Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

Круглый стол 10.04.2019 | 12:00

Беларусь - безопасная страна. И мы по праву этим гордимся. Но если в нашей стране понятия "учреждение образования" и "безопасность" по-прежнему стоят в одном ряду и родители не боятся за своих детей, отправляя их в детский сад, школу или колледж, то во многих государствах мира ни дети, ни педагоги уже не могут чувствовать себя в безопасности. Достаточно взглянуть на сообщения о страшных трагедиях в учебных учреждениях, все чаще приходящих из разных концов планеты. Очевидно, что рано или поздно это может стать и нашей проблемой, и первые звоночки уже прозвенели. Как этого не допустить, обсудили эксперты.

Участники:

Эдуард Томильчик
Начальник главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Беларуси
Алеся Береснева
Консультант управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь
Виктор Морозов
Заместитель директора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук, доцент
Олег Максимов
Заместитель начальника отдела организации работы инспекции по делам несовершеннолетних управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Ольга Матюхова
Начальник Республиканского центра психологической помощи
Александра Алексеева
Главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь
Олег Шаблыко
Заместитель начальника Департамента охраны Министерства внутренних дел – начальник управления средств и систем охраны, полковник милиции

- Как говорил Бернард Шоу, главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, - их родители. И он, безусловно, прав. Но сегодня наши дети большую часть времени проводят вне родительского дома – в детском саду, школе, колледже, вузе, на всевозможных кружках и секциях. И родительские сердца должны быть спокойны, что они там защищены – от насилия, конфликтов и других угроз. Обеспечить безопасные условия при организации образовательного процесса - забота государства. Эдуард Валентинович, расскажите, пожалуйста, как построена эта работа.

Эдуард Томильчик: Вопросы обеспечения безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования приоритетны у государственных структур, общественных организаций и простых граждан. И консолидация усилий со стороны институтов гражданского общества и органов государственной власти, выработка единого подхода гарантируют безопасность наших детей.

Министерством образования, главными управлениями по образованию облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, учреждениями образования реализуются информационно-просветительские мероприятия и разъяснительная работа среди обучающихся и их законных представителей по вопросам профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, физического и психологического насилия среди подростков.

С 2018 года во всех регионах страны обеспечено выполнение комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения. Организовано взаимодействие всех заинтересованных (Министерства образования, МВД, МЧС).

Приведу примеры. В Витебской области для оперативного информирования администраций учреждений образования о противоправном поведении учащихся разработан алгоритм совместных мер по профилактике таких фактов в учреждениях образования. Этот алгоритм направлен для реализации в территориальные органы внутренних дел и управления образования. Комитетом по образованию Мингорисполкома совместно с ГУВД разработан комплекс мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений среди учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений столицы на 2018/2019 учебный год, предусматривающий ряд мероприятий по предупреждению любых форм насилия в отношении обучающихся.

- Предлагаю все же начать с обсуждения внешних угроз: как создать более эффективную пропускную систему, чтобы на территории учреждений образования не оказывались посторонние лица, опасные предметы и вещества?

Эдуард Томильчик: Работа по ограничению доступа посторонних, реагированию на возникающие угрозы выполняется в дневное время силами работников учреждений образования, в обязанности которых входит обеспечение охраны, дежурными администраторами, педагогами, в ночное время - работниками охраны учреждений образования, которые выявляют угрозы и информируют правоохранительные органы, в том числе и с помощью ручных средств тревожной сигнализации. Как вы знаете, во многих учреждениях образования сегодня установлены тревожные кнопки, но в этом направлении еще предстоит работать и работать.

Последовательно оснащаются учреждения образования и системами видеонаблюдения. Во всех организован контроль доступа в учреждение, автоматическими системами контроля доступа оснащено порядка 20% учреждений, расположенных в городах. И для дальнейшей работы издан приказ от 11 марта 2019 года №156 "Об утверждении примерной инструкции об организации пропускного режима в учреждениях общего среднего образования". В нем отражены вопросы организации пропускного режима для учащихся, их законных представителей, работников учреждения образования, для лиц при исполнении служебных обязанностей, но не являющихся работниками данного учреждения образования, организации пропускного режима для въезда транспорта на территорию, а также организации пропускного режима в учреждение образования при чрезвычайных ситуациях, иные вопросы. И утвержден перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждении образования.

Этим же приказом поручено главным управлениям по образованию облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома внести в правила внутреннего распорядка для учащихся пункт об ограничении использования ими мобильной связи во время образовательного процесса. Предлагается оснастить учебные кабинеты приспособлениями с ячейками для временного хранения средств мобильной связи во время урока.

Кроме того, дополнительно с Минфином и Минтруда и соцзащиты прорабатываются вопросы о введении в штат учреждений общего среднего образования штатной численности охранников (дополнительно к сторожам), а также о введении должности заместителя директора по безопасности. Этот вопрос может быть решен уже к новому учебному году.

- Охранники - это будут работники системы МВД?

Эдуард Томильчик: Нет, это будет должность, которая не подразумевает именно сотрудника милиции. Но, конечно, для них будет разрабатываться соответствующий функционал.

- Насколько активно учреждения образования пользуются услугами подразделений Департамента охраны МВД? Поделитесь, пожалуйста, лучшими практиками, а также мнением о том, что необходимо доработать.

Олег Шаблыко: Действительно, сегодня на особом контроле вопросы качества обеспечения безопасности и условия пребывания детей в учреждениях образования. События, произошедшие недавно в городах России, еще больше подчеркивают актуальность этой темы. И мы понимаем озабоченность родителей.

Департамент охраны проводит активную политику по внедрению систем безопасности и установке оборудования по контролю доступа в учреждения, и систем видеонаблюдения. Но массовой является установка кнопки тревожной сигнализации. Надо понимать, что она не является панацеей от всех бед. Просто позволяет в кратчайшие сроки вызвать наряд группы задержания, который разберется в ситуации. Не нужно звонить в "102" и разъяснять суть происшествия.

Если говорить о цифрах, то в Беларуси 6430 учреждений образования всех ступеней, из них 3894 находятся в зоне реагирования Департамента охраны. В 3128 учреждениях уже установлены кнопки тревожной сигнализации, из них 63 находятся под физической охраной.

В целом безопасность - это комплекс организационно-практических мероприятий, включающих в себя не только установку технических средств охраны и установку заграждений возле школ, а в первую очередь деятельность родителей, педагогов и, конечно же, сотрудников органов внутренних дел.

- То есть более половины учреждений образования вне поля зрения Департамента охраны? Может, есть проблема в понимании важности такой защиты со стороны учреждений образования?

Олег Шаблыко: Надо понимать, что Департамент охраны оказывает свои услуги на основе договорных отношений. Да, мы берем на себя часть расходов, которые связаны с проведением монтажных и пуско-наладочных работ. Но технические средства охраны приобретает учреждение образования. В случае необходимости физической охраны работнику Департамента же нужно выплачивать зарплату. Поэтому и заключаются соответствующие договоры. Возможно, небольшое количество договоров на выставление физической охраны связано с оплатой услуг, хотя физическая охрана является более эффективной.

- Что на этот счет может сказать Министерство образования? Какова перспектива установки тревожных кнопок, систем видеонаблюдения, физической охраны в дальнейшем?

Александра Алексеева: Олег Николаевич говорил обо всех учреждениях образования: от высшего до дошкольного. Что касается общего среднего образования, то из 2 813 учреждений приблизительно в половине есть технические условия для оснащения их кнопками тревожной сигнализации. Если конкретно, это 1 482 учреждения (52,7%), из которых порядка 70% уже оснащены такой мерой защиты. Работа продолжается, местными органами власти до начала следующего учебного года запланировано стопроцентное оснащение тех учреждений образования, которые расположены в зоне реагирования, то есть там, где есть технические условия.

- А что означает формулировка "нет технических условий"?

Олег Шаблыко: В такие учреждения наряд Департамента охраны не способен приехать в кратчайшие сроки, просто потому, что его нет физически в этой зоне реагирования. Что до остальных почти 3 тыс. учреждений, то мы готовы установить аналогичные технические средства охраны и вывести сигнал тревоги уже на территориальный отдел милиции.

Добавлю, что не проблема установить и системы видеонаблюдения, контроля доступа - они локальные. Автоматический контроль основан на получении сигналов и видеокадров, которые аккумулируются в этом же учреждении образования. Но все это требует дополнительного финансирования. И должно быть профессионально подготовленное должностное лицо, которое будет анализировать видеосообщения, принимать соответствующие решения, имея на то полномочия. То есть проблема заключается в наличии финансирования, необходимости и эффективности указанных систем.

- Хотелось бы услышать об эффективности упомянутых в нашей беседе систем безопасности на практике, примерах. Как часто возникают ситуации, когда Департамент охраны выезжает на место при срабатывании тревожной кнопки?

Александра Алексеева: Министерство образования не ведет статистики, сколько раз приходилось пользоваться тревожной кнопкой. Однако по информации, предоставленной главными управлениями по образованию облисполкомов и комитета по образованию Мингорисполкома, факты, когда службе охраны или просто вахтеру приходится использовать кнопку, конечно, есть. И помощь оказывается своевременно.

Олег Шаблыко: По состоянию на начало прошлого учебного года мы выезжали более 140 раз по сигналу тревоги. В основном эти случаи связаны с распитием спиртных напитков вблизи и на территории учреждений образования, а также фактами хулиганства.

- Затрагивалась и тема ограничения въезда на дворовые территории школ. Особенно остро этот вопрос был поставлен после резонансного случая в одной из минских школ, когда ребенок погиб под колесами въехавшего на школьную территорию автомобиля.

Эдуард Томильчик: На сегодняшний день все территории учреждений образования ограждены. На территорию могут заезжать только служебные машины (подвоз питания, уборка мусора и т.п.), больше никто. Особенно это касается школ и гимназий.

Александра Алексеева: Хотела бы добавить, что современные учреждения образования выступают как площадка для развития партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, родителями, педагогами. И поэтому "закрыть" учреждения образования, создав безопасный периметр, закрыв двери на замок, не представляется возможным. Это связано с тем, что учреждения образования сейчас выступают как центры социокультурного значения, в которых, помимо образовательных услуг, могут предоставляться методические, услуги населению по оздоровлению и другие.

Вместе с тем нужно правильно регулировать потоки: должна быть правильно организована работа по допуску всех лиц, которые либо принимают участие в образовательном процессе, либо используют данную площадку.

- Еще один важный аспект – внутренняя дисциплина и порядок в учреждениях образования, профилактика конфликтов и правонарушений, психолого-педагогическая работа со школьниками и родителями, поддержка и помощь в кризисных ситуациях.

Эдуард Томильчик: Конечно, Министерство образования принимает меры по поддержанию в учреждениях образования благоприятного психологического климата. С этой целью обеспечивается повышение профессионального уровня подготовки специалистов психологического профиля. В частности, в декабре 2018 года проведено внеплановое повышение квалификации педагогов-психологов социально-педагогических центров по учебной программе "Оказание психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям в условиях социально-педагогического центра", а также молодых специалистов по охране детства управлений и отделов образования, спорта и туризма гор(рай)исполкомов по охране прав и законных интересов детей, где рассматривались вопросы межведомственного взаимодействия по предотвращению жестокого обращения с детьми, насилия в семье.

Обновляется содержание учебных планов и программ по специальностям высшего образования психологической направленности, в том числе усиливается практическая составляющая подготовки специалистов-психологов.

Расширен перечень учебных дисциплин психологической направленности в учебных планах подготовки учителей-предметников, с акцентом на изучение вопросов конфликтологии, кризисной психологии, семейной психологии, иных аспектов практической психологии.

Рассматривается возможность расширения подготовки специалистов, которые при выпуске получат двойную квалификацию "Педагог социальный. Педагог-психолог".

Также прорабатывается возможность организации на базе организаций здравоохранения практических занятий для студентов, изучающих клиническую психологию.

В целях совершенствования законодательства Министерство образования провело правовой мониторинг закона "Об оказании психологической помощи". В настоящее время на основе результатов мониторинга разрабатывается законопроект о внесении дополнений и изменений в этот закон.

В частности, предлагается изменить подход к получению согласия законных представителей для оказания психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 14 лет и расширить категории несовершеннолетних, которым может оказываться психологическая помощь без согласия законных представителей.

Также планируется скорректировать методы и методики, разрешенные к применению в учреждениях образования, и определить компетенцию органов и организаций на оказание психологической помощи в заочной форме с использованием средств электросвязи. Речь идет о таких формах, как онлайн-консультации, "телефоны доверия", психологические вебинары.

В марте текущего года белорусские специалисты побывали в Российской Федерации, где изучали положительный опыт по профилактике и недопущению проявлений насилия в образовательных организациях всех уровней, предотвращению деструктивного поведения обучающихся. Они посетили учреждения образования, научные учреждения, встретились с разработчиками, правоприменителями, представителями профильных министерств и учреждений образования по вопросам межведомственного взаимодействия в области профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и молодежи. Лучшие практики российских коллег будут внедряться в нашей стране.

В целях ознакомления школьников с основами психологических знаний в учебный предмет "Обществоведение", в программы факультативных занятий "Человек и общество", "Мир человека" включены соответствующие разделы, формирующие знания психологической направленности. Кроме того, к началу 2019/2020 учебного года будут разработаны программы факультативных занятий "Основы психологии" для VII-IX классов, X-XI классов.

Проводятся практические семинары для специалистов учреждений образования по вопросам оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся, формирования у детей жизненных навыков, включающих стратегии преодоления стресса и разрешения конфликтных ситуаций.

Во втором полугодии 2018/2019 учебного года группа экстренного реагирования посетит все регионы страны с целью изучения психологического климата в учреждениях профессионально-технического образования, после чего будут сформированы предложения по совершенствованию профилактической работы.

Алеся Береснева: Я бы хотела более детально рассказать о тех мерах, которые принимаются для поддержания благоприятного психологического климата в учреждениях образования.

С 2005 года во всех учреждениях образования созданы социально-педагогические и психологические службы. Главной целью специалистов этих служб является оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса – детям, педагогам и родителям или законным представителям несовершеннолетних.

В стране создано 138 социально-педагогических центров, куда педагоги, школьники и родители могут обращаться за помощью и консультацией в трудных ситуациях. Только в 2018 году в социально-педагогические центры обратилось более 78 тыс. несовершеннолетних за различными видами психологических услуг – это диагностика, коррекция, просвещение, профилактика.

Также специалисты районных социально-педагогических центров выезжают в учреждения образования с целью оказания помощи педагогам-психологам, социальным педагогам на местах, для организации мероприятий с несовершеннолетними и их законными представителями и педагогами.

На протяжении последних лет серьезное внимание уделяется вопросам профилактики правонарушений, профилактики насилия в отношении несовершеннолетних.

В дополнение к тому, о чем говорил Эдуард Валентинович, отмечу, что в 2018 году совместно с Министерством внутренних дел был разработан алгоритм информирования учреждениями образования о фактах насилия, выявленных в отношении несовершеннолетних. Сегодня он успешно функционирует.

На руководителей учреждений образования возложена персональная ответственность за информирование органов внутренних дел и законных представителей детей о выявленных фактах насилия. Это позволяет на ранней стадии оказывать помощь как несовершеннолетним в защите их прав и законных интересов, так и их законным представителям, если выявлены факты насилия в семейном окружении.

- Существует мнение, что для оказания по-настоящему профессиональной психолого-педагогической помощи в учреждениях образования не хватает специалистов соответствующего уровня подготовки.

Алеся Береснева: Я не согласна. Мы очень много внимания уделяем повышению квалификации наших специалистов при активном содействии Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Причем повышение квалификации проходят не только педагоги-психологи и социальные педагоги, но и классные руководители, учителя-предметники. Ведь мы понимаем, что педагоги-психологи физически не могут охватить всех детей в учреждении образования, поэтому мы повышаем уровень грамотности педагогов. Чтобы они вовремя смогли выявить факты насилия или других противоправных действий в отношении несовершеннолетних и принять необходимые меры.

Более того, в феврале 2019 года приказом министра образования была создана группа по изучению деятельности учреждений образования по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся. Основная цель – оказание методической и практической помощи специалистам на местах в целях совершенствования их профессиональных компетенций и повышения качества их работы.

Представители Минобразования, Института психологии, педагоги-практики, выезжая в регионы, изучили, как осуществляется психологическая помощь и социально-педагогическая поддержка на местах, обсудили со специалистами-практиками факторы, влияющие на качество и полноту оказываемой помощи, обобщили предложения, поступающие с мест и требующие дополнительного методического сопровождения либо совершенствования законодательства.

Результаты этого мониторинга и предложения по совершенствованию службы будут рассмотрены 11-12 апреля на республиканском межведомственном семинаре "О практической реализации новых подходов законодательства в вопросах признания детей находящимися в социально опасном положении, оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи".

В частности, мы планируем разработать методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов, в которых будут детально прописаны алгоритмы действий в различных кризисных ситуациях, при возникновении межличностных, детско-родительских конфликтов и т.д.

Также педагоги-практики обратили внимание, что некоторые законодательные нормы сегодня не работают, поэтому мы будем предлагать внесение изменений и дополнений в закон об оказании психологической помощи.

На республиканском семинаре также будет представлен лучший опыт и практики наших педагогов-психологов, социальных педагогов, коллег из других ведомств, который мы сможем внедрить во всей стране.

Виктор Морозов: Следует иметь в виду, что безопасная среда, которую мы хотим получить в наших учреждениях образования, складывается из очень большого количества переменных.

Да, необходимо создавать периметр в учреждениях образования, который был бы непроницаем для террористических угроз, для всевозможных факторов, которые создают кризисы и ведут к их эскалации. Да, необходим контроль внутренних процессов, создание системы реагирования, которая работала бы четко, как часы. Да, это требует определенных ресурсов, в том числе финансовых, человеческих и других. И, на мой взгляд, было бы большой ошибкой переводить разговор в плоскость рентабельности, экономической целесообразности и прочих связанных с этим показателей. На кону жизнь наших детей. И именно это должно быть лейтмотивом, краеугольным камнем всей нашей деятельности - и министерств, и ведомств, и родителей, и учреждений образования, и просто сопричастных людей.

Все то, что коллеги говорили о реагировании, должно действительно иметь самый высокий приоритет. Это должно работать. Чтобы в случае возникновения кризисной ситуации и необходимости оказания неотложной помощи мы не думали, где взять специалиста, подготовлен ли этот специалист, где взять необходимые ресурсы на вызов тревожной группы, сколько времени понадобится для ее прибытия и т.д. Жизнь есть жизнь. В ней всегда есть место и конфликтам, и кризисам, и полностью мы от этого избавиться никогда не сможем.

Хочу подчеркнуть, что в Беларуси ситуация достаточно благоприятная, хотя, как вы видите, мы тоже не избавлены от чрезвычайных событий. Но они единичны. В этом смысле, к счастью, нам далеко до США, нам далеко до России, и, может быть, некоторых европейских стран. Тем не менее подобные события происходят. Мы часть современного мира, и все те угрозы, вызовы и риски, которые в нем существуют, нас никак не обойдут.

Поэтому необходима именно системная работа, которая позволила бы переместить акцент с реагирования на какие-то чрезвычайные ситуации на их своевременное предупреждение и профилактику.

- Какую конкретно практическую помощь может оказать Институт психологии в усилении этой профилактической работы?

Виктор Морозов: Мы видим роль нашего института прежде всего как координатора работы, связанной с подготовкой кадров.

Дело в том, что те несколько печальных событий, которые имели место за последние годы, показали, что у наших социальных педагогов, педагогов-психологов, работающих в школах, не хватает компетенций, которые бы отвечали специфике современных угроз и кризисных ситуаций, с которыми они могут столкнуться сегодня.

А значит нужно готовить специалистов с учетом новых вызовов. Поэтому с нового учебного года в Институте психологии БГПУ будет открыта магистратура по подготовке психологов с профилизацией "кризисная психология".

Кроме того, чтобы консолидировать необходимые ресурсы, привлечь нужных специалистов, с 1 апреля 2019 года на базе Института психологии БГПУ был создан Республиканский центр психологической помощи, который будет оказывать помощь в повышении квалификации специалистов-психологов, работающих на местах, по направлению "кризисная психология".

Надеемся, что буквально через пару лет мы будем уже обладать определенным контингентом кризисных психологов, которые смогут оказывать соответствующую помощь.

- Они будут работать в структуре центра или на местах?

Виктор Морозов: Главная задача будет заключаться в том, чтобы дать необходимый опыт тем людям, которые работают на местах. Но поскольку мы сталкиваемся именно с кризисными ситуациями, которые могут возникать внезапно, то необходима группа людей, которая сможет действовать оперативно, образно говоря, по тревожной кнопке. Эта группа будет функционировать в структуре Республиканского центра психологической помощи, но ее состав может быть расширен за счет привлечения подготовленных и заинтересованных в проведении такой работы специалистов.

Обо всем, что касается задач Республиканского центра психологической помощи, его функционирования, может рассказать его директор Ольга Матюхова.

Ольга Матюхова: В 2016 году в рамках взаимодействия с ЮНИСЕФ было проведено большое национальное исследование, в процессе которого было опрошено более 5 тыс. несовершеннолетних. Результаты показали, что каждый второй из опрошенных сталкивался с конфликтными ситуациями в школьной среде. Это доказывает, что проблема эта стоит очень остро.

Наш центр был создан с целью оказания психологической помощи несовершеннолетним, их законным представителям и педагогическим работникам, в том числе круглосуточной экстренной помощи в режиме онлайн. Также в наши задачи входит организация деятельности региональных педагогов-психологов с целью их дальнейшего обучения и поддержания хорошего качественного профессионального уровня именно кризисных психологов.

Между тем я бы не стала фокусироваться только на подготовке психологов, очень важно, чтобы все субъекты образовательного процесса, в том числе педагоги и родители, были готовы к сотрудничеству. Абсолютно согласна с Алесей Сергеевной: психолог порой не может охватить такое количество учащихся. А учителя, классные руководители, которые непосредственно общаются и знают детей и родителей, могут обращать внимание на то, что происходит с ребенком, и привлекать родителей к взаимодействию для решения каких-то проблем.

В настоящее время Институт психологии разрабатывает пособие по безопасной и поддерживающей школьной среде, и программы, которые позволят системно и комплексно работать над снижением количества случаев насилия в учреждениях образования.

Министерством образования разрабатывается алгоритм взаимодействия Республиканского центра психологической помощи с главными управлениями по образованию облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома по вопросам реагирования на кризисные ситуации, возникающие в учреждениях образования, и оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

В конце марта мы провели первый обучающий курс для представителей четырех минских школ - классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов, которые выразили потребность в таком обучении.

Практическую работу центр начнет с 1 сентября 2019 года.

Виктор Морозов: Мы не замыкаемся только в наших реалиях. В настоящее время под эгидой ЮНИСЕФ реализуется проект, который предполагает адаптацию к белорусским условиям опыта Хорватии по созданию безопасных условий, исключающих возникновение насилия или, по крайней мере, сводящих этот фактор к минимуму.

- Как сейчас наши службы справляются с конфликтами, возникающими в школьной среде? Применяется ли в учреждениях образования такой эффективный механизм разрешения конфликтов, как медиация?

Алеся Береснева: В 2007 году в Министерстве образования была создана группа экстренного реагирования, которая выезжает на все факты насилия в учреждениях образования и на месте изучает ситуацию, проводит опросы всех участников конфликта – детей, педагогических работников, родителей. По результатам изучения группа делает анализ ситуации, дает рекомендации учреждению образования, при необходимости вносит предложения о совершенствовании деятельности в Министерство образования либо в местные органы образования.

В воспитательной работе учреждения образования серьезное внимание уделяют обучению учащихся навыкам бесконфликтной коммуникации. В этом нам очень помогают инспектора по делам несовершеннолетних, которые активно участвуют во всех профилактические мероприятиях.

Медиация – это новое направление в решении конфликтов. Очевидно, что те технологии медиации, которые используются в административном и уголовном процессе, могут использоваться и в системе образования.

Поэтому с 2018 года на 19 площадках по всей стране Министерство образования реализует инновационный проект по внедрению медиативных техник в деятельность педагогических работников. Завершить проект планируется в этом году.

В настоящее время по поручению национальной комиссии по правам ребенка при Совете Министров Министерство образования совместно с Министерством юстиции прорабатывает возможность внесения изменений и дополнений в закон о медиации. В частности, предлагается включить в него такое направление, как школьная медиация. Также планируется разработать концепцию школьной медиации и создать службы школьной медиации.

Однако это вопрос перспективы. Тем не менее, наши педагоги уже подготовили методическое пособие "Школьная медиация", которое вышло в этом году и рекомендовано Национальным институтом образования для использования. Пособие содержит техники, которые педагоги могут применять для разрешения тех или иных конфликтных ситуаций.

Олег Максимов: Проводимый анализ правопорядка в подростковой среде свидетельствует о том, что более половины несовершеннолетних, участвовавших в совершении преступлений, обучались в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Около 30% случаев смертности несовершеннолетних приходится на внешние причины. Основным источником трагических случаев является незнание учащимися правил безопасности и их несоблюдение.

Нашей, я имею в виду всех заинтересованных, прямой обязанностью является предупреждение правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время в профилактической работе осуществляется переход от доминирования мер административного воздействия и наказания к комплексной социальной и индивидуальной профилактике, всесторонней социокультурной, психолого-педагогической и социально-правовой помощи.

Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения, который был утвержден в 2017 году, содержит конкретные практические мероприятия и целые направления деятельности, которые сегодня наиболее важны.

Это, например, разработка и принятие стандартов безопасности в учреждениях образования. Они должны предусматривать мероприятия по личной безопасности обучающихся, сохранности имущества, обеспечению безопасности несовершеннолетних при организации их подвоза к месту обучения, на мероприятия и обратно, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечению противопожарной безопасности, организации питания детей. Также предусматривается поэтапное оборудование учреждений образования системами видеонаблюдения.

При этом мы должны говорить о формировании законопослушного поведения всех несовершеннолетних, а не только тех, которые уже себя "проявили", попав в поле зрения социального педагога и инспекции по делам несовершеннолетних. Ведь в школе много учащихся, которые никак себя отрицательно не проявляют, но с которыми также необходимо работать. Поэтому меры общей профилактики правонарушений так же важны, как целевая, индивидуальная работа и обеспечение технической безопасности.

Инспекция по делам несовершеннолетних во взаимодействии с администрацией учебных учреждений, с социальными педагогами участвует во всех общих профилактических мероприятиях, в деятельности советов профилактики, большое внимание уделяет работе с родителями, участию инспекторов в родительских собраниях. Ведь именно семья воспитывает, формирует характер, мировоззрение подростка.

Если опираться на цифры, то за три месяца в республике более 300 подростков совершили преступления. И пока наши дети совершают правонарушения, нам нужно наращивать усилия и работать. В идеале хотелось бы, чтобы ни один ребенок из-за школьной парты не садился на скамью подсудимых.

Наиболее важно для нас, чтобы инспектор по делам несовершеннолетних был той помощью, которая будет оказана здесь и сейчас. В такой помощи учреждения образования иногда действительно нуждаются.

Виктор Морозов: Требуется интеграция усилий. Если посмотреть непредвзято, то конфликты в школьной среде и те или иные проявления насилия существовали практически всегда. Это жизнь. Да, сейчас они приобрели иные формы, появились такие понятия, как моббинг, буллинг и другие. Но если мы с вами будем возлагать ответственность за это только на школу, только на учителя или только на психолога, то с высокой вероятностью у нас ничего не получится. Важно все, мелочей здесь нет. Важна и позиция администрации учреждения образования, и правильная организация межличностного взаимодействия в системе педагог – учащийся, и усилия, направленные на организацию учебного процесса и взаимодействие детей, и позиция родителей.

- Как наладить конструктивный диалог с родителями, чтобы они были союзниками педагогов, а не критиками, ведь именно они во многом формируют и поддерживают отношение детей к учителям и школе в целом, которое и провоцирует зачастую конфликтные ситуации?

Виктор Морозов: Недавно услышал любопытную фразу: если раньше на родительское собрание было страшно ходить ученику, то теперь страшно родителям. Эта фраза очень четко, с моей точки зрения, характеризует специфику нынешнего момента. Нам действительно нужен диалог в системе "родитель – ученик – педагог". И все наши усилия должны быть направлены прежде всего на это.

Есть еще один момент, на который хотел бы обратить внимание. Большую роль сейчас играют средства компьютеризации, и создание безопасных условий при организации образовательного процесса, на мой взгляд, имеет еще одну составляющую, о которой мы почти не говорили, - это информационная безопасность. Любая кризисная ситуация имеет свои предпосылки, и когда мы начинаем распутывать ту или иную историю, это появляется и в социальных сетях, и в переписке - где угодно. Поэтому это далеко не праздный вопрос.

Ольга Матюхова: Я согласна с Виктором Егоровичем. Главное - развитие диалога и уважительных отношений всех участников образовательного процесса и, конечно, комплексный подход и участие всех ведомств в решении любых вопросов.

Алеся Береснева: Мы работаем над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса. И находимся в тесном взаимодействии с родительской общественностью, повышая их уровень психологических знаний по особенностям поведения детей тех или иных возрастных групп. И мы видим, что родители не находятся сейчас в конфликте с учреждениями образования. И педагоги, и родители реализуют все меры, которые необходимы для решения тех или иных вопросов. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы уровень охвата детей, родителей, педагогов психологическими знаниями с каждым годом повышался.

Олег Шаблыко: Считаю, что надо все-таки более активно работать с родителями. Мы знаем, что дети повторяют поведение родителей. Именно семья формирует мировоззрение, менталитет, характер и взгляды ребенка. Да, школа, армия также оказывают влияние, но человек формируется в семье. Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы родители уделяли своим детям больше внимания, чтобы виртуальная реальность, в которую они сейчас погружены, влияла на психику детей как можно меньше.

Эдуард Томильчик: С семьей надо работать еще больше. Школа не учит чему-то плохому, делать что-то негативное, плохим поступкам. Школа дает только позитив. А вот родителям нужно внимательнее относиться к своим детям: поговорить, выслушать, обсудить проблемы. Если надо, подойти к учителю. Нужно, чтобы родители больше поворачивались лицом к своему ребенку. Несмотря на бытовые дела и нехватку времени. Ведь речь идет о самом дорогом, что есть в жизни каждого человека.

- Благодарим за беседу!

К списку