Школа – это пространство взросления детей. Здесь в большинстве своем обучаются дети подросткового возраста. При формировании убеждений, ориентиров, аксиологических и идентификационных оснований личности без конфликтов обойтись просто невозможно. Важно, чтобы они разрешались, не замалчивались, преодолевались.
В настоящее время ведется активная деятельность по реализации системного подхода в образовательной среде, направленного на профилактику и разрешение сложных и кризисных ситуаций. О проводимой в данном направлении работе рассказали участники круглого стола.
В учреждениях образования Беларуси внедрен системный подход в профилактике конфликтных ситуаций, заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елена Головнева.
"Школа - это пространство взросления наших детей. Именно так с психологической точки зрения нам стоит обозначить ее назначение. В своем большинстве в школе обучаются дети подросткового возраста. И конфликты - норма для подростковой среды. Вместе с тем формирование убеждений, ориентиров - это то, что происходит не одномоментно. Это длительный процесс, который позволяет преодолевать несколько этапов в развитии личности, - рассказала Елена Головнева. - B настоящее время ведется активная деятельность по реализации системного подхода в образовательной среде, направленного на профилактику и разрешение сложных и кризисных ситуаций".
Профильное министерство разработало обширную систему мер по поддержанию в учреждениях образования благоприятного психологического климата. Это профилактика конфликтов и правонарушений, психолого-педагогическая работа со школьниками, их родителями и другими законными представителями, а также поддержка и помощь в кризисных ситуациях. "С этой целью обеспечивается повышение профессионального уровня подготовки специалистов психологического профиля, обновляется содержание учебных планов и программ по специальностям высшего образования психологической направленности, в том числе усиливается практическая составляющая подготовки специалистов-психологов. Расширен перечень учебных дисциплин психологической направленности в учебных планах подготовки учителей-предметников с акцентом на изучение вопросов конфликтологии, кризисной психологии, семейной психологии, иных аспектов практической психологии", - отметила замначальника управления.
Кроме того, проводятся мероприятия по укреплению межведомственного взаимодействия по различным аспектам безопасности в школьной образовательной среде. С 2016 года на площадках учреждений образования столичного региона в рамках соглашения о сотрудничестве между комитетом по образованию Мингорисполкома, Минским городским институтом развития образования и учебно-практическим центром "Медиация и право" впервые началась апробация внедрения в практику работы учреждений образования медиативных технологий, обучения педагогов и учащихся навыкам урегулирования конфликтов с использованием ресурсов так называемых "школьных служб примирения".
В феврале этого года между Министерством образования и Белорусским республиканским союзом юристов подписано соглашение о сотрудничестве, основная цель которого - создание бесконфликтной образовательной среды, внедрение новых форм и методов работы по урегулированию возникающих проблемных ситуаций в учреждениях образования. B настоящее время выполняется научно-исследовательская работа, по результатам которой будет разработана "Концепция развития служб медиации в сфере образования" до 2025 года.
С начала текущего учебного года в 26 учреждениях образования страны в рамках экспериментальной деятельности внедряется белорусская модель "Дружественная образовательная среда в учреждениях общего среднего образования", направленная на предотвращение буллинга, психического и физического насилия среди обучающихся. Белорусская модель - результат научно-исследовательской работы по адаптации хорватской модели "Безопасная и поддерживающая среда в школах", проведенной Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка в партнерстве с Представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Внедрение модели состоит из семи шагов и будет способствовать формированию ценностей взаимного уважения у учеников школ и установлению системы контроля за их соблюдением, включению в процесс профилактики насилия всех участников образовательного процесса.
Сфера образования объединяет большое количество людей. Каждый из них обладает определенным набором убеждений, ценностей, взглядов. "Однако мы должны понимать, что любой маленький конфликт внутри одного класса может в итоге завершиться травмирующими последствиями для всего педагогического коллектива, родительской общественности и самое страшное - для детского коллектива. Поэтому все усилия на сегодняшний день сосредоточены на том, чтобы педагогическая общественность владела формами и методами работы, направленными на предупреждение конфликтных и кризисных ситуаций внутри учреждений образования", - добавила замначальника управления.
Республиканский центр психологической помощи разработает для педагогов рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник Республиканского центра психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Ольга Матюхова.
Республиканский центр психологической помощи открыт в сентябре 2019 года. "За это время наши сотрудники сопровождали 26 случаев кризисного реагирования, 8 из которых - экстренного реагирования. Среди них есть особые случаи сопровождения, те, которые показали эффективность командной работы и высокий профессионализм сотрудников школ в профилактике кризисной ситуации, - рассказала Ольга Матюхова. - Например, совсем недавно к нам в центр позвонила ученица одной из минских школ. По телефону она рассказала о большом количестве переживаний и трудностей, в том числе поделилась мыслями о нежелании жить. В таких сложных ситуациях, где есть высокий суицидальный риск, необходимо действовать оперативно. Благодаря готовности администрации школы к сотрудничеству и пониманию важности быстрого реагирования уже на следующее утро психологи центра смогли установить личный контакт с ребенком и его родителями, вместе со специалистами школы наметили дальнейшие шаги действий".
Это один из примеров, как совместная работа центра и учреждения образования позволяет вовремя прийти на помощь и предотвратить развитие кризисной ситуации. "Анализируя случаи, на которые выезжали специалисты центра, мы пришли к выводу о необходимости усилить в системе образования превентивные меры по возникновению кризисных ситуаций и разработать курс повышения квалификации для педагогических работников учреждения образования. Он поможет повысить профессиональные компетенции слушателей по вопросам профилактики и оказания практической помощи в сложных и кризисных ситуациях в образовательной среде. Также, опираясь на динамику запросов, поступающих от учреждений образования, мы можем говорить о необходимости создания рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, - отметила начальник центра. - Уже разработана учебная программа повышения квалификации "Работа педагога учреждения образования по профилактике и разрешению сложных педагогических и кризисных ситуаций" и "Методические рекомендации для профилактики возникновения и разрешения конфликтов в школе".
Ольга Матюхова отметила, что растет количество запросов от регионов на проведение информационно-методических вебинаров по этой тематике. "То есть проблематика освещается, работа ведется и в этой теме заинтересованы", - добавила она.
Вебинары Республиканского центра психологической помощи для педагогов посетили более 1 тыс. человек, заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник Республиканского центра психологической помощи Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка Ольга Матюхова.
"С момента открытия в сентябре 2019 года республиканского центра проведено множество информационно-методических мероприятий, но особо востребованными оказались вебинары по таким темам, как "Профилактика эмоционального выгорания педагогов как способ формирования психологической безопасности в учреждении образования", "Антистрессовые стратегии в трудных жизненных ситуациях", "Эффективные способы разрешения трудных педагогических ситуаций". Были затронуты пока только три региона - Брест, Гродно и Гомель. Но общее количество участников на вебинарах превысило 1 тыс. человек, из общего числа присутствующих - 70% педагогов", - рассказала Ольга Матюхова.
По ее словам, учитель - это сложная работа, где необходимо отдавать много своей энергии. "Во всех группах детей существует определенный конфликтный потенциал. Конфликты могут возникать на фоне индивидуальных особенностей детей и, следовательно, особенностей их поведения. Именно поэтому профессия педагога требует определенных коммуникативных навыков, - отметила начальник центра. - Учителю полезно иметь знания и опыт по взаимодействию с трудными детьми. Но очень важно не выделять их из класса, поскольку это может привести к стигматизации ребенка. Умение переключаться, импровизировать - важные навыки. Работа учителя - это творческий процесс, если не подходит какой-то из способов коммуникации, необходимо искать новый, обсуждать свои поведенческие стратегии с коллегами, вырабатывать совместно более подходящие. Согласитесь, задачи весьма сложные".
Ольга Матюхова отметила важную роль администрации учреждения образования в создании условий для раскрытия творческого потенциала педагогов. "В целом очень важно, как в школе относятся к учителю. Хороший учитель - хороший ученик. Не наоборот. Поэтому учитель должен быть главным человеком в школе, а мероприятия по профилактике профессионального выгорания - систематическими. В учреждении образования должна быть сформирована единая стратегия профилактики и реагирования на сложные и кризисные ситуации в образовательной среде", - подчеркнула она.
Школа - это прежде всего пространство для диалога, за которым стоит образование и воспитание. "Если какие-то дети мешают учиться, значит, за их поведением что-то кроется. Ребенок может использовать негативное поведение для решения какой-то проблемы, которую не знает как решить другими способами. Тесное взаимодействие с родителями поможет открыть причины такого поведения и выработать такой алгоритм коммуникации, который сведет нежелательное поведение на нет, - добавила начальник центра. - Задача взрослых - услышать ребенка. Очень важно в этом пространстве диалога отказаться от стратегии поиска виновных. Даже если таковые будут найдены, ситуация уже случилась, изменить можно только ее последствия, но не саму ситуацию. Не надо пытаться справиться со всем самостоятельно, в сложной ситуации важно быть готовым к командной работе "администрация, учитель, родители, педагог социальный, педагог-психолог".
Педагог должен обладать богатым личностным потенциалом. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заявила заведующая кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Наталья Пузыревич.
"Педагог должен обладать наряду с профессиональными знаниями нравственными характеристиками, которые смогут показать ребенку, что он может опираться на этого человека, доверять ему, взаимодействовать с ним на равных. Педагог, который создает в коллективе такой микроклимат, способен вести за собой и показывает, что сегодня вы это можете сделать вместе со мной, но завтра наступит момент, когда вы сможете это сделать сами. Побуждение следовать этому пути очень важно", - сказала Наталья Пузыревич.
Говоря о кризисных ситуациях, которые могут возникать в жизни ребенка, завкафедрой отметила, что здесь главным помощником должен быть педагог.
"Кризисная ситуация - значит, незнакомая, неизвестная, которая выходит за рамки привычного жизненного опыта ребенка. Вопрос заключается в том, часто ли такие ситуации имеют место быть у детей? Часто. Ведь для того, чтобы она не стала кризисной, нужно сопоставить ту ситуацию, которая есть сейчас, с предыдущим жизненным опытом. А жизненного опыта у детей не много, поэтому все, что происходит неординарного и непривычного, пугает и беспокоит их, - подчеркнула она. - Второй аспект. Кризисная ситуация может стать кризисным событием. То есть тем обстоятельством, которое разделит жизнь ребенка на "до" и "после". Тогда ему надо будет пристраиваться, искать новые алгоритмы для дальнейшей жизни. И справиться без взрослого очень сложно. В этой связи роль педагога является определяющей".
Наталья Пузыревич рассказала, что в БГПУ для формирования и воспитания личности педагога, открытого современному опыту, разработано много спецкурсов, факультативных занятий и учебных дисциплин. Диагностический инструментарий, который используется в психологии, также апробируется и обновляется. "Мы контактируем со школами, на базе которых у нас есть филиалы. В контакте с учителями и психологами школ мы уточняем, какой у них запрос на конкретную тему и проблему. И именно по этой проблематике наши студенты пишут работы. Потом приходят на практику, апробируют свои разработки. Важный момент - преемственность, что позволяет обмениваться опытом и двигаться вперед", - пояснила она.
Завкафедрой уверена, педагог должен ориентироваться не на симптоматический подход, когда неблагополучие в поведении ребенка уже становится неким привычным алгоритмом. "Важно отследить первые признаки, когда меняется настроение у ребенка, когда он ведет себя отстраненно, уединяется, перестает быть активным, погружается в себя. И вот от таких первых маркеров, которые учитель может отследить, зависит возможность спасения ребенка на ранних этапах. И роль педагога как авторитета здесь определяющая", - добавила она.
Буллинг нельзя воспринимать как неотъемлемую часть взросления и жизни в коллективе, заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА ментор модели "Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования", педагог-психолог Илляна Матвиенко.
"В последнее время увеличивается количество обращений к специалистам психологического профиля по проблеме буллинга. Одна из самых больших проблем, связанных с буллингом в учреждениях образования, заключается в том, что эта тема либо табуируется, либо существуют установки, что буллинг, как и кризисные ситуации, - неотъемлемая часть взросления, жизни в коллективе, что это та школа жизни, с которой подростку необходимо справляться самостоятельно, - сказала Илляна Матвиенко. - И если мы говорим, что педагоги, подростки, родители не боятся обращаться за помощью, - это показатель, что первый этап проекта по созданию дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования сработал хорошо. На эту тему можно и нужно говорить, можно и нужно обращаться к специалистам, ко взрослым".
Белорусская модель "Дружественная образовательная среда в учреждениях общего среднего образования", направленная на предотвращение буллинга, психического и физического насилия среди обучающихся, в рамках экспериментальной деятельности внедряется с начала текущего учебного года в 26 учреждениях образования страны. Она стала результатом научно-исследовательской работы по адаптации хорватской модели "Безопасная и поддерживающая среда в школах", проведенной Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка в партнерстве с Представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Внедрение модели состоит из семи шагов и будет способствовать формированию ценностей взаимного уважения у учеников школ и установлению системы контроля за их соблюдением, включению в процесс профилактики насилия всех участников образовательного процесса.
"Проект рассчитан на то, чтобы помочь подросткам, родителям, педагогам научиться не допускать таких ситуаций. Видеть эти маркеры, когда подростки начинают чувствовать себя некомфортно, и понимать, в какие моменты это является конфликтом, а в какие - буллингом, и указывает на не совсем здоровое взаимоотношение в подростковых коллективах. У взрослых есть возможность увидеть, какие моменты в их общении с подростками, даже друг с другом, могут повлиять на появление буллинга в ученических коллективах. Кроме того, достаточно много методических и информационных материалов размещается на сайтах Республиканского центра психологической помощи и учреждений образования, в которых реализуется эксперимент по созданию дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования", - добавила Илляна Матвиенко.
Медиативный подход - эффективный ресурс в разрешении конфликтных ситуаций. Об этом во время круглого стола "Работа учреждений образования по профилактике и разрешению сложных педагогических и кризисных ситуаций" в пресс-центре БЕЛТА заявила медиатор УПУ "Центр "Медиация и право", кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений БГУ Ирина Бельская.
По ее словам, профилактика и решение кризисных ситуаций среди учащихся - задача многовекторная и многоплановая. "Вопрос носит комплексный характер. Кризисная ситуация - это повод включиться всему составу участников в ее решение. И, работая с конкретным случаем, думать о его причинах и о том, что можно сделать, чтобы в дальнейшем эта ситуация не повторилась", - сказала Ирина Бельская.
Медиатор отметила, что, как правило, реакция на конкретную кризисную ситуацию начинается с поиска виноватых. "С воздействием на них не самыми щадящими методами, что не только не улучшает ситуацию, сколько загоняет конфликт глубоко вовнутрь, - подчеркнула медиатор. - Нельзя перекладывать ответственность с семьи на школу и со школы на семью либо искать кого-то виноватого в детских коллективах. Каждый должен внести свой вклад в разрешение кризисной ситуации. И сегодня у нас есть знания, которые меняют отношение к детскому конфликту. Научные исследования говорят о том, что каждый ребенок проходит через конфликтный период своего взросления. Здесь усилия надо не столько нацеливать на устранение неустранимого, сколько на управление ситуацией".
Ирина Бельская добавила, что главная задача разрешения любого конфликта - восстановить отношения, и для этого сегодня внедряются медиативные подходы, которыми владеют и взрослые, и дети, прошедшие соответствующую подготовку как медиаторы. В этом вопросе взрослые и дети должны сотрудничать, только в таком случае уровень разрешения конфликтной ситуации повышается и есть все предпосылки, что конфликт не повторится.