Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Новый проект Налогового кодекса: каких изменений ждать белорусам

Круглый стол 27.10.2021 | 09:00

В Беларуси готовятся внести изменения в Налоговый кодекс. Эти поправки станут одними из самых масштабных за последние годы. Сколько составит налог на квартиру и чего ждать индивидуальным предпринимателям - об этом и не только говорили участники очередного заседания проекта "Экспертная среда" в пресс-центре БЕЛТА на тему "Новый проект Налогового кодекса: каких изменений ждать белорусам".

Новый выпуск проекта БЕЛТА "Экспертная среда" - "Новый проект Налогового кодекса: каких изменений ждать белорусам" - смотрите здесь.

Участники:

Дмитрий Кийко
Первый заместитель министра финансов Республики Беларусь
Элла Селицкая
Заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь, председатель Белорусской федерации плавания
Андрей Ковалевский
Начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Александр Швец
Председатель Республиканского союза предпринимателей и промышленников
Жанна Тарасевич
Сопредседатель Правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского

Минфин пояснил причины предлагаемой отмены налоговой льготы для владельцев квартир

Первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко пояснил причины предлагаемой отмены налоговой льготы для владельцев квартир во время очередного заседания проекта "Экспертная среда" в пресс-центре БЕЛТА на тему "Новый проект Налогового кодекса: каких изменений ждать белорусам".

"Одно из заметных изменений, которое предлагается по новому проекту Налогового кодекса, - отмена льготы по налогу на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. Это связано с необходимостью установить равные условия налогообложения имущества физических лиц. Сейчас у нас физлица - владельцы индивидуального жилья являются плательщиками налога на недвижимость, а владельцы квартир в многоквартирных жилых домах его не платят. Эта налоговая льгота пришла еще с тех времен, когда был государственный жилой фонд. Сейчас он уже в частной собственности, в основном приватизирован, но тем не менее требует бюджетных затрат по обслуживанию. В частности, за счет средств местных бюджетов меняются лифты в жилом секторе, принимаются меры по благоустройству придомовых территорий. Поэтому в целях выравнивания налоговой нагрузки между гражданами и повышения ресурсной базы местных бюджетов предлагается эту льготу отменить", - сказал Дмитрий Кийко.

Дмитрий Кийко
Дмитрий Кийко

Планируется, что льгота сохранится для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста (или имеющих право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста), признанных недееспособными, проходящих альтернативную службу, а также инвалидов I и II группы, несовершеннолетних детей, членов многодетных семей, военнослужащих срочной военной службы, участников Великой Отечественной войны и иных лиц, имеющих право на льготное налогообложение в соответствии с законом "О ветеранах". "Я бы хотел отметить, что пакет льгот для социально уязвимых категорий граждан предлагается даже расширить. Сегодня собственники индивидуального жилья из уязвимых категорий могут использовать льготу, если с ними совместно не проживают трудоспособные лица. Это условие мы предлагаем отменить, чтобы владельцу квартиры из уязвимой категории была в любом случае предоставлена льгота", - проинформировал первый замминистра.

Подлежащая к уплате сумма налога на недвижимость в отношении жилых помещений определяется исходя из расчетной стоимости 1 кв.м типового капитального строения (здания, сооружения) на 1 января, общей площади жилого помещения и ставки налога в размере 0,1%. "Если взять Минск, то по стандартной двухкомнатной квартире цена вопроса в год составляет порядка Br48, в районных центрах - Br27. Но все будет происходить поэтапно, чтобы реализовать комплекс мер по совершенствованию администрирования взимания этого платежа. В следующем году, если эта мера будет принята, нужно будет внести авансовый платеж в размере 50%, а уже в 2023 году доплатить оставшуюся сумму", - пояснил Дмитрий Кийко.

"Вместе с тем окончательное решение об отмене данной льготы не принято. В настоящее время ведется дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, которые участвуют в согласовании проекта. С учетом социальной чувствительности данного вопроса эта норма, возможно, будет скорректирована", - обратил внимание первый замминистра.

Минфин: самозанятые получат больше возможностей для предпринимательской деятельности

Об этом заявил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко во время очередного заседания проекта "Экспертная среда" в пресс-центре БЕЛТА на тему "Новый проект Налогового кодекса: каких изменений ждать белорусам".

"Предполагается дать институту самозанятых больше возможностей по осуществлению простой индивидуальной предпринимательской деятельности без использования наемного труда. Новый проект Налогового кодекса предусматривает такую трансформацию в течение 2022-2023 годов. Планируем с 2023 года перейти от разрешительного принципа к заявительному. Что это значит? Если сегодня самозанятый у нас может заниматься четко определенными видами деятельности, то с 2023 года - любыми, которые не запрещены. Основная ставка предполагается в размере 10% от выручки", - сказал Дмитрий Кийко.

По его словам, для самозанятых разрабатывается цифровая платформа, которая позволит выполнять все необходимые процедуры - от регистрации до прекращения деятельности, уплаты налогов. Планируется, что цифровой продукт позволит самозанятым работать с использованием безналичной оплаты. "Установив это приложение, гражданин сможет работать с потребителями и принимать платежи, выдавать чеки, рассчитывать и уплачивать налоги, строить свои взаимоотношения с налоговыми органами и ФСЗН, словом, выполнять свои обязательства перед государством", - отметил первый замминистра.

Самозанятые смогут через приложение работать и с организациями, но с определенными ограничениями. "Ограничения обусловлены необходимостью препятствовать использованию самозанятых в качестве замены наемных работников. Поэтому для работы с организациями предлагается установить предел в размере Br60 тыс. в год. При превышении этого предела самозанятый сможет продолжать отношения с организацией, просто для него автоматически будет увеличиваться ставка", - пояснил Дмитрий Кийко.

Изменения коснутся и индивидуальных предпринимателей. С 2023 года работать в качестве ИП можно будет только по определенным видам деятельности с привлечением наемных лиц не более трех человек. Первый замминистра отметил, что большинство ИП в Беларуси работает без наемного труда, и они потенциально могут перейти в самозанятые. А для тех, кто использует наемный труд и останется в категории ИП, будут скорректированы условия налогообложения. С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами.

Альтернатива этой форме - возможность перехода ИП с наемными работниками в микроорганизации. Для микроорганизаций сохраняется возможность применения упрощенной системы налогообложения.

"В течение 2022 года большинству индивидуальных предпринимателей нужно будет принять решение, в каком виде они смогут или захотят осуществлять свою деятельность. Либо перейти в самозанятые (там предусмотрено значительное упрощение административных и иных процедур), либо продолжить свою деятельность в качестве ИП (если они будут соответствовать определенным видам деятельности), либо перейти в микроорганизацию. Могу анонсировать, что розничная торговля у нас останется тем видом деятельности, которым индивидуальные предприниматели могут заниматься и с 2023 года", - резюмировал Дмитрий Кийко.

МНС намерено перевести почти все процессы налогового администрирования в автоматизированный режим

Об этом сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая во время очередного заседания проекта "Экспертная среда" в пресс-центре БЕЛТА на тему "Новый проект Налогового кодекса: каких изменений ждать белорусам".

"Глава государства поставил перед налоговыми органами задачу по цифровизации налогового администрирования, и мы работаем в этом направлении очень активно. Мы стараемся наших плательщиков, в первую очередь субъекты хозяйствования, перевести на бесконтактное обслуживание. Сегодня уже имеем неплохой результат: порядка 85% субъектов хозяйствования работают с нами в электронном режиме, через свои личные кабинеты. Наблюдаем определенный прогресс и по привлечению граждан к электронному взаимодействию. И мы двигаемся дальше для того, чтобы практически все процессы налогового администрирования перевести в автоматизированный режим", - сказала Элла Селицкая. По ее словам, в планах, в частности, включить транспортный налог в единое автоматизированное налоговое извещение, а также создать единую цифровую платформу для самозанятых, которые будут уплачивать налог на профессиональный доход.

Элла Селицкая
Элла Селицкая

Одна из задач - автоматизация налога при упрощенной системе налогообложения. "К 2023 году мы планируем создать сервис, который будет автоматически считать налог для микроорганизаций. Плательщики будут видеть информацию в своем личном кабинете, перепроверят ее и либо согласятся с тем, как исчислен налог, либо уточнят какие-то моменты. Словом, достаточно будет провести сверку с налоговыми органами и уплатить этот налог. Считаю, что простота и доступность этого режима налогообложения послужит хорошим основанием для того, чтобы микробизнес у нас развивался и сопровождающее его администрирование было необременительным", - отметила замминистра.

Элла Селицкая рассказала и о других нововведениях. "Мы планируем со следующего года ввести декларацию для налоговых агентов по подоходному налогу. Сегодня нам налоговые агенты предоставляют информацию о численности работников, о фонде оплаты труда, о зарплате работников, но в качестве справочных данных. А правоприменительная практика показывает, что не всегда все субъекты хозяйствования своевременно и в полном объеме перечисляют сумму подоходного налога в бюджет. Потому мы видим это как отдельную налоговую декларацию, где будет четко прописываться сумма непосредственно исчисленного подоходного налога, удержанного и перечисленного в бюджет. Если в бюджет перечисляется не в полном объеме подоходный налог, то на основании этой налоговой декларации мы сможем оперативно взыскать недостающую сумму. Это будет оперативно, позволит не начислять пени налоговому агенту за большой период времени по результатам проверки", - подчеркнула она.

К списку