Правительство Беларуси недавно утвердило пакет документов, которые предусматривают механизмы реализации комплекса мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. С 1 июля 2017 года распространение на территории Беларуси информационной продукции, в том числе произведенной за пределами страны, без присвоения ей знака возрастной категории, будет запрещено.
Каким образом будет производиться маркировка информационного контента? Кто и как будет определять возрастные категории? Какая ответственность предусмотрена за неправильное присвоение знака возрастной категории? Будет ли меняться сетка телевещания? На эти и другие вопросы, интересующие пользователей сайта БЕЛТА, ответят эксперты.
В начале нашей беседы хочется отметить, что Закон о внесении корректировок в законодательство по вопросам защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, а также принятое в его развитие постановление правительства Республики Беларусь от 25 октября 2016 года №871 вступают в силу с 1 июля 2017 года.
Но, несмотря на то что до вступления в силу вышеуказанных поправок еще достаточно много времени (более семи месяцев), к этой теме уже сегодня достаточно большой интерес и внимание. Это свидетельствует о том, что тема актуальна в обществе, а законодательное регулирование отношений в этой сфере весьма своевременно и ожидаемо в нашей стране.
Вместе с тем мы должны понимать, что закон не может урегулировать все жизненные ситуации и случаи. Это всего лишь первые шаги на пути к полноценной защите детей от вредной информации. На перспективу правоприменительная практика данных новаций в законодательстве сама подскажет, какие узкие места нуждаются в дополнительном регулировании.
Важно уже сегодня вести широкую разъяснительную работу в обществе в целях доведения информации об изменениях в законодательстве до всех заинтересованных субъектов правоотношений в этой сфере.
Реализация принятых поправок в законодательство позволит сформировать правильное отношение общества к данной проблематике и растить здоровое молодое поколение.
Закон разработан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, направленными на обеспечение информационной безопасности детей, в том числе закрепленными в ратифицированной Республикой Беларусь Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).
При разработке закона изучались правовые нормы и опыт многих стран в сфере обеспечения информационной безопасности детей. В том числе США, Канады, Германии, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Франции, Италии, Испании, Японии, России, Украины, Молдовы, Литвы и других.
Также были использованы положения модельного закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", принятого Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в 2009 году.
В законодательстве указанных стран предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди несовершеннолетних информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, проведение соответствующей экспертизы информационной продукции, осуществляется возрастная классификация такой продукции; установлены временные рамки трансляции передач, созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей им вред, установлены меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних.
Положения белорусского законодательства в области информационной безопасности детей направлены на унификацию и гармонизацию с нормами международного права, а также с законодательством стран - участниц Евразийского экономического союза.
Конкретный порядок обозначения информационной продукции знаком возрастной категории определен Положением о порядке присвоения информационной продукции знака возрастной категории и некоторых особенностях ее распространения, утвержденным постановлением правительства от 25 октября 2016 года №871. Согласно документу информационная продукция в зависимости от ее категории и вида обозначается соответствующей цифрой и знаком "+", например "6+", "18+" и т.д. Исключение составляет продукция радиовещательного СМИ, которая обозначается соответствующим звуковым предупреждением, например: "для детей старше 6 лет", "запрещено для детей" и т.д.
Порядок присвоения информационной продукции знака возрастной категории зависит от ее вида.
Практически каждому из видов информационной продукции в постановлении правительства посвящена отдельная глава, где подробно расписывается порядок ее маркировки.
В зависимости от тематики, жанра, содержания и художественного оформления информационной продукции, особенностей восприятия содержащейся в ней информации детьми определенного возраста, а также от возможности причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и развитию детей информационной продукции присваиваются следующие знаки возрастной категории: "0+" - без возрастных ограничений (универсальная), "6+" - предназначена для лиц, достигших 6 лет, "12+" - для лиц, достигших 12 лет, и, соответственно, "16+" и "18+".
В нормативном правовом акте раскрыты дефиниции основных видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, которые были определены в статье 371 закона "О правах ребенка".
Содержательные характеристики указанных видов информации были сформированы на основании результатов сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов государств ближнего зарубежья (России, Литвы, Молдовы), регулирующих вопросы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также международных систем рейтингов и классификаций различной информационной продукции. Это, в частности, Entertainment Software Rating Board (США и Канада), Pan European Game Information (PEGI, Европейский союз), Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle (Германия).
Для определения условий допустимости распространения среди детей информации, способной причинить вред их здоровью и развитию (критериев), использована такая качественная характеристика информации, как ее семантическая (смысловая) адекватность для лиц определенной возрастной категории.
Предлагается максимально исключить распространение среди несовершеннолетних так называемой побудительной информации. Речь идет об информации, направленной на формирование мотивации к совершению конкретных антисоциальных действий либо способной оказать негативное воздействие на социально-психологические установки несовершеннолетнего, в том числе путем внушения, подражания (формирования положительного эмоционального отношения, восхищения объектом подражания).
В этой связи предполагается присвоение возрастной категории "для лиц старше 18 лет" следующим видам информации:
вызывающая желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, табачные изделия;
дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения;
информация, побуждающая к совершению преступления или иного общественно опасного деяния, в том числе к занятию проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством, участию в азартных играх, совершению действий, связанных с изготовлением, распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера;
положительно оценивающая преступление или идеализирующая преступников, поощряющая поведение, ущемляющее человеческое достоинство, в том числе совершение насильственных действий по отношению к людям и животным;
препятствующая формированию здорового образа жизни;
информация, содержащая нецензурные слова и выражения;
информация, побуждающая к нанесению телесных повреждений или к самоубийству, описывающая средства или обстоятельства самоубийства;
поощряющая или положительно оценивающая жестокость, физическое, психическое, сексуальное насилие, сексуальную эксплуатацию, сексуальные отношения с участием детей;
отображающая издевательства над человеком или группой людей, либо их унижение в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, религиозной, языковой, половой принадлежностью, убеждениями или взглядами, социальным положением, заболеванием.
В отношении информации, связанной с перечисленными явлениями, но не имеющей побуждающего характера (так называемой констатирующей информации), в целях нивелирования ее возможного негативного воздействия на детей установлены "дозированные" условия распространения (кратковременный, эпизодический показ, демонстрация) с учетом особенностей ее восприятия детьми различных возрастных категорий. Это связано с тем, что такого рода информация не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому (например, изображение курящего человека либо лица, употребляющего алкоголь, в том числе в позитивном ключе).
Кроме того, определены условия, позволяющие распространять такую информационную продукцию. В частности, должно выражаться отрицательное, осуждающее отношение к соответствующему социальному явлению и его допустимости, или имеет место осуждение, выражение сострадания, либо имеет место иная минимизация возможного негативного воздействия.
Для информационных интернет-ресурсов законодательством предусмотрен добровольный порядок маркировки. Если владельцем информационного ресурса будет принято решение промаркировать свой интернет-сайт, то знак возрастной категории должен быть размещен на главной странице сайта или в ином удобном для обозрения месте, быть отчетливо различимым и ясно видимым. При этом он должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационного сообщения и (или) материала, распространяемого на данном информационном ресурсе.
Несмотря на то, что для владельца интернет-ресурса маркировка является правом, а не обязанностью, наличие доброй воли владельцев на осуществление маркировки всех сайтов, находящихся в национальном сегменте сети интернет, будет позитивно воспринято в обществе. Полагаю, что добросовестные владельцы ресурсов сами должны быть заинтересованы в ограждении детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию.
Для всех интернет-сайтов, как было сказано ранее, законом установлен добровольный порядок их маркировки.
Что касается технических ограничений доступа детей к "вредным" сайтам, то такие ограничения в виде административных, организационных мер, программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допускать распространения среди детей вредной информации, обязаны применять собственники компьютерных клубов, интернет-кафе, иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей в интернет, учреждения образования.
Кроме того, обеспечение защиты детей от информации может быть реализовано и родителями посредством заключения с поставщиками интернет-услуг договора на оказание услуг по ограничению доступа к информации в интернете либо путем применения организационных мер, программно-аппаратных и программных средств.
Знак возрастной категории радиопередачам присваивается редакцией средства массовой информации в соответствии с критериями, определенными постановлением №871.
Озвучивать возрастной ценз в радиоэфире будет распространитель радиопрограммы в начале трансляции, а также при каждом возобновлении ее трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Положением об общественно-консультативном совете по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, утвержденным постановлением №871, предусмотрено рассмотрение советом вопросов, связанных с применением законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Пока общественно-консультативный совет не приступил к своей работе, приводить конкретные примеры вопросов рано. Вместе с тем полагаем, что это могут быть вопросы о необходимости присвоения той или иной информационной продукции знака возрастной категории, о соблюдении порядка ее присвоения, о соответствии присвоенного знака возрастной категории критериям и ряд других.
Общественно-консультативный совет не уполномочен привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в сфере защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию.
Решения совета носят рекомендательный характер для государственных органов, осуществляющих государственное регулирование вопросов, связанных с защитой детей от вредоносной информации.
В отношении информационной продукции эротического содержания, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения закреплена норма о необходимости получения заключения Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости.
Присвоение знака возрастной категории другим видам информационной продукции не требует проведения обязательной экспертизы.
Знак возрастной категории присваивается информационной продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству информационной продукции, а распространяемой посредством культурных мероприятий - организаторами культурных мероприятий. В случае распространения продукции иностранного средства массовой информации – распространителем данной продукции.
Законодательных требований к процессу организации работы по присвоению знака возрастной категории (созданию комиссии, ее составу и т.д.) не установлено. Следовательно, субъект хозяйствования самостоятельно определяет порядок осуществления данной процедуры.
Законодательство не содержит требований к расстановке книг и других изданий в библиотеке, магазине и иных местах согласно маркировке.
Нет в законе и требований к порядку размещения и хранения книг и других печатных изданий в библиотеках. Следовательно, администрация библиотеки по своему усмотрению решает вопрос о размещении печатных изданий со знаком "18+".