Министерством образования. Учителя знают, сколько контрольных работ по каждому учебному предмету нужно провести в год. В соответствии с нормативными документами, в частности, санитарными нормами и правилами, в день не может быть больше одной контрольной работы", - сказала Ирина Каржова.

Она также подчеркнула, что контрольная работа не может выполняться на первом и последнем уроке. "Об этом должна позаботиться администрация школы. В начале учебного года составляется график контрольных работ на четверть, на полугодие, который утверждается администрацией школы. Мы прекрасно понимаем, что есть предметы, которые в расписании стоят первыми, в то время как контрольную работу нельзя проводить первым уроком. Этот вопрос должна решить администрация школы: нужно в соответствии с графиком провести корректировку расписания на тот день, на который запланирована контрольная, чтобы этот предмет не стоял первым", - пояснила замначальника управления.

Кроме того, администрация школы должна отслеживать, чтобы учителя не давали детям проверочные работы на 45 минут на каждом уроке. "Если нужно провести тестовый контроль, то на 15 минут, и дальше класс продолжает работу", - добавила Ирина Каржова.

По ее словам, в этом году в инструктивных письмах для педагогов подчеркивается, что нужно нормировать объем домашнего задания. Обращается также внимание учителей на то, что задания со звездочкой должны задаваться детям только по их желанию и не влиять на оценку в сторону ее снижения.

Белорусскому контенту в новых учебниках уделяется особое внимание - Гинчук

Белорусскому контенту в новых учебниках уделяется особое внимание. Об этом сообщила заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук во время круглого стола на тему "В новый учебный год - с новыми программами и учебниками" в пресс-центре БЕЛТА.

"Особенностью новых учебных пособий является, в том числе, национально ориентированное содержание. Мы рекомендуем авторам при разработке учебных пособий включать тексты о достижениях белорусской промышленности, памятниках культуры, победах спортсменов и др. Сам факт информирования об этом имеет воспитательное значение. Ученики видят, что у нас есть серьезные достижения в разных сферах, которыми мы можем гордиться", - сказала Валентина Гинчук.

Например, в новом учебном пособии по истории Беларуси для 6-х классов появилась рубрика "Исторические достопримечательности". Она знакомит учащихся и опосредованно их родителей с теми памятниками истории, культуры, архитектуры, которые сохранились до нашего времени. Авторы учебника предлагают их посетить вместе с родителями или одноклассниками. Соответствующая рубрика будет представлена и в новом учебном пособии по истории Беларуси для 7-х классов. Предполагается, что она станет традиционной во всех учебных пособиях по истории Беларуси.

Что касается воспитательной функции новых учебников в целом, Валентина Гинчук отметила, что ее реализация оценивается еще на этапе проведения конкурса на создание учебных пособий. Авторы и в дальнейшем рецензенты обращают внимание на то, чтобы задания и упражнения в учебных пособиях обладали воспитательным потенциалом, способствовали развитию личностных качеств учащихся. "Мы нацеливаем авторов на то, чтобы вопросы и задания, были не только направлены на освоение предметного содержания учебного материала, но и позволяли ученикам выражать свое эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, ориентировали на аргументацию собственного мнения об изучаемых событиях, фактах, явлениях, процессах", - резюмировала заместитель директора.

Минобразования: учителя будут подготовлены к работе с обновленными программами

Учителя к 1 сентября будут подготовлены к работе в условиях обновленных учебных программ, заявила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

По ее словам, для подготовки учителей к работе в новых условиях 15-16 августа пройдет большой двухдневный семинар-совещание по вопросам организации образовательного процесса в 2017/2018 учебном году, на котором будет предоставлена полная информация по обновленному содержанию школьных программ к новому учебному году. "Во время семинара методистам будет рассказано, как работать с обновленными программами, где брать рекомендации по предмету в помощь учителю. Мы уверены, что учитель к первому сентября будет абсолютно подготовлен к работе в современных условиях. Кроме того, в инстурктивно-методических письмах по предметам отмечены все изменения в учебных программах. Они уже утверждены и размещены на Национальном образовательном портале", - рассказала Ирина Каржова.

Пройдет семинар на базе Академии последипломного образования и будет состоять из пленарного заседания и предметных секций. В нем примут участие около 700 специалистов из всех регионов страны. На мероприятие приглашены методисты областных институтов развития образования и Минского городского, а также методисты районных учебно-методических кабинетов. После этого они разъедутся по областям, где уже начнется работа с учителями-практиками.

Заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук добавила, что в семинаре примут участие специалисты, непосредственно участвовавшие в корректировке и доработке новых учебных программ, а также авторы всех новых учебных пособий. "Обязательно в каждой предметной секции примет участие специалист, который отвечает за содержание Национального образовательного портала. Он расскажет, где на портале размещена информация по нужному учебному предмету и как с этим следует работать. Вся необходимая информация уже размещена на Национальном образовательном портале", - отметила Валентина Гинчук.

Новые учебники будут включать больше практико-ориентированных заданий

Новые учебники и учебные пособия будут включать больше практико-ориентированных заданий. Об этом сообщили авторы изданий во время круглого стола на тему "В новый учебный год - с новыми программами и учебниками" в пресс-центре БЕЛТА.

В частности, профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ Ольга Проскалович сообщила, что при работе над учебным пособием по белорусской литературе для 9-го класса авторы стремились донести большой объем материала в максимально доступной форме, избегая излишних теоретических сведений.

В то же время был усилен деятельностно-практический компонент. "Это значит, что в учебном издании предлагается больше практико-ориентированных заданий, которые дают возможность учащимся проявить свои способности в литературном творчестве. Например, написать небольшое стихотворение по заданным рифмам, небольшую зарисовку по изучаемому произведению и др.", - сказала Ольга Проскалович.

Учитель математики Минского суворовского военного училища, автор учебного пособия по математике для 7-го класса Ирина Арефьева сообщила, что при подготовке учебника было необходимо придерживаться классических подходов к изучению математики, но в то же время стараться адаптировать материал к современности. Были сохранены все лучшие наработки предыдущих авторов.

Серьезная работа была проделана в отношении текстового контента. Подбиралось каждое слово, чтобы теория была максимально доступной. Подготовлен качественный материал для отработки навыков, есть развивающие задания. В каждом параграфе предусмотрен раздел "Практика", где подробно решены типовые задачи по теме. "Серьезно отнеслись к системе задач. Ее мы строили таким образом, чтобы каждая задача, где это возможно, была развитием предыдущей", - сказала Ирина Арефьева.

Что касается текстов задач, многие из них опираются на личный опыт учащегося. "Много заданий, которые начинаются со слова придумай: придумай свое уравнение, неравенство, которое удовлетворяет тем или иным условиям. Ряд задач опираются на серьезные научные факты. Мы старались, чтобы учащимся было интересно узнать эти факты", - отметила учитель.

Содержание учебных пособий скоррелированно с электронными образовательными ресурсами, которые размещены на национальном образовательном портале.

К началу образовательного процесса уже издано 19 новых учебных пособий

К началу образовательного процесса уже издано 19 новых учебных пособий. Об этом сообщила заместитель директора Национального института образования (НИО) по научно-методической работе Валентина Гинчук во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"В новом учебном году в образовательном процессе будет использоваться 41 новое учебное пособие. 19 из них уже изданы, еще 11 будут изданы к 1 сентября", - сказала Валентина Гинчук. Остальные учебные пособия, в основном это вторые части учебников, будут использоваться только в II полугодии, поэтому издаваться будут вплоть до декабря.

Замдиректора НИО отметила, что большинство новых учебных пособий издано для третьих и седьмых классов. Кроме того, в первых классах появятся новые буквари. "Новый букварь автора Анатолия Клышко появится в белорусскоязычных школах. В учреждениях образования с русским языком обучения первоклассники будут учиться грамоте по букварю Ольги Тириновой. По этим учебным пособиям проводился конкурс. Оба автора в нем победили", - подчеркнула Валентина Гинчук.

В этом году также появится и будет использоваться в учебном процессе новый учебник по математике для пятых классов, а также ряд учебных пособий по иностранным языкам для пятых и девятых классов гимназий.

Школы должны открывать профильные классы с учетом запросов учащихся и собственных возможностей - Минобразования

Школы должны открывать профильные классы с учетом запросов учащихся и собственных возможностей, заявила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"Министерство образования всегда выступало за то, что профильные классы должны открываться не бездумно, а с учетом запросов учащихся и их родителей, возможностей учреждения образования, то есть наличия кадров соответствующей квалификации и технической базы", - подчеркнула она.

В конце учебного года администрации школ проводят опрос среди учеников 9 классов с целью выяснения их планов на следующий учебный год - поступать в профессионально-технические или средние специальные учебные заведения, продолжать обучение в обычных классах или изучать определенные предметы на повышенном уровне. Исходя из полученных результатов и с учетом возможностей учреждения образования, формируются профильные классы, пояснила Ирина Каржова.

"В тех случаях, когда ученик хочет изучать, например, физику или математику на повышенном уровне, а в его школе нет возможности открыть класс такой направленности, то ему предлагается обучаться в другой школе, где есть соответствующий профильный класс", - отметила заместитель начальника управления общего среднего образования.

Она напомнила, что профильные классы могут формироваться по одной из трех моделей, что позволяет учебным учреждениям образования гибко подходить к этому вопросу. Первая предусматривает, что весь класс изучает одни и те же предметы на повышенном уровне. По второй модели внутри одного класса формируются группы, которые на повышенном уровне изучают разные предметы. Возможен также вариант, когда внутри одного класса формируется группа с изучением предметов на базовом уровне и группа - на повышенном уровне.

Ирина Каржова также отметила, что в этом году никаких изменений в организации профильного обучения не предусмотрено.

Анимация, 3D-модели и видеоматериалы: новейшие учебники могут появиться в Беларуси

Новые учебники с технологией дополненной реальности могут появиться в Беларуси, сообщила заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук во время круглого стола на тему "В новый учебный год - с новыми программами и учебниками" в пресс-центре БЕЛТА.

Первое учебное пособие с технологией дополненной реальности (или "живой учебник") издали в 2017 году. Оно было представлено на выставках как в Беларуси, так и за рубежом. Речь идет об учебном пособии "Беларусь - наша Радзіма. Падарунак першакласніку Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі".

Данная технология позволяет посредством дополнительного контента (аудио-, видеоматериалов, 3D-моделей и т.п.) расширить представления учащихся об изучаемых явлениях окружающего мира. Например, первоклассник сможет "оживить" картинку с фрагментом балета, увидеть процесс производства шоколадных конфет на фабрике "Коммунарка", услышать звуки природы. Чтобы увидеть дополненную реальность, учащемуся понадобится телефон или планшет с камерой, доступ к интернету и специальное бесплатное приложение.

"Сегодня прорабатывается вопрос о реализации данной технологии в других учебниках", - сказала Валентина Гинчук.

Учебные программы поэтапно корректируются по принципу относительной завершенности - Минобразования

Принцип относительной завершенности содержания образования на второй ступени общего среднего образования (5-9-е классы) реализуется поэтапно, сообщила сегодня во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

По ее словам, на данный период принцип относительной завершенности содержания образования реализован в учебных программах для 1-3-х, 5-7-х классов. Заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук пояснила, что относительная завершенность содержания образования на второй ступени означает, что ученик, окончивший девять классов, должен получить необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, которые позволят ему успешно социализироваться, выбрать направление для продолжения образования, определить будущую сферу профессиональной деятельности.

В качестве примера она рассказала, как принцип относительной завершенности реализуется в содержании учебных предметов "История Беларуси" и "Всемирная история". В построении содержания исторического образования реализуется концентрический принцип. Это означает, что учащиеся с 5-го по 9-й классы будут изучать весь период истории с древнейших времен до настоящего времени на хронологическо-событийном уровне. В 10-11-х классах будет изучаться весь указанный период истории, только уже на проблемно-теоретическом уровне, который предполагает введение новых теоретических знаний, их обобщение и систематизацию. Ранее содержание школьного исторического образования структурировалось на основе линейного принципа, согласно которому с 5-го по 11-й классы ученики изучали историю в хронологической последовательности - от древности до начала XXI века.

Как добавила заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко, ярким примером относительной завершенности содержания образования на второй ступени общего среднего образования может служить обучение русскому и белорусскому языкам. Так, к окончанию 9-го класса учащиеся осваивают весь систематический курс языка (изучаются все уровни языковой системы - от фонетики до синтаксиса). В 10-11-х классах знания закрепляются, обобщаются, систематизируются, языковые и речевые умения совершенствуются в аспекте культуры речи на базовом уровне, а на повышенном уровне расширяются представления учащихся о языковых нормах. Принцип относительной завершенности содержания образования реализован также в литературном образовании, заметила она.

Эту тему продолжила профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ, руководитель группы по разработке учебной программы по учебному предмету "Беларуская літаратура" Ольга Проскалович. Раньше изучение белорусской литературы в 9-м классе завершалось 1920-ми годами. "В новых программах в 5-8-х классах мы придерживаемся так называемого жанрово-тематического принципа, в 9-м классе отказались от историко-литературного принципа, а в 10-11-х классах (базовый и повышенный уровни) сохранили традиционный линейный принцип структурирования литературного образования на историко-литературной основе - от древности до современности", - проинформировала она.

"Если говорить о кардинальных изменениях, то главное - отказ от последовательного изучения литературы разных исторических эпох на второй ступени общего среднего образования. Ученики 5-9-х классов знакомятся с выдающимися произведениями национальной классики и современных авторов. А историко-литературный принцип будет реализовываться на третьей ступени общего среднего образования на базовом и на повышенном уровнях", - добавила Ольга Проскалович.

Профессор также отметила, что последовательная реализация принципа относительной завершенности содержания литературного образования началась в 2015 году, в 2017/2018 учебном году обучение по программам, в которых реализован принцип относительной завершенности, будет осуществляться в 5-7-х классах, в 2018/2019 учебном году - в 8-м классе. В 2019/2020 учебном году мы сможем сказать, что принцип относительной завершенности содержания образования реализован, резюмировала она.

Первую группу новых учебных пособий учителя-практики оценили на "хорошо" и "отлично"

Первую группу новых учебных пособий учителя-практики оценили на "хорошо" и "отлично". Об этом сообщила заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

Работа над новыми учебными пособиями началась еще в 2015 году. Первая группа, состоящая из восьми учебников, уже прошла апробацию - она использовалась в образовательном процессе в 2016/2017 учебном году.

По словам Валентины Гинчук, по результатам апробации в конце мая этого года было проведено анкетирование педагогов, которые использовали новые учебники. В нем приняли участие более 5 тыс. педагогов из всех регионов страны. "Мы интересовались у педагогов их мнением по поводу содержания учебных пособий, удалось ли нам его отобрать в соответствии и с учебной программой, и с познавательными возможностями учащихся. Мы спрашивали, доступно ли изложен материал, достаточно ли в нем иллюстраций, целесообразны ли они методически. Причем каждый из показателей мы просили оценить по пятибальной шкале. Большинство педагогов оценили новые учебные пособия на "хорошо" и "отлично", - отметила замдиректора института.

Анкетируемым педагогам также задавались и открытые вопросы: каждый имел возможность внести свое предложение по изменению или улучшению пособия.

Профориентация учащихся является обязательным направлением работы в шестой школьный день - эксперт

Профориентация учащихся должна быть обязательным направлением работы в шестой школьный день. На это ориентирует инструктивно-методическое письмо Министерства образования "О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день", сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук.

"В шестой школьный день могут быть реализованы разные формы взаимодействия учреждений общего среднего образования со всеми заинтересованными в вопросах профориентации учащихся - учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, организациями и предприятиями. Это встречи со специалистами, преподавателями, представителями ученического и студенческого актива, тематические экскурсии, дни открытых дверей и другие мероприятия, которые должны помочь учащимся осознанно выбрать будущую профессию с учетом своих способностей и интересов и, соответственно, определиться с выбором направления дальнейшего обучения", - подчеркнула Валентина Гинчук.

Она отметила, что профориентационная работа является одним из компонентов допрофильной подготовки, в рамках которой учащиеся могут посещать факультативные занятия, что помогает определиться с выбором учебных предметов для изучения на повышенном уровне в 10-11-х классах. Также проводится диагностика интересов, склонностей и способностей учащихся, организуются консультации для них с целью оказания помощи в выборе профиля образования. На профессиональную ориентацию направлен и факультативный курс "Мое профессиональное будущее".

По словам специалиста, важным элементом профориентационной работы является информирование учащихся о современных профессиях, и эта работа проводится с учетом потребностей местного рынка труда.

"Учреждения образования взаимодействуют с региональными центрами профориентации и занятости, которые информируют учащихся о том, специалисты каких профессий наиболее востребованы в данном регионе. Как показал проведенный мониторинг, экскурсии на местные предприятия, в учреждения и организации, где учащиеся знакомятся с современными профессиями, являются очень популярной формой профориентационной работы", - заключила Валентина Гинчук.

Электронное приложение к учебному пособию по информатике для 7-го класса разрабатывают в Беларуси

Электронное приложение к учебному пособию по информатике для 7-го класса разрабатывают в Беларуси, сообщила заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук во время круглого стола на тему "В новый учебный год - с новыми программами и учебниками" в пресс-центре БЕЛТА.

"Сегодня мы работаем над созданием электронного приложения к учебному пособию по информатике для 7-го класса, которое будет обладать большими интерактивными возможностями, чем PDF-версия учебника", - отметила Валентина Гинчук. В дальнейшем этот опыт, по ее словам, может быть реализован при разработке электронных учебных пособий по другим предметам.

В целом возможности информационных технологий активно используются при создании новых учебников. Например, создан электронный учебник-навигатор по химии, разработаны электронные приложения к учебным пособиям по предмету "Искусство (отечественная и мировая художественная культура)", учебникам по иностранным языкам.

Учащиеся и педагоги могут использовать PDF-версии учебников, которые размещены в свободном доступе на Национальном образовательном портале. "В PDF-версиях новых учебников есть гиперссылки, которые позволяют переходить на другие образовательные ресурсы, размещенные на портале", - сказала Валентина Гинчук.

К списку