Система общего среднего образования должна развиваться и идти в ногу со временем, учитывая запросы личности, общества, государства. Для этого совершенствуются учебные программы и принимается ряд других мер.
В процессе обновления содержания образования в 2019/2020 учебном году новые программы осваивают школьники IX классов. В 2020/2021 учебном году по новым учебным программам и пособиям начнут заниматься десятиклассники.
В чем особенности новых учебников и их содержания? Нужна ли специальная подготовка педагогов к работе по ним? Изменяются ли формы организации обучения с новыми учебниками? Готовы ли педагоги к реализации электронного сопровождения пособий и считают ли его целесообразным? Эти и другие вопросы совершенствования общего среднего образования обсудили участники круглого стола.
Итоги читайте в заметках наших корреспондентов.
Более 45% школ в системе Министерства образования - белорусскоязычные, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Светлана Уклейко.
"В системе Министерства образования функционируют около 3 тыс. учреждений общего среднего образования. Из них более 45% - белорусскоязычные, то есть обучение в них осуществляется на родном языке. Необходимо отметить, что в последние годы активизировались запросы от родителей об открытии в русскоязычных школах классов с белорусскоязычным обучением", - рассказала Светлана Уклейко.
По ее словам, в Беларуси учебники на родном языке издаются в необходимом количестве под запросы учреждений образования. "Кроме того, у нас более 16 тыс. учащихся изучают "Географию Беларуси" и "Историю Беларуси" на родном языке. По сравнению с прошлым годом наблюдается положительная динамика, то есть количество таких учащихся увеличивается. При этом для них, несмотря на то, что это учреждения с русским языком обучения, под заказ в полном объеме поставляются учебники на белорусском языке", - отметила начальник управления.
Более 150 специалистов задействованы в педагогической экспертизе новых учебников для 10-х и 11-х классов, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по методической работе Национального института образования Министерства образования Людмила Романовская.
"При подготовке учебников для 10-х и 11-х классов у нас появилась дополнительная возможность для совершенствования их содержания. Издательские оригиналы этих учебных пособий были подготовлены к 1 сентября прошлого года. Но с учетом того, что использоваться в образовательном процессе они будут с 1 сентября 2020 года и 1 сентября 2021 года соответственно, была проведена их дополнительная педагогическая экспертиза", - рассказала Людмила Романовская.
По ее словам, участниками педагогической экспертизы стали 155 компетентных специалистов из всех регионов республики. "В их числе 123 педагогических работника учреждений общего среднего образования, 19 специалистов учреждений дополнительного образования взрослых и 13 сотрудников Национального института образования. Мы просили сфокусировать внимание участников экспертизы на том, насколько в этих учебных пособиях реализованы принципы доступности, систематичности и последовательности, активности и сознательности обучения, практикоориентированности, наглядности, прослеживаются ли межпредметные связи", - отметила замдиректора.
Людмила Романовская подчеркнула, что эксперты достаточно высоко оценили новые пособия, но при этом дали детальные заключения с предложениями и замечаниями, которые будут обязательно учтены при их доработке.
При разработке учебных пособий для десятиклассников соблюдалась преемственность с ранее изданными пособиями, вместе с тем у них есть свои отличительные характеристики. "Так, все учебные пособия для 10-го класса (кроме пособий по допризывной и медицинской подготовке) разработаны с электронными приложениями для реализации образовательного процесса на повышенном уровне. Электронные приложения размещены на платформе MOODLE и будут доступны широкому кругу пользователей, так же как и электронные версии печатных учебных пособий, - добавила замдиректора.- Мы надеемся, что новые учебные пособия не разочаруют десятиклассников, их родителей и, конечно, учителей".
Личность будущего специалиста формируется в инновационной культуре. Такое мнение во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА высказала проректор по научно-методической работе Академии последипломного образования доктор педагогических наук, доцент Галина Николаенко.
"Сегодня процесс обучения нацелен на современного ученика, на его восприятие. И если мы говорим о формировании личности будущего, то речь идет об инновационной культуре, то есть об умении учащегося воспринимать новое. В современных учебниках все это как раз и заложено", - рассказала Галина Николаенко.
По ее словам, нет необходимости проводить сравнительный анализ сегодняшних учебников, имеющих электронное сопровождение, и советского периода. "Меня всегда пугает, когда начинают проводить такие параллели. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, нельзя считать, что учебник будет на протяжении столетий одним и тем же. При этом речь не идет о том, что мы не берем лучшее, но не надо путать доступность учебника и примитивизм. Учитель должен понимать, что учащийся сейчас живет в информационном потоке. Если раньше не знали, где брать информацию, то теперь у нас стоит вопрос отбора информации, умении пользоваться ею соответствующим образом, структурировать ее", - отметила проректор.
Галина Николаенко подчеркнула, что ученик является основным критерием образования. "Система и траектория, по которой движется современный школьник, - иные. В основе всего находится триада - ученик-учитель-учебник. Ведь, ученик может освоить учебник только тогда, когда его освоит учитель, - сказала она. - Новые учебники - это не только новые подходы и примеры, но и потенциал заданий, который должен видеть и уметь использовать педагог. Говоря откровенно, новый учебник - это новая ступень профессиональной жизни педагога".
В Академии последипломного образования всем этим вопросам уделяется особое внимание. Для учителей здесь организованы специальные занятия, тренинги по сложным темам. "К нам приходят авторы учебников, мы рассматриваем методику работы по тому или иному учебному пособию. Кроме того, мы реализуем очень важное направление, связанное с обобщением опыта, который накапливается у учителей в процессе использования того или иного учебного пособия. В частности, созданы творческие группы, которые рассматривают оптимальные формы и методы работы. У нас есть Рождественский фестиваль педагогического мастерства, который собирает лучших учителей. И, конечно, сегодня мы ориентируемся на новые учебники и новое содержание",- добавила проректор.
Новые учебники для 9 класса положительно оценили учителя, ученики и родители, сообщила заместитель директора по методической работе Национального института образования Министерства образования Людмила Романовская во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.
В этом учебном году девятиклассники обучаются по новым программам: подготовлено 18 учебных пособий. "В начале февраля провели масштабный срез мнений. В анкетировании по вопросам использования учебников для 5-11 классов приняли участие около 33 тыс. респондентов. Активнее всего были учащиеся - это более 16 тыс. человек, из них девятиклассников - более 3,3 тыс. Кроме того, в онлайн-анкетировании приняли участие более 9,7 тыс. учителей и около 7 тыс. родителей. Отрадно, что новым учебникам для 9 класса дана положительная оценка учителями, родителями и учащимися", - рассказала Людмила Романовская.
Учащимся 9 классов был задан простой и конкретный вопрос: по каким новым пособиям им интереснее всего учиться. "Явных аутсайдеров нет в этом перечне, но рейтинговую таблицу возглавляют пять пособий: "Обществоведение", "Биология", "Алгебра", "Русский язык" и "Беларуская мова", - отметила замдиректора. - Что касается достоинств, на которые обращают внимание наши респонденты, - это интересно раскрытая тема, хорошее оформление. Последнее нам особенно приятно, потому что обложка - это тоже дидактический материал и тот инструмент, который учитель должен использовать в образовательном процессе. Вместе с тем есть респонденты, которые считают, что в учебниках слишком много заданий, кому-то кажется, наоборот, их слишком мало. Есть, конечно, конструктивные замечания, которые мы обязательно учтем при переиздании учебных пособий".
По словам Людмилы Романовской, обратная связь - важный фактор, способствующий повышению качества научно-методического обеспечения образовательного процесса. "Какие каналы обратной связи для нас наиболее эффективны? Это, конечно, мероприятия для педагогических работников с участием авторов учебных пособий. На национальном образовательном портале созданы и действуют постоянно рубрики, которым уделяем большое внимание. Это "Новые программы: изучаем, обсуждаем", "Новые учебники: изучаем, обсуждаем" и "Вопрос автору". Важный канал связи - обращения граждан. К слову, в последнее время снизился поток обращений в отношении содержания учебных пособий", - добавила она.
Учитель истории и обществоведения минской гимназии №34, преподаватель кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории исторического факультета Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Дарья Косякова особо остановилась на учебнике по обществоведению. По ее мнению, новое пособие вызывает познавательный интерес к предмету в силу высокой практикоориентированности, современного содержания и форм представления материала, а также вариативности.
"Огромный плюс в том, что всегда есть возможность выбора заданий: с каким материалом можно поработать на уроке, а какой оставить на дом. Материал стал интереснее и доступнее в изложении. Учебник направлен на то, чтобы домашнее задание либо изучение новой темы могли перевернуть обучение, когда основная доля материала может быть изучена самостоятельно, а урок посвящен многократной отработке, использованию современных кейсов и материалов", - рассказала педагог. Дарья Косякова заметила, что в их гимназии уже возникла потребность в открытии обществоведческого профиля.