В Беларуси впервые издано пособие для педагогов, посвященное актуальным вопросам обеспечения информационной безопасности. Эта работа была организована в рамках деятельности Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь. В ней приняли самое активное участие Госсекретариат Совета Безопасности, Министерство образования, Белорусский институт стратегических исследований, другие государственные органы, а также средства массовой информации, депутатский корпус.
Среди авторов издания - ученые и практики в сфере национальной безопасности, юриспруденции, информационного права, педагогики. Одна из важных задач, стоявших перед авторами пособия, - повышение информационной грамотности и культуры населения, в первую очередь подрастающего поколения. Авторским коллективом обстоятельно разъяснены концептуальные основы информационной безопасности, вопросы правового регулирования в этой сфере, современные технологии средств массовой коммуникации в контексте рисков и вызовов, меры общественного контроля в сети Интернет. Проведен комплексный анализ зарубежного передового опыта, в том числе с точки зрения его применения в белорусских реалиях.
Участники круглого стола подробно рассказали о целях и задачах пособия, а также обсудили актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности в Беларуси.
К выработке подходов в обеспечении информационной безопасности необходимо подходить комплексно, заявила во время круглого стола "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Богомаз.
"Информационная сфера развивается колоссальными темпами, ведь именно в интернете обеспечивается реализация современных потребностей и интересов не только общества в целом и отдельных социальных групп, но и конкретного человека, формируется его мировоззрение. Поэтому к выработке подходов в обеспечении информационной безопасности необходимо подходить комплексно, обеспечивая сбалансированный сплав научных и практических подходов с привлечением специалистов из разных областей: педагогов, психологов, в области IT-технологий, правоохранительных органов", - рассказала Ольга Богомаз.
По ее словам, перспективным видится дальнейшее развитие направлений работы по обеспечению информационной безопасности учащихся с учетом возрастных особенностей школьников. "Так, например, в начальной школе важно уделять внимание рискам, связанным с негативным воздействием в сети посторонних лиц, а также совместной работе с родителями, направленной на формирование у детей навыков безопасного поведения в интернете, информированию о позитивном контенте в интернете. В 5-6-х классах - опасностям, с которыми может столкнуться ребенок в интернете, культуре организации компьютерного досуга и профилактике игромании, особенностям возникновения компьютерной зависимости и способам ее профилактики, изучению таких понятий, как мошенники, сетевой этикет и навязчивые предложения в интернете. В 7-9-х классах важно уделять внимание вопросам кибербезопасности, правилам защиты от вредоносных программ, особенностям современного цифрового мира как киберпространства, а также обучению подростков и родителей приемам противодействия деструктивным феноменам интернет-коммуникации (троллинг, моббинг, кибербуллинг)", - отметила аналитик.
В старшей школе акцент следует делать на формировании правопослушного поведения в сфере информационной безопасности с разъяснением ответственности за нарушение законодательства в этой сфере. "А также разъяснять технологии манипулирования в информационном пространстве, источники деструктивного информационно-психологического воздействия и особенности деятельности современных медиа, распространяющих деструктивный контент. Особое внимание необходимо уделять правилам информационной гигиены учащихся", - подчеркнула Ольга Богомаз.
В 2021 году в издательском центре Национального института образования вышло в свет пособие "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности". "Оно затрагивает важную тему, актуальность которой сложно переоценить. Как представляется, это учебное пособие выступает основой для дальнейшего объединения усилий ученых и практиков из различных сфер науки и практики для дальнейшего развития направления обеспечения информационной безопасности. Безусловно, оно будет востребовано в образовательных учреждениях и станет настольной книгой для учителей школ и средних специальных учреждений", - дополнила аналитик.
Умение работать с информацией является основой безопасного поведения учащихся в интернете, заявила во время круглого стола на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по методической работе Национального института образования Людмила Романовская.
"Умение работать с информацией, медиатекстами является основой безопасного поведения учащихся в сети Интернет, а также одним из важнейших условий развития у учащихся информационной культуры", - сказала Людмила Романовская.
По ее словам, 2021 год для национального учебного книгоиздания был наполнен знаковыми событиями. "Наряду с тем, что мы завершили обновление общего среднего образования изданием уже последних 14 новых учебников для 11 класса, изданием нового национального букваря, Национальный институт образования много внимания уделял в том числе и подготовке пособий для педагогов. И к нашей огромной радости в 2021 году увидело свет пособие, которое подготовил издательский центр Национального института образования под названием "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности". Это пособие - уникальный проект, результат плодотворного межведомственного сотрудничества. Решение о его разработке было принято на заседании межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совете безопасности", - отметила замдиректора.
Людмила Романовская подчеркнула, что обеспечение устойчивости общества к деструктивному информационно-психологическому воздействию, фейкам, мошенничеству в сети интернет достигается в том числе и за счет повышения информационной грамотности населения. Безусловно, все это должно найти отражение в обновленной Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
"Надо отметить, что пособие адресовано не только педагогам учреждений общего среднего образования, но и специалистам системы профессионально-технического и среднего специального образования. Среди авторов ученые-практики как в сфере национальной безопасности, так и юриспруденции, информационного права, педагогики. В состав авторского коллектива вошли ведущие специалисты Государственного секретариата Совета безопасности, Белорусского института стратегических исследований, а также сотрудники Республиканского института профессионального образования и Национального института образования".
Замдиректора уверена, значение этого пособия сложно переоценить. "В руках у педагогов сегодня есть пособие, содержание которого, на наш взгляд, удачно сочетает в себе теоретическую и практическую составляющие, так необходимые в работе современного педагога. Авторским коллективом изложены концептуальные основы информационной безопасности, вопросы правового регулирования в этой сфере, современные технологии средств массовой коммуникации в контексте рисков и вызовов, меры общественного контроля в сети Интернет. Проведен комплексный анализ зарубежного опыта в этой сфере с преломлением на современные реалии нашей страны, актуализирована проблема деструктивного информационного воздействия на подрастающее поколение, в том числе в части так называемого теневого интернета, механизмов манипулирования сознанием, распространения фейков антигосударственного толка", - рассказала она.
Большую помощь педагогам в практической деятельности окажут материалы раздела пособия под названием "Организационно-методическое обеспечение информационной безопасности учащихся". "В содержании этого раздела рассмотрены такие понятия, как информационная грамотность, медиаграмотность, информационная культура, информационный иммунитет. Описаны условия формирования информационной культуры учащихся, представлены организационно-педагогические условия создания воспитывающей информационной среды.
Важным также представляется нам содержание раздела под названием "Умение работать с информацией в сети Интернет", в котором представлены этапы работы с информацией, в частности с медиатекстами. Мы полагаем и уверены в том, что деятельность учащихся по работе с медиатекстами может быть организована не только в рамках учебной деятельности, но и в рамках внеучебной работы. В этом случае она направлена на решение в том числе и воспитательных задач, формирование творческого мышления, коммуникативных умений, развитие художественного вкуса, эмоциональной сферы личности, - добавила Людмила Романовская. - Педагогам также предлагаются эффективные формы работы. В частности, представлена разработка мероприятий в рамках информационно-образовательного проекта "Школа активного гражданина" под названием "Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность".
Замдиректора уточнила: преодолеть негативное влияние сети Интернет и научить детей безопасному существованию в современном информационном пространстве можно только организуя тесное взаимодействие педагогов, родителей и формируя осознанное понимание у учащихся, что необходимо делать для этого. "И начинать надо в том числе и с формирования понимания того, насколько личность сегодня уязвима в сети Интернет. Благодаря этому пособию у педагогов есть инструменты, с помощью которых они могут вовлечь в эту работу и родителей в том числе. Представлены памятки, примеры форм работы для того, чтобы можно было в этом направлении работать", - дополнила она.
Информационное поле - главный фронт, на котором идут мировые сражения. Об этом заявил во время круглого стола "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
"Информационное поле на сегодняшний день - главный фронт, на котором идут в том числе и мировые сражения и где концентрируются основные вопросы оказания негативного влияния и разрушения нашего общества. Мы знаем: захватить внешне нашу землю невозможно. Мы этого никогда не позволим сделать. А вот разрушить государство и захватить его изнутри - такие попытки неоднократно были и у нас в стране. Мы знаем, что и за пределами это сегодня происходит", - сказал Сергей Клишевич.
Депутат отметил, что мы должны быть готовы отражать все недружественные действия, попытки захватить умы нашей молодежи и в целом населения. "Чтобы развивать общество в той плоскости, которая нужна нашему народу, а не тем, кто преследует интересы иностранных государств", - подчеркнул он.-0-
Книга была и остается стратегическим оружием влияния на умы людей. Об этом заявил во время круглого стола на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
В 2021 году в издательском центре Национального института образования увидело свет пособие "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности". Пособие адресовано педагогам учреждений общего среднего образования, профессионально-технического, среднего специального образования. Одна из его важных задач - повышение информационной грамотности и культуры населения, в первую очередь подрастающего поколения, которое зачастую остается наедине со всевозможными деструктивными медиаресурсами, не подозревая об опасностях, подстерегающих в виртуальном пространстве. Прежде всего в так называемом теневом интернете.
"Книга была оружием во все времена. А сегодня это стратегическое оружие, которое может помочь нам сохранить нашу страну и дать возможность спокойно развиваться, сохранить здоровье граждан. Поскольку большая проблема в информационной плоскости связана с распространением наркотиков, порнографии. Поэтому, конечно, мы должны обучить наших граждан и в первую очередь конечно же молодежь методам, как этому противостоять", - сказал Сергей Клишевич.
Немалая роль в этой работе возложена на педагогов. "Пример 2020 года нам показал, что и сам учитель может стать предметом буллинга, травли, и его самого нужно подготовить к такой информационной работе. Только взрослый подготовленный человек способен сегодня влиять на эти процессы и научить молодого человека, школьника отличать хорошее от плохого, правильно реагировать на негатив, буллинг, травлю. В пособии все это есть. Думаю, если мы обучим наших основных проводников вопросам информационной безопасности, то большое дело сделаем. Но здесь должен быть комплекс мер. И это не только учебные заведения, к этой работе должны активно подключиться и средства массовой информации, которые должны работать в противовес этим негативным явлениям. Наши спецслужбы тоже должны соответствующими технологиями владеть и знать, как таким же технологиям противостоять. Против каждого оружия должно быть контроружие", - подчеркнул депутат.
Сергей Клишевич уверен, что это пособие не должно пылиться на полках. "Нужно, чтобы как можно больше людей овладели этой технологией. Нужно наладить систему обучения наших преподавателей, чтобы до каждого учителя мы дошли с этим пособием. Тогда это будет иметь весомый результат", - дополнил он.
Цель деструктивного воздействия на умы граждан - заставить нас жить по чьей-то указке. Об этом заявил во время круглого стола "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Игорь Завалей.
"Эта тема сверхактуальна сегодня, поскольку алгоритмы и формы донесения информации постоянно видоизменяются, - сказал Игорь Завалей. - В проекте Конституции появилась новая статья 28, которая звучит так: "Государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании". Кажется, одно простое предложение, но за ним стоит очень огромный труд и огромная важность. Из всех статей, которые либо изменялись, либо вносились, - это, на мой взгляд, одна из самых главных, потому что это основа национальной безопасности".
По словам депутата, деструктивное воздействие на умы граждан, особенно молодежи, в последнее время особенно ощутимо. "Если мы здесь не будем работать, если не будем воздействовать на умы в хорошем смысле этого слова, то завтра будем жить не сами по себе, а уже по чьей-то указке", - отметил парламентарий.
Нужно формировать у обучающихся критическое отношение к информации в интернете, заявила во время круглого стола на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по методической работе Национального института образования Людмила Романовская.
"Понятие "информационная культура" очень широкое. И при ее формировании не стоит привязываться к мерам профилактики по работе с какой-то конкретной социальной сетью или каким-то еще ресурсом. Это должна быть масштабная работа, направленная на формирование некого универсального навыка. Мы в системе образования к такому навыку относим и формирование критического мышления. То есть критическое отношение к информации, где бы она ни была: в сети, газете, журнале, на рекламном плакате. И вот эти навыки критического мышления, этот посыл мы стараемся закладывать во все учебные пособия", - рассказала Людмила Романовская.
По ее словам, есть учебные предметы, которые в большей степени способствуют развитию критического мышления. К примеру, вышла новая линейка учебных пособий по обществоведению. В каждом из них есть памятки: "Проверяем надежность и достоверность информации", "Проверяем наличие стереотипов в рекламе", "Как распознать фейки", "Памятка для проверки фотографии в сети". С помощью этих памяток в учебном пособии даны задания.
В 2021 году в издательском центре Национального института образования увидело свет пособие "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности". Пособие адресовано педагогам учреждений общего среднего образования, профессионально-технического, среднего специального образования. Одна из его важных задач - повышение информационной грамотности и культуры населения, в первую очередь подрастающего поколения, которое зачастую остается наедине со всевозможными деструктивными медиаресурсами, не подозревая об опасностях, подстерегающих в виртуальном пространстве. Прежде всего в так называемом теневом интернете.
Практически 97% белорусской молодежи пользуются интернетом ежедневно, сообщила во время круглого стола на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА аналитик Белорусского института стратегических исследований Ольга Богомаз.
"Социологические опросы, проведенные по заказу Белорусского института стратегических исследований "Поколение Z: установки и ценности современной белорусской молодежи" (изучалась молодежь 14-17 лет), показали, что практически 97% респондентов пользуются интернетом ежедневно. При этом свыше 60% опрошенных отметили, что пользуются различными социальными сетями 3-4 раза в день. Наиболее популярные из них - TikTok, Instagram и "ВКонтакте". Мы видим, что современное информационное пространство способно объединять различные социальные группы, детей и молодежь как для обсуждения насущных вопросов, так и для получения соответствующих знаний. Вместе с тем обратным эффектом интернет-серфинга является деструктивное информационное воздействие на личность и общество, что уже сегодня является одной из глобальных проблем", - рассказала Ольга Богомаз.
По ее словам, технологии информационного воздействия современных медиа в национальном информационном пространстве динамично развиваются, быстро адаптируются к изменениям и запросам подрастающего поколения, учитывают потребности детей и молодежи, что, с одной стороны, предоставляет им возможности в освоении знаний, а с другой, - формирует новые риски и вызовы в информационной сфере.
"Высокая восприимчивость детей и молодежи к информационному воздействию обусловлена их малым жизненным опытом, недостаточными знаниями и представлениями об объективной реальности, несформированной критичностью мышления, а также потребностями в положительной оценке себя и своих действий, которую они могут получать в том числе посредством взаимодействия с информационными потоками. Поэтому повышение информационной грамотности населения в контексте обеспечения информационной безопасности важно учитывать при разработке концептуальных основ обеспечения национальной безопасности, в частности, при разработке положений новой редакции Концепции национальной безопасности", - отметила аналитик.
Ольга Богомаз подчеркнула, что перспективным направлением в контексте развития проблематики защиты подрастающего поколения от угроз в сетевом пространстве видится выработка мер, "направленных на обеспечение общественного контроля в сети Интернет в целях недопущения "перепрошивки" мировоззрения подрастающего поколения и распространения среди молодежи несвойственных для белорусского общества ценностных установок, а также размывания их исторического самосознания, что особенно актуально в Год исторической памяти".
Основная угроза и опасность переписывания истории находится в информационном пространстве. Об этом заявил во время круглого стола на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности" в пресс-центре БЕЛТА член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Игорь Завалей.
"Внесена ст.15 в проект Конституции, которая гласит, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. И мы здесь говорим не про учебники, в них и так про все это написано. В первую очередь мы говорим об информационном пространстве. Вот здесь у нас основная угроза и опасность переписывания истории, - сказал Игорь Завалей. - Нам, взрослым, кажется, как можно поверить, что мы первые напали, а не Германия. А вот для подростка, который, по сути, чистый лист, интернет - это истина в первой инстанции. И он еще будет думать, где правда: то, что ему рассказали в школе, или то, что написал его любимый блогер, который для него является лидером мнений. Вот еще что важно - необходимо создать лидеров мнений. Потому что один человек, выложив пост со своим мнением, формирует мнение у миллионов людей. И это не преувеличение. Мы все знаем, что у некоторых блогеров в подписчиках по 10, 20, 30 млн человек".
Депутат подчеркнул, что сегодня для всех стало очевидным, как за пределами нашей страны создаются деструктивные инфоповоды, которые дискредитируют наше государство. "И тем самым формируя мнение как за пределами, так и внутри страны. И в основном, конечно, это имеет влияние на молодое поколение. И все что здесь (в интернете. - Прим. БЕЛТА) - это для них правда. И нам необходимо двигаться семимильными шагами в этом направлении", - констатировал он.