Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Общественное обсуждение проекта постановления "О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению"

Круглый стол 18.04.2025 | 11:00
С 28 марта по 10 апреля проходило общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров "О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению". Организатором общественного обсуждения выступило Министерство образования. Как отметили в ведомстве, новый порядок направлен на обеспечение качества предоставляемых услуг по обучению, защиту от трансляции деструктивной информации.

Дискуссия по проекту была достаточно оживленной. За время общественного обсуждения поступило 215 обращений от граждан на сайте правового форума Беларуси. Каждое из них будет рассмотрено и по каждому будет дано обоснованное решение о включении либо не включении в проект постановления Совмина.

Участники круглого стола обсудили нюансы предложенного к обсуждению проекта постановления, поделились мнением о новациях в сфере обучения.

Участники:

Артем Борисенко
Студент первого курса исторического факультета БГУ, победитель республиканской олимпиады по истории, выпускник 2024 года
Татьяна Предко
Директор ООО "Образовательный центр "Одиссея знаний"
Ольга Рыбаключева
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь
Марина Савенок
Заместитель директора по учебно-методической работе частного учреждения образования "Средняя школа "Эко-Эль"
Более 200 обращений поступило в рамках общественного обсуждения проекта постановления о репетиторстве

Более 200 обращений поступило в рамках общественного обсуждения проекта постановления "О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению". Об этом во время круглого стола БЕЛТА на тему "Общественное обсуждение проекта постановления "О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению" сообщила директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева.
Представитель Минобразования напомнила, что в прошлом году в Беларуси был принят закон "Об изменении законов по основам предпринимательской деятельности", в соответствии с которым внесен ряд изменений в законодательство, в том числе в Гражданский кодекс. Во исполнение этого закона принято постановление Совета Министров от 28 июня 2024 года №457 "О видах индивидуальной предпринимательской деятельности". Все вступило в силу с 1 октября 2024 года, и с учетом этого периода изменились подходы к осуществлению физическими лицами предпринимательской деятельности. В частности, сегодня физлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность в четырех формах: в форме индивидуального предпринимателя, в форме самостоятельной профессиональной деятельности, в форме ремесленнической деятельности и в форме оказания услуг по агротуризму. Ольга Рыбаключева подробнее остановилась на индивидуальной предпринимательской деятельности и так называемых самозанятых.

"Все, что касается деятельности по организации образовательного процесса индивидуальным предпринимателем, регламентировано Кодексом об образовании. Здесь ничего нового не произошло. Индивидуальные предприниматели как работали, так и работают в соответствии с рамками законодательства об образовании. А вот осуществление самостоятельной профессиональной деятельности в области обучения осталось за рамками законодательства об образовании, потому что Кодекс об образовании и законодательство об образовании регулируют только образовательные отношения, возникающие при реализации образовательных программ. А самостоятельная образовательная деятельность таковой не является. Поскольку изменились подходы к оказанию самостоятельной профессиональной деятельности с 1 октября 2024 года, Министерство образования вышло с инициативой разработать проект постановления Совмина "О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению" для того, чтобы расставить приоритетные точки применительно к порядку и условиям ее осуществления", - рассказала директор департамента.

Она проинформировала, что проект постановления проходил общественное обсуждение с 28 марта по 10 апреля. "Дискуссия была достаточно оживленной, 215 обращений поступило от граждан на сайте правового форума Беларуси. Каждое из них мы рассмотрим и, конечно же, по каждому дадим обоснованное решение о включении либо невключении в проект постановления Совмина. Текст постановления изложен на двух страничках. В нем всего лишь девять пунктов, и те нормы, которые включены в него, в большей степени уже в том или ином виде действовали в стране. Мы только лишь упорядочили, свели это все в единое место и закрепили существующую в стране практику осуществления самостоятельной профессиональной деятельности", - констатировала Ольга Рыбаключева.

Какие нормы закрепляет проект постановления о репетиторстве, рассказали в Минобразования

Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола БЕЛТА на тему "Общественное обсуждение проекта постановления "О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению" рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.

Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. "Самое главное, о чем говорит постановление, - такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе - проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельной профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов", - рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. "Первая - при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom - это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет", - проинформировала Ольга Рыбаключева.

Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденными Минобразования. "Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление №457 от 28 июня 2024 года. Там прописано, что репетиторство - это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор - это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования - школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении", - отметила представитель Министерства образования.

Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. "Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании", - констатировала директор департамента.-0-
К списку