В настоящее время педагогическая общественность страны активно готовится к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету, на котором традиционно будут обсуждаться наиболее важные проблемы в сфере образования и задачи по его развитию. Особое внимание уделяется повышению качества общего среднего образования, закладывающего основы знаний и выполняющего самую важную функцию - обучение навыкам саморазвития и раскрытие творческих и интеллектуальных способностей личности, содействие профессиональному самоопределению молодых людей.
В обсуждении за круглым столом были затронуты вопросы совершенствования программ и учебников, расширения профильного обучения, повышения профессионального уровня учителей, внедрения современных средств обучения.
Качество образования напрямую зависит от профессионализма учителя. Такое мнение высказала заместитель министра образования Раиса Сидоренко сегодня во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА, посвященного подготовке к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету.
"Основная задача, традиционно стоящая перед системой образования, - обеспечение качества образования. Она многоаспектная и требует участия в ее реализации и научных работников, и методистов, и учителей-практиков. Она включает в себя качественные научные разработки в сфере образования, отбор содержания, создание учебных программ, оптимально сочетающих в себе научный подход, доступность и практикоориентированность, подготовку учебных пособий, методически грамотных, доступных, понятных ученику, методическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и профессиональную компетентность педагога".
Развитие всех этих направлений должно происходить комплексно, ведь все составляющие тесно взаимосвязаны, ни на одном из направлений нельзя допустить отрыва теории от практики, содержания образования от реальности, в которой необходимо будет применять полученные знания, подчеркнула Раиса Сидоренко.
Региональные педагогические конференции - своеобразная дорожная карта развития системы образования Беларуси. Такое мнение высказала заместитель министра образования Раиса Сидоренко сегодня во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА, посвященного подготовке к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету.
Раиса Сидоренко отметила, что по традиции новый учебный год начинается в каждом регионе с августовской конференции педагогических работников. Такие конференции - это и подведение итогов прошлого учебного года со всеми его достижениями и проблемными вопросами, и планирование работы на ближайший учебный год. Таким образом, региональные конференции представляют собой в совокупности своеобразную дорожную карту развития системы образования Беларуси на ближайшую перспективу.
Новый 2016/2017 учебный год особенный - старт ему даст в конце августа Республиканский педагогический совет. Предстоящий форум - это логическое завершение довольно длительного периода активного обсуждения многочисленных предложений, выработки решений по развитию и совершенствованию системы образования страны.
Направлять свои предложения и пожелания можно на электронный адрес: jvanina@minedu.unibel.by. Все письма будут рассмотрены при подготовке и обобщении материалов к Республиканскому педагогическому совету.
Первые учебники нового поколения получат учащиеся в наступающем учебном году, сообщила сегодня во время круглого стола, посвященного подготовке к учебному году и Республиканскому педагогическому совету, в пресс-центре БЕЛТА заместитель министра образования Раиса Сидоренко.
По ее словам, разработаны учебные программы по всем предметам, модель базового учебника. Подготовлены первые учебники нового поколения. Все разработанные материалы очень широко обсуждались в школах, с педагогами. "Мы получили от учителей реальную помощь и поддержку, много конкретных конструктивных предложений поступало на наш портал", - сказала Раиса Сидоренко. Базовый учебник будет содержать необходимый набор знаний, которыми должен владеть каждый ученик. "Наряду с традиционными функциями этот учебник будет выполнять навигационную функцию, т.е. ориентировать учащихся и педагогов в учебных и учебно-методических изданиях, электронных образовательных ресурсах, которые разработаны по учебному предмету. Приложения к базовому учебнику (печатные и электронные) позволят удовлетворить образовательные запросы высокомотивированных учащихся", - сказала она.
Также замминистра рассказала, что с 1 сентября 2015 года в 1 118 учреждениях открыты профильные классы (37%). Предметы на повышенном уровне изучают 29 тыс. 10-классников. "В соответствии с обновленной концепцией обучения возможно формирование профильных классов по разным моделям", - сказала она.
При этом Раиса Сидоренко особо остановилась на новом направлении работы - допрофильной подготовке. Нужно активнее помогать ученикам с выбором профиля, подчеркнула она.
Большинство учителей выступают за совмещение электронных учебников с бумажными. Об этом сообщила сегодня во время круглого стола, посвященного подготовке к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету, в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук.
"Почти 70% педагогов считают, что традиционные бумажные учебники должны параллельно использоваться с электронными образовательными ресурсами. Около 30% учителей думают, что наиболее оптимальным и эффективным будет использование бумажных учебников, так как с печатного источника информация усваивается лучше. Только 4% педагогов выбирают электронный учебник", - рассказала Валентина Гинчук.
По ее словам, чтобы проверить пригодность и эффективность новых учебников, существует опытная проверка. "Она заключается в учебной работе педагога. Мы определяем педагогов, которые прорабатывают с учениками параграфы и пишут свои замечания постранично. После мы проводим анкетирование учащихся, родителей и учителей. В итоге пишется экспертное заключение. И при переиздании учебного пособия учитываются все замечания и предложения".
Опытная проверка проводится с начала отечественного книгоиздания. Советские учебники выдерживали до 25 переизданий. Как считает Валентина Гинчук: "Возможно, количество переизданий - один из факторов, который определял их качество. И мы стремимся к его повышению".
Программы по трудовому обучению станут еще более практико-ориентированными. Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА методист высшей категории по трудовому обучению и черчению отдела естественно-математических и технических дисциплин Минского городского института развития образования Валентина Шарапова.
"По направлению "Технический труд" введен такой раздел, как ремонтные работы в быту. Учащиеся смогут не только ремонтировать мебель, столярную фурнитуру, пользоваться ручными инструментами, но и заниматься ремонтом электрического оборудования. Особое внимание при этом уделяется технике безопасности при выполнении этих работ, - рассказала Валентина Шарапова. - По направлению "Обслуживающий труд" учли пожелания преподавателей и родителей. При изготовлении швейных изделий у учителя появится возможность с учетом дифференцированного подхода выбрать, что может сделать ученик. У учеников появляется возможность изготавливать изделия для себя. Девочек будут учить приготовлению пищи, основам домохозяйства. Мы подготавливаем не только хозяйку, но и хозяина. Они учатся сервировать стол, правильно подавать блюда, принимать гостей. Комитетами по образованию, управлениями, директорами учебных учреждений уделяется огромное внимание оборудованию учебных мастерских, они подготовлены хорошо".
Заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова добавила, что вариативность программы позволяет учителю выбрать тот материал, который интересен ученику, и проводить работы с учетом имеющегося в кабинете оборудования.
В Беларуси разработаны новые программы по всем учебным предметам с 1 по 11 класс. Они будут вводиться поэтапно. Вся же линейка будет введена в 2021/2022 учебном году, сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА по вопросам подготовки к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету директор Национального института образования Сергей Важник, передает корреспондент БЕЛТА.
В настоящее время проведена огромная работа в области обновления содержания общего среднего образования. В целом изменения претерпели 233 учебные программы.
Директор института рассказал, что в новых программах уменьшен объем теоретического материала, он адаптирован с учетом возрастных особенностей учащихся, а также исключена сложная терминология. "В связи с тем, что ученик, закончивший 9 классов, должен знать основное содержание того или иного предмета, сформирована относительная завершенность содержания программ 5 и 9 классов. Программы пересматриваются с точки зрения преемственности и впервые с точки зрения межпредметных связей, усилено практико-ориентированное содержание программ, при сохранении его фундаментальности и системности", - пояснил Сергей Важник.
"Очень важно, чтобы ученик не просто получал знания, но и учился сам их добывать и применять на практике в разных жизненных ситуациях. При этом учащиеся должны овладевать практическими умениями и навыками, которые так необходимы в повседневной жизни", - подчеркнул директор Национального института образования.
В свою очередь заместитель министра образования Раиса Сидоренко отметила, что по новым программам в следующем году будут работать 1 и 2, 5 и 6, 10 и 11 классы.
Каждый пятый автор учебника - учитель-практик из учреждения среднего образования, сообщила сегодня во время круглого стола, посвященного подготовке к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету, в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук.
Разработка учебных пособий сегодня происходит через конкурсный отбор, который проводится с 1 сентября 2015 года. "На сегодняшний день подведены итоги по 37 учебным пособиям, среди авторов которых каждый пятый - учитель-практик, работающий в учреждении среднего образования", - добавила Валентина Гинчук.
К слову, авторскому коллективу, который хочет поучаствовать в конкурсе, не обязательно писать весь учебник, достаточно предоставить один раздел учебного пособия и авторское видение того, каким оно должно быть. Важно, чтобы это видение реализовывалось на примере предоставленного раздела. Современные учебники должны отличаться доступным изложением материала. "В них должны быть приведены ситуации, которые заставят ученика думать и анализировать", - рассказала Валентина Гинчук.
Также новые учебники смогут похвастаться практико-ориентированной информацией, что предполагает разные формы предъявления учебной информации: таблицы, графики, диаграммы. "Необходимо научить школьников извлекать информацию из разных источников, аккумулировать, интегрировать и применять ее для решения учебных задач. Будет усилена практико-ориентированная составляющая учебника: после решения задач ученик в магазине сможет, например, рассчитать скидку в денежных номиналах и подсчитать, сколько рулонов обоев нужно для оклейки комнаты", - отметила заместитель директора по научно-методической работе НИО.
Как добавила заместитель министра образования Раиса Сидоренко, учебник подвергается психолого-педагогической экспертизе. Психологи и педагоги-практики изучают иллюстрации, язык изложения, оформление и содержание учебного материала.
Одна из главных задач, которая стоит перед системой, - поиск и привлечение к работе над созданием учебников лучших в стране, самых квалифицированных авторских коллективов. Перечень учебников и сроки предоставления конкурсных материалов указаны на Национальном образовательном портале. Как пояснили во время круглого стола, участниками могут быть как отдельные авторы, так и авторские коллективы учреждений образования, научных организаций Беларуси. Порядок проведения конкурса размещен на портале Минобразования в разделе "Управление общего среднего образования", на главной странице национального образовательного портала, а также на страницах "Настаўніцкай газеты".
С 2016 по 2020 год в Министерстве образования запланировано издание 299 наименований учебников, из них 185 - абсолютно новые издания.
Около 70% педагогов считают себя готовыми к реализации профильного обучения, сообщила сегодня во время круглого стола, посвященного подготовке к учебному году и Республиканскому педагогическому совету, в пресс-центре БЕЛТА заместитель министра образования Раиса Сидоренко.
"Требования, предъявляемые к учителям, работающим в профильных классах, довольно жесткие. В профильных классах не может преподавать учитель второй категории. Только первой либо высшей категории, либо учитель-методист", - сказала Раиса Сидоренко.
Она выразила уверенность, что уже существующие классы с профильным обучением продолжат свое существование. Информация о количестве таких классов появится в августе. "Но мы ни в коем случае не собираемся делать акцент на количестве. Профильные классы будут открываться там, где созданы соответствующая материальная база, есть квалифицированные кадры", - подчеркнула замминистра.
С 1 сентября 2015 года профильные классы работают в 1 118 учреждениях среднего общего образования (37% от общего количества). Предметы на повышенном уровне изучают 29 тыс. десятиклассников. В соответствии с обновленной концепцией обучения возможно формирование профильных классов по разным моделям.
На факультативных занятиях по информатике третьеклассники будут готовить мини-тренажер для школьников первого-второго классов. Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА по вопросам подготовки к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету заместитель директора образовательного центра Парка высоких технологий Ирина Васильева.
С нового учебного года появится факультатив по информатике - он будет проводиться со второго полугодия второго класса. Например, ребенок в третьем классе будет готовить на основе программного материала других учебных предметов с помощью среды Scratch мини-тренажер для детей первого-второго классов - это компьютерные мини-игры, которые будут способствовать закреплению алфавита, формированию навыков устного счета. В учебной программе представлены все предметы, в том числе "Человек и мир", "Мая Радзіма - Беларусь", "Литературное чтение", "Математика", языки - русский и белорусский. Позже, в пятом-шестом классе, возможно проектирование игровых сюжетов, где ребенок выступает и в роли режиссера, сценариста.
"Основная цель факультативных занятий по информатике - это формирование пользовательских умений учащихся, отработка элементарных ситуаций, которые помогут использовать компьютер в быту. Кроме всего прочего, мы делаем ставку на развитие творческих способностей учащихся, используя специальную объектно-ориентированную среду, которая будет способствовать более глубокому закреплению учебного материала. Во втором полугодии второго класса ребята будут осваивать программную среду Scratch", - рассказала Ирина Васильева.
"Кроме того, мы говорим о создании педагогического сообщества в Беларуси, которое будет заниматься в том числе разработкой программы факультативных занятий. Мы предполагаем, что в начальных классах ее будут реализовывать именно учителя начальных классов. Их будет готовить Парк высоких технологий", - рассказала Ирина Васильева.
В августе запланировано несколько сессий для тренеров, которые будут обучать педагогов в регионах. Парк высоких технологий планирует также провести обучающие курсы для преподавателей педагогических вузов. Программа будет реализоваться уже с сентября.
Ежегодно в Академии последипломного образования проходят подготовку более 7 тыс. учителей. Об этом сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА по вопросам подготовки к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету ректор Академии последипломного образования Андрей Монастырный.
Учитель должен в совершенстве владеть предметом, уметь учить детей и быть неравнодушным, убежден ректор. "Для того чтобы наши дети учились у высокопрофессионального учителя, подготовка педагогов в системе дополнительного образования носит опережающий характер. В Беларуси обучение педагогов ведется на всех уровнях - на базе учреждений образования, в районных (городских) учебно-методических кабинетах, региональных институтах развития образования, в Академии последипломного образования", - рассказал он.
"При создании программ курсов учитываются запросы и профессиональные затруднения, которые мы выявляем в ходе постоянного мониторинга профессиональной компетентности педагогов", - сказал Андрей Монастырный. Особое распространение в последние годы получает дистанционное обучение. В настоящее время 25% образовательных программ основано именно на такой форме обучения (к примеру, "Информационно-коммуникационные технологии в обучении", "Облачные сервисы и электронные ресурсы педагогической практики", "Управление учреждением дошкольного образования в современных условиях"). Ежегодное обновление образовательных программ повышения квалификации педагогических работников составляет около 30%. В содержании обучения используются не только новейшие научные и научно-методические разработки, но и эффективный педагогический опыт, в том числе инновационный.
Новыми формами обучения педагогических кадров, получающими все большую популярность вследствие экономичности и мобильности, являются Е-mail-конференции, вебинары, дистанционный педагогический экспресс опыта и инициатив. Андрей Монастырный отметил, что в программу курсов входит изучение детской психологии и приемов реагирования на конфликтные ситуации.
К началу нового учебного года в Академии последипломного образования запланировано проведение 126 семинаров, круглых столов, тренингов и других активных форм повышения квалификации, ориентированных на новую тематику. В регионах будет проведено свыше 400 подобных мероприятий.
В свою очередь заместитель министра образования Раиса Сидоренко отметила, что в условиях изменяющейся образовательной среды создаются новые модели повышения квалификации педагогов. "В прошлом году Академия последипломного образования инициировала создание центров в школах, которые продвинуты по какому-то конкретному направлению. Например, у меня направление мультипрофильного обучения. Я готова этим поделиться, приглашаю учителей, руководителей школ из районов и на конкретных материалах этому учу. У нас таких 22 учреждения. То есть кроме классической модели повышения квалификации мы используем такие мобильные схемы", - пояснила замминистра.
"На Национальном образовательном портале работает дистанционный всеобуч для педагогов. Он дает возможность учителям, не выходя из дома, повышать свою квалификацию и учиться у методистов. На протяжении года прошло несколько таких сессий, проводились крупные сетевые проекты с участием учителей из Украины и России", - резюмировала замминистра.
Современными средствами обучения будут оснащены школьные кабинеты физики, химии и биологии. Об этом сообщила во время круглого стола, посвященного подготовке к учебному году и Республиканскому педагогическому совету, в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Ирина Каржова.
"Для изучения предметов на повышенном уровне в учреждении образования должна быть создана соответствующая материальная база. С 2013 года мы поставляем современные средства обучения для кабинетов физики. К концу 2016-го будет оснащено около 600 учреждений образования. В 2015 году начали закупать оборудование для кабинетов химии. В 2017 году планируем начать поставки для кабинетов биологии", - сказала Ирина Каржова.
В первую очередь новое оборудование поступает в учреждения образования, в которых открыты либо планируется создать профильные классы.
Заместитель начальника управления подчеркнула, что важную роль играет допрофильная подготовка школьников. "Дети должны подойти к выбору предмета, который будут изучать на повышенном уровне, осознанно, в том числе с учетом выбора предметов для сдачи централизованного тестирования, - подчеркнула она. - В школах уже функционировали обобщающие факультативы по всем учебным предметам для 9-х классов. В следующем учебном году планируется проведение обобщающих факультативных занятий и в 8-х классах". Будет активизирована профориентационная работа с учащимися.
Министерство образования не ставит задачу отказаться от бумажных учебников, речь идет о сочетании печатного и электронного компонентов. Об этом заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА по вопросам подготовки к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету заместитель директора образовательного центра Парка высоких технологий Ирина Васильева.
"Мы никогда не говорили о том, что электронная составляющая в ближайшей или даже отдаленной перспективе заменит те материалы на печатной основе, которые сейчас дают учащимся. Не зря на протяжении нескольких лет в Национальном институте образования разрабатывались ресурсы в помощь к учебным материалам и всем учебным предметам. Задача электронной составляющей - в первую очередь, внести интерактив, расширить представления учащихся. Он не может дать исчерпывающую информацию", - считает Ирина Васильева.
"Все бумажные учебники, которые сейчас получают дети, размещены в PDF-формате на Национальном образовательном портале. Но мы понимаем, что учебник в таком формате - это не электронный учебник, а всего лишь электронная версия бумажного учебника", - подчеркнула Ирина Васильева.
Что касается электронных учебников-навигаторов, то такой помощник уже разработан по химии для десятого класса, сообщила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Ирина Каржова. Он размещен на Национальном образовательном портале. Этот учебник позволяет активно использовать в образовательном процессе иные компоненты учебно-методических комплексов, имеет анимационные ролики, оснащен интерактивными заданиями. Ирина Каржова рассказала, что министерство планирует уже в этом учебном году выпустить электронный учебник-навигатор по физике для десятого класса. В ближайшей перспективе - учебники-навигаторы по таким предметам, как "Человек и мир", "Искусство. Отечественная и мировая художественная культура".
В новом учебном году отметки по предмету "Искусство" отменят. Изучать предмет школьники будут без отметок в баллах, рассказала во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА по вопросам подготовки к новому учебному году и Республиканскому педагогическому совету старший научный сотрудник Национального института образования Светлана Колбышева.
По ее словам, "главное для такого предмета - заинтересовать ребенка". Эксперт отметила, что "Искусство (отечественная и мировая художественная культура)" будет преподаваться в следующем году в пятых и шестых классах. Ученикам будет выставляться "зачтено", "не зачтено", а домашние задания задаваться не будут.
Изучение отечественной и мировой художественной культуры позволит ввести учащихся в мир художественной культуры, сориентировать в системе художественных ценностей, сформировать критерии оценки художественных явлений. "Учащиеся получают представление о происхождении искусства, о роли и месте художника в мире художественной культуры, о тематическом многообразии искусства, о месте и роли искусства в жизни человека, семьи, общества", - сказала она.
Светлана Колбышева подчеркнула, что "программа учебного предмета дает глубочайший вариатив: выбрать можно любой вид искусства, любое произведение, любого автора. Даже того, который живет с нами в одном городе и с которым можно пойти познакомиться", - отметила она.
Для предмета в новом учебном году планируется выпустить и новый учебник. В нем будет много иллюстраций, изображения большие и яркие, в хорошем разрешении, а текста немного.
Светлана Колбышева добавила, что во время разработки программы сталкивались мнения искусствоведов, которые по-разному смотрят на искусство, рассматривались разные стороны и учитывались мнения учителей из разных регионов.