Меньше недели осталось до начала учебного года. В учреждениях образования идет активная подготовка - ведется модернизация и ремонт школ, благоустраиваются прилегающие территории.
Сколько учреждений общего среднего образования откроют двери 1 сентября? Сколько учащихся приступят к занятиям? Будут ли изменения в учебных программах? Обеспечены ли учреждения образования учебниками? Готовы ли учителя работать с новыми программами? На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола.
Сертификаты готовности к новому учебному году получили 99,6% школ, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.
"Сегодня завершается процесс подписания сертификатов готовности учреждений образования к началу учебного года. На сегодняшний день их уже имеют 99,6% учреждений образования. До 1 сентября будут подписаны оставшиеся сертификаты готовности", - сказала Ирина Каржова.
По ее словам, в этом году учащихся примут 2990 государственных учреждений общего среднего образования. "За парты сядет 1 млн 55 тыс. учащихся (в 2019-2020 учебном году - 1 млн 30 тыс.) Из них первоклассников - 114 тыс., - отметила замначальника. - К 1 сентября вводятся три новые школы: в Витебске, Минске и поселке Копище Минского района. Это большие современные учреждения образования, рассчитанные на 1020 учащихся".
Ирина Каржова напомнила, что тема первого урока в этом году - "Я вырос здесь, и край мне этот дорог".
Никаких преобразований в организации образовательного процесса в школах не будет, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.
"К началу учебного году нами разработаны и приняты все необходимые нормативные документы. Никаких резких преобразований в организации образовательного процесса не будет. Мы продолжаем реализовывать те концептуальные подходы в системе образования, которые были приняты во время Республиканского педагогического совета. Также напомню, что с 2015 года поэтапно вводятся в образовательный процесс новые учебные программы. По ним уже работают учащиеся 1-9-х классов. В 2020/2021 учебном году новые учебные программы будут введены в 10-м классе. А завершим мы переход на новые учебные программы в 2021/2022 учебном году", - рассказала Ирина Каржова.
По словам заместителя директора по редакционно-издательской работе Национального института образования Министерства образования Светланы Кудрявцевой, обновленные учебные программы отличаются рядом общих особенностей. "В них сформулированы наряду с изучаемым содержанием требования к образовательным результатам учащихся, усилена практическая составляющая, которая предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, необходимых в жизни. Оптимизирован уровень доступности изучаемого материала", - отметила она.
В частности, в 2020/2021 учебном году по новым учебным программам будут заниматься учащиеся 10-го класса. Так, по белорусскому языку на базовом уровне акцент сделан на практическом владении речевыми нормами на основе изученного в 5-9-х классах систематического курса языка. При этом расширенное изучение сведений о языковой системе предусматривается только на повышенном уровне.
"Еще пример. На третьей ступени общего среднего образования изучение истории организуется на проблемно-теоретическом уровне. Это означает, что не будут изучаться новые исторические периоды. Обучение будет строиться не путем увеличения объема исторической информации, а через переструктурирование имеющихся знаний, переход от представлений к понятиям. То есть к более глубокому проникновению в сущность изучаемых явлений. Старшеклассники будут учиться осмысливать исторический процесс, понимать закономерности и тенденции исторического развития, приобретать навыки самостоятельного познания исторической и современной социальной действительности", - добавила Светлана Кудрявцева.
Замдиректора Национального института образования подчеркнула, что теперь учебные программы по всем предметам предусматривают их изучение на двух уровнях: базовом и повышенном. Так, с нового учебного года появится возможность изучать на повышенном уровне информатику. Также в 10-м классе появилась учебная программа для изучения на повышенном уровне предмета "физическая культура и здоровье", что отвечает запросам образовательной практики.
27 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. К учебному году подготовлены 17 новых пособий для 10-го класса, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по редакционно-издательской работе Национального института образования Министерства образования Светлана Кудрявцева.
"С 2015 года в Беларуси обновляется содержание общего среднего образования. И за этот период уже издано 217 учебных пособий для учреждений общего среднего образования. В этом году число увеличится на 50. Из них 17 - для 10-го класса. Все учебные пособия прошли лицензирование методистами, учеными, учителями, психолого-педагогическую экспертизу, доработаны с учетом поступивших замечаний и предложений. Особенностью новых учебных пособий является наличие электронных приложений, обеспечивающих освоение учебных предметов на повышенном уровне", - сказала Светлана Кудрявцева.
Как добавила заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, электронные версии всех учебных пособий размещены в свободном доступе на Национальном образовательном портале. "Очень много вопросов возникает: достаточно ли того материала, который изложен в учебниках, чтобы качественно освоить учебные программы? Нужно ли покупать какие-то дополнительные пособия? Мы ответственно заявляем: новые учебные пособия разработаны таким образом, что материала достаточно. Они дополнены QR-кодом, а также ссылками, которые позволяют выйти на Национальный образовательный портал и посмотреть дополнительный материал по той или иной теме, которая заинтересовала учащегося", - заключила она.
Педагоги подготовлены к работе с новыми программами и учебниками, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА проректор по научно-методической работе Академии последипломного образования Галина Николаенко.
"В Беларуси весьма квалифицированный учительский корпус. Я могу привести такие цифры: 35% наших учителей имеют высшую квалификационную категорию, 40% - первую. Есть еще такая категория, как учителя-методисты - это наша педагогическая элита. Их около 400 человек. Это те учителя, которые работают непосредственно с коллегами и делятся своим опытом. Конечно, педагоги подготовлены к работе с новыми программами и новыми учебниками. Они знают, какие изменения произойдут. Потому что обязательно мы встречаемся с авторами учебников, знакомы с тенденциями, которые связаны с изменением программ. Но есть еще один аспект, который мы считаем очень важным - это обмен опытом самих педагогов, как они работают по этим новым программам", - сказала Галина Николаенко.
По ее словам, на помощь педагогам приходят информационные технологии. "Сейчас у нас есть возможность использовать веб-ресурсы, дистанционное обучение. В регионах есть виртуальные консультационные пункты для учителей. В Академии существует республиканский методический ресурс. И, конечно, речь идет не только о содержании обучения, но и об использовании новых технологий, возможностях дифференцированного обучения. Например, подготовка к самостоятельной работе с использованием ИКТ. Учителя тоже в этом плане готовятся. Квалификация учителей поддерживается системой дополнительного образования. Раз в три года у нас все учителя проходят повышение квалификации, но есть еще и так называемый межкурсовой период, когда особо актуальные вопросы обсуждаются на семинарах, круглых столах, путем индивидуальных консультаций. То есть, можно быть уверенными - педагоги новое содержание обучения вполне готовы преподнести учащимся", - добавила проректор.
Учащиеся должны знать историю своей страны и гордиться ее достижениями, заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора гимназии №24 Минска Елена Петрусевич.
"Школа готовится к новому учебному году. И эта подготовка начинается буквально с последнего звонка. Проведены мероприятия с педагогами, по благоустройству территории. Проверены пожарные сигнализации, система отопления, отремонтированы учебные помещения, библиотеки, закуплено новое технологическое оборудование для столовой. Подготовлены все необходимые структурные подразделения. И самое главное, чему сейчас уделяется особое внимание, - это здоровье детей. Здоровый ребенок будет успешным всегда и хорошо усвоит программный материал", - сказала Елена Петрусевич.
По ее словам, главный аккорд началу учебного году задает День знаний. "У нас запланировано проведение торжественной линейки для учащихся 1-х классов с участием родителей и приглашенных гостей. Будет организована небольшая праздничная программа. Для остальных учащихся предусмотрено проведение первого урока - "Я вырос здесь, и край мне этот дорог". Форма его проведения варьируются в зависимости от возраста учащихся. Ребятам 5-6-х классов будут предложены тематические беседы, виртуальные экскурсии, просмотр видеороликов. Ученики старших классов могут поучаствовать в брейн-ринге, различных играх. Основная цель первого урока - показать, какое внимание в нашей стране уделяется проблемам воспитания, обучения подрастающего поколения. Ну и конечно, какие достижения у нас имеются в различных сферах. Ребята должны знать историю своей страны, гордиться известными людьми, достижениями своего государства. И я думаю, что все у нас получится. Учебный год пройдет на хорошем уровне", - добавила замдиректора.
Фото Максима Гучека