Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Новая стратегия развития финансового рынка: что изменится до 2020 года

Круглый стол 14.04.2017 | 14:30

В марте текущего года Совет Министров и Национальный банк утвердили стратегию развития финансового рынка Беларуси до 2020 года. Главная цель документа - качественная трансформация финансового рынка, повышение его стабильности и эффективности функционирования, направленные на рост экономики и благосостояния населения. О задачах Стратегии и основных направлениях ее реализации во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказали представители Национального банка и Министерства финансов.

Участники:

Игорь Могилевич
Начальник управления финансовой стабильности Национального банка
Александр Раков
Начальник управления развития рынка ценных бумаг Национального банка
Андрей Плешкун
Заместитель начальника управления финансовой стабильности Национального банка
Алексей Красинский
Заместитель директора департамента по ценным бумагам Министерства финансов
Наталья Новикова
Заместитель начальника главного управления страхового надзора Министерства финансов

- Чем новая стратегия принципиально отличается от предыдущей?

Андрей Плешкун: Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года разработана в целях повышения емкости, эффективности и надежности финансового рынка страны. Развитый и устойчивый к шокам финансовый рынок способствует активизации экономического роста и повышению благосостояния населения. Основными механизмами этого эффекта являются вовлечение временно неиспользуемых финансовых средств в финансовый оборот, эффективное использование имеющихся средств, а также обеспечение доступа к финансовым услугам широким слоям населения. Таким образом, конечной целью развития финансового рынка является повышение экономического благосостояния и уровня жизни граждан.

Стратегия, охватывающая все сектора финансового рынка, разработана впервые. Ранее принимались лишь отдельные концепции, определяющие направления развития банков, страхового сектора, рынка ценных бумаг. Важно, что в работе по подготовке стратегии принимали участие регуляторы различных сегментов финансового рынка, а также большое количество заинтересованных ведомств, ассоциации участников рынка. Это позволило создать документ, комплексно и непротиворечиво характеризующий видение дальнейшего движения по развитию финансового рынка.

Новым является и то, что существенное внимание в стратегии уделено развитию небанковских финансовых организаций.

- Предлагаю начать с обсуждения отдельных изменений, которые запланированы в банковской системе. К примеру, стратегия предусматривает уменьшение доли государства в уставных фондах банков вплоть до полного выхода из них. Беларусь уже ведет поиск инвесторов для продажи акций трех банков. Как продвигается эта работа?

Александр Раков: В настоящее время определено три банка, в которых государство продаст долю. Это ОАО ”АСБ Беларусбанк“, Банк "Москва-Минск" и ОАО ”Белинвестбанк“. Что касается Беларусбанка, в прошлом году по распоряжению премьер-министра была создана соответствующая рабочая группа, которая к ноябрю 2017 года должна подготовить и внести в правительство предложения о выборе покупателя миноритарного пакета акций этого банка. Для подготовки стратегии развития банка и продажи иностранному инвестору миноритарного пакета акций правительством определен финансовый консультант. В качестве консультанта выступит пул из четырех аудиторских и юридических компаний.

Что касается двух других банков, то здесь правительство и Национальный банк тесно работают с Европейским банком реконструкции и развития. В 2015 году заключен меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕББР касательно приватизации ОАО ”Белинвестбанк“, а во второй половине 2016 года - меморандум между Национальным банком и ЕБРР о приватизации ОАО ”Банк Москва-Минск“.

Меморандумами предусматривается помощь ЕБРР в проведении приватизации указанных банков, включающая три этапа. На первом этапе ЕБРР предоставляет банку финансовые ресурсы по линии кредитования малого и среднего бизнеса (Белинвестбанку финансовые ресурсы выделены, в Банке Москва-Минск проходит согласование документов). На втором этапе в случае с Белинвестбанком реализуется программа институционального развития, в отношении Банка Москва-Минск будет оказана техническая помощь по оптимизации процесса выдачи кредитов малому и среднему бизнесу.

В дальнейшем рассматривается возможность приобретения ЕБРР миноритарного пакета акций (25% плюс одна акция).

Конечной целью сотрудничества правительства, Национального банка и ЕБРР в рамках меморандумов должен стать выход сторон из уставного капитала банков путем продажи контрольных пакетов акций стратегическому инвестору до 1 января 2020 года.

- Инвесторы из каких стран проявляют интерес к Беларусбанку? Возможна ли продажа более 25% акций банка?

Александр Раков: Только в 2016 году руководство Национального банка встречалось с представителями ряда стран, среди которых Австрия, Венгрия, Германия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Пакистан, по вопросу привлечения иностранного капитала в банковский сектор Республики Беларусь, в том числе в ОАО ”АСБ Беларусбанк“.

Что касается продажи пакета акций ОАО ”АСБ Беларусбанк“ в размере более 25%, то, с учетом значимости данного банка, речь об этом пока не идет .

- Могут ли в будущем быть выставлены на продажу акции других банков?

Александр Раков: Пока речь идет о продаже акций трех банков. Однако в целом, исходя из стратегии развития финансового рынка Беларуси до 2020 года, Национальный банк не видит особых рисков, если доля иностранного капитала в уставных фондах белорусских банков достигнет 50%.

- Одной из важных задач стратегии является сокращение объемов директивного кредитования. Предусмотрено, что Банк развития станет единым оператором конкурсного отбора инвестиционных проектов для их кредитования в рамках госпрограмм. Как изменятся функции Банка развития?

Андрей Плешкун: Реформирование сферы директивного кредитования было начато еще несколько лет назад. Оно включает в себя как сокращение объемов директивного кредитования, так и изменение самих подходов к его осуществлению.

Существенно сократить объемы директивного кредитования в последние годы удалось посредством накладываемых ограничений – как законодательных, так и в рамках договоренностей, достигнутых с Евразийским фондом стабилизации и развития, МВФ и Всемирным банком.

Изменение подходов к директивному кредитованию предполагает реализацию следующих инициатив. Во-первых, это передача Банку развития функции директивного кредитования всех государственных программ и мероприятий. В результате за коммерческими банками сохранится лишь финансирование строительства и приобретения жилья гражданами, кредитование текущей деятельности агропромышленного комплекса, а также завершение уже начатых проектов. Во-вторых, это изменение подхода к отбору инвестиционных проектов в рамках государственных программ. Новыми принципами станут конкурсный отбор и равный доступ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в конкурсах (независимо от формы собственности).

Одновременно с реализацией данной функции предполагается усиливать деятельность Банка развития как классического института развития. Это предполагает, что Банк развития будет финансировать проекты в тех областях, которые по каким-либо причинам не покрываются коммерческими банками.

- Для многих предприятий сокращение директивного кредитования достаточно болезненно. Будут ли приняты какие-либо компенсационные меры, чтобы этот период для реального сектора экономики был менее чувствительным?

Игорь Могилевич: Что касается страхов по поводу сокращения объемов директивного кредитования, то надо помнить, что Национальный банк сейчас последовательно проводит политику по снижению процентных ставок, обеспечению стабильности национальной валюты. И в этом смысле доступ к кредитам для платежеспособных, финансово устойчивых предприятий будет расширяться. Это будет повышать общую эффективность распределения и использования кредитных ресурсов.

Сейчас стоит задача укрепления реального сектора экономики, укрепления финансового состояния предприятий, повышения их кредитоспособности для того, чтобы они могли в необходимой мере заимствовать у банков ресурсы для обеспечения своей текущей деятельности. Стратегия в том числе ставит задачи развития и других сегментов финансового рынка, которые бы повысили возможности предприятий по финансированию инвестиционных программ.

Развитие финансового рынка компенсирует сокращение объемов государственных кредитных программ более адекватными долгосрочными инструментами финансирования.

- Уточните, пожалуйста, о каких альтернативах директивному кредитованию идет речь?

Александр Раков: Альтернатива - это, в частности, инструментарий рынка ценных бумаг, в том числе акции, облигации. То есть менеджмент и акционеры эффективно функционирующего предприятия должны понимать, что объективное раскрытие инвесторам информации об обществе и перспективах его развития позволит осуществить привлечение необходимых средств путем размещения названных финансовых инструментов на лучших условиях. Тем более сейчас у нас установлены налоговые преференции на фондовом рынке.

Алексей Красинский: Нужно четко понимать, что если предприятие, которое не показывает стабильных результатов в финансово-хозяйственной деятельности и является убыточным, пользовалось кредитованием в рамках госпрограмм, при сокращении директивного кредитования автоматически сможет использовать инструменты рынка ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг работают финансово устойчивые предприятия. К эмитентам облигаций предъявляются достаточно серьезные требования. Эти меры направлены на защиту экономических интересов инвесторов и поддержание стабильности на финансовом рынке.

Андрей Плешкун: Не стоит забывать, что масштабное распространение директивного кредитования было обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это был способ субсидирования направлений деятельности, признанных правительством перспективными. Но с другой - это был и способ удешевления кредитных ресурсов в условиях высокого уровня процентных ставок.

Успешная работа по снижению уровня инфляции и процентных ставок уменьшает значимость этого второго мотива. Как следствие, кредитополучатели, деятельность которых эффективна, будут получать кредиты на рыночных условиях под приемлемые ставки. Что касается неэффективных, нежизнеспособных предприятий, то они в принципе не должны получать финансирование от банков. Однако вопрос эффективности организаций следует рассматривать комплексно на уровне правительства.

- А в тех случаях, когда предприятие с финансовыми проблемами предлагает значимый проект?

Александр Раков: Для этого есть Банк развития, который будет рассматривать все проекты и принимать решения с учетом их значимости, в том числе и социальной.

- В Беларуси в прошлом году было создано Агентство по управлению активами, ему передается проблемная задолженность банков по кредитам устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Что будет дальше с этой проблемной задолженностью? Планируется ли расширение функций агентства?

Александр Раков: На сегодня в это агентство передана проблемная задолженность по кредитам около 200 предприятий и лишь от Банка развития и ОАО ”Белагропромбанк“. Уже проделана определенная работа. По этим кредитам предприятиям предоставлены определенные преференции. В частности, насколько мне известно, снижена процентная ставка до 3%, предоставлена отсрочка по погашению основной суммы долга и начисленным процентам на один год с последующей рассрочкой на 7 лет этих же сумм по основному долгу и переданным накопленным процентным платежам.

В дальнейшем планируется, что остальные банки, имеющие в наличии какие-то проблемные задолженности предприятий агропромышленного сектора, смогут тоже их передать этому агентству. С учетом указанных подходов, мы надеемся, что произойдет финансовое оздоровление этих сельхозпредприятий и выход на их безубыточную работу. Не исключено, что будет идти речь о реформировании отдельных предприятий, возможно, по некоторым будет проведена процедура банкротства или слияния, поглощения, продажи и т.д. Тем не менее основные предприятия с учетом комплексных мер оздоровления должны выжить и будут работать.

Андрей Плешкун: Действительно, расширение, масштабирование деятельности агентства в будущем возможно. Это произойдет, если механизмы, которые отрабатываются на данный момент, зарекомендуют себя с положительной стороны. Общий смысл работы агентства заключается в том, чтобы на основе более реалистичного видения ситуации с помощью подходящих механизмов вывести жизнеспособные предприятия в область эффективного функционирования.

Александр Раков: Кроме того, создание Агентства по управлению активами проблемных задолженностей сельхозпредприятий - это не единственный механизм, который сейчас используют правительство и Национальный банк. В настоящее время принимаются точечные решения, в соответствии с которыми субъекты, имеющие проблемные задолженности перед банком, могут ее реструктуризировать с использованием своих инструментов - облигаций собственной эмиссии. Еще один механизм - реструктуризация своих долгов посредством эмиссии государственных ценных бумаг и облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, в частности облисполкомов. Такие указы уже приняты по агропромышленным комплексам ряда областей и отдельным предприятиям.

Кроме того, в настоящее время госорганами готовится проект указа по корректировке указа №88, предусматривающий возможность реструктуризации кредитной задолженности хозяйственных обществ перед всеми банками и Банком развития путем ее трансформации в акции. В действующей редакции указа №88 такая возможность предоставлена только государственным банкам. Проектом предусматривается, что к реструктуризации будут отнесены некоторые элементы, связанные с прощением долга субъектов хозяйствования перед банками.

- На каком этапе находится разработка этого документа?

Александр Раков: Он уже почти на стадии завершения. Смысл всех этих новшеств в следующем. Сегодня существует указ №88, который, как я уже говорил, позволяет государственным банкам осуществлять реструктуризацию. А мы в связи со всеми этими подвижками, в том числе и по трансформации финансового рынка, считаем целесообразным поставить в равные отношения и иных участников, то есть не только государственные и иные банки и Банк Развития, но и государственные и частные предприятия. Чтобы банк и предприятие, вне зависимости от форм собственности, имели возможность, договорившись друг с другом, решить вопросы с проблемной задолженностью во внесудебном порядке.

- Если мы затронули вопрос проблемной задолженности, можете озвучить конкретные цифры?

Игорь Могилевич: Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на последнюю отчетную дату составляет 13,3%. За прошлый год этот показатель значительно вырос. Его рост вызывает определенную озабоченность у Национального банка. Для банков это дополнительные расходы по формированию резервов, а иногда и потерянные доходы.

На самом деле большинство кредитов, которые входят в эти 13,3%, не являются безнадежными. Они обслуживаются. Просто по большей части этих кредитов у банков есть основания опасаться за финансовое состояние предприятий в среднесрочной перспективе. Поэтому при классификации они относят этих кредитополучателей к потенциально проблемным. Основание для этого - ухудшение финансовых показателей, выручки, рентабельности и так далее. Но еще раз повторю: это совершенно не означает, что для банков наличие таких кредитов является катастрофическим. Хотя среди них есть и доля уже совершенно необслуживаемых, но она значительно ниже, нежели показатель в 13,3%.

Выходить из этой ситуации в одиночку банки не способны. Требуются совместные усилия предприятий, банков и государственных органов по повышению эффективности, прежде всего государственных предприятий. С другой стороны, создан специальный институт, который упоминался, - Агентство по управлению активами. Но, как показывает мировая практика, такого рода агентства эффективно действуют тогда, когда параллельно функционирует долговой рынок. То есть нужно иметь возможность продавать долги предприятий. Естественно, что это повлечет за собой определенные изменения в их жизни.

В крайнем случае, когда нет возможности повысить эффективность предприятия, необходимо принимать решения по нахождению более эффективного собственника. Повторюсь, это крайний случай. Но сам факт наличия такой возможности будет мотивировать всех участников рынка более ответственно относиться к принятию обязательств, а с другой стороны - будет способствовать очистке балансов банков от "плохих" долгов и снижению фискальных рисков правительства.

Надо понимать, что государственные программы, которые активно кредитовались преимущественно государственными банками, решали и экономические, и социальные задачи. Но параллельно формировались и росли фискальные риски. По многим кредитам, которые получали предприятия, гарантом выступал либо республиканский бюджет, либо местные органы власти. Эти гарантии, в случае неспособности кредитора отвечать по обязательствам, естественно, являются бременем и для местных, и для республиканского бюджетов. В этом плане в нахождении эффективного решения проблемы "плохих" долгов заинтересованы все стороны: банки, правительство, местные органы власти. В этом должны быть заинтересованы и предприятия.

- Каков ваш прогноз по таким проблемным долгам?

Игорь Могилевич: Прогноз - вообще дело неблагодарное. Что касается прогнозов функционирования предприятий реального сектора экономики, существуют факторы, которые можно хотя бы приблизительно оценить, но есть факторы, которые оценить весьма сложно. Многое зависит в том числе от конъюнктуры внешних рынков, от того, насколько мы используем возможности рынков, на которых уже присутствуем, либо новые возможности, которые будут открыты нашим предприятиям, в том числе с поддержкой государства. В этом смысле может проявиться любой неожиданный фактор, который изменит ситуацию в худшую или лучшую сторону.

Мы стараемся оценить возможные худшие варианты, чтобы понять, какой запас прочности у банков. На основании таких прогнозов Национальный банк проводит стресс-тесты банковского сектора. На сегодняшний день наши оценки не сверхоптимистичны, но полагаем, что есть все основания надеяться на уменьшение уровня проблемных долгов. По крайней мере, период быстрого роста этого показателя пройден. Ухудшение конъюнктуры не ожидается. Текущие результаты работы предприятий позволяют надеяться, что хуже быть не должно. Но и быстрого улучшения ждать не приходится, потому что бремя долгов легко не разрешается. Это зависит также от условий, на которых предприятия берут кредиты. Банки в этом смысле тоже не свободны - они ограничены условиями, на которых привлекают ресурсы от домашних хозяйств, внешних кредиторов. В этом плане проблемы решаются достаточно медленно. Но все стороны этих отношений уже осознали сложность ситуации, находят способы взаимодействия, обеспечивающие позитивное разрешение.

Александр Раков: Можно еще добавить, что направления, которые отражены в стратегии, нацелены в том числе на уменьшение проблемных активов банков, связанных с тем же учреждением Агентства по управлению активами, с решением других вопросов по реструктуризации задолженности, с изменением подходов к корпоративному управлению, когда больше будет делаться акцент именно на деятельности непосредственно акционеров, участников хозяйствующих обществ. Поэтому мы нацелены, и ситуация показывает, что уже идет, хоть и маленькими шажками, снижение проблемных активов по отношению даже к уровню прошлого года.

- Давайте обсудим еще одно направление стратегии - либерализацию валютной системы. Какие шаги здесь запланированы?

Андрей Плешкун: Речь идет о том, чтобы постепенно избавляться от различных административно-регулятивных требований, которые сейчас накладывают ограничения на валютные операции. В первую очередь это пошаговая отмена норматива обязательной продажи валютной выручки. Первый шаг был сделан в прошлом году - произошло снижение норматива с 30% до 20%. Думаю, что в ближайшие год-два следует ожидать продолжения движения в том же направлении. Кроме того, в рамках договоренностей, направленных на сближение финансовых рынков стран ЕАЭС, планируется дать разрешение на открытие счетов гражданам (а в перспективе и юридическим лицам) в зарубежных странах. Решение о том, чтобы это осуществить, еще не принято, но идет обсуждение, и вероятнее всего, мы будем двигаться в этом направлении. Общее, генеральное направление в вопросе либерализации валютного рынка - это переход от административных ограничений к мониторингу рисков.

Александр Раков: Если говорить о либерализации валютной системы, невозможно не затронуть такое ключевое направление, как дедолларизация экономики, которое также предстоит всем осмыслить, в части исключения использования иностранной валюты в расчетах на территории Беларуси, а также при формировании цен, ставок пошлин и иных платежей, сделать привлекательными накопления наших граждан в белорусских рублях. Хотя, если честно, у нас еще остались девальвационные и инфляционные ожидания как у населения, так и у юрлиц. Например, при согласовании эмиссии облигаций банками, мы видим, что эти долговые обязательства преимущественно выпускаются в иностранной валюте. Такой же тактики придерживаются и юридические лица. Причем процентные ставки по таким облигациям юридических лиц достаточно высоки. Это свидетельствует о наличии высоких валютных рисков и ориентированности населения и юрлиц на использование преимущественно инструментов в иностранной валюте. Опять же концепция стратегии нацелена именно на снятие этих вопросов, в том числе проведение определенной работы по дедолларизации экономики путем повышения финансовой грамотности на всех сегментах финансового рынка, не только валютном.

- Также планируется совершенствование законодательства в области коммерческого и некоммерческого микрофинансирования, разработка соответствующих нормативно-правовых актов. Что это будут за документы? Какие новые финансовые возможности получат малые предприятия? Будут ли особые условия для финансирования стартапов?

Андрей Плешкун: Верно, в настоящее время разрабатывается проект указа главы государства, который расширит возможности микрофинансовых организаций по осуществлению своей деятельности. Проект указа будет направлен на расширение доступа к финансированию. Им предусматривается создание нового типа микрофинансовых организаций - кассы взаимопомощи. Многие страны проходили этот путь развития, создавая кредитные союзы, общества взаимного кредитования, кассы взаимопомощи. И сейчас подобные организации во многих странах достаточно популярны и формируют одну из существенных опор финансовой системы, обеспечивая альтернативу банковским услугам. Проектом указа планируется предоставить возможность создания касс взаимопомощи работникам предприятий, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, производящим сельскохозяйственную продукцию.

Александр Раков: Кроме того, нормы проекта указа содержат изменения в части получения микрозайма под залог движимого имущества. В настоящее время заложенное имущество передается микрофинансовым организациям, частично планируется уйти от этого.

Андрей Плешкун: Эта мера идет в паре с мерой по созданию реестра движимого имущества. Функционирование реестра движимого имущества даст возможность осуществлять контроль над закладываемым имуществом без непосредственной передачи его в ломбард. Что касается доступа малого бизнеса к финансированию, то на это направление работает, в первую очередь, инициатива, которую реализует Банк развития Республики Беларусь, - так называемое оптовое кредитование, когда банки на заранее оговоренных условиях кредитуют малый бизнес за счет средств, предоставленных им Банком развития. Что касается способов финансирования стартапов, то мы видим их в развитии венчурного финансирования, проектного финансирования. Кроме того, мы активно изучаем мировые тренды в области финтеха с целью разработки инициатив, способствующих развитию сартапов в этой сфере.

Александр Раков: К вопросу о микрофинансовых займах добавлю, что стартаповские проекты могут финансироваться за счет займов. Другое дело, что сами граждане не до конца знают законодательство в этом вопросе. Подчеркну: потребкооперативы могут финансировать любые проекты своих участников. Также в Беларуси разработан проект закона об инвестиционных фондах. В рамках этих инвестфондов могут создаваться в том числе фонды прямых инвестиций и венчурные фонды.

Алексей Красинский: Сформировался некий стереотип в восприятии венчурного фонда. Между тем это обычный инвестиционный фонд со спецификой своей инвестиционной политики, не более того. У нас же венчурный фонд воспринимается как совокупность денежных средств, инвестируемых в определенные объекты, даже и не обусловленных деятельностью инвестфонда как такового. Мы же в проекте закона об инвестфондах закладываем общий порядок их создания и работы на национальном финансовом рынке - как в виде паевых, так и акционерных инвестфондов. Это мировая практика. Мы используем подходы, которые одобрены и международными экспертами. В данном случае в рамках деятельности классических инвестиционных фондов могут функционировать и венчурные фонды, которые будут осуществлять деятельность исходя из своей инвестиционной декларации и подходов, которые будут самостоятельно определены фондом в момент его создания.

- К созданию инвестфондов, как я понимаю, могут привлекаться и зарубежные инвесторы.

Алексей Красинский: Безусловно. Нет смысла ограничивать деятельность организации, средства которой будут направлены на финансирование национальной экономики. И чем больше иностранных инвесторов придут на наш финансовый рынок в целом и рынок ценных бумаг в частности - тем лучше, мы будем это только приветствовать.

- Одним из мероприятий стратегии обозначено развитие системы жилищных строительных сбережений. Как она будет работать?

Андрей Плешкун: Проект нормативного акта по жилищно-строительным сбережениям обсуждался, прорабатывался, но на текущий момент нельзя сказать, что он доведен до финальной стадии. Есть позиции, которые пока окончательно не сформированы. Вместе с тем это один из перспективных, если не сказать необходимых инструментов для того, чтобы решить вопрос с финансированием жилья и постепенно, в рамках обозначенного тренда, двигаться от использования льготных инструментов к рыночным. Именно поэтому стратегией предусмотрено развитие системы жилищных строительных сбережений, как и ипотечного кредитования, что является еще одной опорой, на которой должна строиться система финансирования строительства и приобретения жилья. Существенным для реализации этих мероприятий фактором является макроэкономический фон - уровень инфляции, процентных ставок. Поскольку сейчас наблюдается достаточно устойчивая позитивная динамика в этих процессах, мы ожидаем, что в ближайшее время дискуссия, которая сейчас ведется в направлении доработки данных инструментов, приобретет более живой, конструктивных характер, и нам удастся сформировать реальные работающие механизмы.

- Большой сегмент финансового рынка - страховой рынок. На что будет направлено развитие страхового рынка в текущей пятилетке?

Наталья Новикова: Страховой рынок является важной частью финансовой системы и выполняет функцию финансового стабилизатора, призванного обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Он функционирует в рамках пятилетних программ развития страховой деятельности. В ноябре 2016 года правительством принята республиканская программа на 2016-2020 годы. Поэтому стратегия развития финансового рынка базируется на основных направлениях развития страховой деятельности, заложенных в республиканской программе.

Основными приоритетами развития страхового рынка в Республике Беларусь являются повышение его финансовой устойчивости, рост эффективности страховой деятельности и укрепление конкурентоспособности страховых организаций. Сектор страхования будет развиваться в соответствии с тенденциями социально-экономического развития страны и с учетом предстоящей гармонизации законодательств в сфере страхования государств - членов Евразийского экономического союза.

- Какие новшества ожидаются на нем?

Наталья Новикова: Планируется выравнивание условий деятельности страховых организаций различных форм собственности, отмена излишних административных барьеров, изменение приоритетов при контроле и надзоре за участниками страхового рынка с учетом наилучшего международного опыта, а также совершенствование порядка и условий обязательного страхования. Все мероприятия будут осуществляться поэтапно, с учетом ранее принятых мер.

Министерством финансов уже подготовлен и находится на стадии согласования проект указа, который направлен на реализацию республиканской программы развития страховой деятельности и обсуждаемой стратегии развития финансового рынка. Он предусматривает меры, направленные в первую очередь на снятие административных барьеров для страховых организаций. В частности, предполагается отмена норматива расходов на ведение дела, переход на уведомительную процедуру представления страховыми организациями правил страхования, отойти от практики обязательного использования страховщиками специальных счетов при учете и размещении средств страховых резервов. Эти инициативы поддерживают игроки страхового рынка.

В проекте указа заложено много направлений по дедолларизации страхового рынка. Мы предлагаем уйти от привязки к иностранной валюте, в частности к евро, по отдельным видам обязательного страхования, а также при установлении размера минимального уставного фонда страховых организаций и страховых брокеров. Надеемся, что эти меры будут положительно восприняты как профессиональными участниками страхового рынка, так и потребителями страховых услуг, которым, несомненно, удобнее знать размер страхового взноса в белорусских рублях и не думать об изменениях курса.

- Какие изменения планируются в части обязательного страхования, страхования жизни и дополнительной пенсии?

Наталья Новикова: Сегмент страхования жизни и дополнительной пенсии очень важен для экономики республики, потому что является источником привлечения "длинных" денег в экономику. Страховые резервы, сформированные страховыми организациями по этим видам, инвестируются и направляются в том числе в банковскую систему.

На данном этапе для развития страхования жизни и дополнительной пенсии планируется выровнять условия деятельности страховщиков различной формы собственности, работающих в данном направлении. Так, в упомянутом проекте указа предусмотрено снятие запрета на заключение юридическими лицами с преобладающей долей государства договоров страхования жизни и дополнительной пенсии с негосударственными страховыми организациями и предоставление права страхователям - организациям включать в затраты, учитываемые при налогообложении, страховые взносы по договорам, заключенным с любой, независимо от формы собственности, страховой организацией. Исходя из принципа наиболее полного удовлетворения потребностей страхователей и повышения заинтересованности граждан в страховании жизни в условиях высокой инфляции, профильным страховщикам планируется предоставить право осуществлять весь комплекс видов страхования, направленных на защиту жизни и здоровья, а также сократить с трех лет до одного года минимальный срок, на который должен быть заключен договор страхования жизни и дополнительной пенсии.

Документ также содержит много предложений по массовым видам обязательного страхования. В частности, по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств планируется увеличение размера страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ с 400 до 600 евро, а по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, - снижение страхового тарифа с 0,14 до 0,13 и расширение перечня страхователей, имеющих льготы по уплате страховых взносов. Предусмотрены и другие новации, направленные на усиление защиты имущественных интересов граждан и организаций.

Подготовленный проект указа - комплексный документ. Надеемся, что в этом году работа над проектом будет завершена.

- Стратегия является очень обширным и комплексным документом. Расскажите о развитии рынка ценных бумаг.

Алексей Красинский: Если говорить о сегменте рынка ценных бумаг, то можно отметить, что основные законодательные акты, направленные на его развитие на среднесрочную перспективу, подготовлены в рамках программ развития рынка ценных бумаг, разработанных и реализованных до стратегии. Она является логичным продолжением программы развития рынка ценных бумаг и предусматривает дальнейшее его развитие как с точки зрения законодательных условий, так и внедрения новых институтов и инструментов. В частности, в стратегии предусматривается реализация закона об инвестиционных фондах, внедрение на национальный рынок секьюритизации. Без секьюритизации достаточно сложно себе представить развитие системы строительных сбережений - это важный и необходимый этап развития данного института.

Помимо этого, будем работать по более широкому внедрению информационных технологий на национальном рынке ценных бумаг, более простому, эффективному и понятному доступу инвесторов к инструментам рынка ценных бумаг. Сейчас Беларусбанк предложил абсолютно новый для нашего рынка инструмент - интернет-облигации. Мы всячески приветствуем данные новшества на рынке и будем способствовать их максимальному внедрению не только крупнейшими банками, но и предприятиями, которые будут использовать такие информационные услуги при посредничестве крупных финансовых структур. На постоянной основе ведется работа по оптимизации процессов, связанных с эмиссией, обращением и погашением ценных бумаг, упрощением процедур, в том числе связанных с аннулированием ценных бумаг, упрощением данных процессов с точки зрения отсутствия необходимости личной явки владельца ценной бумаги в обслуживающий депозитарий для подачи необходимых документов. Данные процессы будут способствовать более легкому доступу инвестора к рынку ценных бумаг и повышению привлекательности его инструментов как для самого эмитента, так и для других участников.

- Документом предусмотрено стимулировать использование акционерными обществами механизма привлечения средств путем открытой первичной продажи акций (IPO). Что для этого необходимо?

Алексей Красинский: К сожалению, публичного размещения акций на национальном рынке через фондовую биржу в 2016 году и за истекший период 2017 года не проходило. Мы видим, что интерес в том числе и физических лиц к вложению своих средств в акции недостаточен, несмотря на существенные налоговые преференции. Правительство со своей стороны всячески стимулирует предприятия для самостоятельного привлечения инвестиций, в том числе и использованием акций. Это весьма удобный инструмент и в отличие от займа не предусматривает необходимость возврата привлеченных ресурсов. Безусловно, лицо, инвестирующее средства, будет получать возможность участвовать в управлении предприятием, принимать участие в распределении его доходов. Несмотря на низкую активность на рынке акций, потенциал у инструмента привлечения инвестиций, безусловно, есть. Само предприятие должно оценить существующие риски и возможности для привлечения инвестиционного капитала. Это, с одной стороны, акция, с другой - облигация как заем, оформленный ценной бумагой, и банковские кредиты, предусматривающие необходимость возврата привлеченных средств с уплатой процентов за пользование ими.

- Стратегия предполагает выход на проведение аукциона по продаже акций акционерных обществ, контрольный пакет которых не принадлежит государству. В этом направлении какие шаги предпринимаются?

Алексей Красинский: Это скорее вопрос к Госкомимуществу. Это их инициатива. Их взгляды, безусловно, совпадают с нашей точкой зрения необходимости развития организованного вторичного рынка ценных бумаг, прежде всего рынка акций, и оптимизации участия государства в управлении предприятиями. Они предлагают в качестве первого шага выставлять на открытые аукционы незначительные пакеты ценных бумаг, находящихся в госсобственности, предлагать их к покупке любому заинтересованному лицу.

Александр Раков: Важнейший фактор успешной продажи акций - повышение эффективности корпоративного управления предприятием. Отметим, что для инвесторов качество корпоративного управления, наряду с финансовыми показателями деятельности предприятия, играет ключевую роль при оценке стоимости акций. Поскольку бюджетные средства ограничены, предприятия, испытывающие нехватку средств, стоят перед выбором. Либо обратиться в банк за кредитом со всеми вытекающими последствиями, то есть уплатой основной суммы долга и процентов. Причем стоимость и сроки кредитования, как правило, устанавливаются кредитором, что не всегда выгодно для кредитополучателя. Либо использовать альтернативный кредитованию рыночный способ привлечения денежных средств путем эмиссии ценных бумаг, прежде всего акций.

- Согласно стратегии, на базе БВФБ планируется создать холдинг. Кто войдет в этот холдинг и какие цели будут перед ним поставлены?

Александр Раков: ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" как организатор торговли на рынке ценных бумаг в Беларуси является монополистом. Основной акционер биржи - Национальный банк. Биржа объективно заинтересована в сохранении своих лидирующих позиций и предпринимает необходимые меры с целью модернизации и развития. В частности, в прошлом месяце на бирже прошли первые депозитные аукционы. Биржа и далее будет расширять линейку обращаемых финансовых инструментов. Так, совместно с заинтересованными планируется внедрение такого инструмента, как операции РЕПО с возможностью замены обеспечения, позволяющие получать финансирование Национального банка. Кроме того, в соответствии со стратегией планируется проработка вопроса о формировании на базе ОАО "БВФБ" холдинга (группы компаний) в составе биржи, центрального депозитария, других компаний, выполняющего функции организатора торговли, центрального контрагента, клирингового центра, расчетного банка, центрального депозитария и репозитария. Отмечу, что вопрос создания биржевого холдинга сложный и требует комплексного рассмотрения, в том числе с учетом оценки рисков для участников финансового рынка Беларуси.

К списку