Велодвижение в стране развивается очень активно. Велосипед как доступный, экологически чистый вид транспорта выбирают те, кто заботится об окружающей среде и собственном здоровье.
В Беларуси проделана большая работа по созданию современной инфраструктуры как для профессионалов, так и для любителей велоспорта. Для популяризации движения, а также повышения городской велосипедной культуры проводятся праздники и велопарады.
О планах по развитию велодвижения и велоинфраструктуры в текущем году и на ближайшую перспективу, а также о мерах по обеспечению безопасности велосипедистов и других участников дорожного движения рассказали эксперты.
Об этом сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора Минского городского учебно-методического центра физического воспитания населения Виктор Чударев, передает корреспондент БЕЛТА.
"Для создания соответствующих условий и развития велосипедного движения в Минске при ремонте улично-дорожной сети обустроили пересечения велосипедных дорожек с проезжей частью, бортовой камень понизили в 853 местах. Также заменили асфальтобетонное покрытие велодорожек: в Ленинском районе - более 5,3 тыс. кв.м, Центральном - свыше 7,9 тыс. кв.м, Партизанском - 803 кв.м", - сказал Виктор Чударев.
По словам замдиректора, восстановлена разметка на велосипедных дорожках на 97 улицах столицы общей протяженностью 163 км.
В прошлом году в Минске был реализован пилотный проект по обустройству выделенных велосипедных полос на проезжей части ул. Веры Хоружей с установкой делиниаторов, дорожных знаков, светофоров и нанесением дорожной разметки желтого и зеленого цветов.
Виктор Чударев отметил, что в Минске учли опыт зарубежных стран и разработали схему устройства искусственных неровностей на велодорожках с различными видами покрытий, которые в качестве эксперимента могут появиться в течение этого года в столице.
Несмотря на комплекс мер, направленных на совершенствование инфраструктуры для велосипедистов в столице, некоторые направления требуют более глобального подхода, считает председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов. Во-первых, в некоторых городах нет единой стратегии развития велодвижения, частично это касается и столицы. В качестве примера Павел Горбунов назвал некоторые улицы Минска, где так и не появились велодорожки после их ремонта. Во-вторых, велосипедная инфраструктура белорусских городов пока страдает из-за того, что нет единых стандартов или норм, которыми могли бы пользоваться специалисты при реконструкции существующих и строительстве новых территорий. Кроме того, в Минске и других белорусских городах растет потребность в обустройстве велогаражей. Они, по мнению председателя правления Минского велосипедного общества, должны быть обустроены не только на стоянках, но и в границах дворовых территорий. Наконец, существует проблема обустройства велодорожек при их пересечении с подземными пешеходными переходами, которые зачастую не приспособлены для любителей двухколесного транспорта. "Этот вопрос особенно актуален для Минска и требует поиска каких-то решений, например, проектирования переходов нового формата или обустройства дублирующих наземных регулируемых переходов", - считает Павел Горбунов.
В целом велоинфраструктура столицы представлена магистральной велодорожкой протяженностью 27 км, двумя прогулочными велодорожками в парке 900-летия Минска и Лошицком парке, а также совмещенными пешеходно-велосипедными дорожками протяженностью 196 км. В городе активно развивается общегородская система проката велосипедов. В Минске функционирует 51 пункт проката, в которых доступны 1148 велосипедов.-0-
Статистика по ДТП с участием велосипедистов показывает, что почти в половине случаев виновными в дорожных инцидентах становятся они сами. Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА старший инспектор по особым поручениям ГУ ГАИ МВД Марина Некрасова, передает корреспондент БЕЛТА.
"Всего в прошлом году было зарегистрировано 3510 ДТП, из них 292 наезда на велосипедистов. Причем по вине самих велосипедистов было совершено 139 ДТП - это почти половина от общего числа в этой категории. Согласно статистике 26 велосипедистов погибли, 114 травмированы. При этом 37 находились в состоянии алкогольного опьянения", - сказала Марина Некрасова.
По ее словам, в 2020 году тенденции по количеству ДТП с участием велосипедистов схожи с прошлогодними. За четыре месяца из 48 наездов на велосипедистов 22 произошли по их вине, что тоже составляет почти половину от общего числа. В результате дорожных инцидентов три человека погибли, 19 травмированы.
Старший инспектор обратила внимание, что велосипедисты зачастую не обозначают себя и свой транспорт светоотражающими элементами, совершают выезды на проезжую часть или игнорируют другие предписания ПДД. "Тем не менее если будет создаваться комфортная для них инфраструктура, то, думаю, что таких дорожных инцидентов станет меньше. Повлиять на это могут в том числе и изменения в ПДД, которые затронут велосипедистов", - заметила представитель ГУ ГАИ МВД.
Так, например, согласно новой редакции ПДД велосипедистам разрешат пересекать проезжую часть дороги по наземному пешеходному переходу, велосипедному переезду, на перекрестках по линии тротуаров или обочин со скоростью идущего шагом пешехода, при этом они должны будут заблаговременно снизить скорость и убедиться, что выезд на дорогу безопасен.
Новые правила будут регулировать деятельность и профессиональных велосипедистов, которые тренируются на проезжей части скоростных трасс и других автодорог. "Для них появится новое правило, в котором говорится о том, что во время учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия им можно будет двигаться в два ряда по проезжей части, однако в группе должно быть не более десяти велосипедистов", - пояснила Марина Некрасова.
Места для постоянного и временного хранения велосипедов должны быть предусмотрены в скором времени при проектировании многоквартирной застройки, сообщила начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Ольга Верамей во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.
Министерство архитектуры и строительства разрабатывает два документа, которые будут включать разделы по развитию велосипедной инфраструктуры. "В настоящее время уже разработан и проходит стадию окончательного согласования на межведомственном совете при Совете Министров строительная норма по Минску, которая в том числе будет включать разделы по проектированию велосипедной инфраструктуры", - сказала Ольга Верамей.
По ее словам, эти документы предусматривают разработку специальных схем и концепций велосипедного движения, которые будут включать в том числе пункты для постоянного и временного хранения велотранспорта. "Что касается их количества, то предполагается, что это будет одно место на пять квартир", - пояснила представитель министерства. Таким образом, в жилых домах для постоянного хранения велосипедов будут проектировать специальные зоны во вспомогательных помещениях. При проектировании общественных и производственных объектов обязательным условием будет создание велопарковок. Они будут располагаться у въездов на территорию жилых зон, главных входов в здания и вдоль фасадов.
Утвердить новые нормативные документы в Минстройархитектуры планируют до конца года.
Фото Андрея Покумейко