Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Мнения

Белорусское налоговое законодательство достаточно конкурентоспособно в условиях ЕЭП

Мнения 16.04.2013 | 15:45

Белорусское налоговое законодательство достаточно конкурентоспособно в условиях Единого экономического пространства. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА министр по налогам и сборам Беларуси Владимир Полуян.
 
С 1 января 2012 года стартовал новый интеграционный проект - Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России, который обеспечивает более тесный уровень интеграции и открывает новые перспективы для экономического сотрудничества. Одновременно ЕЭП - это около 5 млн. плательщиков - организаций и более 5 млн. плательщиков - индивидуальных предпринимателей, работающих на едином таможенном пространстве, где упразднены все тарифные и нетарифные барьеры во взаимной торговле, отсутствует таможенный контроль на внутренних границах. В ЕЭП помимо свободы передвижения товаров обеспечивается также свобода движения услуг, капитала и рабочей силы.

"В складывающейся ситуации задача налоговых органов - обеспечить эффективное единообразное налоговое администрирование в сферах, затрагивающих взаимные торговые отношения субъектов государств, входящих в Таможенный союз, Единое экономическое пространство", - отметил Владимир Полуян.

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов в Таможенном союзе и протоколы, принятые в его развитие, по сути, являются единым для трех стран законодательством, регулирующим взимание косвенных налогов во взаимной торговле, обратил внимание министр.

"Несомненно, работа в ЕЭП налагает отпечаток и на другие направления налогообложения. Ведь формирование ЕЭП означает, что плательщики вправе выбирать государство для регистрации своего бизнеса. Такой подход требует эффективных административных мер в области налогообложения, которые были бы конкурентоспособны в сравнении с нашими партнерами по ЕЭП", - продолжил Владимир Полуян.

Беларусь несколько лет подготавливала соответствующий базис. Была изменена структура налогов и размеры ставок. В сравнении с государствами - членами Таможенного союза в республике самый краткий перечень налогов, а ставки по прямым налогам в достаточной степени конкурентоспособны.

"Сопоставление объемов налоговых деклараций, количества обязательных для плательщика административных процедур, отсутствие регламентации затрат для исчисления налога на прибыль и обязательной налоговой проверки обоснованности возврата налоговых вычетов по НДС при экспорте также указывают на преимущество белорусского законодательства", - обратил внимание Владимир Полуян.

В отличие от России и Казахстана, белорусские плательщики не обязаны вести отдельно налоговый учет для исчисления налога на прибыль, составлять книгу покупок для учета налоговых вычетов по НДС. Им не вменена обязанность отслеживать направления использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг) и иных объектов. В России и Казахстане суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам) и иным объектам принимаются к вычету при условии, что эти объекты будут использованы в целях облагаемого оборота.

Также белорусским плательщикам предоставлено право выбора периодичности представления декларации по НДС и срока уплаты НДС (ежемесячно или ежеквартально). Белорусские плательщики-экспортеры вправе избрать отчетный период - месяц и ежемесячно заявлять к возврату из бюджета налоговые вычеты по НДС, приходящиеся на экспортируемые обороты, облагаемые НДС по нулевой ставке. В России и Казахстане отчетным периодом по НДС признается только квартал для всех налогоплательщиков, включая и экспортеров.

В Беларуси ставка налога на прибыль равна 18% и на дивиденды для иностранных инвесторов составляет соответственно 12% (указанная ставка налога на дивиденды также применяется и для белорусских инвесторов). В России и в Казахстане ставка налога на прибыль составляет 20%, а дивиденды, полученные нерезидентами, облагаются налогом по ставке 15%.

Следует также учитывать, что в Беларуси наиболее привлекательные условия администрирования косвенных налогов и самые короткие сроки для зачета (возврата) налоговых вычетов, отметил министр.

"Так, в результате упрощения порядка применения налоговых вычетов и упорядочения объектов налогообложения НДС с 2012 года ограничение налоговых вычетов по НДС установлено лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета. С 2013 года сняты ограничения на вычет сумм "входного" НДС, приходящихся на обороты по реализации нерезидентам работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Беларуси. Плательщики получают зачет (возврат) налоговых вычетов в течение 35 дней, в то время как у соседей Беларуси по Таможенному союзу этот срок измеряется несколькими месяцами", - обратил внимание Владимир Полуян.

Для экспортеров, декларирующих таможенным органам вывоз товаров за пределы республики в электронном виде, отменена обязанность предоставления в налоговые органы на бумажном носителе документов, обосновывающих экспорт для получения нулевой ставки НДС и льготы по акцизам.

Кроме того, в Беларуси максимально упрощено налоговое администрирование порядка подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства - члены Таможенного союза.

Все мнения