Взаимодействие и сопровождение. Как педагогов готовят к работе с родителями особенных детей
Как будущих педагогов готовят работать с родителями детей с особенностями психофизического развития, рассказала выпускница Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, преподаватель-стажер кафедры логопедии Диана Волкова во время круглого стола в БЕЛТА.
"Психологический климат в детском коллективе непосредственно связан с подготовкой самих родителей, чьи нормотипичные дети приходят в класс. Во многом все идет из семьи, поэтому силы при подготовке педагогических кадров должны быть направлены на взаимодействие и сопровождение семей. Студентам, которые обучаются на первой и второй ступени, и тем, кто уже окончил университет, нужно уделять внимание тому, как они подают информацию родителям", - поделилась Диана Волкова.
В обучении в магистратуре на специальности "Инклюзивное образование" предусмотрен отдельный курс по эффективным технологиям взаимодействия с родителями. На нем студентов учат взаимодействовать с семьями особенных детей тонко и грамотно на примере составления анкет для их опросов.

"На четвертом курсе была подготовка к взаимодействию с родителями, все эти методы уже были знакомы. Но когда ты сталкиваешься с ситуацией, когда нужно подготовить конкретно определенную группу, осознаешь, что родители абсолютно разного возраста, религии, национальности. У учителя начальных классов каждые четыре года меняется коллектив. Ему заново нужно учиться приспосабливаться и взаимодействовать уже с новыми родителями. Начинаешь больше учитывать то, что перед тобой сидят разные родители, которые по-своему воспринимают информацию", - рассказала Диана Волкова.
По мнению преподавателя, родителей объединяет любовь к своим детям, а педагоги должны разделять это чувство. "Если ты выбираешь такую профессию, где надо работать с детьми, ты и сам должен любить этих детей безусловно, просто потому, что они есть. Абитуриенты, которые будут выбирать педагогическую профессию, должны все-таки осознанно подойти к своему решению", - отметила она.
Для чего ведется статистика количества детей с особенностями развития, рассказала специалист
В нашей стране ведется Банк данных о детях с особенностями психофизического развития (ОПФР) для оказания им бесплатной коррекционно-педагогической помощи. Об этом на круглом столе "Развитие инклюзивного образования в Беларуси. Подготовка педагогических кадров" в пресс-центре БЕЛТА рассказала директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк, передает корреспондент БЕЛТА.
"В прошлом году мы защищали доклад Беларуси о реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в Женеве. И там возник вопрос о цифрах. Почему мы ведем статистику детей с особенностями психофизического развития и детей с инвалидностью? Мы та страна, которая ведет Банк данных для того, чтобы оказывать нуждающимся бесплатную коррекционно-педагогическую помощь. Имея эти цифры мы понимаем, какое количество учителей-дефектологов мы должны подготовить, где они должны быть и каким образом могут оказать своевременную и качественную коррекционно-педадгогическую помощь", - пояснила Вера Хитрюк.
Коррекционно-педагогическая помощь является сопровождением в получении ими образования, в том числе и профессионального. "Профессионально-техническое образование все дети с особенностями психофизического развития получают на бюджетной основе. Также они могут получить за счет средств бюджета среднее специальное образование и высшее образование, но уже на конкурсной основе, - сказала директор. - И надо понимать, что дело не в получении какого-то образования, а в том сможет ли потом человек работать по полученной специальности. Бывает, что ребята получают образование, а потом по состоянию здоровья не могут трудоустроиться. Это важно понимать и родителям. Наша задача - формирование такой родительской культуры, где они будут помогать ребенку выбирать будущую профессию исходя из того, сможет ли он быть самостоятельным без них, выполнять свои социальные задачи, жизненные задачи. Сможет ли он функционировать без родителей и какую роль в этом играет профессия? Хочу ли я, чтобы мой ребенок был в интернате или мне хотелось бы, чтобы мой ребенок вел самостоятельный образ жизни? Или образ жизни самостоятельный с поддержкой? На эти вопросы должен ответить каждый родитель. И здесь правильный выбор профессии играет важную роль".

"Одна из задач педагогического образования - подготовить педагогических специалистов к работе с родителями. Это не только педагоги-дефектологи, но и педагоги-психологи, педагоги социальные, которые работают с семьями, в том числе теми, где воспитываются дети с особенностями психофизического развития", - добавила Вера Хитрюк.
"Это не инвалидность". Сколько в Беларуси детей с особенностями психофизического развития, рассказала специалист
О том, где и какую коррекционно-педагогическую помощь получают дети с особенностями психофизического развития (ОПФР), рассказала на круглом столе "Развитие инклюзивного образования в Беларуси. Подготовка педагогических кадров" в пресс-центре БЕЛТА консультант отдела адаптации и интеграции лиц с ОПФР Минобразования Людмила Мордович, передает корреспондент БЕЛТА.
"На сегодня в Беларуси насчитывается около 180 тыс. лиц с ОПФР. Из них 89,56% - дети с нарушением речи, дети с интеллектуальной недостаточностью составляют 6,36%. Есть дети с трудностями в обучении (7,24%), нарушениями зрения (1,38%), функций опорно-двигательного аппарата (1,26%), слуха (1%), расстройствами аутистического спектра (3,07%), тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии (1,28%), - рассказала Людмила Мордович. - Инвалидами являются 10,2% детей с ОПФР, т.е. особенности психофизического развития не равно инвалидность".
Специалист отметила, что все эти категории обучаются. Дети получают образование на разных уровнях и в разных формах. Все начинается с ранней комплексной помощи, когда родители только узнают, что их ребенок имеет свои особенности развития. И тут в помощь - кабинеты ранней комплексной помощи, которые располагаются в наших государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). С этого начинается первый шаг их образования, - отметила консультант. - Специалисты проводят разъяснительную работу с родителями, обучают специфическим методам и приемам работы с детьми, оказывают психологическую помощь".
Раннюю комплексную помощь могут получить дети до трех лет. "Ребенок дошкольного возраста может обучаться в специальных группах, группах интегрированного воспитания и обучения, если это санаторный детский сад - санаторная специальная группа или санаторная группа интегрированного воспитания и обучения. На этом этапе ребенок может обучаться и на дому, - пояснила Людмила Мордович. - Дети с нарушениями речи, которые поддаются коррекции, не требуя специальных программ, могут получать помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи, которые есть практически в каждом дошкольном учреждении".
"Далее дети идут в школы. Есть возможность определить их в специальный класс, класс интегрированного обучения и воспитания. С 2022 года, согласно Кодексу об образовании, у нас появились классы совместного обучения и воспитания, в которых учатся дети с ОПФР по общеобразовательным программам и получают коррекционную помощь. В целом 75,5% детей с ОПФР учатся в условиях интегрированного обучения и воспитания. Кроме того, дети с ОПФР обучаются в специальных школах, специальных школах-интернатах, специальных детских садах, центрах коррекционно-развивающего обучения и воспитания. - рассказала специалист. - У нас функционируют 235 учреждений спецобразования. Из них 141 ЦКРОиР, 48 специальных детских садов и 46 специальных школ и специальных школ-интернатов. Специальные школы у нас есть, например, для детей с разными нарушениями слуха или зрения".
"В стране функционируют 3922 пункта коррекционно-педагогической помощи. Раннюю комплексную помощь получают 2,7 тыс. детей с ОПФР, функционируют в стране около 160 кабинетов такой помощи - на базе ЦКРОиР. Там ребята получают комплексную помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, специалистов по реабилитации (лечебная физкультура, музыкальные занятия). Кроме того, педагог-психолог может работать не только с ребенком, но и с родителями. Это важный этап, когда необходимо понять и принять, что у тебя ребенок с особенностями и необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему в дальнейшей жизни", - заключила Людмила Мордович.
Люди с особенностями психофизического развития могут получать профобразование на дому
Профессиональное образование дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) могут получать и на дому. Об этом на круглом столе "Развитие инклюзивного образования в Беларуси. Подготовка педагогических кадров" в пресс-центре БЕЛТА рассказала консультант отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Минобразования Людмила Мордович, передает корреспондент БЕЛТА.
"Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в колледжах может осуществляться как в обычной учебной группе, так и в учебной группе только для лиц с ОПФР, и может быть организован на дому. При любой форме обучения для обучающихся из числа лиц с ОПФР в колледжах создаются специальные условия. Перечень доступных квалификаций для выпускников учреждений общего среднего образования с интеллектуальной недостаточностью определен Общегосударственным классификатором и содержит 18 специальностей, включая 40 квалификаций, например маляр, овощевод, плотник, столяр, цветовод, швея", - пояснила Людмила Мордович.
Консультант отметила, что одним из принципов государственной политики в сфере образования является принцип инклюзии, который обеспечивает равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных потребностей и возможностей. "В том числе с учетом его здоровья. Это предусмотрено ст.2 Кодекса об образовании, - сказала она. - Таким образом, у нас ребята с особенностями психофизического развития имеют равные права наряду со всеми обучающимися. У нас в стране создана многовариантная система обучения и воспитания данной категории обучающихся".
"У детей с особенностями психофизического развития есть все возможности после окончания школы, чтобы получить профессию. Все зависит только от состояния здоровья. Любой абитуриент проходит медицинскую комиссию, где определяют состояние его здоровья. Ребята с особенностями психофизического развития получают еще и заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК), где определяется перечень возможных для них профессий, которые они могут освоить. Отсюда и нужно отталкиваться, кем можно стать", - подчеркнула Людмила Мордович.

Кроме того, Кодексом об образовании утверждено право на социальную стипендию, которая назначается тем, кто получает профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование. "Предоставляется также возможность проживания в общежитиях, а плата за пользование жилым помещением не взимается с детей-инвалидов (до 18 лет) I и II групп", - добавила консультант.
"Бывает и такое, что человек учился, а потом возникли проблемы со здоровьем, которые не позволяют дальше учиться, а впоследствии работать по данной специальности. Или же отучился и не приступил к работе из-за проблем со здоровьем. Тут возникает вопрос о возмещении средств, затраченных на получение образования. Так вот, согласно ст.78 Кодекса об образовании, люди с инвалидностью освобождаются от возмещения затрат на обучение", - пояснила Людмила Мордович.
Между родителями и педагогами должно быть доверие. Специалисты о подготовке учителей и воспитателейМежду родителями и педагогами должно быть доверие. Об этом на круглом столе "Развитие инклюзивного образования в Беларуси. Подготовка педагогических кадров" в пресс-центре БЕЛТА сказала консультант отдела адаптации и интеграции лиц с ОПФР Минобразования Людмила Мордович, передает корреспондент БЕЛТА.
"В учреждениях образования есть такой замечательный педагогический работник, как учитель, выполняющий функции классного руководителя, - тот самый главный человек, который создает психологический климат в классе. С первого по четвертый класс - это учитель начальных классов. Это не только проведение уроков, но и масса воспитательных мероприятий: информационные и классные часы, мероприятия шестого школьного дня, собрания с родителями. Родители должны доверять педагогу, который рассказывает о проблемах в коллективе", - уверена Людмила Мордович.

Она отметила, что важным моментом в образовательном процессе является разъяснительная работа среди родителей. "Да, на нее нужно потратить больше времени. Но поговорить с родителями очень важно, и на это своего времени, иногда даже личного, жалеть не нужно. Потому что если мы хорошо объясним, покажем, то любой родитель будет доволен, - добавила Людмила Мордович. - Наше общество неоднородное, мы все разные, выглядим и говорим по-разному, и дело даже не в особенностях развития. И должны уметь взаимодействовать с разными людьми. И это касается не только образовательной сферы. И вот задача педагогов - помочь в этом не только детям, но и родителям. Все они хотят счастливого будущего для своих детей, они их любят, и ребенок - самое ценное для них. И если ты это понимаешь, то сможешь работать с любым родителем".
"Руководители учреждений образования обязаны раз в три года направлять своих педагогических работников на повышение квалификации, потому что постоянно появляются новые условия. Это не говорит о том, что те, кто получил образование, условно, 20 лет назад, сейчас не владеют таким же объемом знаний, как те, кто учится сегодня", - сказала консультант.
Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк уверена, что педагог должен быть подготовлен к встрече с самыми разными детьми. "Очень хочется, чтобы роль учителя начальных классов и классного руководителя, его индивидуальная роль подкреплялась профессиональной деятельностью и учителя-дефектолога, и учителя-психолога, и педагога социального. А это означает, что уже в подготовке всех будущих педагогических работников следует заложить формирование умения видеть особые образовательные потребности ребенка, пытаться понять их причины, уметь правильно выстроить коммуникацию, владеть приемами адаптации учебного материала и методических приемов его преподнесения, способствовать формированию дружеских отношений между всеми детьми, - сказала она. - Мы сделали в этом направлении важный шаг - в учебные планы подготовки педагогов по всем специальностям ввели учебную дисциплину "Инклюзивная образовательная практика". Это дисциплина пришла на смену ранее изучаемой - "Теория и практика специального образования". Мы проживаем время достаточно быстрых изменений в образовательной ситуации. А значит, и подготовка педагогов должна трансформироваться, модернизироваться, приобретать новые акценты. Содержание новой учебной дисциплины имеет инвариантную часть, в которой изучаются общие для всех педагогов вопросы, и вариативную - она отражает особенности будущей профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования, учителя начальных классов, учителя-предметника, педагога-психолога, педагога социального".
Логопедическая помощь и формирование письменной речи. Специалист о подготовке узкопрофильных педагогов
Учитель-логопед - это специалист, который не только работает с сформированной речью ребенка, но и над появлением речи. Об этом во время круглого стола "Развитие инклюзивного образования в Беларуси. Подготовка педагогических кадров" в пресс-центре БЕЛТА рассказала директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк, передает корреспондент БЕЛТА.
"В институте мы не готовим универсального учителя-дефектолога. Сегодня все студенты специальности "специальное инклюзивное образование" в течение первых полутора лет изучают одни и те же учебные дисциплины. А потом им предстоит выбор - распределение на шесть профилизаций: "дошкольная логопедия", "логопедическая помощь детям школьного возраста и взрослым", "сурдопедагогика", "тифлопедагогика", "олигофренопедагогика" и "образование лиц с расстройствами аутистического спектра", - рассказала Вера Хитрюк. - Как видите, у нас две логопедические профилизации. Почему так? Ранний возраст (от рождения до трех лет) для ребенка, имеющего особенности психофизического развития или относящегося к группе риска, - это чрезвычайно важная ступень образования. Но если мы видим, что ребенок попадает в группу риска, и только предполагаем возможность развития нарушения - уже бросаем "спасательный круг". Учитель-логопед не только работает с сформированной речью ребенка. Это человек, который работает в том числе над тем, чтобы она появилась. А это работа над развитием слухо-речевого восприятия, мышления, внимания, памяти. То есть те процессы, которые следует укрепить, развить, откорректировать, чтобы появилась речь".
"Платформой или фундаментом для формирования речи являются различные психические процессы. Учителя-логопеда следует научить это делать с неговорящими детьми. Опасайтесь учителя-логопеда, который говорит: приходите ко мне в пять лет - и мы начнем работать", - подчеркнула Вера Хитрюк.
"В школьном возрасте появляется новая для ребенка речь - письменная (чтение и письмо). Ребенок может быть очень успешным в устной речи, но при этом испытывать трудности в овладении навыками чтения и письма. Эта ситуация выясняется только в школе, - пояснила специалист. - Сегодня описаны более полутора десятков нарушений речи, в отношении которых учитель-логопед должен уметь проводить диагностику, выстраивать коррекционно-педагогическую работу, осуществлять мониторинг успешности ребенка. Поэтому мы должны направить свои усилия в этой профилизации на формирование письменной речи".
В помощи коррекционно-педагогических специалистов нуждаются и некоторые взрослые. "Никто из нас не застрахован от распада речи в результате влияния разных факторов - вирусная инфекция, черепно-мозговые травмы, перенесенные инсульты, - отметила Вера Хитрюк. - Еще одна профилизация, которую на всем постсоветском пространстве первой открыли в Беларуси в 2023 году, - это "образование лиц с расстройствами аутистического спектра".
"Институт инклюзивного образования готовит учителей-дефектологов, у которых 65% учебного плана составляют одинаковые для всех профилизаций учебные дисциплины. Наши выпускники, помимо учреждений специального образования, получают распределение для работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи, которые функционируют в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, а также в группах и классах интегрированного обучения и воспитания. И в своей профессиональной истории нашим выпускникам, независимо от профилизации, приходится работать с различными категориями детей с особенностями психофизического развития", - подчеркнула директор.
В этом году Институт инклюзивного образования набрал 225 человек на дневную форму получения образования, в том числе 165 первокурсников будут получать образование за счет средств республиканского бюджета. "При этом у нас высокий проходной балл - 338 (бюджет). Институт в своей деятельности направлен на решение важнейшей государственной задачи - подготовку кадров для системы образования. И эти 165 человек через пять лет пойдут в учреждения образования, чтобы работать качественно и хорошо. На заочную форму получения образования за счет средств республиканского бюджета поступили 60 человек (более 30 - выпускники средних специальных учреждений образования) и 15 человек будут учиться за счет внебюджетных средств, - рассказала Вера Хитрюк. - В последние три года мы сокращали количество студентов на заочной форме обучения. Какой бы привлекательной она ни казалась, у нас очень сложное по своей сути образование. И институт в ответе за тех, кого подготовил".
"Кроме того, к нам поступили выпускники педклассов. Это 15 человек, которые воспользовались льготой, и после окончания университета уйдут на пятилетний срок отработки. Еще 22 выпускника педагогических классов поступили по общему конкурсу", - добавила директор.
Вера Хитрюк также рассказала, что в этом году сотрудник Института инклюзивного образования, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Татьяна Чигирь, выполняет проект, на который был предоставлен грант Президента Беларуси. Проект связан с созданием научно-методического обеспечения факультативного курса "Основы инклюзивной культуры" для профильных педагогических классов. Это одна его часть. А вторая - разработка факультатива "Уроки инклюзивной культуры" для учащихся 5-6-х классов. С 1 сентября в 28 школах страны начнется пилотная апробация содержания этих программ.
Как сегодня готовят сурдопедагогов, рассказала специалист
У ребенка после кохлеарной имплантации (хирургическое восстановление слуха) речь не формируется спонтанно - должны быть созданы специальные условия. Об этом на круглом столе "Развитие инклюзивного образования в Беларуси. Подготовка педагогических кадров" в пресс-центре БЕЛТА рассказала директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка Вера Хитрюк.
"Каждые три года мы фиксируем изменения в количественном соотношении между разными категориями детей с особенностями психофизического развития. Сейчас наблюдается уменьшение количества детей с нарушением слуха. Это связано прежде всего с выраженными успехами и возрастающим качеством слухопротезирования. Так, с 2000 года в нашей стране проводится оперативное вмешательство по кохлеарной имплантации, возвращающей физический слух детям в раннем возрасте, - отметила Вера Хитрюк. - Ребенку возвращается физический слух в возрасте 6 месяцев. Период депривации, то есть лишения возможности слышать, у него сокращается до полугода. Но это не означает, что возвращение физического слуха приводит к автоматическому развитию речи. Это говорит лишь о том, что у нас есть фундамент, на котором следует отстраивать функциональный слух, позволяющий различать речевые звуки, и работать над формированием речи уже в раннем возрасте".
Директор рассказала, что в связи с этим меняется и содержание подготовки сурдопедагогов. "Нужно научиться правильно работать с родителями и вместе с родителями. У ребенка после кохлеарной имплантации речь не формируется спонтанно - должны быть созданы специальные условия. Среди этих условий - в том числе условия специального детского сада, в котором ребенок может получать необходимую коррекционно-педагогическую помощь ежедневно. В дошкольном возрасте речь следует сформировать на таком уровне, чтобы ребенок пошел в обычную школу успешным, - пояснила Вера Хитрюк. - А в подготовке учителя следует обратить внимание на то, как ему следует учитывать особые образовательные потребности разных детей, например на то, что учитель всегда должен находиться со стороны прооперированного ушка, чтобы ребенок хорошо его слышал. Если учитель будет стоять с противоположной стороны, то по законам физики звук будет ударяться о стенку и возвращаться в прооперированное ушко уже искаженным. Или знать, что у таких детей время между восприятием услышанного до переработки его в качестве сигнала иногда составляет до 45 секунд, а значит, что чтение текста (а этим текстом может быть и диктант) в обычном темпе не позволяет ребенку понять смысл. Об этих и других особенностях детей следует знать каждому педагогу".

Кроме того, Вера Хитрюк подчеркнула, что в последние годы увеличивается категория детей с расстройствами аутистического спектра. "Это связано не только с увеличением количества рождения таких детей, но и с тем, что мы стали лучше и раньше диагностировать их особенности", - поделилась она.
"У нас есть еще одна категория, которая не относится к детям с особенностями психофизического развития, - это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. У таких детей, к сожалению, поведенческие особенности не позволяют быть успешными в школе. Хотя среди них порядка 25% одаренных ребят. Это мировая статистика и не думаю, что у нас в стране иначе, - сказала Вера Хитрюк. - Уже сейчас надо научить педагогических работников с ними правильно работать, учитывая их особые образовательные потребности. Видится, что на эти вопросы следует обратить внимание при подготовке педагогов-психологов. А для этого надо подготавливать их".-0-