Я считаю, что в Беларуси сформирована самая полная законодательная база по семейной политике среди стран СНГ. Она четкая и ясная, включает нормативные правовые акты по поддержке и укреплению семьи, поощрению материнства и детства, защите прав детей. Даже европейские эксперты подтверждают тот факт, что в Беларуси этот вопрос проработан очень хорошо. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Как известно, в нашей стране для поддержки семьи с детьми предусмотрен ряд социальных стимулов - выплата пособий, обеспечение жильем, льготное кредитование, трудовые гарантии и др.
Однако время не стоит на месте. Экономические и политические реалии оказывают влияние на общественные отношения в области семейной политики и обуславливают процесс совершенствования законодательства, регулирующего их. Вполне естественно, что семейная политика, реагируя на многие факторы (экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию и т.д.) должна претерпевать изменения как в целях и приоритетах, так и в методах реализации. Большое влияние на семейную политику оказывает также национальный менталитет, сформированный в процессе исторического развития страны.
Если в предыдущие годы семейная политика была направлена на повышение рождаемости (и в этом были достигнуты положительные результаты), то сейчас акцент должен быть сделан и на решение социально-экономических задач семьи, реализацию ее экономической функции. Центр тяжести должен перемещаться на оказание социальных услуг семье, укрепление ее материальной составляющей, вывод детей "из тени" незарегистрированных браков.
Сегодня мы приходим к тому, что необходимо стимулировать семьи к рождению второго и третьего ребенка. Если доля первенцев в Беларуси - одна из самых высоких в мире, то доля третьих детей - одна из самых низких (в 2009 году - 7,9%). Для сравнения: в Ирландии данный показатель равнялся 17,2%, в США - 16,8%. Это заставляет серьезно задуматься.
Кроме того, необходимо разрабатывать и усиливать меры, которые бы сочетали трудовую профессиональную деятельность и выполнение семейных обязанностей. Речь идет, в первую очередь, о различных нестандартных формах занятости (в том числе гибкий рабочий день, сокращенная рабочая неделя, гибкое рабочее место и гибкий рабочий год, заемный труд и т.д.).
Следует создавать и развивать институт нянь (особенно в крупных городах, где люди больше зарабатывают и могут себе позволить оплату их услуг), а также вернуться к созданию ясельных групп с квалифицированным персоналом и комфортными условиями для детей. Выгода очевидна: многие мамы выйдут на работу "из резерва" и таким образом пополнят трудовые ресурсы, своим заработком укрепят семейный бюджет, плюс к этому на рынке труда появятся новые вакансии, расширится сфера услуг.
На мой взгляд, важнейшими приоритетными направлениями семейной политики в современных условиях могут стать увеличение компенсации семейных расходов на детей, уменьшение социального неравенства семей посредством дифференцированных форм поддержки. Следует принять более действенную систему мер по стимулированию рождаемости. Одна из них - "увязка" рождения детей и сроков выхода женщин на пенсию.
Мы не должны забывать, что только крепкая семья составляет основу сильного государства. Предлагаю учредить орден Родительской славы - награждать им семьи, в которых достойно воспитывается более четырех детей.
В самом вопросе уже заложен ответ: сегодня возможности реализовать свои права у женщин и мужчин равны. В Беларуси много сделано, чтобы права были не только провозглашены, но и реализованы в равной мере как для мужчин, так и для женщин. Это касается сферы трудовой деятельности, семейного воспитания и др. Например, благодаря изменениям в Трудовой кодекс отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет может предоставляться и матери, и отцу, и опекуну, и даже родственникам, то есть тем людям, которые на самом деле ухаживают за ребенком.
Конечно же, прогресс есть. Беларусь в индексе гендерного равноправия постоянно улучшает свои позиции и сейчас занимает 52-е место, а в индексе развития человеческого потенциала наша страна находится на 61-м месте. Все это говорит о том, что вопросы гендерного равноправия решаются в стране довольно серьезно, хотя, безусловно, проблемы еще есть. Ежегодно мы предоставляем доклад о гендерном развитии. Недавно министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина представляла его в Женеве, и ситуации в области гендерного равноправия в Беларуси была дана хорошая оценка.
Нам иногда говорят, что в Беларуси нет специального закона о гендерном равноправии. Однако, неоднократно обсуждая этот вопрос, мы пришли к выводу, что тема гендерного равноправия не столь актуальна для Беларуси. Тем более что эти вопросы определены в других нормативно-правовых актах, включая Кодекс о браке и семье. В Беларуси деятельность по воспитанию детей в Беларуси объявлена общественно полезной и относится к ней. Во многих странах, в том числе России, этого нет. Три года, которые выделяются для ухода за ребенком, в Беларуси включаются в трудовой стаж, и это - свидетельство наличия гендерного равноправия в республике. У нас также защищены многодетные матери и матери детей-инвалидов. Когда шведские эксперты посмотрели наше законодательство, касающееся гендерного равноправия, они признали, что у нас все есть и что принимать специальный закон о гендерном равноправии необязательно.
Более того, в Беларуси все больше женских профессий. Если раньше в Трудовом кодексе были определены специальные работы, где женщина не может трудиться и работать, то сейчас специальностей, по которым работают женщины, становится все больше. Белорусские женщины сегодня работают даже летчиками-испытателями. Думаю, что это нормально: если у женщины это получается, у нее есть желание и здоровье, то это нормально. Тем более что в Беларуси достаточно много женщин в военной сфере. Может быть, Светлане не повезло с коллективом, ее недостаточно оценили. У меня лично проблем с предвзятостью никогда не было. Конечно, есть проблема с выходом на работу после отпуска по уходу за ребенком, поскольку сложно освоиться после такого перерыва. Однако мы изменили законодательство, и теперь наниматель не имеет права в течение двух лет освободить женщину от работы, которая была в отпуске по уходу за ребенком. То есть белорусская женщина может реализовать свои права, а может этого не делать.
Да, у нас заработная плата ниже, чем у мужчин. Я была очень удивлена, когда узнала, что и в Швеции заработная плата женщин тоже на 20% ниже, чем у мужчин. В большинстве стран наблюдается такая же ситуация. Это связано, во-первых, с тем, что женщины, как правило, работают в сфере услуг (это традиционно женские профессии), а в сфере услуг заработная плата ниже. Так во всех странах. Но если говорить об одинаковых профессиях, одинаковых рабочих местах, то если при одинаковом объеме работы зарплата женщины ниже, чем мужчины, то это уже называется дискриминацией. В Швеции есть специальный закон, защищающий женщин, есть институт омбудсменов, куда женщины обращаются и их права восстанавливают, а наниматель платит большие штрафы.
В Беларуси также в таких случаях женщина может обратиться в суд и отстоять свои права (у нас по конституции равные права). Но прецедентов таких, по большому счету, не было, потому что заработная плата включает в том числе и премии, а женщина не всегда может в полную силу работать. С этим есть проблемы, но в каждом конкретном случае надо разбираться. Нельзя говорить, что у нас дискриминация. Есть отдельные женщины, которые так заявляют. Не так много таких примеров, хотя не исключаю, что они есть.
В целом же по гендерной статистике заработная плата женщин в Беларуси в 2010 году была на 19% ниже, чем у мужчин.
Брачный договор это форма семейных взаимоотношений, но пока у нас она не распространена. Брачный договор - это когда муж и жена договариваются заранее, как в случае развода они поделят имущество, оговаривают вопросы, касающиеся воспитания детей, и другие. Это деловой, коммерческий подход к семейным отношениям. Пока брачных договоров у нас заключается немного, нет традиций. Но законодательство пошло впереди, и это хорошо.
Однако наше законодательство построено таким образом, что оно определяет интересы того или иного члена семьи, а нужно защищать и укреплять саму семью. Необходимо включать именно семейные отношения в законодательство и защищать интересы целой семьи, а не по отдельности - мужа, жены, детей.
Алкоголизм - это явление, к сожалению, захватившее нас. Мы как-то пытались выяснить, больше или меньше у нас женщин-алкоголиков, но никто не может сказать. Нет такой статистики. Не думаю, что раньше женского алкоголизма у нас не было - раньше об этой проблеме замалчивалось. Сейчас мы снова ее раскрыли и стали о ней говорить. Проблема очень неприятная. И мы ведь всегда говорим о том, что если пьет отец - это половина семьи, пьет мать - семьи нет. С 2007 года Белорусский союз женщин проводит акцию "Женщины против пьянства женщин". Объявил эту акцию журнал "Алеся". Проводим конкурсы, рейды разные, информационно-пропагандистскую работу. Сдвиги есть, но они не такие уж большие. Проблема пьянства многомерная: в основе лежат и социально-экономические, и бытовые, и психологические условия. Когда начинаешь говорить с женщинами, что привело их к алкоголизму, то выясняется, что у каждой своя проблема, своя история или свой комплекс проблем. Мы проводили социологическое исследование. В Гомельской области оказалось, что девочки-подростки и девушки не пьют соки, 90% из них пьют пиво и джин-тоник. Это ведь путь к алкоголизму, тем более что женский организм больше подвержен этой болезни, чем мужской. И женский алкоголизм намного сложнее лечить.
Я давно занимаюсь вопросами и экономики, и социальной политики. И пришла к выводу, что это очень взаимосвязанные понятия. Нам нужно, чтобы качество и уровень жизни, благополучие граждан улучшались. Именно так мы и выстраиваем свои позиции. К примеру, на I Всебелорусском собрании мы говорили об улучшении уровня жизни, о качестве жизни мы пока еще не говорили. На II Всебелорусском собрании ставится вопрос об улучшении условий жизни. III Всебелорусское собрание прошло под эгидой качества жизни, сейчас мы опять говорим о качестве жизни. И сегодня у нас уже есть специальный инструмент, с помощью которого мы улучшаем качество жизни - это наши социальные стандарты. Мы повышаем уровень социальных стандартов именно для того, чтобы качество жизни становилось выше. Социальное развитие очень сильно влияет на экономическую составляющую. И в нашем государстве это понимают. Качество экономического роста необходимо именно для того, чтобы улучшилась жизнедеятельность людей. В то же время, если будут низкие зарплаты, пенсии, это будет способствовать росту преступности в обществе. Поэтому социальное и экономическое развитие необходимо рассматривать только во взаимосвязи. Для того чтобы экономическая составляющая была более эффективной, необходимы инновации. Конечно, та программа, которую принимали на IV Всебелорусском собрании, очень напряженная. Наверно, более напряженной программы у нас еще не было. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо развивать предприимчивость для решения поставленных задач. Эта пятилетка у нас проходит под эгидой трех "и": инициатива, инвестиции и инновации. И это все должно быть вместе. Одно без другого не может существовать.