Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

В Беларуси есть проблема бюрократизма в науке

Мнения 06.12.2011 | 19:14
В Беларуси есть проблема бюрократизма в науке, и ее нужно решать. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА академик, советник Национальной академии наук Беларуси Петр Никитенко сегодня во время международной научно-практической конференции по проблемам защиты белорусских брендов.

Ученый рассказал о своем участии с украинскими коллегами в анализе проблемы бюрократизации науки в европейских странах. "В условиях бюрократизации науки, самой науки становится все меньше, то есть ее исполнителей, а вокруг растет огромный бюрократический слой чиновников от науки, которые питаются научными разработками, - сказал ученый. - Мы проанализировали финансирование европейских программ и увидели, что там максимум 10-15% средств идет на науку, а все остальное по дороге разбирается различными организаторами, экспертами и так далее. Эта болезнь касается и нас".

Для решения этой проблемы нужно бороться и с интеллектуальным рейдерством, считает Петр Никитенко. "Должным образом не оформляется, не фиксируется авторство идеи, мысли, в результате наблюдается интеллектуальное рейдерство, воровство, если говорить нормальным русским словом", - сказал он. Возникает незаинтересованность людей науки в своем труде.

Академик также считает, что наука должна работать под конкретного заказчика. Стороны должны договариваться о выполнении научного заказа, его финансировании, тогда этот процесс будет идти четко и прозрачно, отпадут лишние звенья, которые только утяжеляют работу и, соответственно, бюрократизируют ее. Сегодня научная продукция суммируется в ВВП с произведенным трактором, молоком, другим изделием, но доля науки не вычленяется. Это также сдерживает процесс развития наукоемкости производства.

Важное место в этом процессе должно занимать развитие брендинга. Пока в Беларуси не создана система брендинговой политики. "Здесь мы, как и в рекламной сфере, только пытаемся на не очень профессиональном уровне решать проблему, - сказал Петр Никитенко. - Мы подходим к понятию брендинга не как к экономической категории, а как к сфере, которая удовлетворяет интересы конкретного человека". Для преодоления этой проблемы роста нужно расширять соответствующую законодательную базу, обновлять ее, исходя из новой философии, хозяйственной, инновационной, гуманной, отметил ученый.
Все мнения