Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

ЕАЭС и экономический пояс Великого шелкового пути взаимодополнимы

Мнения 11.07.2014 | 13:31
Вадим Гигин

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и строительство экономического пояса Великого шелкового пути взаимно дополняют друг друга. Такое мнение высказал сегодня главный редактор журнала "Беларуская думка", политолог Вадим Гигин в ходе экспертного круглого стола "Евразийский союз: проблемы становления и перспективы развития", передает корреспондент БЕЛТА.
Вадим Гигин отметил, что подписание в мае текущего года в Астане Договора о полноценном создании ЕАЭС Беларуси, России и Казахстана дало старт очередному этапу евразийской интеграции. В то же время в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу совместного формирования со странами Евразии экономического пояса Великого шелкового пути.

"Строительство экономического пояса и создание ЕАЭС не только не мешают друг другу, но и взаимно дополняют, их можно вести параллельно. Это и будет новым источником силы и энергии для роста всеобъемлющих отношений стратегического партнерства между Китаем и странами постсоветского пространства", - убежден Вадим Гигин.

Политолог отметил, что реализация экономического пояса будет в полной мере опираться на уже существующие двусторонние и многосторонние механизмы сотрудничества Китая с соответствующими странами, на созданную эффективную региональную площадку сотрудничества. При этом проект не дублирует, тем более не соперничает с другими механизмами сотрудничества - такими, как ШОС, ЕАЭС и т.д.

"Учитывая сегодняшние геоэкономические отношения, экономический пояс также тесно связан с Россией, Беларусью и другими постсоветскими странами", - отметил политолог. По его словам, за последние 20 лет КНР и эти страны, будучи традиционными друзьями и незаменимыми партнерами, установили дружественные отношения равенства и взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые ныне реализуемые проекты китайско-российского сотрудничества, например, нефтегазовые проводы, железнодорожная магистраль "Чунцин - Синьцзян - Европа", международная автомагистраль "Западный Китай - Западная Европа" и другие можно было бы сочетать со строительством экономического пояса шелкового пути, ведь в этом кроются общие интересы, считает политолог.

Он обратил внимание, что всестороннее стратегическое партнерство между КНР и Беларусью развивается динамично и устойчиво, углубляется политическое взаимодействие. Так, по информации белорусской стороны, товарооборот между двумя странами за 2013 год достиг $3,29 млрд, рост которого по сравнению с 2012 годом составил 17,41%. "И это на фоне стагнации мировой экономики", - заметил политолог. Он также напомнил, что Беларусь и Китай реализовали ряд проектов, охватывающих такие сферы, как гостиничные комплексы, дорожное строительство, коммуникации, энергетика, химическая промышленность, автомобильное строение, выпуск бытовой техники и т.д. Немало из этих проектов уже завершились и принесли определенный экономический эффект. Кроме того, развивается научно-техническое и гуманитарное сотрудничество, оживляются региональные контакты.

"Находясь на перекрестке Европы и Азии, Беларусь обладает особым преимуществом географического положения и выгодными условиями для участия в сотрудничестве с китайской стороной в формировании экономического пояса в интересах взаимной выгоды. С опорой на реализацию крупнейшего в Беларуси совместного проекта - Китайско-белорусского индустриального парка, стороны также смогут использовать огромный потенциал сотрудничества в сфере освоения новых и возобновляемых энергоресурсов, высоких технологий, транзита и взаимосвязи, объединять двустороннее сотрудничество с сотрудничеством между ЕАЭС и ЕС для совместного развития", - убежден он. Политолог также добавил, что сотрудничество ЕАЭС и КНР, в том числе в рамках экономического пояса Великого шелкового пути, - это реализация идеи Президента Беларуси Александра Лукашенко об интеграции интеграций.

"Инициатива экономического пояса Великого шелкового пути является как бы дорожной картой по сотрудничеству КНР и государств - участников ЕАЭС. В перспективе она могла бы стать основой для формирования зоны свободной торговли", - считает Вадим Гигин.

Все мнения