Совершенствование учебных программ и школьных учебников - процесс постоянный: нельзя отставать от жизни. Но именно в последнее пятилетие белорусская система образования глобально пересматривает содержание программ и создает новые учебные пособия практически по всем школьным предметам. Задача – не только сократить нагрузку на школьников, убрав, где необходимо, лишнее и упростив изложение материала, но и "осовременить" содержание и форму самого учебного процесса, сделать его более живым, технологичным, практикоориентированным, а также реализовать принцип относительной завершенности образования на второй ступени общего среднего образования. Переход на обновленные учебные программы и учебники планируется завершить в течение ближайших трех лет. Что уже удалось сделать, и как оценивают происходящие изменения педагоги и учащиеся, обсудили эксперты.
Чем определяется развитие белорусской системы образования на современном этапе? Какие у страны ориентиры в этом направлении?
Валентина Гинчук: Ключевые приоритеты отражены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, государственной программе "Образование и молодежная политика" на 2016-2020 годы, а также в концептуальных подходах к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Среди основных задач в сфере общего среднего образования - переход к обязательному общему среднему образованию, обновление содержания учебных программ, совершенствование итоговой аттестации учащихся и введение допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся.
В концептуальных подходах к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года, которые утверждены на Республиканском педсовете в августе 2017 года, определены не только задачи и приоритеты государственной политики в сфере образования, но и механизмы их реализации. В качестве одного из них рассматривается обновление программ по учебным предметам, создание школьных учебников на конкурсной основе, разработка нового порядка и содержания независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения на второй и третьей ступенях общего среднего образования.
Новые учебные программы стали внедряться еще в 2015 году, а в 2017-м курс на внедрение новых учебных программ, разработанных в соответствии с принципом относительной завершенности образования на второй ступени, был закреплен в концептуальных подходах. В том же 2017 году новые учебные программы были еще раз проанализированы с точки зрения снижения нагрузки на учащихся, в них были внесены соответствующие изменения. Сегодня они продолжают внедряться в образовательный процесс.
Сегодня вопросы совершенствования учебных программ и учебников активно обсуждаются в обществе. Что уже сделано, и как это оценивают педагоги-практики?
Валентина Гинчук: На мой взгляд, содержание общего среднего образования, которое сегодня отражено в новых программах и учебниках, является оптимальным с точки зрения учебной нагрузки на учащихся и соответствия их возрастным познавательным особенностям. Снижение учебной нагрузки осуществлялось не путем сокращения количества уроков по конкретным учебным предметам, а посредством переработки, обновления содержания учебных программ. Из них мы исключили ряд теоретических вопросов, некоторые, более сложные, были перенесены в старшие классы.
Обновление содержания учебных программ и школьных учебников не пущено на самотек. Мы анализируем процесс, постоянно проводим мониторинг. Так, в декабре 2018 года провели онлайн-анкетирование педагогов, в котором приняли участие более 31 тыс. учителей. Особенность исследования заключалась в том, что анкеты были разработаны по предметному принципу. В них были перечислены все изменения, которые произошли в учебных программах для седьмого и восьмого классов. Педагогам предложили высказать свое отношение к этим нововведениям. Более 80% педагогов положительно оценили произошедшие изменения в учебных программах и отметили, что они соответствуют возрастным познавательным особенностям школьников. Около 90% опрошенных считают, что дальнейшее упрощение содержания учебных программ по предметам не требуется. Не доверять результатам анкетирования оснований нет, поскольку исследование проводилось анонимно, а выборка, на мой взгляд, достаточно репрезентативна.
Во время онлайн-анкетирования высказывались и конкретные замечания и предложения. Сейчас они являются предметом детального рассмотрения на секциях научно-методического совета при Министерстве образования, а также в творческих группах учителей на базе Академии последипломного образования. По итогам анализа в учебные программы будут внесены коррективы. Подобный опыт у нас уже имеется. В 2016 году в образовательном процессе стала использоваться учебная программа по математике для шестого класса. По результатам апробации в нее в 2018 году внесли коррективы, и она была переиздана.
Галина Черник: Педагоги нашей школы тоже принимали участие в онлайн-анкетировании. Многие воспользовались возможностью высказать свое мнение. Например, историки обратили внимание на понятийный аппарат, предлагая исключить те или иные дефиниции. Математики отмечают посильность и практикоориентированность заданий, предложенных в новых учебниках. Вопросы о содержании учебных программ обсуждались на заседаниях методических объединений учителей школы. Их мнение – далее упрощать программы не стоит, чтобы не снизить качество общего среднего образования.
Татьяна Олихвер: Изменения претерпели и программы по физике. Сейчас к ее изучению приступают в седьмом классе, раньше начинали с шестого. Это нововведение одобряет большинство моих коллег. Дети постарше лучше понимают предмет, у них больше интереса и мотивации. Перенос тем, которые вызывали затруднения у детей, например механики, в старшие классы, оправдан, это будет способствовать лучшему освоению материала. Важно, что в девятом классе отвели больше времени на изучение физики - три часа. Это станет большим подспорьем. Педагоги давно говорили о том, что это необходимо.
Ирина Арефьева: Могу высказаться с двух позиций - и как педагог, и как автор новых учебных пособий по алгебре. Как учителю мне комфортно работать с этими учебниками. Как автор - вижу некоторые вещи, которые хочется сделать по-другому. Очень много общаюсь с другими учителями. Более того, некоторые свои учебники я подарила своим коллегам, чтобы они могли сделать свои замечания. Их предложения учитываю при разработке учебника для девятого класса. Надеюсь, что они помогут разгрузить школьников, но речь об упрощении не идет.
Позиция педагогов по поводу упрощения программ ясна - оптимальный уровень достигнут. А как быть со школьными учебниками, станут ли они более простыми для восприятия?
Валентина Гинчук: Мы в этом направлении много работаем с авторскими коллективами. Нужно отметить, что в их составе люди с очень разным стажем и опытом разработки школьных учебников. Новые учебники разрабатываются на конкурсной основе. Около 30% тех, кто сегодня пишет учебные пособия, - авторы ранее действовавших учебников. Еще 30% - авторские коллективы, в которых авторы прежних учебников объединились с новыми специалистами - учителями-практиками, методистами. Примерно 40% авторских коллективов пишут учебники впервые. Следует отметить, что каждый пятый автор - это учитель-практик.
Сегодня можно часто услышать мнение, что необходимо вернуть старые советские учебники. Мы очень детально проанализировали опыт советского учебного книгоиздания и взяли на вооружение лучшее - оптимальное соотношение текстов, иллюстративного и методического аппарата, приемы доступного изложения учебного материала. В лучших советских учебниках, которые в свое время были отмечены государственными премиями, стали лауреатами различных конкурсов, основного учебного текста было всего 57%. Все остальное – дополнительные материалы, иллюстрации и методический аппарат, направленный на усвоение материала. Современных авторов мы ориентируем именно на эти цифры. Проводим для них семинары, где рассказываем о возможных методических приемах реализации требований к современному школьному учебнику.
Безусловно, мы работаем над тем, чтобы учебники были написаны доступным языком. Обращаем внимание авторов на то, что здесь имеет значение и длина предложений, и логика изложения, и используемые лексические обороты. Например, в учебниках не стоит злоупотреблять абстрактными существительными, придаточными предложениями, однородными членами предложения. С одной стороны, они украшают текст, но с другой - затрудняют восприятие основного учебного материала. Доступность его изложения - это один из основных критериев оценки школьных учебников. Для всех новых учебников мы проводим психолого-педагогическую экспертизу, в процессе которой специалисты-психологи оценивают доступность изложения учебного материала с учетом познавательных возможностей учащихся конкретного возраста.
Галина Черник: Не стоит забывать и об учителе, который должен грамотно подготовиться к уроку и преподать учебный материал так, чтобы он был доступен каждому ребенку.
Татьяна Олихвер: Очень хорошо, что учебники постоянно обновляются. Мы живем в век стремительного развития науки и техники. Проводятся новые исследования, в том числе в области психологии. Все это нужно учитывать при создании учебников. И это мы видим сейчас. Книги яркие, они стимулируют познавательную деятельность учащихся, в них есть задания разных уровней. Главное выделено шрифтом и цветом. Все это помогает ребенку ориентироваться, поддерживает его интерес, к учебному предмету.
Когда будут полностью обновлены все учебники?
Валентина Гинчук: В настоящее время в образовательном процессе используется 218 учебников. Они должны быть обновлены в соответствии с новыми учебными программами. С 2015 по 2018 год включительно было обновлено 144 учебника. Каждый год массово издавались новые учебные пособия для тех классов, в которых внедрялись обновленные учебные программы. Например, в 2018 году – для четвертого и восьмого классов. В соответствии с поручением главы государства, которое он дал на республиканском педагогическом совете в августе 2017 года, все учебные пособия для учреждений общего среднего образования необходимо обновить к 1 сентября 2019 года. Таким образом, к началу следующего учебного года осталось издать 73 новых учебника. Это 44 пособия для 1-9-го классов и 29 - для 10-11-го классов.
При этом следует отметить, что использоваться в образовательном процессе новые учебные пособия для 10-го класса будут с 2020/2021 учебного года, а для 11-го - с 2021/2022 учебного года.
А как проходит апробация новых школьных учебников.
Валентина Гинчук: Для совершенствования учебников мы используем механизм опытной проверки. По просьбе педагогов она проводится через год после введения нового учебного пособия в образовательный процесс, чтобы учителя имели возможность поработать с ним. В опытной проверке участвуют учителя, которые непосредственно работают с новым учебным пособием в конкретном классе. Материал каждого урока прорабатывается. Учителя пишут замечания по результатам работы с учебником в своем классе: оценивают доступность изложения материала, методическую целесообразность иллюстраций, соответствие предложенных в учебнике вопросов и заданий познавательным возможностям учащихся.
Во время опытной проверки также проводится анкетирование педагогов, учащихся и родителей, изучается их отношение к этому учебному пособию. Вся информация систематизируется в Национальном институте образования, обсуждается с авторским коллективом. Замечания учитываются при подготовке учебника к переизданию. Сейчас опытную проверку проходят учебные пособия, которые были изданы в 2017 году. Результаты будут известны в мае 2019 года.
Отмечу также, что на национальном образовательном портале есть рубрики "Новые учебные программы: изучаем, обсуждаем" и "Новые учебники: изучаем, обсуждаем". Каждый заинтересованный может высказать свои замечания и предложения по совершенствованию учебных программ и учебников. В разделе "Новые учебники" можно также задать вопрос авторам учебных пособий.
Какими бы хорошими и совершенными ни были учебные программы и учебники, в конечном итоге все зависит от того, как они реализуются – то есть от учителя, его профессионализма и методической культуры. А при изменении программ очень важна своевременная методическая поддержка учителя…
Валентина Гинчук: Новый учебник - это один из компонентов учебно-методического комплекса по учебному предмету. К каждому новому учебному пособию обязательно разрабатывается методическое пособие для учителя. Не всегда получается издать новый учебник пособие и методическое пособие к нему в один год. Ведь методическое пособие для учителя разрабатывает тот же авторский коллектив, который пишет учебник, поэтому, как правило, методическое пособие издается на следующий год.
Но в этот промежуток времени учитель не остается без методической поддержки. Например, на национальном образовательном портале размещаются рекомендации, как организовывать образовательный процесс в соответствии с новыми учебными программами и с использованием новых учебных пособий. Там же размещены материалы, методические разработки уроков для учителя по конкретным темам учебной программы, вызывающим наибольшую сложность в преподавании учебного предмета.
Для педагогов в Национальном институте образования ежегодно проводятся обучающие семинары, на которых рассматриваются особенности новых учебных программ и учебников, даются рекомендации, как эффективно работать с ними на уроке. В этих семинарах обязательно принимают участие разработчики учебных программ и авторы школьных учебников. На эти семинары мы приглашаем всех педагогов, независимо от стажа работы, опыта и квалификационной категории.
Галина Черник: Сегодня у учителя есть инструменты, которые позволяют ему эффективно готовиться к уроку. На национальном образовательном портале есть очень большое количество информации, которую наши педагоги используют в работе. Это и учебные программы по предметам, и календарно-тематическое планирование, и методические разработки, и так далее. Я начинала работать 20 лет назад. Тогда у меня, как у молодого педагога, не было такой возможности, такой методической базы, чтобы так качественно проводить уроки. Сегодня эта база есть.
Ирина Арефьева: Кроме методического пособия для учителей, в учебно-методический комплекс входит еще и дидактическое пособие (самостоятельные и контрольные работы), и пособие для тех детей, которые хотят знать предмет лучше. Они выходят одновременно с учебником. Это очень важно, когда у учителя нет необходимости самому разрабатывать самостоятельную или контрольную работу, когда есть материал, который полностью коррелирует с учебником.
Татьяна Олихвер: Для опытных педагогов задержка в издании методического пособия не представляет большой трудности. А молодые педагоги всегда могут обратиться к наставникам за советом и поддержкой.
Галина Черник: В нашем учреждении детей становится все больше, поэтому молодых педагогов у нас много. В этом году у нас восемь молодых педагогов. Как только молодой специалист приходит, сразу же за ним закрепляется учитель высшей категории, наставник, который ему во всем оказывает методическую помощь. Учитель-наставник идет вместе с ним на урок. Потом этот урок анализируется, все его этапы, формы проведения, методы и т.д. Молодой специалист не оказывается один на один с какой-то проблемой. Я нашим молодым педагогам всегда советую посещать уроки своих более опытных коллег. Это самый лучший опыт.
В последнее время часто обсуждается вопрос о домашних заданиях. Какова сейчас ситуация, действительно ли есть перегрузка?
Татьяна Олихвер: Сейчас все достаточно прозрачно и понятно, в каких объемах должны быть предложены домашние задания. В календарно-тематическом планировании, которое сопровождает любой учебный предмет, есть рекомендованные домашние задания по каждому уроку. Конечно, учитель, опираясь на свой опыт, может заменить эти задания на другие. Но каждый педагог учитывает, что у ребенка, кроме его предмета, есть масса других заданий, и у него еще должно быть время на отдых и занятия по интересам.
Валентина Гинчук: Время выполнения домашнего задания строго регламентировано санитарно-гигиеническими требованиями к организации образовательного процесса, которые утверждаются Министерством здравоохранения. Для каждого класса определено количество времени, которое ученик может использовать на подготовку всех домашних заданий к следующему учебному дню. Для 9-11-го классов это три часа, для 7-8-го – два с половиной. Этот норматив должен быть ориентиром для всех педагогов. И результат по оптимизации домашних заданий будет иметь место только в том случае, если педагоги будут его соблюдать, стараясь избегать предметного шовинизма, когда свой предмет считают самым важным и не учитывают общую нагрузку на школьников.
Еще одно важное условие решения проблемы домашних заданий – четкое соблюдение педагогами рекомендации: основной, самый сложный учебный материал необходимо отрабатывать на уроке. В технологии «перевернутый урок» новый материал может быть задан в качестве домашнего задания для предварительного ознакомления, но на следующем уроке этот материал не контролируется, а отрабатывается. Творческие и исследовательские задания, направленные на стимулирование интереса к предмету, могут задаваться и выполняться только по желанию самого ученика. Они не могут быть обязательными для всех учеников.
Проблема домашних заданий комплексная. Она решается совместными усилиями педагогов, которые грамотно организуют образовательный процесс, четко регламентируют объем домашних заданий, дают инструкцию по их выполнению, и родителей, которые должны создать условия для выполнения домашнего задания, стимулировать самостоятельную учебную деятельность школьников и приучить их к ней.
А так ли это происходит на практике?
Галина Черник: Руководство школы домашним заданиям уделяет очень большое внимание. Во-первых, анализируются классные журналы, в которых видно, что задано на дом и кто из педагогов "злоупотребляет" домашним заданием. По домашнему заданию даже можно ориентироваться, насколько педагог качественно провел урок. Если урок проведен качественно, педагог правильно разъяснил материал, домашнее задание никогда не будет слишком большим.
Во-вторых, вопрос о сложности и объеме домашнего задания обязательно включается при проведении анкетирования учащихся. Эти анкеты в целом дают достоверную информацию.
Далее мы в индивидуальном порядке работаем с педагогом: посещаем уроки, находим причину, почему педагог задает объемное домашнее задание (плохая подготовка к уроку, недочеты в организации учебного процесса и т.д.) и вместе ищем решение.
Надо сказать, что результаты анкетирования говорят о том, что наши дети не перегружены домашними заданиями. Приведу собственный пример: моя старшая дочь учится в девятом классе, и я вижу, что больше трех часов на выполнение домашнего задания она не тратит, и это с учетом того, что она может на что-то отвлекаться в процессе подготовки.
На мой взгляд, дело не в перегруженности, а, скорее, в неправильной организации процесса выполнения домашнего задания. Проблема может быть как в некомфортной мебели и отсутствии отдельного помещения, где ребенку ничто не будет мешать делать уроки, так и в нездоровом психологическом климате в семье.
Ирина Арефьева: Правильная организация учебной деятельности - великое дело. Есть прекрасный пример нашего Суворовского училища, где курсантам на самоподготовку отводится два часа двадцать пять минут. Другого времени у наших ребят нет, так как у них четкий распорядок дня. За эти два часа двадцать пять минут все училище делает домашнее задание, и назавтра они все готовы!
В связи с чем расширено профильное обучение?
Галина Черник: К профильному обучению мы вернулись в 2015/16 учебном году. Сейчас учащиеся 10-11-го классов могут по своему выбору изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне. Предметы для изучения на повышенном уровне определяет учреждение образования, с учетом желания учеников и родителей. Но при этом обязательно учитывается наличие педагогов соответствующей квалификации и необходимой материально-технической базы.
С 2018/19 учебного года введено изучение учебных предметов на повышенном уровне на второй ступени общего среднего образования - с пятого по девятый класс. Это закреплено в новых образовательных стандартах, которые были утверждены в декабре 2018 года. В частности, учащиеся пятых - седьмых классов могут изучать на повышенном уровне иностранный язык, а с восьмого класса - любой учебный предмет, опять же при наличии в учреждении образования кадрового и материально-технического обеспечения.
Изучение учебных предметов в восьмом - девятом классах на повышенном уровне позволит подготовить школьников к более осознанному выбору профиля обучения в старших классах и дальнейшему профессиональному определению.
Сегодня много говорится о трудовом воспитании подрастающего поколения. В 2018/2019 учебном году в 10-м классе введен учебный предмет "Трудовое обучение". Как и чему на таких занятиях обучают старшеклассников?
Черник Галина: Действительно, в этом году ввели шесть часов трудового обучения в 10-м классе, но только в тех классах, в которых все учебные предметы изучают на базовом уровне.
В Ленинском районе города Минска трудовое обучение в 10-х классах организовано на базе колледжа легкой промышленности и логистики, где учащиеся имеют возможность получать такие специальности, как продавец, автослесарь, швея, парикмахер, специалист по маникюру. За два года они освоят профессию. Соответствующее свидетельство они получат вместе с аттестатом об общем среднем образовании. Это свидетельство даст им право и возможность работать по данной специальности сразу после окончания школы. Согласитесь, это неплохой вариант для тех, кто не захочет или не сможет продолжить обучение в вузе или ссузе.
Даже если не все в дальнейшем будут работать по освоенной специальности, полученные профессиональные навыки им пригодятся в жизни.
Те изменения, которые сейчас происходят в программах, учебниках, в методике преподавания и в целом в образовательном процессе, требуют от учителя постоянной работы над собой, постоянного совершенствования профессионального мастерства. Как помогает им в этом Национальный институт образования?
Валентина Гинчук: Во все времена учитель являлся ключевой фигурой в школе. От его профессионального мастерства зависит эффективность образовательного процесса и качество образования. В условиях обновления содержания общего среднего образования Национальный институт образования готов оказать методическую поддержку по всем вопросам, связанным с содержанием новых учебных программ и учебников, провести по запросам педагогов онлайн-консультации, очные и дистанционные семинары. Разработчики учебных программ и авторы учебников могут выехать в региональные институты образования. Мы открыты для конструктивного диалога и сотрудничества.