В нынешнем году централизованное тестирование начнется 16 июня. Что Республиканский институт контроля знаний предлагает будущим абитуриентам для подготовки к ЦТ? Какая работа проводится по совершенствованию теста? Не стал ли он сложнее для абитуриентов? Соответствуют ли задания ЦТ школьной программе? Какие меры будут предприняты для проведения ЦТ в условиях пандемии? На эти вопросы ответили участники круглого стола.
Заместитель директора по основной деятельности Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказала об алгоритмах подготовки абитуриентов к централизованному тестированию.
"Для того чтобы упорядочить подготовку будущих абитуриентов к вступительным испытаниям в форме централизованного тестирования и восполнить пробелы в их знаниях, РИКЗ круглогодично проводит в три этапа бланочное репетиционное тестирование (РТ) с последующей обработкой бланков ответов и анализом результатов выполнения тестов по технологии ЦТ. На РТ абитуриентам предоставляется возможность ознакомиться со структурой теста, типами, формами и уровнем сложности заданий, выработать стратегию подготовки к ЦТ, систематизировать изученный материал, восполнить пробелы в знаниях без помощи репетитора, отработать технологию заполнения бланка ответов, чтобы избежать на ЦТ технических ошибок и оптимально распределить время, отведенное на выполнение теста, получить консультацию по вопросам выполнения тестовых заданий", - рассказала Наталья Вайтехович.
Материалы тематического консультирования включают само задание, его решение или комментарии к нему, правильный ответ и ссылку на учебник или учебное пособие с указанием параграфа, в котором изложен данный материал. В ходе РТ абитуриенты знакомятся с правами и обязанностями участников ЦТ. В условиях эпидемиологической обстановки абитуриентам РИКЗ предоставлена возможность прохождения в три этапа РТ в режиме online.
"Для качественной подготовки к ЦТ на сайте РИКЗ организовано на безвозмездной основе проведение дистанционного репетиционного тестирования (ДРТ). Для прохождения ДРТ предлагаются варианты тестов по 15 учебным предметам, тематическое консультирование для выполнения работы над ошибками, а также образцы бланка ответов и подробная инструкция по его заполнению. После выполнения теста испытуемые могут получить свой результат (балл) выполнения теста ДРТ, а также номера верно и неверно выполненных заданий", - отметила замдиректора.
Кроме того, при подготовке к вступительной кампании на сайте РИКЗ ежегодно размещаются необходимые абитуриентам материалы: информация по регистрации для участия в ЦТ, адреса пунктов регистрации и проведения тестирования, график ЦТ, памятка участнику, инструкция по заполнению бланка ответов, информация о получении результатов ЦТ, спецификации тестов. При самостоятельной подготовке к ЦТ РИКЗ рекомендует использовать сборники с тестовыми заданиями ЦТ 2020 года и предыдущих лет.
"Такая подготовка во многих направлениях позволяет нам говорить о том, что при определенной мотивации и алгоритме подготовки - это успешная сдача централизованного тестирования", - добавила Наталья Вайтехович.
Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по основной деятельности Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович.
"Тесты - это инструментарий, которым мы измеряем уровень подготовки наших абитуриентов, ранжируем их для того, чтобы они могли продолжить учебу в учреждениях высшего и среднего специального образования. Поэтому у нас процедура создания тестового материала начинается с того, что подбираются временные творческие коллективы. Как правило, авторы - это практики: учителя, преподаватели, которые знают учебные программы и хорошо определяют уровень сложности тестовых заданий. Далее у нас идет многоступенчатая экспертиза. По каждому предмету работает целая группа экспертов, и мы можем сказать, что на сегодняшний момент у нас создана целая система экспертизы. Потому что у нас экспертиза проводится по многим направлениям", - рассказала Наталья Вайтехович.
По ее словам, одним из важных направлений является определение соответствия тестового задания определенной теме, учебным программам и программам вступительных испытаний. "В целом смотрится сбалансированность по уровню сложности, по предоставлению информации. Невербальная поддержка также отсматривается, чтобы она была качественно подготовлена. Апробация материала у нас проходит в рамках репетиционного тестирования, - отметила замдиректора. - Если на репетиционном тестировании мы говорим, что наши потенциальные абитуриенты отрабатывают навыки работы с тестом, заполнения бланка ответов, то мы получаем статистическую и аналитическую информацию, которая позволяет нам также работать над тестовыми заданиями. То есть те задания, которые имеют неудовлетворительные статистические характеристики, они выбраковываются. То есть мы их не закладываем в базу в последующем, перерабатываем либо корректируем для того, чтобы действительно наша база тестовых заданий пополнялась качественным материалом".
Наталья Вайтехович подчеркнула, что для более точного измерения уровня подготовки абитуриентов произошли некоторые изменения в плане структуры теста. "Тест у нас традиционно состоит из части А, где мы предлагаем закрытые задания с выбором ответа, и части Б, где абитуриенту необходимо самому вписать ответ. В этом году у нас произошло некоторое уменьшение количества заданий в части А и увеличение заданий в части Б. Произошли изменения в уровнях сложности заданий - мы по предметам ввели пятый вариант ответа. По предметам увеличилось количество практико-ориентированных заданий, и в общем-то мы нацелены на то, чтобы абитуриент при работе над тестами не просто демонстрировал теоретические знания, но вместе с тем показал, как он может эти знания применять", - сказала она.
Достаточно много заданий с невербальной формой поддержки, когда вводятся в задания диаграммы, графики. "Таким образом, с одной стороны, мы делаем тест более разнообразным, а с другой - это позволяет экономить время. Потому что не надо абитуриенту делать какие-то графики, чертить схемы - все это уже предоставлено в тесте, - добавила замдиректора. - У нас все эти изменения отражены в спецификации. Только два предмета - русский и белорусский языки - практически остались без изменений. То есть и длина теста осталась прежняя, и количество вариантов".
Об этом сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.
"Я бы хотел успокоить абитуриентов в их волнении. Нужно просто иметь хорошие знания, а тест позволит их объективно и добросовестно оценить. Все делается для того, чтобы именно так и было. Поэтому небольшие изменения в тестах - дополнительно введены дистракторы, сокращена часть А и увеличена часть Б - это делалось для того, чтобы защитить добросовестных абитуриентов. При этом мы четко ставили себе задачу: тест сложнее быть не должен", - сказал Юрий Миксюк.
По его словам, чтобы убедиться в том, что тест действительно не стал сложнее, был проведен сравнительный анализ результатов абитуриентов, которые выполняли репетиционное тестирование первого и второго этапов. "Второй этап уже прошел по новой структуре теста. Мы убедились на примере математики, что среднее количество верно выполненных заданий несколько выросло. Если рассматривать абитуриентов, которые участвовали в первом и втором этапах, то во втором они показали такой же или лучше результат. В целом абитуриенты стали решать больше задач, их результаты тоже несколько выросли. Значит, те меры, которые мы предпринимали для того, чтобы тест не был сложнее, и те результаты, которые мы уже имеем, говорят, что тест сложнее не стал", - подчеркнул он.
Юрий Миксюк добавил, что абитуриентам остается прийти на ЦТ со своими знаниями, с отработанной технологией, сосредоточиться и полностью посвятить себя ответу на тест. "Знания абитуриента будут объективно и достойно оценены", - заключил директор РИКЗ.
Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА проректор по методической работе Академии последипломного образования Светлана Уклейко.
"Анализ заданий репетиционного тестирования, их соответствие учебным программам, программам вступительных испытаний - это не ноу-хау этого года. Эта работа проводится на постоянной основе совместно с Национальным институтом образования, РИКЗ. Но хотелось бы обратить внимание на несколько важных аспектов. Первое - экспертиза заданий репетиционного тестирования осуществляется рабочими группами, в состав которых входят методисты Академии последипломного образования и Национального института образования, а также учителя-практики по каждому учебному предмету. При этом нужно отметить, что подавляющее большинство - это учителя или высшей квалификационной категории, или квалификационной категории "учитель-методист". Это специалисты с высоким уровнем профессиональной компетентности", - рассказала Светлана Уклейко.
В составе рабочей группы учителя представляют все основные виды учреждений общего среднего образования - гимназии, школы, лицеи. "Представлены учителя учреждений образования, расположенных как в городской местности, так и сельской. То есть, группа составлена очень сбалансированно и в то же время разнопланово, - отметила проректор. - Следующий аспект - сам алгоритм действий. Каждый член рабочей группы проводит экспертизу заданий репетиционного тестирования автономно, независимо друг от друга. Каждый делает свое заключение и представляет его руководителю рабочей группы. Затем начинается этап обобщения, где руководитель группы анализирует все представленные заключения. Выводы делятся на две группы: общие и индивидуальные. Безусловно, когда появляются какие-то индивидуальные выводы, то проходит повторная экспертиза. Итоговое заключение по каждому учебному предмету анализируется совместно с сотрудниками Академии последипломного образования и Национального института образования, а затем представляется в Министерство образования и Республиканский институт контроля знаний".
Светлана Уклейко подчеркнула, что именно такая работа сейчас проводится рабочими группами. "Еще предстоит этап обобщения результатов. Далее - совместная работа с РИКЗ. В ближайшее время планируем материалы передать в Министерство образования, чтобы дальше уже активно работать, не задерживая процесс подготовки к централизованному тестированию", - заключила она.
Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА директор Национального института образования Валентина Гинчук.
"Уже не первый год после проведения выпускных вечеров для одиннадцатиклассников в учреждениях общего среднего образования по запросам выпускников и их родителей организуются консультации по подготовке к централизованному тестированию. Эта практика хорошо зарекомендовала себя в прошлом году и будет продолжена. Выпускные вечера планируется провести 10 июня, а с 11 по 15 июня в учреждениях общего среднего образования будут проведены консультации по подготовке к ЦТ", - рассказала Валентина Гинчук.
По ее словам, программы вступительных испытаний, по которым проводится централизованное тестирование по всем учебным предметам, соответствуют учебным программам. "Все программы вступительных испытаний размещены на Национальном образовательном портале, доступны для всех заинтересованных, - отметила директор института. - Программы вступительных испытаний составлены в соответствии с требованиями учебных программ, по которым учились нынешние одиннадцатиклассники".
Для того чтобы можно было подготовиться к ЦТ, повторить необходимый учебный материал на Национальном образовательном портале размещены электронные версии всех учебных пособий, которые актуальны для подготовки к централизованному тестированию в 2021 году. "В помощь абитуриентам по учебным предметам математика, физика и химия размещены видеоматериалы, которые были подготовлены в рамках соглашения между Министерством образования и МТС. Десять наиболее сложных учебных тем по каждому из указанных предметов нашли отражение в этих видеоматериалах, они могут оказать хорошую помощь в подготовке к централизованному тестированию", - добавила Валентина Гинчук.
Заместитель директора по основной деятельности Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказала о мерах, принятых для проведения ЦТ в условиях пандемии.
По ее словам, Министерство образования приняло противоэпидемические меры, позволяющие обеспечить абитуриентам безопасные и комфортные условия участия в ЦТ. Оптимально распределена нагрузка между пунктами ЦТ с учетом противоэпидемических требований. Аудитории пунктов тестирования оборудованы мебелью, позволяющей рассадить абитуриентов не более чем по четыре человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по два человека за столом при проходе с одной стороны, обеспечив расстояние между абитуриентами с максимальным дистанцированием (не менее 1 м). При входе в пункт и аудиторию обязательно наличие антисептических средств.
"Когда пункты тестирования нам передают акты готовности, то они по каждой аудитории представляют схемы рассадки, и здесь мы уже наглядно перед началом тестирования видим, как планируется рассадка абитуриентов. Это дистанцирование, заполненность аудитории. То есть максимальное количество абитуриентов регламентируется, с тем чтобы было удобно работать и вместе с тем наблюдателям и организаторам было удобно контролировать этот процесс", - отметила замдиректора. К слову, все специалисты, которые сопровождают ЦТ, также будут обеспечены масками, перчатками, антисептиками.
Кроме того, в связи с эпидобстановкой изменился порядок регистрации абитуриентов для участия в ЦТ. В этом году удаленная предрегистрация еще усовершенствована. "Мы проделали серьезную работу, чтобы вот в таких непростых условиях, в которых приходится проводить централизованное тестирование, абитуриентам было комфортно и безопасно это делать. Поэтому система регистрации была доработана, - рассказал директор РИКЗ Юрий Миксюк. - Теперь в личном кабинете абитуриент может в онлайн-режиме в удобное для него время оперативно выбирать предмет и пункт тестирования. То есть проводить фактически все процедуры по записи на централизованное тестирование, корректировать их при необходимости по прошествии определенного времени, использовать возможность отслеживать статус по оплате и так далее. Фактически все это он может проделать сидя дома за компьютером или смартфоном. Абитуриенту остается пока только прийти в пункт опять же в удобное для него время, подтвердить свои данные подписью и получить пропуск. Но я хочу отметить, что эта система нацелена на будущее. Она имеет хорошие перспективы в том плане, что если у абитуриента в ближайшее время уже появится личная электронная подпись, то он сможет в принципе не посещать пункт записи на ЦТ, а все проделать дистанционно".-0-
Фото Максима Гучека