Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

Союзному государству необходима единая компьютерная программа против плагиаторов

Мнения 02.04.2011 | 17:56

В Союзном государстве необходимо разработать единую компьютерную программу против плагиаторов в науке и образовании. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА член Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Зданович.

По его мнению, прежде всего нужно обеспечить единство требований к диссертационным исследованиям и сопоставимости основных требований к соискателям ученых степеней и званий, нужно выработать одинаковые критерии оценки теоретического уровня и практической ценности работ. Экспертиза материалов должна вестись объективно и независимо, а защита всех диссертаций (за исключением затрагивающих безопасность страны) - гласно и публично. В пределах Союзного государства обязательно должна действовать единая компьютерная программа, позволяющая выявлять плагиаторов, подчеркнул Владимир Зданович.

Он считает, что в сфере подготовки кадров высшей научной квалификации нужно навести порядок и установить единые жесткие меры к нарушителям закона - лишение степеней и званий за "протаскивание диссертации", вплоть до уголовных мер. "В любом случае, нужно энергичней действовать, попытаться гармонизировать нормативно-правовую базу. Ведь это было бы настоящим движением к обеспечению действительно равных прав граждан России и Беларуси и на продолжение образования, и на трудоустройство в соответствии с полученной специальностью", - сказал собеседник.

Владимир Зданович отметил также, что с признанием документов об образовании на территории Союзного государства особых проблем нет. В соглашении о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях четко определено, что эквивалентными при продолжении образования признаются белорусское свидетельство о базовом образовании и российский аттестат об основном общем образовании, при поступлении в вузы и ссузы - аттестат об общем среднем образовании, так же и с другими документами об образовании. Правда, есть нюансы. Хотя аттестаты об общем среднем образовании признаются безоговорочно, однако в России учебный год завершается в то время, когда в Беларуси уже идет тестирование, что не позволяет российским выпускникам принять участие во вступительной кампании в белорусские вузы. Белорусские ребята в лучших условиях - они могут пробовать свои силы в вузах обоих государств. "Именно по этой причине в государственных вузах республики сейчас учатся только 2 тыс. граждан России, в то время как в российских вузах - более 19 тыс. белорусских граждан. И если мы ставим цель увеличить число студентов из других стран, то следует решить первоочередную задачу: привести в соответствие сроки приема документов в вузы", - сказал Владимир Зданович.

По его мнению, для активизации образовательного процесса, лучшей гармонизации сфер образования Беларуси и России, нужно как можно более активно решить задачи, определенные стратегией создания общего образовательного пространства: создать описание и систему приравнивания всех уровней и ступеней образования, установленных в России и Беларуси, на базе которых можно было бы проводить взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней; обеспечить для всех граждан действительно равную доступность в образовательные учреждения, расположенные на территории Союзного государства (одинаковые требования к абитуриентам, сроки поступления, формы испытаний); на деле осуществлять установленное законом право обучающегося любого образовательного учреждения на переход для продолжения обучения в любое подобное учреждение на территории общего единого образовательного пространства; обеспечить работоспособность единой системы информации об организации учебного процесса и содержания знаний на каждом уровне или ступени образования при освоении конкретной специальности; ввести стандарт качества с единой методологией его определения и системой контроля.

Все мнения