Система дополнительного образования взрослых должна стать одной из главных в инновационной экономике
Система дополнительного образования взрослых должна стать одной из главных составляющих в обеспечении кадровой составляющей инновационной экономики. Именно поэтому одной из целей Программы деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы является создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА первый заместитель министра образования Александр Жук.
По его словам, мировые тенденции развития, прогресс науки и техники, стремительные темпы развития технологий, рост требований к качеству трудовых ресурсов и повышение роли человеческого потенциала приводят к тому, что дополнительное образование взрослых сегодня становится одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны.
В Беларуси услуги по дополнительному образованию предоставляют не только республиканские органы госуправления, но и индивидуальные предприниматели, общественные организации. С введением Кодекса Беларуси об образовании, расширилось само понятие "дополнительное образование взрослых". Если раньше оно включало повышение квалификации, переподготовку, стажировку и профессиональное обучение, то сейчас это понятие вбирает 12 образовательных программ.
К основным функциям министерств и ведомств отнесены научно-методическое обеспечение дополнительного образования взрослых, а также разработка образовательных стандартов переподготовки. По данным Национального статистического комитета в 2010 году в республике насчитывалось 4 млн. 17 тыс. 899 работников. Наибольшее количество - в промышленности, образовании, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, строительстве. В системе дополнительного образования взрослых ежегодно обучаются более 13% общего количества работников.
Единая система специальностей переподготовки и профилей (направлений) образования повышения квалификации кадров создана в Министерстве образования и находится в тесной взаимосвязи с системой специальностей трех уровней основного профессионального образования: высшего, среднего специального и профессионально-технического. Эта система представлена в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь "Специальности и квалификации". В 2010-2011 годах было инициировано внесение в классификатор 13 новых специальностей переподготовки.
"Однако при этом специалисты не в полной мере учитывают инновационные аспекты формирования новых специальностей, сохраняется тенденция к "повторению" специальностей высшего образования", - отметил Александр Жук. Он также добавил, что практически нет предложений от министерств, иных организаций по открытию специальностей переподготовки технического профиля, связанных с освоением новой техники и современных технологий.