Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Приоритетные направления деятельности учреждений образования по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Традиции и современность

Круглый стол 07.03.2023 | 11:00

В образовательной системе Беларуси большое значение уделяется военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Задача педагогов и наставников - создать условия для формирования у молодежи тех духовных ценностей, которые будут определять модель ее жизненного поведения в будущем, а также привить уважение и искренний интерес к изучению и сохранению историко-культурного наследия своей Родины, достижений своих предков. Особое внимание уделяется сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны. Исследуя военную историю родного края, учащиеся приобщаются к великому подвигу белорусского народа и равняются на лучших его представителей.

В рамках круглого стола участники обсудили вопросы совершенствования системы патриотического воспитания молодежи, методики организации деятельности поисковых объединений учащихся в учреждениях образования, рассмотрели другие актуальные направления военно-патриотического воспитания детей и молодежи.

Участники:

Виктор Довнар
Начальник главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь
Юрий Емельяненко
Заместитель начальника управления воспитательной и идеологической работы Научно-методического учреждения "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь
Лидия Жур
Заместитель директора по учебно-методической работе Республиканского центра экологии и краеведения
Александра Гончарова
Председатель Центрального совета Белорусской республиканской пионерской организации
Татьяна Булдова
Руководитель поискового отряда, руководитель музея боевой славы ГУО "Гимназия № 43 г. Минска"
Мария Левковец
Руководитель народного музея ГУО "Михановичская средняя школа" Минского района Минской области
Елена Титова
Директор ГУО "Средняя школа № 152 имени С.С.Бельченко г. Минска"
Александр Тайдонов
Руководитель Межшкольного центра допризывной подготовки Ленинского района г. Минска

В школах Беларуси пройдет единый урок "О чем звонят колокола Хатыни" к 80-летию трагических событий

В школах Беларуси пройдет единый урок "О чем звонят колокола Хатыни" к 80-летию трагических событий. Об этом сообщил заместитель начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Юрий Емельяненко во время круглого стола "Приоритетные направления деятельности учреждений образования по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Традиции и современность", который прошел в пресс-центре БЕЛТА.

"В 2022/2023 учебном году в учреждениях общего среднего образования будет проведен единый урок "О чем звонят колокола Хатыни" к 80-летию трагических событий. Кроме того, пройдет урок памяти "Нам этот мир завещано беречь", посвященный 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне", - проинформировал Юрий Емельяненко.

При разработке информационно-методического обеспечения единых уроков памяти, которые проводятся в учреждениях общего среднего образования, Национальный институт образования использует информационно-аналитические материалы о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, предоставленные Генеральной прокуратурой Беларуси. "Информация о возбуждении и расследовании Генпрокуратурой уголовного дела по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны включена в издание "Я - гражданин Республики Беларусь", выпущенное в 2022 году (тематический разворот "Великая Отечественная война 1941-1945 годы"). В издании посредством QR-кода обеспечен доступ к материалам уголовного дела о геноциде. Кроме того, в этом учебному году разработаны методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела (с презентациями для II и III ступеней общего среднего образования) и рекомендации по использованию информации о дополнении "Хатынского списка". Данные рекомендации размещены на Национальном образовательном портале", - добавил замначальника управления.

Укомплектованность руководителями военно-патриотического воспитания школ Беларуси составляет 93%

Укомплектованность руководителями военно-патриотического воспитания школ Беларуси составляет 93%. Об этом сообщил начальник главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Виктор Довнар во время круглого стола "Приоритетные направления деятельности учреждений образования по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Традиции и современность", который прошел в пресс-центре БЕЛТА.

Говоря об итогах работы системы образования страны по патриотическому воспитанию, Виктор Довнар отметил, что важным аспектом в этом является введение должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию в школах, а с 1 сентября и в колледжах. "На сегодняшний момент укомплектованность руководителями военно-патриотического воспитания учреждений общего среднего образования составляет 93%, в колледжах этот показатель равен 52%. Работа по укомплектованию этими специалистами у нас проводится совместно с Министерством обороны и районными военкоматами. Кроме того, в стране создано 39 ресурсных центров, которые аккумулируют работу руководителей военно-патриотического воспитания", - рассказал начальник главного управления.

Он отметил, что в каждом регионе есть своя особенность проведения тех или иных мероприятий патриотической направленности. "Такие мероприятия становятся определенными брендами своих районов. Сейчас, например, новым и интересным направлением для нас стали конкурсы знаменных групп", - заключил Виктор Довнар.

Эксперт: в школе тема геноцида белорусского народа изучается с учетом возрастных особенностей детей

Вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, в школе изучаются с учетом возрастных познавательных особенностей обучающихся. Об этом сообщил заместитель начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Юрий Емельяненко во время круглого стола "Приоритетные направления деятельности учреждений образования по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Традиции и современность", который прошел в пресс-центре БЕЛТА.

По словам Юрия Емельяненко, важным аспектом формирования гражданственности и патриотизма у школьников является использование на уроках материалов уголовного дела по расследованию фактов геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. "Вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа в годы войны, изучаются с учетом возрастных познавательных особенностей обучающихся. В 1-4-х классах на уроках литературного чтения учащиеся читают тексты о событиях Великой Отечественной войны, в список произведений для внеклассного чтения включены книги на военную тему, например, книга "Ніколі не забудзем". При изучении учебного предмета "Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь" учащиеся 4-го класса узнают о событиях, произошедших в 1943 году в Хатыни, о немецком концлагере для детей в поселке Красный Берег. Системно вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа, изучаются в 9-х и 11-х классах на уроках истории Беларуси. Исторические сведения дополняются изучением литературных произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны, на уроках по учебным предметам "Белорусская литература" и "Русская литература" в 5-11-х классах", - рассказал он.

Представленная Генеральной прокуратурой информация внесена в содержание электронных версий учебных пособий по истории Беларуси для 9-х и 11-х классов в виде подстрочных сносок. Электронные версии этих учебников размещены на Национальном образовательном портале в разделе "Электронная библиотека". Также в этом году учебные программы по истории Беларуси для 9-х и 11-х классов дополнены вопросами о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

При войсковых частях МВД работают 18 военно-патриотических клубов для детей, при Минобороны - 11

При войсковых частях Министерства внутренних дел работают 18 военно-патриотических клубов для детей, при войсковых частях Министерства обороны - 11. Об этом сообщил начальник главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Виктор Довнар во время круглого стола "Приоритетные направления деятельности учреждений образования по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Традиции и современность", который прошел в пресс-центре БЕЛТА.

Два года в стране ведется активная работа по созданию и развитию военно-патриотических клубов. "В рамках реализации указа от 4 мая 2022 года №160 по развитию военно-патриотических клубов Министерством образования совместно с МВД разработаны и утверждены типовые положения о военно-патриотических клубах и программа их деятельности. На территории войсковых частей МВД сегодня действуют 18 военно-патриотических клубов с охватом более 1,5 тыс. человек. Также создано 11 клубов при воинских частях Министерства обороны с охватом более 500 детей. Работа продолжается - клубы создаются и при МЧС. Буквально на днях такой клуб открылся в одном из регионов страны. Также в положения о кадетском училище и суворовском училище внесены изменения, предусматривающие возможность льготного поступления воспитанников таких клубов на специальности военного профиля. Это определенный прорыв и воспитательный момент по патриотическому воспитанию среди нашей молодежи", - рассказал Виктор Довнар.

Кроме того, в учреждениях образования функционирует 755 объединений по интересам военно-патриотического профиля с общим охватом более 11 тыс. воспитанников. Еще одно направление воспитательной деятельности - это музеи. "Это направление за последние два года поднято на достаточно высокий уровень. Учреждения образования сами инициируют создание этих музеев, проводят поисковую работу. На сегодняшний момент в учреждениях образования страны существует 1424 музея, в том числе 209 - военно-исторического профиля. В 30 учреждениях образования страны созданы музеи и музейные экспозиции, которые освещают военные события в Афганистане. В 2011 учреждениях образования созданы экспозиции, посвященные жертвам геноцида белорусского народа", - проинформировал начальник главного управления.

Еще одно направление воспитательной работы с молодежью - поисковая деятельность. В стране в учреждениях общего среднего образования создано 520 поисковых объединений, в которых занимаются более 5 тыс. учащихся. Среди основных направлений этой деятельности - изучение малой родины военного периода на основе краеведческого материала, поиск и увековечение имен погибших в годы Великой Отечественной войны, благоустройство и наведение порядка на мемориальных комплексах и многое другое.

"В целях воспитания у молодежи уважения к государственности, бережного отношения к традициям по инициативе Министерства образования проводится большое количество мероприятий, в том числе в рамках программы патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы. В 2022 году большинство мероприятий были инициированы самой молодежью. Это и трудовая акция "Беларусь помнит каждого" по благоустройству мемориального комплекса "Хатынь", молодежная стройка "Кладбища деревень". В мемориальном комплексе "Курган Славы" 3 июля состоялось торжественное мероприятие, где также приняло участие большое количество молодежи. В сентябре в Бресте проводились студенческие дни "Я Беларусью дорожу", а 17 сентября в рамках Дня народного единства был проведен ряд мероприятий по увековечиванию традиций. В 2023 году продолжением Года исторической памяти стал Год мира и созидания. У нас запланировано достаточно много мероприятий. Уверен, что совместная работа ведомства и педагогов воспитает в сердцах наших детей любовь к родной стране", - отметил Виктор Довнар.-0-

К списку