Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Готовность учреждений общего среднего образования к началу 2020/2021 учебного года

Круглый стол 27.08.2020 | 11:00

Меньше недели осталось до начала учебного года. В учреждениях образования идет активная подготовка - ведется модернизация и ремонт школ, благоустраиваются прилегающие территории.

Сколько учреждений общего среднего образования откроют двери 1 сентября? Сколько учащихся приступят к занятиям? Будут ли изменения в учебных программах? Обеспечены ли учреждения образования учебниками? Готовы ли учителя работать с новыми программами? На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола.

Участники:

Ирина Каржова
Начальник управления общего среднего образования - заместитель начальника главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь;
Светлана Кудрявцева
Заместитель директора по редакционно–издательской работе научно–методического учреждения "Национальный институт образования" Министерства образования Беларуси
Галина Николаенко
Проректор по научно–методической работе Государственного учреждения образования "Академия последипломного образования"
Елена Петрусевич
Заместитель директора государственного учреждения "Гимназия № 24 г. Минска"

Сертификаты готовности к новому учебному году получили 99,6% школ

Сертификаты готовности к новому учебному году получили 99,6% школ, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

"Сегодня завершается процесс подписания сертификатов готовности учреждений образования к началу учебного года. На сегодняшний день их уже имеют 99,6% учреждений образования. До 1 сентября будут подписаны оставшиеся сертификаты готовности", - сказала Ирина Каржова.

По ее словам, в этом году учащихся примут 2990 государственных учреждений общего среднего образования. "За парты сядет 1 млн 55 тыс. учащихся (в 2019-2020 учебном году - 1 млн 30 тыс.) Из них первоклассников - 114 тыс., - отметила замначальника. - К 1 сентября вводятся три новые школы: в Витебске, Минске и поселке Копище Минского района. Это большие современные учреждения образования, рассчитанные на 1020 учащихся".

Ирина Каржова напомнила, что тема первого урока в этом году - "Я вырос здесь, и край мне этот дорог".

Никаких новшеств в образовательном процессе в школах не будет - Каржова

Никаких преобразований в организации образовательного процесса в школах не будет, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

"К началу учебного году нами разработаны и приняты все необходимые нормативные документы. Никаких резких преобразований в организации образовательного процесса не будет. Мы продолжаем реализовывать те концептуальные подходы в системе образования, которые были приняты во время Республиканского педагогического совета. Также напомню, что с 2015 года поэтапно вводятся в образовательный процесс новые учебные программы. По ним уже работают учащиеся 1-9-х классов. В 2020/2021 учебном году новые учебные программы будут введены в 10-м классе. А завершим мы переход на новые учебные программы в 2021/2022 учебном году", - рассказала Ирина Каржова.

По словам заместителя директора по редакционно-издательской работе Национального института образования Министерства образования Светланы Кудрявцевой, обновленные учебные программы отличаются рядом общих особенностей. "В них сформулированы наряду с изучаемым содержанием требования к образовательным результатам учащихся, усилена практическая составляющая, которая предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, необходимых в жизни. Оптимизирован уровень доступности изучаемого материала", - отметила она.

В частности, в 2020/2021 учебном году по новым учебным программам будут заниматься учащиеся 10-го класса. Так, по белорусскому языку на базовом уровне акцент сделан на практическом владении речевыми нормами на основе изученного в 5-9-х классах систематического курса языка. При этом расширенное изучение сведений о языковой системе предусматривается только на повышенном уровне.

"Еще пример. На третьей ступени общего среднего образования изучение истории организуется на проблемно-теоретическом уровне. Это означает, что не будут изучаться новые исторические периоды. Обучение будет строиться не путем увеличения объема исторической информации, а через переструктурирование имеющихся знаний, переход от представлений к понятиям. То есть к более глубокому проникновению в сущность изучаемых явлений. Старшеклассники будут учиться осмысливать исторический процесс, понимать закономерности и тенденции исторического развития, приобретать навыки самостоятельного познания исторической и современной социальной действительности", - добавила Светлана Кудрявцева.

Замдиректора Национального института образования подчеркнула, что теперь учебные программы по всем предметам предусматривают их изучение на двух уровнях: базовом и повышенном. Так, с нового учебного года появится возможность изучать на повышенном уровне информатику. Также в 10-м классе появилась учебная программа для изучения на повышенном уровне предмета "физическая культура и здоровье", что отвечает запросам образовательной практики.

К учебному году подготовлены 17 новых пособий для 10-го класса - Минобразования

27 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. К учебному году подготовлены 17 новых пособий для 10-го класса, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по редакционно-издательской работе Национального института образования Министерства образования Светлана Кудрявцева.

"С 2015 года в Беларуси обновляется содержание общего среднего образования. И за этот период уже издано 217 учебных пособий для учреждений общего среднего образования. В этом году число увеличится на 50. Из них 17 - для 10-го класса. Все учебные пособия прошли лицензирование методистами, учеными, учителями, психолого-педагогическую экспертизу, доработаны с учетом поступивших замечаний и предложений. Особенностью новых учебных пособий является наличие электронных приложений, обеспечивающих освоение учебных предметов на повышенном уровне", - сказала Светлана Кудрявцева.

Как добавила заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, электронные версии всех учебных пособий размещены в свободном доступе на Национальном образовательном портале. "Очень много вопросов возникает: достаточно ли того материала, который изложен в учебниках, чтобы качественно освоить учебные программы? Нужно ли покупать какие-то дополнительные пособия? Мы ответственно заявляем: новые учебные пособия разработаны таким образом, что материала достаточно. Они дополнены QR-кодом, а также ссылками, которые позволяют выйти на Национальный образовательный портал и посмотреть дополнительный материал по той или иной теме, которая заинтересовала учащегося", - заключила она.

Педагоги готовы к работе с новыми программами и учебниками - мнение

Педагоги подготовлены к работе с новыми программами и учебниками, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА проректор по научно-методической работе Академии последипломного образования Галина Николаенко.

"В Беларуси весьма квалифицированный учительский корпус. Я могу привести такие цифры: 35% наших учителей имеют высшую квалификационную категорию, 40% - первую. Есть еще такая категория, как учителя-методисты - это наша педагогическая элита. Их около 400 человек. Это те учителя, которые работают непосредственно с коллегами и делятся своим опытом. Конечно, педагоги подготовлены к работе с новыми программами и новыми учебниками. Они знают, какие изменения произойдут. Потому что обязательно мы встречаемся с авторами учебников, знакомы с тенденциями, которые связаны с изменением программ. Но есть еще один аспект, который мы считаем очень важным - это обмен опытом самих педагогов, как они работают по этим новым программам", - сказала Галина Николаенко.

По ее словам, на помощь педагогам приходят информационные технологии. "Сейчас у нас есть возможность использовать веб-ресурсы, дистанционное обучение. В регионах есть виртуальные консультационные пункты для учителей. В Академии существует республиканский методический ресурс. И, конечно, речь идет не только о содержании обучения, но и об использовании новых технологий, возможностях дифференцированного обучения. Например, подготовка к самостоятельной работе с использованием ИКТ. Учителя тоже в этом плане готовятся. Квалификация учителей поддерживается системой дополнительного образования. Раз в три года у нас все учителя проходят повышение квалификации, но есть еще и так называемый межкурсовой период, когда особо актуальные вопросы обсуждаются на семинарах, круглых столах, путем индивидуальных консультаций. То есть, можно быть уверенными - педагоги новое содержание обучения вполне готовы преподнести учащимся", - добавила проректор.

Замдиректора гимназии: учащиеся должны знать историю своей страны и гордиться ее достижениями

Учащиеся должны знать историю своей страны и гордиться ее достижениями, заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора гимназии №24 Минска Елена Петрусевич.

"Школа готовится к новому учебному году. И эта подготовка начинается буквально с последнего звонка. Проведены мероприятия с педагогами, по благоустройству территории. Проверены пожарные сигнализации, система отопления, отремонтированы учебные помещения, библиотеки, закуплено новое технологическое оборудование для столовой. Подготовлены все необходимые структурные подразделения. И самое главное, чему сейчас уделяется особое внимание, - это здоровье детей. Здоровый ребенок будет успешным всегда и хорошо усвоит программный материал", - сказала Елена Петрусевич.

По ее словам, главный аккорд началу учебного году задает День знаний. "У нас запланировано проведение торжественной линейки для учащихся 1-х классов с участием родителей и приглашенных гостей. Будет организована небольшая праздничная программа. Для остальных учащихся предусмотрено проведение первого урока - "Я вырос здесь, и край мне этот дорог". Форма его проведения варьируются в зависимости от возраста учащихся. Ребятам 5-6-х классов будут предложены тематические беседы, виртуальные экскурсии, просмотр видеороликов. Ученики старших классов могут поучаствовать в брейн-ринге, различных играх. Основная цель первого урока - показать, какое внимание в нашей стране уделяется проблемам воспитания, обучения подрастающего поколения. Ну и конечно, какие достижения у нас имеются в различных сферах. Ребята должны знать историю своей страны, гордиться известными людьми, достижениями своего государства. И я думаю, что все у нас получится. Учебный год пройдет на хорошем уровне", - добавила замдиректора.

Фото Максима Гучека

К списку