В Беларуси созданы условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи во всех сферах деятельности, для качественного развития и использования ее потенциала в интересах страны. В структуре университетских комплексов функционируют научно-исследовательские институты и центры. Работает разветвленная сеть инновационных подразделений для коммерциализации научных разработок.
Советами молодых ученых учреждений высшего образования проводится активная работа по популяризации научной деятельности, привлечению молодежи в университетскую науку. Предоставляются широкие возможности для молодых ученых всей страны заниматься научной деятельностью, реализовывать свои идеи и проекты, а также принимать участие как в региональных, так и республиканских научных мероприятиях.
Подробнее о стимулировании научно-технического и инновационного потенциала молодых ученых рассказали участники круглого стола.
Председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси Станислав Юрецкий во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал о том, что приводит молодежь в науку.
"Не так давно мы в структуре Академии наук проводили опрос о том, что же позволило каждому участнику опроса прийти в науку и остаться в ней. Мы получили интересные результаты, я думаю, они могут быть применимы в целом в структуре Министерства образования. Оказалось, материальная составляющая является одной из важных, потому что всем нужно кормить свои семьи. Но на первом месте среди причин прихода в науку была возможность самореализации, то есть человек приходит в науку, и через написание научной работы, через проведение исследования он самореализуется. В этой связи очень отрадно, что у нас в Беларуси созданы все условия для того, чтобы молодежь самореализовывалась. И наш Совет молодых ученых работает в том числе для того, чтобы облегчать этот путь карьерного роста в науке", - рассказал Станислав Юрецкий.
Он отметил, что конкурс "100 молодых талантов Национальной академии наук Беларуси" - это молодежный проект, который дает возможность сформировать будущие точки роста молодых ученых. "Проект предъявляет достаточно серьезные условия. Чтобы попасть в банк данных "100 молодых талантов" необходимо, чтобы, например, защита диссертации была осуществлена в возрасте до 30 лет, нужно иметь ряд публикаций из списка Высшей аттестационной комиссии либо монографии, должен быть опыт участия в грантовой работе, в преподавании и так далее. Но именно этот конкурс дает возможности. Мы надеемся, что в ближайшее время люди, которые попали в банк данных "100 молодых талантов" НАН Беларуси, станут начинателями новых научных школ, соберут вокруг себя уже других молодых ученых. Такая стоит задача, в принципе она успешно реализуется", - констатировал председатель.
Среди примеров проектов с участием молодых ученных Станислав Юрецкий привел разработку Алексея Труханова, которая посвящена созданию защитного покрытия для космических аппаратов. "Эта разработка была представлена на выставке "Беларусь интеллектуальная". Алексей Труханов - молодой ученый, в его команде молодые ученые научно-практического центра НАН Беларуси по материаловедению. К слову, в прошлом году вручалась первая премия Союзного государства в области науки и техники, эта работа там тоже была отмечена. И таких примеров много. В каждой сфере молодежь успешно себя реализует. Выставка "Беларусь интеллектуальная" показала, что наша наука способна решать самые сложные задачи, она показала еще и то, что во всех прорывных проектах участвует молодежь. Потому что, безусловно, в крупном проекте руководителем выступает крупный ученый, доктор наук Академии, но в команде у него всегда есть молодежь, и ставка делается именно на молодежь. Все мы понимаем, что нужна смена, нужны помощники, люди с новыми знаниями, потому что происходит развитие информационных технологий и не только. Такое сотрудничество - это хороший синтез уже зрелого поколения и молодежи. И сейчас стоит задача, чтобы активизировать защиты диссертаций у ребят, активизировать их участие в крупных проектах, именно практико-ориентированных. Чтобы их труд находил применение в реальной жизни. Ну, а молодежь достаточно активно идет, активно работает, и я уверен, что в ближайшем будущем у нас будет еще много хороших примеров, которые прозвучат на выставках в стране и за рубежом", - заключил председатель Совета молодых ученых НАН.
Заместитель председателя Совета молодых ученых при Министерстве образования Артем Фещенко во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал о системе социальной поддержки молодых ученых, мерах стимулирования и привлечения в научную сферу талантливой молодежи.
"В Беларуси проводится большая работа по поддержке молодых ученых. На республиканском уровне создана развернутая система социальной поддержки молодых ученых, а также система стимулирования и привлечения в научную сферу талантливой молодежи. Эту поддержку мы можем условно разделить на две составляющие: материальную и нематериальную. К нематериальной относится возможность участия на республиканском и международном уровне в различного рода научных мероприятиях, реализация своего научного потенциала через мероприятия, проводимые государством, льготы при поступлении в вузы и ссузы, предоставление места в общежитии, право выбора первого рабочего места, назначение стипендий Президента", - рассказал Артем Фещенко.
Также, по его словам, в стране есть несколько инструментов финансовой поддержки молодых ученых. "В качестве примеров можно привести конкурсы для назначения стипендии Президента студентам, аспирантам. Стипендия студентам назначается за отличную успеваемость на протяжении всей учебы и за особые успехи в научно-исследовательской и творческой деятельности. Она назначается на один учебный семестр на основании предложений советов учреждений высшего образования. Стипендии аспирантам (адъюнктам) назначаются на один календарный год в целях стимулирования их творческой активности. Стипендиаты определяются по итогам ежегодного открытого конкурса. Еще один пример - конкурс для назначения стипендий Президента Беларуси талантливым молодым ученым. Они назначаются на год и выплачиваются независимо от размера заработной платы. Размер стипендий определяется Президентом на основании предложений Межведомственной комиссии по рассмотрению кандидатур для назначения стипендий по итогам ежегодного открытого республиканского конкурса. Здесь же и гранты Президента в науке, образовании, здравоохранении, культуре, молодежной политике. Они являются стимулирующей выплатой и предоставляются на конкурсной основе сроком на один год руководителям и специалистам, внесшим значительный вклад в развитие соответствующей отрасли и участвующим в научных исследованиях, инновационных проектах, имеющих приоритетное значение для реализации важнейших направлений социально-экономического развития Беларуси", - проинформировал зампред Совета молодых ученых.
Список материальных мер поддержки молодых ученых Артем Фещенко продолжил конкурсом научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов. "Кроме того, Министерство образования и Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) для стимулирования подготовки научных работников высшей квалификации и для вовлечения талантливой молодежи в научно-исследовательскую деятельность объявляют совместный тематический конкурс научных проектов, выполняемых молодыми учеными учреждений высшего образования Беларуси "БРФФИ-Минобразования М-2024". Гранты выделяются на срок до двух лет группам молодых исследователей. Еще один конкурс БРФФИ объявляет на соискание грантов для молодых ученых "Наука М-2024" в целях привлечения талантливой молодежи к выполнению фундаментальных научных исследований, создания дополнительных стимулов для эффективного научного творчества и повышения качества подготовки научных кадров. Гранты выделяются на срок до двух лет группам молодых исследователей на выполнение проектов в рамках приоритетных направлений научной, научно-технической инновационной деятельности в соответствии с перечнем, утвержденным указом Президента Беларуси. Следующий конкурс - на выполнение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований совместно научными группами под руководством молодых ученых Беларуси и России. Гранты выделяются на срок до трех лет группам молодых исследователей на выполнение проектов по актуальным для обеих сторон научным направлениям", - проинформировал Артем Фещенко.
Кроме того, многие учреждения проводят внутренние конкурсы для поддержки молодых ученых. Например, конкурсный отбор научных и инновационных идей обучающихся, проводимый БГУИР. Его суть заключается в отборе лучших разработок молодых ученых университета и стимулировании их дальнейших исследований, таким образом делается ставка на поддержку не только самих ученых, но и их научных проектов.
В настоящее время развитию молодежной политики в Беларуси уделяется большое внимание и всесторонняя поддержка. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заявила председатель Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь Анастасия Киселевич.
"Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодых людей и его использование в интересах развития страны. Сегодня создается и используется широкий набор возможностей для реализации молодежи во всех сферах деятельности. Советами молодых ученых учреждений высшего образования проводится активная политика популяризации научной деятельности, организуются мероприятия по привлечению молодежи в университетскую науку, помощи молодежи в осуществлении научной деятельности", - сказала Анастасия Киселевич.
Советы молодых ученых созданы и функционируют в более чем 40 вузах страны. Они предоставляют возможности для молодых ученых всех регионов заниматься научной деятельностью, реализовывать идеи и проекты, принимать участие как в региональных, так и в республиканских научных мероприятиях. "Главной целью Советов молодых ученых является выработка предложений и рекомендаций Министерству образования для осуществления государственной молодежной политики в области науки. Мы понимаем, что именно молодежь является активным субъектом преобразования общества, драйвером развития и лидерства страны, ценнейшим ресурсом экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. Поэтому свою деятельность мы сосредотачиваем на развитии самостоятельной личности молодого ученого, формировании его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций. Для реализации этих целей и задач мы помогаем молодым ученым (от школьников до выпускников бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, молодых преподавателей) определить траекторию их развития в науке", - отметила председатель.
Она подчеркнула, что становление молодых ученых происходит еще в школьные годы. "Именно тогда появляется первый интерес к науке и школьники принимают участие в республиканском конкурсе работ исследовательского характера, научно-практических конференциях. Важно поддержать этот интерес и создать возможности для реализации существующего потенциала. Для этого многие учреждения образования приглашают школьников к участию в своих научно-практических конференциях, семинарах не только как слушателей, но и как докладчиков. Для этого специально организованы секции, в которых выступают школьники и лицеисты. Это позволяет им почувствовать значимость проводимых исследований, получить обратную связь и советы от опытных докладчиков и преподавателей. Школьники с удовольствием принимают участие в таких конференциях на постоянной основе. Советы молодых ученых посещают школы, лицеи, где рассказывают и показывают на своем примере путь в науку, возможности для реализации и развития в данном направлении. Стоит отметить, что во время летних каникул представители Советов молодых ученых в рамках республиканской акции "Шаг к успеху" приезжают в детские оздоровительные лагеря, где встречаются с молодыми людьми в формате круглых столов, выступают с научно-популярными лекциями и отвечают на все интересующие школьников вопросы. В прошлом году такие встречи оставили самые положительные впечатления как у школьников, так и у молодых ученых", - констатировала Анастасия Киселевич.
Заместитель председателя Совета молодых ученых при Министерстве образования Артем Фещенко во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал о траектории выстраивания карьеры молодого ученого.
Артем Фещенко отметил, что в стране создана система стимулирования и привлечения в науку молодежи, благодаря которой достигаются положительные результаты, а в Министерстве образования налажена работа по вовлечению школьников и студентов в научно-исследовательскую сферу.
Он привел один из примеров траектории, по которой молодой ученый может выстроить свою карьеру. "Стартом может быть Национальный детский технопарк. Его цель - поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научно-технической и инновационной деятельности, стремление к личностным научным достижениям. Учащиеся, успешно освоившие образовательную программу в дневной и дистанционной формах, могут получить рекомендацию наблюдательного совета Национального детского технопарка к зачислению в вузы без вступительных испытаний при поступлении на специальности профилей образования "техника и технологии" и "естественные науки", а также в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения без вступительных испытаний в соответствии с критериями. После поступления в вузы студенты могут активно участвовать в научных республиканских и международных конференциях. В настоящее время есть практика, когда студенты при выполнении курсового или дипломного проекта выбирают наукоемкое направление на стыке междисциплинарных исследований и публикуют исследовательские результаты в научных журналах или выступают на конференциях", - рассказал зампредседателя.
В качестве примеров проведения научных мероприятий, где активно участвовали молодые ученые, Артем Фещенко назвал Форум регионов Беларуси и России, Республиканский форум молодых ученых учреждений образования, Азербайджано-Белорусский молодежный форум. "Также во многих учреждениях образования существует практика ежегодно проводить конкурс дипломных проектов, в которых одним из критериев оценки диплома является занятие научно-исследовательской работой. После окончания первой ступени образования студенты, которые хотят продолжить исследовательскую работу, поступают на вторую ступень высшего образования, то есть в магистратуру. Обучение в магистратуре отличается по своей сути от первой ступени, так как туда поступают люди, заинтересованные именно в научно-исследовательской деятельности. В этом плане у них появляется большая степень свободы творческих и инновационных идей. По аналогии с дипломными проектами многие учреждения высшего образования проводят конкурсы магистерских диссертаций. Их можно рассматривать как один из этапов для отбора работ на республиканский конкурс научных работ", - добавил эксперт.
После успешной защиты магистерской диссертации и при наличии задела в научно-исследовательской части молодые ученые могут поступить в аспирантуру. "Помимо прочего, у нас ведется работа по популяризации научных достижений. Особенно это касается выставочной деятельности и участия молодых ученых в конкурсах, которые предполагают демонстрацию научных разработок. По итогам конкурсов определяются лауреаты, которым в дальнейшем предлагается участвовать в различных выставках не только республиканского уровня, но и в рамках Союзного государства", - резюмировал Артем Фещенко.
Совет молодых ученых дает возможность молодежи в науке донести свою позицию до руководства учреждения. Такое мнение во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА высказал председатель Совета молодых ученых Академии МВД Дмитрий Воропаев.
"В Беларуси более 40 учебных заведений имеют Совет молодых ученых. Мы этот список пополнили в конце прошлого года, и наш жизненный путь только начинается. Что нам дал Совет молодых ученых? Прежде всего его напрямую курирует заместитель начальника академии по научной работе. Нужно понимать, что в военизированной организации доклады строго иерархичны, соответственно прямое подчинение замначальнику по научной работе позволяет напрямую обращаться к руководству. Для военизированной организации это не характерно. То есть Совет молодых ученых - это возможность донести молодому ученому свою позицию, поговорить о каких-то вопросах напрямую с руководством. Эта цель вполне достигнута. Более того, председатель Совета молодых ученых введен в состав Ученого совета Академии МВД, туда же входят руководители кафедр, подразделений, служб, что позволяет нам изнутри увидеть, как это работает. Кроме того, схема, где равный общается с равным, в некоторых моментах более эффективна по сравнению с иерархической структурой, в которой вся информация проходит только сверху вниз. В этом состоит большой плюс идеи организации и деятельности советов молодых ученых", - рассказал Дмитрий Воропаев.
Академия МВД является организатором Республиканской правоохранительной олимпиады, в которой участвуют студенты учебных заведений юридического профиля. Она проводится в два этапа: первый для студентов и курсантов 1-2-го курсов, второй - для курсантов и студентов 3-4-го курсов. "Мы сразу стали готовить команду Академии МВД для участия в этом и подобных мероприятиях. Кроме того, ведем грантовую работу, и сейчас стоит четкая задача ее активизировать. Второе наше направление касается непосредственно молодых ученых. Молодой ученый тесно связан с ученой степенью и ученым званием. Поэтому мы запланировали для нашей адъюнктуры (в гражданских вузах это аспирантура) проведение онлайн-лекций с ведущими представителями ученых России. Они будут проходить для молодых ученых максимально узко в рамках тем их диссертационных исследований. Каждый молодой исследователь помимо чтения научных статей, работ, монографий сможет пообщаться вживую с их авторами, задать вопросы, расширить представление о предмете своего исследования. Это два больших блока, в рамках которых мы планируем работать в ближайшее время", - проинформировал председатель совета.
Что касается работы за пределами организации, то Дмитрий Воропаев добавил, что совет начинает оказывать помощь молодым ученым в получении акта внедрения в образовательный процесс. "Для соискания ученой степени это всегда непростой момент. Это требование при подготовке диссертации, и для молодого человека бывает проблематично найти, в какие двери постучаться, чтобы выполнить это требование. Советы молодых ученых позволяют эти вопросы решать на горизонтальном уровне. Также в ближайшее время мы будем активизировать работу с Национальным детским технопарком, мы привлекаемся туда в качестве лекторов", - отметил он.
По мнению руководителя, Совет молодых ученых - это прежде всего школа лидерства. Он считает, что участие в делах совета развивает управленческие и коммуникативные навыки, что позволит в будущем молодому ученому стать более эффективным менеджером.
Каждый третий исследователь в Национальной академии наук Беларуси - молодой ученый. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА сообщил председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси Станислав Юрецкий.
"В Национальной академии наук Беларуси создана и успешно функционирует система по работе с талантливой молодежью. Сейчас каждый третий исследователь в НАН, ученый, аспирант, магистрант, является молодым ученым в возрасте до 35 лет. Основным общественным органом, который работает с этой категорией ученых, является Совет молодых ученых Национальной академии наук. Такие советы созданы при всех научно-исследовательских организациях НАН. Наша основная цель - это помощь молодым ученым в их самореализации в науке, это их приход в науку, закрепление, защита кандидатских, докторских диссертаций, также это организация научных, научно-популярных мероприятий молодыми учеными и для молодых ученых", - рассказал Станислав Юрецкий.
Говоря о крупных молодежных научных мероприятиях, руководитель совета назвал ежегодную международную научную конференцию "Молодежь в науке". "В этом году она пройдет в 20-й раз с 20 по 22 сентября. Эта конференция затрагивает все основные научные направления. Традиционно ее участниками являются как молодые ученые, магистранты, аспиранты Национальной академии наук, так и студенты, аспиранты, молодые ученые системы высшего образования, а также зарубежные гости. Конференция является базовой площадкой для встреч молодых ученых Международной ассоциации академий наук (МААН), которая включает в себя большинство академий наук и наиболее крупные научные организации не только Беларуси, но и России, Казахстана, стран СНГ и так далее. Касательно научно-популярных мероприятий, мы говорим о Фестивале науки, который ежегодно проходит на базе Центрального ботанического сада НАН. Впервые фестиваль прошел в 2018 году, каждый раз мы увеличиваем его формат. Кроме того, с прошлого года у нас запущен выставочный проект "100 инноваций молодых ученых". В этом году у нас будет представительная экспозиция не только молодых ученых НАН Беларуси. Большую активность демонстрируют наши учреждения высшего образования. В этом году выставка будет иметь международный статус - свое участие подтвердили представители научных организаций из России, к нам приедут молодые ученые из крупнейшей научной организации России - Национального исследовательского центра "Курчатовский институт". Фестиваль науки - это крупное научно-популярное мероприятие. В прошлом году за один день его посетили более 20 тыс. человек, и мы надеемся, что в этом году будет не меньше", - отметил председатель.
Среди знаковых мероприятий Станислав Юрецкий назвал Конгресс молодых ученых Беларуси и России. "Мероприятие было организовано по поручению президентов Беларуси и России, прошло оно в марте и было приурочено ко Дню единения наших народов. Конгресс дал возможность молодым ученым из Беларуси и России познакомиться, выйти на подачу совместных заявок. Что касается мер поддержки именно в структуре Национальной академии наук, это, безусловно, наши премии специально для молодых ученых, носящие имена академика В.М.Игнатовского, академика В.Ф.Купревича и Жореса Алферова. Ими отмечаются молодые ученые, которые достигли значимых результатов. Также ежегодно в НАН проводится конкурс "Топ-10" результатов академии наук по всем научным областям. Практически в каждом коллективе проекта-победителя этого конкурса есть по крайней мере один молодой ученый. Это показатель того, что молодежь активно идет в науку, активно в ней реализуется. Ведь для ученого, особенно молодого, очень важна возможность самореализации", - констатировал председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси.
Студентам белорусских вузов предоставляется широкий набор возможностей и опций для реализации своего потенциала в науке. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заявила председатель Совета молодых ученых при Министерстве образования Анастасия Киселевич."Формат работы со студентами у нас гораздо шире, чем со школьниками. Им предоставляется широкий набор возможностей и опций для реализации своего потенциала в науке: начиная от научно-практических конференций до международных форумов, симпозиумов, конкурсов. Одна из главных задач - мотивация заниматься научной деятельностью, создание условий для реализации научного потенциала студентов, помощь в проведении научных исследований и их публикации и апробации. Отдельное место занимает работа со студентами, включенными в банк одаренной молодежи. В целом советы молодых ученых ведут комплексную работу по всем направлениям и с учетом особенностей каждого студента. Подтверждением тому становится большое количество конференций, семинаров, лекций и конкурсов, которые проводятся в течение года в каждом университете с участием членов совета", - рассказала Анастасия Киселевич.
Не остаются без внимания и аспиранты, молодые преподаватели, молодые ученые в целом. "Среди наиболее значимых мероприятий, которые, например, состоялись в этом году, можно отметить II Форум молодых ученых учреждений высшего образования, который прошел в Могилеве в Белорусско-Российском университете, Конгресс молодых ученых Беларуси и России, который принимала Национальная академия наук Беларуси. В университетах на постоянной основе проходят семинары, направленные на повышение публикационной активности молодых ученых и информированности о существующих стипендиях и грантах, круглые столы, лекции приглашенных экспертов, представляющих реальный сектор экономики, научно-исследовательские институты. Активно развивается международное сотрудничество с коллегами из России, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана. Среди примеров - ранее упомянутый Конгресс молодых ученых Беларуси и России, Форум молодых ученых государств - членов СНГ, проходивший в ноябре 2022 года в Нижнем Новгороде, Конгресс молодых ученых в декабре 2022 года в Сочи, Азербайджано-Белорусский молодежный форум в Мингечевире (Азербайджан), Молодежный форум ЕАЭС в Сочи и другие. Более того, молодые ученые имеют возможность обмениваться опытом и участвовать в мероприятиях в дистанционном формате", - констатировала председатель.
По ее словам, на советах лежит большая ответственность по своевременному информированию молодых ученых о существующих возможностях, таких как конкурсы и гранты. "В новом учебном году Совет молодых ученых запланировал ряд мероприятий, среди которых школа молодого ученого, которая пройдет в октябре в Белорусском государственном университете и Национальной академии наук. В течение нескольких дней молодые ученые со всей Беларуси смогут прослушать лекции ведущих специалистов, представителей государственных структур, таких как Государственный комитет по науке и технологиям, Высшая аттестационная комиссия, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, представители реального сектора экономики. Также они смогут поучаствовать в мастер-классах и посетить семинары, круглые столы. Программой запланировано и посещение ведущих предприятий. Еще одним событием станут Дни научной молодежи в сентябре, которые пройдут в Новополоцке, где запланированы научно-популярные лекции, выставка научных достижений вузов Витебской области, мастер-классы и семинары, а также круглый стол с участием представителей Национальной академии наук и Министерства образования. Деятельность Совета молодых ученых при Минобразования и советов молодых ученых каждого учреждения высшего образования направлена не только на создание возможностей для реализации молодежи в сфере научной деятельности, но и на всестороннее развитие и формирование личности белоруса как гражданина и патриота своей страны", - заключила Анастасия Киселевич.-0-