Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления перспективных кадров внутри страны

Круглый стол 11.11.2025 | 11:00
Поддержке одаренной и талантливой молодежи в нашей стране уделяется большое внимание. Проводится системная работа на всех уровнях получения образования: от школы до послевузовской подготовки. Ребят, которые действительно достигают высоких результатов в учебе, общественной жизни, научной деятельности, замечают, видят и создают дополнительные возможности и условия для их дальнейшего развития и роста. 

Подробнее вопросы поддержки талантливой и одаренной молодежи обсудили эксперты в рамках круглого стола.

Участники:

Павел Алексо
секретарь ЦК ОО "БРСМ", председатель Республиканского союза общественных объединений "Белорусский комитет молодежных организаций"
Сергей Архипов
Заведующий сектором сопровождения экспериментальных проектов учащихся учреждения образования "Национальный детский технопарк"
Мария Баранова
Заведующая студенческой научно-исследовательской лабораторией БГУИР, член Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь
Юрий Давидович
Аспирант кафедры почвоведения и геоинформационных систем факультета географии и геоинформатики Белорусского государственного университета
Инна Карпенко
Заведующая отделом организации тестирования и профориентации учащихся учреждения образования "Национальный детский технопарк"
Дмитрий Курлович
Первый проректор Белорусского государственного университета
Сергей Пищов
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь
Ольга Смирнова
Заместитель председателя комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета
Индивидуальный куратор, допдисциплины, лаборатории. Какие возможности для талантливой молодежи есть в БГУ

О возможностях развития талантливой молодежи в БГУ рассказал первый проректор Дмитрий Курлович на заседании круглого стола "Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления кадров внутри страны" в пресс-центре БЕЛТА. 

В БГУ с талантливой молодежью ведется большая профориентационная работа. К ней привлекают подростков разных возрастов: начиная со среднего звена школы и заканчивая уже выпускниками учреждений среднего образования. "Сюда входит большое количество мероприятий: недели определенных предметов, когда ребята приходят в вуз и знакомятся с факультетом, различные семинары, мастер-классы, лекции. Также это "Школы юных…", когда мы привлекаем молодежь по разным направлениям, олимпиады - многие наши преподаватели являются разработчиками, членами жюри. Международные соревнования отслеживаем еще в школе и затем, конечно, призеров забираем в вуз", - перечислил первый проректор.

БГУ является лидером по привлечению одаренной молодежи в стране. Среди студентов - самое большое количество победителей республиканских и международных олимпиад, медалисты, выпускники гимназий. 

"Всех студентов мы стараемся взять под свою опеку, но к этим ребятам всегда еще более пристальное внимание. Обеспечиваем индивидуальную работу кураторов. За каждым победителем олимпиад в банке данных одаренных закрепляется специальный научный руководитель и ведет его все время в вузе. Далее мы предоставляем преимущества при выборе специализирующих кафедр. То есть если у нас сначала идет обучение общее, потом идут специализации, то у талантливых ребят есть преимущество - они могут выбрать самую актуальную, интересную на данный момент специализацию. Мы предлагаем ему дополнительную дисциплину, связанную с программированием, иностранными языками, и он может свои компетенции таким образом усилить. Такие дисциплины прописываются ему в качестве приложения к диплому", - поделился первый проректор. 
Внимание уделяется и научной работе. "У нас довольно большое количество студенческих лабораторий: их 120 в вузе, 60 лабораторий и 120 кружков. В них студенты начинают постепенно привлекаться к научной работе, под надзором руководителей лабораторий участвовать в проектах, писать статьи и затем поступать в магистратуру и аспирантуру. К педагогической деятельности одаренную молодежь привлекают по окончании магистратуры и в процессе обучения в аспирантуре. У них формируется первоочередное распределение, талантливые ребята имеют право на внеочередное получение жилого помещения и общежития на период обучения. Также одаренная молодежь получает направление на стажировку, повышение квалификации и подготовки, то есть они уже работают нашими преподавателями", - отметил Дмитрий Курлович. 

В последнее время в БГУ создается система наставничества. "За каждым работником, который приходит к нам, мы закрепляем нашего опытного сотрудника. Он ведет его в течение двух лет, сопровождает на протяжении всей траектории и заинтересован в том, чтобы молодой сотрудник стал хорошим специалистом", - сказал он. 

Первый проректор рассказал и о своем опыте взаимодействия с талантливыми ребятами. "Я тоже постоянно работаю с одаренной молодежью, с 2019 года являюсь куратором команд, которые мы отбираем на республиканской олимпиаде по географии. Далее уже готовим к международным соревнованиям. Много раз я представлял в качестве наставника команду по географии на международных олимпиадах. В этом году это были две олимпиады, одна международная географическая в Таиланде. Там наш ребенок завоевал золотую медаль, это была абсолютная победа. Вторая олимпиада была по наукам о земле. Там ребята завоевали на четверых две золотые, три серебряные, четыре бронзовые медали. Эта работа продолжается постоянно. Ребенок приходит к нам после победы на олимпиадах, мы его несколько лет ведем, готовим, и затем вот такие результаты показывает страна. Кроме того, я много лет руководил научно-исследовательской лабораторией на факультете географии и геоинформатики. И тоже столкнулся с процессом, когда мы привлекаем ребят, стараемся их заинтересовать научной работой, затем думаем, как их соединить вместе, чтобы они писали свою курсовую, дипломную работу в коллективе. Это и студенческие гранты Министерства образования, и гранты в нашем вузе для таких коллективов", - рассказал первый проректор. 

Чтобы человек вышел из университета специалистом своего дела и имел различные навыки, связанные с написанием научных статей и текстов, в БГУ проводится большая аналитическая работа. "Недавно к юбилею университета открыли молодежный аналитический центр, одаренные ребята вовлекаются в подобную работу. Мы даем определенную тематику, они стараются улучшить работу вуза по разным направлениям", - добавил он.

Аспирант кафедры почвоведения и геоинформационных систем факультета географии и геоинформатики БГУ Юрий Давидович показал своим личным примером, чего можно добиться в студенческой науке. В магистратуре он был удостоен президентской стипендии. Далее парень представил свою научную работу сначала на конкурсе научных работ БГУ, где был признан лауреатом, а потом на республиканском конкурсе научных работ, где достиг такого же успеха. 

"За разработанную методику дешифрирования структуры почвенного покрова был награжден стипендией Президента Беларуси. На данный момент готовлю свою диссертацию, у меня третий год обучения, в дальнейшем буду также вести научную и исследовательскую деятельность уже на другом уровне в университете. Работаю и являюсь ответственным за научно-исследовательскую работу студентов на факультете. У нас уже четыре года подряд ребята становятся лауреатами республиканского конкурса научных работ студентов", - рассказал о своих достижениях Юрий Давидович.

Мотивировать не только наградами. Как выявляют и поддерживают талантливую молодежь Минска

О мерах поддержки талантливой молодежи столицы рассказала заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Смирнова на заседании круглого стола "Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления кадров внутри страны" в пресс-центре БЕЛТА.

"Мы готовим будущих совершеннолетних граждан нашего государства и начинаем эту подготовку с самого маленького возраста. При работе с детьми мы говорим, что каждый ребенок одарен в определенной сфере. У кого-то это больше выражено, у кого-то меньше. Педагогам, начиная с детского сада, и далее - в школе, колледже, университете - очень важно увидеть то зерно, ту частичку одаренности, с которой ребенок пришел в этот мир. И вместе с родителями развить и поддержать", - сказала Ольга Смирнова.
Уже в детском саду педагоги проводят мероприятия, которые способны выявить в ребенке сильные стороны. Это конкурсы юных исследователей, творческие фестивали, концертные программы. Ребенок может проявить себя не только в интеллектуальной сфере, но и в творчестве, в спорте. 

Широкий спектр таких мероприятий предусмотрен и для детей в школе, а со взрослением ребенка таких форм становится все больше. "На выходе из учреждения образования ребенок получает уникальную возможность показать свои способности в разных направлениях. Функционирует достаточно широкая сеть профильных классов профессиональной направленности: медицинской, инженерной, педагогической, спортивной, и даже аграрной", - подчеркнула зампредседателя комитета по образованию.

Ольга Смирнова считает, что по мере обучения ребенка в школе очень важно поддерживать его интересы и достижения, а в Минске, по ее словам, предусмотрен широкий спектр мер стимулирования. За учащихся, достигших высоких результатов, ходатайствуют о присуждении им премии Спецфонда Президента и других наград.

Но в столице существует еще и своя специфическая система. На протяжении многих лет ежегодно присваивается премия Минского городского совета депутатов лучшим учащимся, которые имеют высокие достижения на уровне города и страны. "Ежегодно такие премии получают 200 учащихся. 20 ноября будет очередная торжественная церемония вручения. Всегда трогательно смотреть на то, как премию получают не только выпускники, учащиеся старших классов. Иногда она присуждается даже школьникам четвертых-пятых классов. Их родители с таким трепетом, гордостью принимают эту награду, понимая, что труд, достижения детей, неважно, в творчестве или спорте, оценены по достоинству. Конечно, это зарождает в детях желание идти дальше и достигать новых высот", - считает эксперт.

Помимо этого, в Минске уже дважды проводилась церемония чествования лучших выпускников учреждений образования города. Она проходит в июне после выпускных экзаменов. "Это мероприятие способствует формированию мотивации, которая важна сегодня для каждого. Детей можно мотивировать не только наградами. Мы это делаем путем создания условий для развития способностей, талантов, дара. Не так давно в городе открылся уникальный центр технического творчества детей и молодежи. В нем созданы условия для развития техноинтеллекта, технических способностей. Ожидаем, что около 10 тыс. ребят смогут совершенствовать свои знания, навыки, компетенции в области техники, инженерии, искусственного интеллекта, технического творчества, роботоконструирования и во многих других областях", - привела примеры спикер.

Активно совершенствуются условия для становления одаренных талантливых детей и их развития с помощью вузов. "Совместная работа с БГПУ, БНТУ, БГАТУ и многими другими университетами дает свои плоды. Благодаря этому сотрудничеству дети по окончанию школы и гимназии уже планируют свое обучение в белорусских учреждениях", - отметила она.

Идет плотная работа не только с вузами, но и с предприятиями, заказчиками кадров. Это позволяет ребятам видеть себя не только студентами вуза, но уже и работниками того или иного предприятия, что становится мощным стимулом к результатам в учебе. 

Важна и связка с учреждениями среднего специального образования. "Сегодня предприятия-заказчики кадров как никто другой заинтересованы в такой практикоориентированной подготовке. Когда на протяжении обучения в колледже ребенок имеет возможность прийти на предприятие, увидеть, как оно работает, попробовать свои силы под руководством опытного мастера, формируется дальнейшая мотивация по продолжению работы на том или ином месте. Сегодня предприятия очень много делают для работы в одной связке с колледжами. В последние годы на предприятиях одна за другой открываются учебные мастерские, благодаря чему дети могут почувствовать себя частью производства", - поделилась Ольга Смирнова.

Профориентация, сопровождение, центры компетенции. Как в Беларуси помогают талантливой молодежи

О том, как в Беларуси поддерживают одаренную и талантливую молодежь, рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов на заседании круглого стола "Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления кадров внутри страны" в пресс-центре БЕЛТА. 

Сергей Пищов отметил, что вопросу поддержки одаренной и талантливой молодежи в нашей стране уделяется очень большое внимание. Проводится эта работа системно, на всех уровнях получения образования: от школы до послевузовской подготовки. "Нашу молодежь, которая действительно достигает высоких результатов в учебе, в общественной жизни, научной деятельности, мы замечаем и создаем дополнительные возможности и условия для дальнейшего развития и роста. Многое зависит от того, как система образования и заказчики кадров подготовят действительно достойную смену, которая будет в дальнейшем развивать нашу экономику и социальную сферу", - подчеркнул он.

На уровне вузов и колледжей ведется профориентационная работа, создаются дополнительные возможности и условия для поступления на востребованные специальности, сохраняется сопровождение молодых специалистов. Поддержка оказывается ребятам, достигнувшим высоких результатов - выпускникам профильных классов, вузовских лицеев, имеющих высокие показатели, отличникам, обладателям золотых медалей и дипломов колледжей с отличием, победителям олимпиад по учебному предмету.

"Из года в год мы видим высокий интерес к данной траектории поступления. Конечно, это наша гордость. Это действительно молодежь, которая показывает в первую очередь, уровень своей мотивации, подготовки и работы всей системы образования", - заметил эксперт.
По словам спикера, основным показателем является качество подготовки. Для этого усиливается практикоориентированность образовательного процесса. "В последние годы создаются центры компетенции, то есть центры опережающей подготовки, где ребята с привлечением опытного состава преподавателей и ученых осваивают новые технологии, инновационное оборудование, которое еще сегодня возможно не используют на производстве. Завтра ребята уже придут подготовленные на свои предприятия и будут адаптированы в полной мере к тем условиям, в которых им предстоит работать", - рассказал Сергей Пищов.

"Первое рабочее место для всех бюджетников гарантированно. Во время обязательной отработки они получают практические навыки, для обучения привлекаются опытные работники, наставники, которые позволяют найти направления дальнейшего профессионального развития и обеспечить карьерный рост. Для молодежи созданы все возможные и необходимые условия, чтобы двигаться, повышать уровень своей подготовки, квалификации и развиваться", - подчеркнул начальник главного управления профессионального образования.

Эксперт назвал опции для профессиональной самореализации выпускников Национального детского технопарка 

Три ключевых направления работы для поступления в вузы и последующего трудоустройства назвал заведующий сектором сопровождения экспериментальных проектов учащихся Национального детского технопарка Сергей Архипов на заседании круглого стола "Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления кадров внутри страны" в пресс-центре БЕЛТА.

"Квинтэссенция деятельности Национального детского технопарка - это формирование кадрового резерва для высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики Беларуси. Не ошибусь, если заявлю, что каждый сотрудник технопарка мечтает видеть выпускников нашего учреждения образования в вузах страны, а затем и на белорусских предприятиях промышленности, связи, энергетики, здравоохранения и др.", - сказал он.

Для реализации задачи, по словам Сергея Архипова, в технопарке есть несколько простых, но высокоэффективных опций. Первая из них - экскурсионная программа. "Все 15 лабораторий технопарка ежемесячно посещают предприятия страны, связанные с энергетикой, связью. Это промышленные гиганты, хиты нашего автомобилестроения, медицины. Есть и обратная связь, когда ученики средних школ посещают наш технопарк, чтобы познакомиться с лабораториями, деятельностью преподавателей, оборудованием", - поделился заведующий сектором.

Вторая опция - ежемесячное получение от предприятий практикоориентированных тем для реализации в рамках образовательной смены. "Не все из них, конечно, эффективны и нам по силам, но для ознакомления можно предложить в качестве примера тему от МАЗ на дистанционном обучении: "VR-приложение "Сборочный конвейер МАЗ". Есть предложенные темы от Минского электротехнического завода имени Козлова, "Атланта" и других предприятий", - отметил Сергей Архипов.
Третья опция - посещение экспертами публичных защит проектов учащихся по итогам образовательной смены. "Там умные молодые люди знакомятся с опытными людьми с предприятий. На основе этих контактов они достигают устных договоренностей об образовании, в том числе и целевом, для последующей работы на предприятиях. Это пока что не массовый процесс, но он развивается. Сейчас у нас есть дорожные карты с семью министерствами и четырьмя концернами. 67 предприятий ведет с нами прямой конструктивный диалог и по практикоориентированным темам, и по посещению защиты проектов учащихся", - подчеркнул эксперт.

Как выпускникам Национального детского технопарка поступить в университет без экзаменов, рассказала эксперт

Как выпускники Национального детского технопарка могут поступить в вузы и лицеи без вступительных испытаний, рассказала заведующая отделом организации тестирования и профориентации учащихся Национального детского технопарка Инна Карпенко на заседании круглого стола "Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления кадров внутри страны" в пресс-центре БЕЛТА.

Как отметила заведующая отделом, одна из основных задач Национального детского технопарка - формирование у учащихся устойчивой мотивации к выбору будущей профессии. В технопарке разрабатывается индивидуальная траектория обучения.

"Образование учащегося должно строиться в соответствии с его возможностями и потребностями. Все образовательные активности, предлагаемые учащимся для прохождения своей индивидуальной образовательной траектории, объединяет одно - развитие важных и нужных компетенций, которые понадобятся им в будущем. Построение траектории начинается с освоения образовательных программ в очной, а затем дистанционной форме получения образования. Индивидуальная образовательная траектория позволяет сделать процесс обучения более осознанным", - считает Инна Карпенко.
Учащихся технопарка мотивирует также получение профобразования в вузах. Для этого правилами приема предусматривается зачисление без вступительных испытаний лиц, которые освоили содержание образовательных программ в технопарке. Для этого абитуриентам нужно получить рекомендацию наблюдательного совета технопарка. 28 августа 2025 года вышло новое постановление Министерства образования №153 "О собеседованиях". Кому из учащихся будут выданы рекомендации наблюдательного совета определило новое постановлением Министерства образования №97 "О порядке выдачи рекомендаций наблюдательного совета учреждения образования "Национальный детский технопарк", вступившее в силу 1 сентября 2025 года.

"Мы повысили средний балл для таких детей. Раньше для поступления в минский вуз был определен балл 8, то сейчас он составил 8,5. Для региональных вузов раньше этот балл был 7,5, его также подняли до 8,5. Это связано с тем, что получение качественного высшего образования в сочетании с осуществлением научно-исследовательской деятельности предполагает высокий уровень освоения школьных программ. Во всем остальном инструкция остается прежней", - пояснила заведующая отделом.

Для получения рекомендаций учащимся необходимо подать в технопарк запрос. Наблюдательный совет принимает решение о выдаче или отказе. Затем полученную рекомендацию абитуриенты подают вместе с остальными документами при поступлении.

В 2024/2025 учебном году обучение в технопарке прошло 382 учащихся 11-х классов. 363 из них поступили в учреждения высшего и среднего образования (95%). В 2023/2024 учебном году это число составляло 91%. По профилю обучения в национальном детском технопарке поступили 317 человек, что составляет 83% от общего числа. В 2023/2024 учебном году число составляло 80%.
"Это обязательная траектория, которую мы отслеживаем. Если дети учились в технопарке по выбранному направлению и продолжили обучение, значит это были мотивированные дети, они продолжают обучение по своему профилю, и мы делаем все правильно", - отметила Инна Карпенко.

В 2024/2025 году к зачислению в высшие учреждения образования было выдано 170 рекомендаций и 9 к приему зачисления в лицеи при университетах для освоения программы среднего образования. Рекомендацией пользуется большинство выпускников: 79,4% для поступления в вузы, а при поступлении в лицеи при университетах - все учащиеся.

Для будущих инженеров, ученых и предпринимателей. Какие возможности для талантливой молодежи есть в БГУИР

О том, какие возможности для развития будущих инженеров, ученых и предпринимателей есть в БГУИР, рассказала заведующая студенческой научно-исследовательской лабораторией БГУИР, член Совета молодых ученых при Министерстве образования кандидат физико-математических наук Мария Баранова на заседании круглого стола "Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления кадров внутри страны" в пресс-центре БЕЛТА. 

По словам Марии Барановой, сегодня связь "школа-вуз" реализована через предметные олимпиады, центры допобразования. "Так, недавно состоялся финал конкурса научных и инновационных идей обучающихся. Мы его проводили на базе Национального детского технопарка и рассматриваем как колыбель студенческих проектов. Дальше, когда студенты приходят к нам в вуз, наша задача поддержать их и направить", - рассказала она.
Эксперт выделила три основные траектории последующего развития в университете: студенты могут развиваться как ученые, инженеры либо предпринимали со стартап-деятельностью. 

Для поддержки научной деятельности выделяются президентские стипендии, на базе БГУИР проходит республиканский конкурс научных работ студентов. "Министерство образования выделяет гранты для научных исследований студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, докторантов. Они выделяются на выполнение дипломных работ и написание диссертаций", - отметила член Совета молодых ученых.

В университете раз в два года проводится конкурс научно-исследовательских работ. В этом году выбрано 29 проектов. 16 из них будут выполняться под руководством молодых ученых. Конкурс престижен и с высоким финансированием. Проходит также форум молодых ученых высших учреждений образования и школа молодого ученого - ежегодное мероприятие, которое собирает около 400 человек. Третья школа молодого ученого состоится скоро на базе БГУИР. 

Что касается дополнительного стимулирования будущих инженеров, БГУИР проводит хакатоны - мероприятия, к которым присоединяются в основном промышленные партнеры и ставят задачу перед студентами. У участников есть один-три дня, в течение которых должны реализовать идею и предложить концепцию. В ряде университетов также открылись центры компетенций, две недели назад появился такой по проектированию интеллектуальных интегрированных систем для автомобилестроения и тракторостроения. 

Для студентов, которые хотели бы развиваться в качестве предпринимателей, предусмотрены различные механизмы как республиканского, так и университетского уровня: "100 идей для Беларуси", республиканский конкурс инновационных проектов, на котором предусмотрена молодежная номинация. Министерство экономики вместе с Министерством образования в этом году запустило конкурс на лучшую бизнес-идею. Парк высоких технологий подписал с Министерством образования дорожную карту по развитию предпринимательской молодежной деятельности. "Мы видим и свою миссию в этом направлении. В этом году на конкурсном отборе, о котором упоминалось выше, мы собрали шесть партнеров: представителей банковской сферы, промышленного сектора, IT-компании и академической среды. Финалисты получают не только финансирование, но и возможность поработать над совместными проектами с партнерами. В прошлый раз финалисты от каждого партнера получили такое предложение", - сказала она.

Студенты предлагают на конкурс самые разные проекты. Одна из разработок студентов на конкурс - система, которая подсчитывала количество заходящих людей в помещение. Они реализовали приложение с помощью нейросетей. Сейчас пишут код взаимодействия электромагнитного излучения с нанокомпозитами, добавила заведующая лабораторией.

БРСМ: более Br2,5 млн вложено за время проведения конкурса молодежных инициатив в их реализацию

За время проведения конкурса молодежных инициатив Министерства образования с 2022 года в их реализацию вложено более Br2,5 млн. Об этом сообщил секретарь ЦК ОО БРСМ, председатель Республиканского союза общественных объединений "Белорусский комитет молодежных организаций" Павел Алексо на круглом столе "Поддержка одаренной молодежи: создание стимулов для закрепления кадров внутри страны" в БЕЛТА.

"Сегодня у нас есть замечательная возможность оказывать содействие в виде финансирования проектов. К нам обращаются молодые люди, у которых есть идеи, в том числе и творческие, и благотворительные, и направленные на создание креативных молодежных пространств, содействия ЗОЖ. Таким ребятам мы помогаем продумать проект, оформить заявку, собрать единомышленников, организовать группу, которая потом уже и работает над созданием и воплощением проекта в жизнь. Прошли все региональные этапы очных региональных отборов. Теперь авторам предстоит защищать свой проект перед республиканской комиссией. Всего у нас реализовано 84 проекта на общую сумму более Br2,5 млн, выделенных из госбюджета через организации Министерства образования", - поделился спикер.

Государственная поддержка одаренной и талантливой молодежи, по мнению секретаря БРСМ, эффективный инструмент. "Мы начинаем практиковать грантовую систему, которая во многих странах уже активно развивается", - сказал он.

Одной из основных задач БРСМ является создание условий для всестороннего развития молодых людей. По мнению эксперта, членство в любом общественном объединении - это уже инструмент для выявления талантливых и одаренных ребят. "В повседневной жизни молодые люди заняты учебой, работой, какими-то своими делами, а через членство в общественных объединениях они раскрывают себя. Не зря БРСМ называют кузницей кадров - организация учит ответственности, принятию обязательств, выполняя которые, человек обретает определенные качества и навыки", - считает Павел Алексо.
Визитной карточкой БРСМ стал проект "100 идей для Беларуси". "Талантливые ребята - это не только творческие, но и одаренные в части научной деятельности, поиске технических, инженерных решений. В конкурсе десять номинаций, он проводится на очень высоком уровне. В этом году в Казахстане прошел конкурс "100 идей для СНГ", принесший нашей стране победные дипломы. Проект уже давно воплощает в себе не сто, а десятки тысяч инноваций и идей для страны", - подчеркнул Павел Алексо.

БРСМ для развития талантливой молодежи проводит большое количество мероприятий, которые позволяют себя проявить. Среди них конкурс "Студент года", который проводится уже больше десяти лет. "Победителя конкурса мы благодаря поддержке Министерства образования ежегодно включаем в банк данных одаренной молодежи. На настоящий момент победителем является студентка БГЭУ Юлия Коваленко, которая тоже входит в этот фонд. Мы готовим очередной этап конкурса в 2026 году", - отметил секретарь БРСМ.

В прошлом году впервые состоялся проект "Курсант года" - новшество для студентов и курсантов вузов силового блока: Академии МВД, Военной академии Республики Беларусь и других вузов, которые готовят к службе.

Среди проектов БРСМ, где студенты творчески проявляют себя, - "Королева студенчества" - конкурс студенческой грации и артистического мастерства. "Солдатский конверт" - международный проект, который в этом году проходил в Ставрополе. Там участники из Беларуси получили Гран-при. Фестиваль "Молодежь за Союзное государство" прошел уже в 18-й раз, в этом году впервые в Беларуси (Могилев).

Яркий пример подобных проектов - дни молодежи на "Славянском базаре в Витебске". "В рамках фестиваля проходит насыщенная программа. Это и битва кавер-бэндов, и даже комсомольские свадьбы. Сыграли уже две таких: молодые люди организовали церемонию на одной из площадок в ботаническом саду в Витебске", - рассказал Павел Алексо.

Ряд инициатив позволяют раскрывать свои способности в ораторском мастерстве и искусстве дебатов. Например, "Всебелорусская лига дебатов" - совместный проект Министерства образования, Академии управления при Президенте, БРСМ и организации "Белая Русь". "Конкурс проводится уже третий раз и объединяет дебат-клубы вузов. В этом году уже по согласованию с Министерством образования определили, что присоединиться могут еще и колледжи, и старшие школьники, потому что движение популярно и позволяет не только осваивать искусство дебатирования, но и отстаивать свою точку зрения, выражать правильную мысль грамотно, стремиться к тому, чтобы решать все спорные вопросы путем аргументации, нахождения истины через диалог", - заметил эксперт.

Павел Алексо подытожил рассказ о возможностях организации и назвал основную идею: "Мы хотим донести молодым людям: все в их руках. Для того, чтобы получить возможность, достаточно, во-первых, этого захотеть, а во-вторых, прийти в БРСМ или любое молодежное общественное объединение, которое есть сегодня в высших учебных заведениях, школах, колледжах. Заявите о себе, скажите, что вам это интересно, вы бы хотели этим заниматься, поделитесь тем, что вы можете предложить. Вам обязательно протянут руку и обратят на вас внимание".-0-
К списку