Ежегодно в Беларуси, как и во всем мире, наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Главная причина - рост численности популяций основных охотничьих видов. Так, с начала года в Беларуси зафиксировано уже больше 1 тыс. ДТП с участием диких животных, в результате которых пострадали как граждане, так и сами животные. Причем динамика происшествий не добавляет оптимизма: по сравнению с прошлым годом число таких ДТП выросло практически в 1,5 раза.
О причинах сложившейся ситуации и о том, как автолюбителям обезопасить себя, рассказали эксперты во время круглого стола.
Работа по учету фактов ДТП с участием охотничьих животных началась в 2021 году и продолжается по сегодняшний день. "Спустя 2,5 года можно говорить о динамике и статистике таких происшествий. В 2021 году зафиксировано 2978 фактов, в результате которых погибло более 3 тыс. животных. В 2022 году - 3021 ДТП, в которых ранено или погибло 3080 животных. На сегодняшнюю дату число фактов ДТП превысило 1,8 тыс., а раненых или погибших животных насчитывается 1836 особей. Имея вот эти цифры, мы пытались анализировать их своими силами, устанавливать какие-то зависимости и тенденции. 2023 год показал некоторый рост по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет по количеству ДТП с участием диких животных охотничьих видов", - рассказал начальник отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Владимир Дамбовский.
Что касается видовой структуры, то преобладает косуля и лось, отметил Владимир Дамбовский. "Только за этот год под колеса машин попали около 1,3 тыс. особей косули", - сказал он.
"ДТП с участием диких животных чаще случаются в пятницу, субботу и воскресенье. Именно в эти дни отмечается наибольший автомобильный трафик. Госинспекция установила, что рост происшествий приходится на апрель-июнь, небольшое увеличение отмечается в октябре-ноябре, а с наступлением холодов снижается. Это связано с биологическими особенностями диких животных", - сообщил начальник отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Владимир Дамбовский.
Владимир Дамбовский отметил, что самая эффективная работа с этой проблемой - профилактика в виде информирования водителей о загруженности дорог и частоте выхода на них животных. "Эта работа продолжается. Мы тщательно выясняем информацию, чтобы потом собрать и довести до сведения других госорганов", - заключил он.
Первый заместитель начальника главного управления ГАИ МВД - начальник управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности Александр Войтешко в пресс-центре БЕЛТА рассказал о том, какие меры предпринимает ГАИ для минимизации случаев ДТП с участием диких животных.
Из всего количества дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных большинство - это ДТП с материальным ущербом, отметил Александр Войтешко. "Тем не менее, в текущем году на территории страны уже зарегистрировано 17 ДТП, в которых 2 человека погибли и 25 получили ранения различной степени тяжести. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Зачастую ДТП, повлекшие гибель или ранение людей, связаны с наездом на крупных животных, таких как лось", - рассказал он.
Анализ этих ДТП свидетельствует о том, что фактически все они произошли в темное время суток и на участках автомобильных дорог, где разрешена скорость движения от 90 км/ч - это дороги республиканского значения категорий М и Р. "Основное количество таких ДТП произошло на дорогах категории М, то есть тех, которые связывают областные населенные пункты, - добавил специалист. - Только в прошлом году совместно с Госинспекцией охраны животного и растительного мира было определено 37 новых участков таких автомобильных дорог, где было принято решение о необходимости выставления дополнительных информационных знаков, предупреждающих водителей о миграции диких животных".
Помимо предупреждающих знаков Госавтоинспекция также старается ограничить скорость дорожного движения до безопасной, чтобы в случае столкновения с диким животным материальный ущерб был меньше и самое главное - водитель остался жив. При проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог категорий М и Р сотрудники ГАИ в первую очередь обращают внимание на наличие в проектных документациях специальных защитных сеток вдоль дорог, которые препятствуют выходу диких животных на дорогу.
Александр Войтешко отметил, что одна из проблем заключается в большом количестве примыканий, съездов, выездов и въездов на такие автомобильные дороги. "Мы изучаем опыт зарубежных стран в этой части, и у них есть определенные наработки. Если есть примыкание и съезд, который не оборудован въездными дорогами и не закрыт сетками, в некоторых ситуациях размещаются специальные решетки на таких съездах, через которые автомобиль может проехать, а животное пройти не сможет", - рассказал он.
Начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Александр Козорез рассказал в пресс-центре БЕЛТА, какие меры предпринимаются ведомством для снижения числа ДТП с дикими животными.
Проблема ДТП с участием диких животных стала появляться тогда, когда численность животных достаточно активно приросла, рассказал Александр Козорез. "Численность некоторых видов за последние 30 лет выросла от 3 раз до 20 раз, - отметил он. - Для минимизации происшествий на дороге охотпользователи и Министерство лесного хозяйства в первую очередь регулируют численность животных. Изъятие сегодня ведется на достаточно высоком уровне. За прошлый год мы изъяли 8870 лосей, 6150 оленей и 26,6 тыс. косуль, но все равно естественный прирост идет более высокими темпами, чем производится регулирование".
Также сотрудники ведомства стараются исключить искусственную концентрацию животных вдоль дорог. "В прошлом году мы приняли изменения в инструкцию проведения биотехнических мероприятий и исключили расположение подкормочных площадок вдоль автомобильных дорог на расстоянии пятисот метров. Очень активно сейчас наши лесохозяйственные учреждения начали заниматься установкой специальных информационных знаков в лесном фонде, который проходит вдоль автомобильных дорог. Это большие желтые плакаты с бегущим лосем, где написано "Осторожно, миграция диких животных", - рассказал Александр Козорез. - Часто водители не уделяют должного внимания знакам, потому что думают, что животные будут убегать или скрываться. Но на самом деле большинство из них просто теряется на какие-то доли секунды при приближении машины. И если олень может быстро отбежать, то крупный лось мечется и случается ДТП. При возможности появления животного на дороге необходимо принимать все меры, в том числе сбросить скорость, проехать этот участок с минимальной скоростью, чтобы избежать ДТП".
Кроме этого, Минлесхоз уделяет особое внимание анализу всех фактов ДТП, потому что сегодня имеется достаточно серьезная статистика, которую собирает Госинспекция охраны животного и растительного мира. В этом году ведомство планирует провести детальный научный анализ всех случаев, касающихся ДТП с участием диких животных, чтобы сделать выводы и выступить с конкретными предложениями.
Самое большое количество ДТП с участием диких животных в Беларуси фиксируется в Минском районе. Об этом в пресс-центре БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора по научной и инновационной работе ГНПО "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам" Павел Гештовт.
Анализ центра показывает, что количество ДТП зависит от сезона, рассказал Павел Гештовт. "Рост происходит в мае-июне - это связано с биологией видов. Также наибольшее количество инцидентов происходит в выходные дни. Анализ в разрезе административных районов показал, что количество ДТП очень сильно зависит от протяженности дорог с интенсивным движением, а также зависит от численности животных. Эти показатели косвенно указывают на интенсивность потока. Анализ сравнения количества ДТП с плотностью населения копытных показал, что не все так однозначно. Есть хозяйства, где присутствует высокая плотность диких копытных, но при этом аварийность небольшая. А если взять Минский район, то, несмотря на относительно небольшую плотность населения косули и лося, именно здесь происходит наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий с дикими животными", - сказал он.
Согласно анализу, наибольшее количество ДТП с участием диких животных фиксируется в Минском районе, а также на территориях, расположенных рядом с крупными областными центрами и на трассах с интенсивным движением.
Павел Гештовт также привел в пример международную статистику по дорожно-транспортным происшествиям. "В странах Евросоюза на дорогах погибает около 1 млн диких копытных, в США - более 1,5 млн. В Германии в прошлом году в результате столкновения с дикими животными погибло 240 тыс. диких животных, в том числе почти 210 тыс. косуль. В Швеции в 2022 году погибло 65 тыс. диких животных, из которых 47 тыс. косуль и 5,6 тыс. лосей. Если сравнивать с Беларусью, то у нас в 2022 году погибло или было травмировано в результате ДТП чуть более 3 тыс. диких животных", - озвучил статистику заместитель гендиректора.
ДТП приводят как к прямому материальному ущербу (автомобиль), так и к косвенному (лечение, работа экстренных служб, потеря доходов). "Прямой ущерб от столкновений копытных с транспортными средствами Германии оценивается в 450 млн евро, в Швеции и Франции - примерно по 100 млн евро в год. В Европе ущерб превышает 1 млрд евро ежегодно", - добавил Павел Гештовт.
Начальник управления охоты, рыболовства и туризма РГОО "БООР" Сергей Цебрук в пресс-центре БЕЛТА высказал мнение о том, что на автодорогах с самым интенсивным движением автомобилей и наибольшим количеством ДТП с дикими животными надо устанавливать камеры контроля средней скорости.
В БООР с прошлого года одним из пунктов комплекса мер по снижению количества ДТП с участием диких животных было введено полное освоение планов изъятия. Но проведенный за последние два - три года анализ показывает обратную ситуацию, рассказал Сергей Цебрук. "Если мы возьмем количество ДТП, которые случаются, и районы, где это происходит, то уже на протяжении 3 лет в этих районах у нас идет стопроцентное освоение планов изъятия, а ДТП как случались, так и случаются. В основном это Минский район. Зачастую это связано, конечно, со скоростью и интенсивностью движения. Если взять Минский район, то у нас есть два хозяйства - Минское и Молодечненское. В Минском районе за прошлый год сбиты 18 лосей, а в Молодечненском - 2. Вот как только трасса заканчивается на уровне Молодечно, то ДТП там не происходит, хотя численность лося и там, и там примерно на одном и том же уровне", - привел пример он.
Если брать видовое разнообразие, то в угодьях общества численность кабана в 10 раз меньше, чем численность оленя. Однако за прошлый год в ДТП попало 100 кабанов и всего 50 оленей.
По его мнению, ограничить и дисциплинировать водителей сейчас могут камеры контроля средней скорости. "Нам необходимо попробовать установить такие камеры в наиболее интенсивных участках дорог по происшествиям, которые будут работать, к примеру, в ночное время. Мы также проводим беседы, в интернете публикуем статьи, но человек, как правило, пока сам не попадет в такую в аварию, до последнего думает, что это обойдет его стороной. Увы, это не так", - сказал специалист.
Также Сергей Цебрук отметил, что надо информировать людей и показывать им последствия таких ДТП, потому что это намного опаснее, чем все привыкли думать. "Люди не воспринимают такие происшествия серьезно. Но бывают случаи, когда машине полностью отрывает крышу или от нее вообще ничего не остается", - заключил он.
Первый заместитель начальника главного управления ГАИ МВД - начальник управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности Александр Войтешко в пресс-центре БЕЛТА рассказал о том, что делать водителю, который сбил дикое животное на дороге.
"Наезд на дикое животное, неважно, убежало это животное с места происшествия или осталось, в любом случае расценивается как дорожно-транспортное происшествие, поскольку под ДТП понимаются технические повреждения в результате столкновения транспортного средства. Как правило, без технических повреждений транспортное средство при таких инцидентах не обходится. Поэтому в случае ДТП с участием дикого животного водитель автомобиля должен действовать точно так же, как и при обычном дорожно-транспортном происшествии", - рассказал Александр Войтешко.
При таком происшествии придется вызывать сотрудников Госавтоинспекции, чтобы этот факт в обязательном порядке засвидетельствовать и избежать ответственности за оставление места происшествия. "Если человек уехал с места происшествия, то в его отношении может быть составлен административный протокол по ч.2 ст.18.16 (оставление места происшествия), который предусматривает санкции, в том числе лишение водительских прав и штраф от 5 до 20 базовых величин", - сказал он.
Фото Татьяны Матусевич