В 2016 году Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым возложив на себя обязательства по реализации ее положений. И для этого у нас утвержден Национальный план, который можно разделить на два основных направления: совершенствование законодательства и принятие организационных мер.
30 июня 2022 года подписан закон "О правах инвалидов и их социальной интеграции". Конечно, в стороне не остались вопросы доступной среды. В законе предусмотрена целая глава, посвященная этому направлению. Остались требования по созданию условий доступной среды как на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, транспортных средств, так и включены отдельные нововведения.
Вопросы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и физически ослабленных лиц обсудили участники круглого стола.
Вопросы доступной среды для инвалидов нашли широкое отражение в законе о правах инвалидов и их социальной интеграции, сообщила консультант управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Светлана Капура на круглом столе в БЕЛТА на тему "Социальная интеграция инвалидов и физически ослабленных лиц: создание доступной среды жизнедеятельности".
"Что касается совершенствования законодательства, 30 июня подписан закон о правах инвалидов и их социальной интеграции. Естественно, без внимания не остались вопросы доступной среды. Предусмотрена целая глава, посвященная этому направлению. В законе остались требования по созданию условий доступной среды на объектах социальной и транспортной инфраструктуры и включены отдельные нововведения", - сказала Светлана Капура.
В частности, законом предусмотрена разработка нормативного документа, который позволит создавать и вести базу данных АИС "Доступная среда". Здесь отразят все объекты социальной и транспортной инфраструктуры, по каждому из них будут сведения о доступности. "То есть по каждому объекту будут перечисляться имеющиеся элементы доступной среды и делаться вывод, доступный это объект либо частично доступный. Эта база поможет нам как госорганам мониторить, анализировать ситуацию по доступной среде и принимать вперед идущие решения и планы работы", - отметила консультант управления.
Информация о доступности объектов, собранная в базе, будет передаваться кадастровому агентству для ее размещения на публичной кадастровой карте и будет доступна любому гражданину. "Таким образом, можно сказать, что эта публичная карта будет виртуальным гидом, помощником для инвалидов, чтобы они могли, например, организовать свой путь из одной точки в другую и беспрепятственно получить услугу", - добавила Светлана Капура.
Нововведением станет и разработка правил обеспечения доступности для инвалидов. Они аккумулируют все требования, разбросанные сейчас в разных технических нормативных правовых актах, и четко пропишут, как должен выглядеть полностью доступный объект для всех граждан. Это касается как прилегающей территории, так и санитарно-гигиенических помещений.
Светлана Капура рассказала и о новшествах при взаимодействии с общественными объединениями. "В законе предусмотрена одна из обязанностей заказчиков или организаций, которые создают доступную среду, что если нет технической возможности (если это старые застройки или эксплуатируемые объекты, не всегда возможно применить то, что прописано в технических нормативных правовых актах), обращаться для согласования действий в общественные объединения инвалидов", - пояснила она.
Введены обязательства по обеспечению парковочными местами инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата первой, второй и третьей группы. Инвалиды-колясочники будут пользоваться этими местами бесплатно.
Светлана Капура подчеркнула, что работа продолжается. "Вы все прекрасно видите, как у нас меняется городская инфраструктура. Если раньше мы говорили только о пандусах, поручнях, то сейчас видим, как перспективно у нас укладывается тактильная плитка, понижаются бордюры, увеличивается количество доступных светофоров, есть контрастная маркировка, автобусный парк города продолжает оснащаться низкопольными автобусами. На объектах появляются речевые информаторы. Нам, простым гражданам, возможно, и не заметно, но это один из элементов для слабовидящих или инвалидам по зрению, который помогает ориентироваться в пространстве", - заметила консультант управления.
По ее словам, работа проводится поэтапно: на сегодня около 18% объектов социальной и транспортной инфраструктуры являются полностью доступными для инвалидов.
Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и тем самым возложила на себя обязательства по реализации ее положений. Для этого утвержден национальный план, который можно разделить на два основных направления: совершенствование законодательства и принятие организационных мер.
Нормы, касающиеся доступной среды на объектах, постоянно совершенствуются, заявил заместитель министра архитектуры и строительства Алексей Ананич на заседании круглого стола в БЕЛТА на тему "Социальная интеграция инвалидов и физически ослабленных лиц: создание доступной среды жизнедеятельности".
"Наши подходы остаются неизменными. Мы нормативными требованиями установили все необходимые параметры, чтобы возводимые объекты были доступными для всех категорий граждан. Работа не стоит на месте, мы продолжаем нормы совершенствовать. Не раз проводили совещания с общественными организациями, чтобы увидеть, какие требования необходимо дополнительно отразить в нормативах, какие требуют уточнения, чтобы объекты были более доступными", - сказал Алексей Ананич. Он уточнил, что общественные организации внесли свои предложения и сейчас они рассматриваются.
"Это направление у нас не стоит на месте, мы его постоянно держим на контроле и принимаем меры в случае необходимости уточнения требований нормативов", - заметил заместитель министра.
Что касается объектов, доступность которых не может быть обеспечена в полной мере исходя из требований действующих нормативов, Алексей Ананич сообщил о работе комиссии, которая на еженедельных заседаниях рассматривает вопрос, касающийся отступлений от этих требований по таким объектам. "Ситуация изменилась. В предыдущие годы мы отказывали примерно в трех четвертях случаев, то есть согласовывали отступления по четверти объектов. Сейчас видим, что ситуация меняется: заказчики пошли на то, чтобы анализировать комплексно вопрос доступной среды. То есть проработка гораздо глубже, ищут инженерные решения, которые будут обеспечивать безопасность таких объектов и доступность для всех категорий граждан. Эта тема на контроле и мы видим, что позитивные изменения происходят", - продолжил Алексей Ананич.
Вместе с тем он заметил, что некоторые объекты в принципе не могут быть обеспечены доступной средой: "Это больной вопрос. Тем не менее мы эту тему не отпускаем".
Алексей Ананич рассказал, что в этом месяце проводилось несколько совещаний с заинтересованными, в том числе общественными организациями инвалидов, МЧС, Минтруда, на которых искали инженерные решения, которые будут обеспечивать безопасную и доступную среду. По итогам этих совещаний выработаны определенные направления. "Я думаю, что в течение месяца-двух мы эти вопросы доработаем и какие-то решения примем с тем, чтобы доступных объектов становилось больше. По крайней мере перед собой такую задачу поставили. Мы с нашими коллегами из других органов услышали друг друга и планируем эти решения в ближайшие месяцы разработать и предложить в качестве компенсирующих мероприятий, которые будут обеспечивать доступность среды для граждан, которые являются маломобильными", - добавил он.
По его словам, эта задача непростая, дорогостоящая. Впрочем, около двух лет назад был разработан альбом типовых инженерных решений для таких объектов. Эти решения сегодня применяются, обеспечивая безопасность для всех категорий граждан. "Поэтому мы видим позитивные сдвиги", - заключил Алексей Ананич.
Велосипедистам и пользователям самокатов не стоит парковаться на тактильной плитке, предназначенной для инвалидов по зрению, сообщила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ольга Василевская на круглом столе в БЕЛТА на тему "Социальная интеграция инвалидов и физически ослабленных лиц: создание доступной среды жизнедеятельности".
"Тех, кто пользуется услугами проката самокатов и велосипедов, просим не парковать эти средства на тактильной плитке. Люди, которые не видят, натыкаются на брошенные средства и травмируются", - сказала Ольга Василевская.
Она пояснила, что тактильная плитка, особенно направляющая, создана и уложена для того, чтобы слабовидящий человек, ориентируясь на свои тактильные ощущения, следовал в нужном ему направлении. Упреждающая плитка предназначена для того, чтобы предупредить человека о каком-то препятствии впереди. "И когда там стоит брошенный самокат либо велосипед, люди травмируются. Пожалуйста, подумайте о других, когда паркуете взятое напрокат средство", - заключила заместитель председателя комитета.
Количество мобильных лестничных подъемников для инвалидов в Минске будет увеличиваться, сообщила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ольга Василевская на заседании круглого стола в БЕЛТА на тему "Социальная интеграция инвалидов и физически ослабленных лиц: создание доступной среды жизнедеятельности".
"Существуют серии жилых домов, где невозможно обустроить доступную среду. Но выход из положения есть всегда, - отметила Ольга Василевская. - Все территориальные центры социального обслуживания Минска имеют мобильные гусеничные лестничные подъемники - специальное устройство, к которому крепится инвалидное кресло-коляска и которое может поднять и спустить человека на необходимое количество ступенек лестничного марша".
Воспользоваться этой услугой можно, позвонив в территориальный центр заранее. Человека, который нуждается в этом, включат в график и окажут услугу. По словам Ольги Василевской, эта услуга востребована. "Мы планируем по тем районам, где наибольший спрос, и дальше увеличивать количество таких мобильных гусеничных лестничных подъемников", - сказала она.
Заместитель председателя комитета подробно остановилась на том, какие работы ведутся для обустройства доступной среды по адресам проживания инвалидов. Первоначально выявляется необходимость создания такой доступной среды путем обследования условий проживания, опроса человека, проводятся предпроектные работы на предмет возможной установки элементов доступной среды. Специализированные организации выдают заключение, возможно ли в принципе исходя из установленных требований нормативных правовых актов выполнить определенные виды работ. Получив заключение, местные органы принимают решение о включении в план данного жилого дома.
"И далее начинается стадия разработки проектной документации. Вся разработанная проектная документация должна в установленном порядке пройти государственную экспертизу. После получения положительного заключения государственной экспертизы проводятся строительно-монтажные работы по установке оборудования", - отметила Ольга Василевская.
Как правило, в домах по месту жительства инвалидов устанавливаются два элемента доступной среды - пандус, который обеспечивает вход со двора до двери в подъезд, и подъемник, где есть пригласительный марш к лифту. При необходимости меняется входная дверь, чтобы нивелировать порог, одновременно меняется прилегающая территория в плане укладки тактильной плитки, понижения борта.
Заместитель председателя комитета также рассказала, что в план города Минска включен ряд объектов социальной инфраструктуры (административные здания, объекты здравоохранения, образования, торговли), которые должны быть полностью адаптированы элементами доступной среды для всех групп населения. "На сегодня работы по всем объектам еще ведутся, мы планируем их закончить ближе к октябрю. Заканчивается укладка тактильной плитки на территории, прилегающей к некоторым объектам. Некоторые объекты дооснащаются речевыми информаторами", - отметила она.