Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

Новый закон об обращениях граждан систематизирует законодательство в этой сфере

Мнения 23.01.2012 | 12:14
Вступивший в силу в Беларуси 22 января закон "Об обращениях граждан и юридических лиц" систематизирует законодательство в этой важной сфере. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА начальник организационно-контрольного отдела прокуратуры Витебской области, старший советник юстиции Игорь Богачев.

"Фактически новым документом регламентируется порядок реализации конституционного права каждого гражданина на обращение в государственные органы. При этом использование данного права расширено и предоставлено также индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам", - подчеркнул Игорь Богачев.

В законе определены основные термины, права и обязанности заявителей, обязанности организаций при рассмотрении обращений, порядок подачи письменных и устных заявлений, особенности рассмотрения коллективных, анонимных, повторных, электронных и иных обращений, порядок проведения личного приема граждан и представителей юридических лиц, а также другие вопросы. По сравнению с ранее действовавшим законом об обращениях граждан новый имеет ряд существенных новаций. В частности, определен порядок составления и рассмотрения электронных обращений, поступающих на адреса электронной почты либо размещенных на официальных сайтах организаций в сети Интернет. Электронные обращения должны будут содержать те же сведения, что и письменные, но вместо личной подписи следует указывать адрес электронной почты заявителя. Ответы на такие обращения, а в необходимых случаях уведомления о продлении срока их разрешения будут направляться (за исключением некоторых случаев) на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях. "С учетом развития интернет-технологий, их ролью в жизни общества, это важный подход к организации работы с обращениями граждан", - уверен собеседник.

Руководители государственных органов, иных организаций теперь имеют право применять при личном приеме граждан, их представителей, а также представителей юридических лиц технические средства, то есть производить аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку. Однако о применении таких средств заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема. "Это позволит защитить интересы каждой из сторон в случае спорных ситуаций", - отметил Игорь Богачев.

Новым законом установлены более четкие требования к письменным ответам на письменные обращения. Они должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей. Письменные ответы подписываются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными или должностными лицами. Ответы на письменные обращения излагаются на языке обращения (русском или белорусском). Срок для рассмотрения письменных обращений (в том числе записей в книге замечаний и предложений) установлен не позднее 15 дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка - не более одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители в пятидневный срок со дня продления срока рассмотрения обращений уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий или сроках рассмотрения обращений по существу.

"Таким образом в целом документ расширяет возможности обращения граждан и юридических лиц в госорганы, делает власть более открытой и доступной для людей", - заключил Игорь Богачев.

В 2011 году в органы прокуратуры Витебской области поступило почти 9,4 тыс. обращений граждан (на 5,3% больше по сравнению с 2010 годом), из которых непосредственно сотрудниками прокуратуры разрешено 6,5 тыс. заявлений. Из числа разрешенных обращений удовлетворено 598 заявлений, или 9,2% (11,8%). Высокий процент удовлетворенных жалоб отмечается в Городокском, Лиозненском, Дубровенском, Шарковщинском, Поставском районах. Больше всего обращений разрешено по вопросам следствия или дознания - 2980, или 45,8% от общего числа разрешенных. Удовлетворено 234 указанных обращения.

Кроме того, прокурорами рассмотрено 1509 заявлений юридических лиц. На личном приеме сотрудниками органов прокуратуры принято 6,2 тыс. человек. Также за минувший год органами прокуратуры проведено 112 проверок исполнения законодательства об обращениях граждан, по результатам которых руководителям учреждений, предприятий и организаций направлено 88 представлений и 17 предписаний, в отношении 29 должностных лиц вынесены официальные предупреждения о недопустимости нарушений закона. По требованиям прокуроров к дисциплинарной, административной и материальной ответственности привлечены 120 человек.
Все мнения