Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Круглый стол

Дети и подростки в интернете: безопасность и риски

Круглый стол 11.06.2020 | 11:00

В Беларуси, по информации Белстата, 84% детей в возрасте 6-10 лет и 98,1% детей в возрасте 11-15 лет являются пользователями интернета. Для подрастающего поколения это естественная коммуникационная среда, оказывающая безусловное влияние на мировоззрение и поведение. Интернет наполнен полезной информацией, выступает мобильным и удобным средством общения. Вместе с тем он представляет опасность.

О том, с какими проблемами и угрозами дети и подростки сталкиваются в интернете, а также о профилактической работе по их безопасному поведению в сети рассказали во время круглого стола представители системы образования и правоохранительных органов.

Участники:

Александр Лёзов
Главный специалист информационно-аналитического отдела главного управления кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Беларуси
Дмитрий Цаюн
Заместитель начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции Министерства внутренних дел Беларуси
Ирина Харевич
Начальник управления информационных образовательных технологий НМУ "Национальный институт образования" Министерства образования Беларуси
Елена Михалевич
Начальник управления социальной и воспитательной работы ГУО "Академия последипломного образования"
Ольга Матюхова
Начальник Республиканского центра психологической помощи

Школа уделяет особое внимание формированию информационной культуры учащихся - эксперт

Школа уделяет особое внимание формированию информационной культуры учащихся, сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник управления социальной и воспитательной работы Академии последипломного образования Елена Михалевич.

"Актуальная проблема современности - социализация детей и подростков в условиях стремительно нарастающих информационных потоков, прежде всего в электронном пространстве. Интернет, ставший естественной коммуникационной средой для подрастающего поколения, оказывает безусловное влияние на мировоззрение и поведение школьников. Эта среда наполнена полезной информацией и одновременно выступает каналом трансляции рисков социализации. В учреждениях образования этому уделяется большое внимание. Работа классного руководителя по сопровождению учащихся в интернет-пространстве включает в себя в первую очередь изучение их способностей и интересов, создание условий по их реализации. Это одно из важных условий профилактики любого рода зависимости. Важное значение отводится формированию информационной культуры среди учащихся, которая включает способность отбирать качественную информацию, умение оценивать ее достоверность, дифференцировать своих собеседников", - сказала Елена Михалевич.

Досуг ребята нередко проводят в интернете. "Надо просто понять истинные потребности детей. Поэтому в учреждениях образования создаются все условия, чтобы они могли с интересом и пользой проводить свободное время. Это и объединения по интересам различной направленности, конкурсы, экскурсии и другие воспитательные мероприятия", - отметила начальник управления.

Елена Михалевич подчеркнула: все большую актуальность сегодня приобретает создание и развитие внутрисетевого взаимодействия. "Многие классные руководители контактируют с детьми в социальных сетях, что дает им возможность влиять на информационную культуру ученика, формировать ее. Педагоги стараются донести до родителей, что главным фактором, благодаря которому возникает интернет-зависимость у подростков, включая игровую, является нехватка живого общения с реальными людьми, близкими, семьей. Только совместными усилиями мы можем защитить наших детей от негативного влияния виртуального пространства", - добавила она.

Минобразования: важно научить детей правильно оценивать информацию

На то, как важно научить детей правильно оценивать информацию, обратила внимание во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник управления информационных образовательных технологий Национального института образования Министерства образования Ирина Харевич.

"Основы информационной безопасности - необходимая часть образовательного процесса. Важно научить детей уметь отличать фейковую информацию от правды. Они должны правильно оценивать ту информацию, которая поступает из любых источников: газеты, телевидения, интернета", - сказала Ирина Харевич.

Она выделила три направления работы учреждений образования в этой области: защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий, использование контентной фильтрации сайтов с содержимым, не имеющим отношения к образованию, обучение детей основам информационной безопасности. "Основной учебный предмет, в котором дается информация по интернет-безопасности, - информатика. Он изучается в школах с 6-го класса. Кроме того, у нас есть учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". До 6-го класса он идет как обязательный, потом как обязательное факультативное занятие. Уделяется большое внимание интернет-зависимости, использованию компьютера и мобильного телефона, чтобы они не навредили жизни учащегося. Есть факультативное занятие "Школа юных защитников Отечества" для учащихся 8-9-х классов, где тоже уделяется внимание безопасному использованию интернета. Вопросы медиаграмотности рассматриваются на уроках обществоведения", - рассказала начальник управления.

Она добавила, что эти вопросы рассматриваются и на классных часах, становятся темой обсуждения во время родительских собраний. "Поднимаются вопросы, как не допустить, чтобы у ребенка возникла интернет-зависимость, а если это произошло, как поступить в такой ситуации. Нужно обязательно говорить об этом со своим ребенком. Возможно, это сигнал для того, чтобы изменить правила общения в семье, больше внимания уделять ребенку", - отметила Ирина Харевич.

Матюхова: дети должны соблюдать четкие правила использования гаджетов и интернета

Дети должны соблюдать четкие правила использования гаджетов и интернета, рассказала во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник Республиканского центра психологической помощи Ольга Матюхова.

"Большинство детей считают: все, что они делают в виртуальном мире, остается за кадром, скрыто от общества. А вести себя там нужно так же, как и в реальной жизни. Но дети экспериментируют, прощупывают границы дозволенного, не осознавая последствий. На сегодняшний день в Республиканском центре психологической помощи из общего числа (1883) обращений 78 - по вопросам буллинга, 58 - кибербуллинга, по вопросам кибергруминга было в сопровождении две семьи", - сообщила Ольга Матюхова.

По ее словам, не секрет, что многие родители, чтобы иметь больше свободного времени для себя, занимают ребенка телевизором или компьютером. "Вместе с тем многих трудностей можно избежать, если родители устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила использования гаджетов и интернет-ресурсов", - обратила внимание психолог.

Что касается подростка, родителям необходимо перейти от контроля к сотрудничеству. "Следует договариваться о правилах, учитывая аргументы самого подростка, проявлять понимание и гибкость в отношении его желаний. В этот период именно доверительные отношения станут гарантом безопасности, - советует психолог. - Отдельно необходимо обсудить вопросы, связанные с соцсетями. Изучите вместе с подростком важные для него социальные сети, разберитесь в настройках, позвольте ребенку самостоятельно, но при вашей поддержке настроить приватность странички и другие ее параметры. Следует уважать личное пространство подростка, в том числе в соцсетях. Не нужно читать переписку, заходить в аккаунт без спроса, менять его личные данные, удалять или добавлять записи от его имени".

Республиканский центр психологической помощи проводит лектории для родителей по вопросам предотвращения буллинга, кибербуллинга, поддержки детей и подростков в таких ситуациях. "На таких лекториях раскрывается не только содержание различных сетевых угроз, но и способы эффективного родительского взаимодействия в интернете с детьми и подростками. С февраля центр совместно с Минским государственным дворцом детей и молодежи реализует образовательно-информационный проект для учащихся подросткового возраста "Безопасное общение - навык XXI века", в который включен блок по развитию навыка безопасного поведения в киберпространстве. На занятиях этого блока учащиеся знакомятся с психологическими и техническими способами обезопасить и защитить себя от киберугроз, развивают навыки эффективных коммуникаций в интернете. Участники активно решают кейсы, связанные с различными проблемными ситуациями, которые могут возникнуть у интернет-пользователей, определяют эффективные способы предотвращения и разрешения подобных ситуаций", - рассказала Ольга Матюхова.

С начала апреля из-за эпидситуации специалисты центра разработали и проводят серию вебинаров. Работа по информированию о правилах безопасного поведения в интернете ведется в трех направлениях: родители, педагоги, учащиеся. А для педагогов-психологов учреждений образования планируются вебинары с теоретическими аспектами вопроса, а также с распространением практического опыта работы с подростками и родителями по этому направлению.

Выявляемость преступлений в сфере насилия над детьми возрастает - МВД

Выявляемость преступлений в сфере насилия над детьми возрастает, заявил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Дмитрий Цаюн.

"С 2012 по 2018 год количество выявленных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних возросло более чем в 20 раз, а тяжких и особо тяжких - более чем в 30 раз. Число установленных с 2013 по 2018 год подозреваемых и потерпевших увеличилось почти в 7 и 6 раз соответственно, - рассказал Дмитрий Цаюн. - В 2019 году выявлено 703 преступления в сфере педофилии, в том числе 433 тяжких и особо тяжких. Установлены 353 подозреваемых и 477 потерпевших детей, включая 179 малолетних. За пять месяцев этого года выявлено 296 общественно опасных деяний против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, в том числе 173 тяжких и особо тяжких. Установлено 189 детей, потерпевших от педофилии, в том числе 63 малолетних. По уголовным делам проходят 143 подозреваемых в педофилии".

Угроза современности - перемещение первичного контакта педофила и ребенка в виртуальное пространство. "Использование интернета дает возможность педофилу беспрепятственно общаться с детьми, психологически обрабатывать их для сексуальных действий или получения их откровенных изображений (так называемый груминг). В результате педофил может точно установить местонахождение ребенка и по фотографии даже оценить его. Дальше, например, ребенка могут встретить у школы или по пути следования домой, обмануть какой-нибудь легендой и отвести в укромное место. Интернет нужен педофилу в первую очередь для того, чтобы с меньшим риском подобрать себе жертву, а самому при этом остаться неизвестным. Все делается удаленно, и нет риска открыть свою личность. Даже вообще можно выдать себя за другого, скажем, за ребенка", - отметил замначальника.

Кроме того, педофилия тесно связана с оборотом детской порнографии. "Каждый порнофильм, каждая порнофотография с участием ребенка - результат совершения в отношении него особо тяжкого преступления, причина которого - высокий спрос на конечный порнопродукт", - подчеркнул Дмитрий Цаюн.

В 2019 году МВД совместно с Минобразования и представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси ввело в эксплуатацию информационный ресурс kids.pomogut.by, который в том числе предназначен для получения онлайн-консультаций и полезной информации по безопасному поведению детей в интернете. Планируется интегрирование ресурса в образовательный процесс. Для совершенствования защиты детей от насилия и эксплуатации МВД разработало план организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2020-2022 годы.

К списку