Смирницкая Александра
Каковы итоги первого выборочного обследования Белстата по проблемам занятости?
Уровень безработицы в Республике Беларусь рассчитывается в настоящее время исходя из численности зарегистрированных в службе занятости безработных. В соответствии с Законом о занятости к безработным в Республике Беларусь относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, которые ищут работу и готовы приступить к ней, а также зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите в целях поиска подходящей работы.
По состоянию на 1 мая 2012 г. уровень официально зарегистрированной безработицы составляет в республике 0,7 процента к численности экономически активного населения.
В мировой практике для расчета уровня безработицы применяется методика Международной организации труда (далее - МОТ). По методике МОТ к безработным относятся граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые к ней приступить. Их число определяется на основании выборочного обследования домашних хозяйств по вопросам занятости.
Начиная с 2012 года, такое обследование ежеквартально проводится и в нашей республике. По результатам обследования мы получим возможность определять уровень безработицы как официально зарегистрированной, так и по методике МОТ.
В результате обследования будет получена всесторонняя информация о состоянии и динамике изменений на рынке труда, качественном составе рабочей силы, информацию об общей численности граждан, осуществляющих поиск работы и готовых к ней приступить, о возрастной, образовательной структуре этих граждан, причинах их незанятости,способах и продолжительности поиска работы, намерениях и готовности к трудоустройству граждан республики.
Данные сведения будут использоваться для выработки конкретных мер по обеспечению занятости неработающих граждан, вовлечению их в экономическую деятельность, в том числе и через мероприятия Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь.
В феврале текущего года Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь было проведено первое такое обследование домашних хозяйств.
По результатам обследования за февраль были получены предварительные данные, во втором квартале получим следующую информацию. После проведения нескольких квартальных обследований их данные будут размещены на сайте Национального статистического комитета.
Михальчук М.М.
В каких регионах Беларуси самая высокая безработица? Где больше всего напряженность на рынке труда исходя из количества вакансий и численности безработных?
Уровень регистрируемой безработицы на 1.05.2012 составил 0,7 процента по республике, по областям - от 0,3 процента в г. Минске до 1,0 процента в Гомельской области. Из 130 регионов республики в 110 уровень безработицы 1 процент и ниже, в 20 – от 1,1 до 1,5 процента. Самые высокие показатели: в Лельчицком и Рогачевском районе Гомельской области уровень безработицы составил 1,4 процента, в Лоевском и Ельском районах Гомельской области и Ганцевичском районе Брестской области – 1,3 процента, в Лепельском и Поставском районах Витебской области, Буда-Кошелевском, Наровлянском и Октябрьском районах Гомельской области – 1,2 процента. При этом во всех регионах республики уровень безработицы находится в пределах прогнозных показателей.
Напряженность на рынке труда республики составила 0,5 безработных на вакансию, при этом в Гомельской области – 0,9 безработных на вакансию, в Брестской – 0,8, в Витебской – 0,7, в Гродненской и Минской областях – 0,6, в Могилевской – 0,5, а в г. Минске – 0,1 безработных на вакансию. Самые высокие показатели напряженности наблюдаются в таких районах, как Ивановский (2 безработных на вакансию), Столинский (2,7), Браславский (2,9), Россонский (5,4), Калинковичский (1,9), Лельчицкий (1,8), Островецкий (2,7).
Состояние рынка труда в таких регионах под особым контролем Министерства труда и социальной защиты, районных и областных органов по труду, занятости и социальной защите, которые разрабатывают меры по содействию в трудоустройстве незанятых граждан.
Марковская Надежда
Каков Ваш прогноз в целом по стране по ситуации на рынке труда в текущем году?
Ситуация на рынке в 2012 г. остается управляемой и не выходит за рамки прогнозных показателей.
Снизилась численность граждан, обращающихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве и соответственно регистрация безработных (в январе – апреле обратилось 90,6 тыс. человек, или 93,7 процента к соответствующему периоду 2011 года, зарегистрировано безработными 63,9 тыс. человек, или 94,5 процента; на 1 мая 2012 г. состоит на учете 30,6 тыс. человек, или 93,6 процента к маю 2011 года).
Увеличилось количество вакансий и на 1 мая 2012 г. составило 59,0 тыс., или 114,1 процента к 1 январю 2012 г. При этом на одного безработного приходится 1,9 вакансии, а в г. Минске – 7 вакансий. Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда, как и в 2011 году, ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 77,8 процента от общего количества вакансий.
Уровень регистрируемой безработицы на 1.05.2012 составил 0,7 процента по республике, по областям - от 0,3 процента в г. Минске до 1,0 процента в Гомельской области. Из 130 регионов республики в 110 уровень безработицы 1 процент и ниже, в 20 – от 1,1 до 1,5 процента. При этом во всех регионах уровень безработицы в пределах прогнозных показателей.
Вынужденная неполная занятость в январе – апреле 2012 года составила 63,4 тыс. человек или 1,9 процента от списочной численности работников и увеличилась по сравнению с 2011 г. на 28,3 процента (в январе – апреле 2011 года 49,4 тыс. человек или 1,4 процента). При этом следует отметить, что в апреле текущего года наблюдалось снижение вынужденной неполной занятости по сравнению с мартом в два раза – с 20,2 тыс. человек до 10,1 тыс. человек.
За январь – апрель 2012 года принято на работу 238,4 тыс. человек, что на 16,7 тыс. человек или на 6,5 процента меньше, чем в 2011 году. Уволено 266,6 тыс. человек, что на 6,4 тыс. человек или на 2,5 процента больше, чем в 2011 году. Прием восполнил выбытие в текущем году на 89,4 процента, в то время как в 2011 году – на 98 процентов.
Массового высвобождения работников не ожидается. Согласно сведениям нанимателей в июне ожидается высвобождение 215 работников из 10 организаций.
Тенденции на рынке труда позволяют полагать, что резкого ухудшения ситуации с занятостью населения и безработицей в 2012 году не ожидается.
Меры по обеспечению занятости населения определены принятой Правительством Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить сохранение стабильной ситуации на рынке труда и удержание уровня безработицы к концу 2012 года в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5 процента.
Дитленко Станислав
Добрый день, Петр Петрович! Ожидаются ли в ближайшие месяцы крупные высвобождения рабочей на предприятиях? И на каких?
Мы контролируем ситуацию с массовым высвобождением работников предприятий с целью оказания им содействия в трудоустройстве после высвобождения. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» наниматель обязан письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о массовом высвобождении работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников. В ближайшее время массового высвобождения работников не ожидается. Согласно сведениям нанимателей в июне ожидается высвобождение 215 работников из 10 организаций.
Жаркова Светлана
Добрый день, уважаемый Петр Петрович! Как складывается ситуация в Беларуси по вынужденной неполной занятости? Какова динамика в этом вопросе и каковы ближайшие перспективы?
Вынужденная неполная занятость в январе – апреле 2012 года составила 63,4 тыс. человек или 1,9 процента от списочной численности работников и увеличилась по сравнению с 2011 г. на 28,3 процента (в январе – апреле 2011 года 49,4 тыс. человек или 1,4 процента).
При этом следует отметить, что в апреле текущего года наблюдалось снижение вынужденной неполной занятости по сравнению с мартом в два раза – с 20,2 тыс. человек до 10,1 тыс. человек. А по отношению к апрелю 2011 года вынужденная неполная занятость снизилась на 25,2 процента.
Жевнерук Оксана
Добрый день! Как свидетельствует статистика, в Беларуси продолжается отток рабочей силы (прием не восполняет увольнение). Ситуация эта вызывает тревогу у министерства, у правительства? Как повернуть процесс вспять?
Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», вступившим в силу 12 июля 2011 года, определено, что трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей либо самостоятельно.
Из Республики Беларусь граждане для временного трудоустройства выезжают преимущественно в Российскую Федерацию в рамках договоренностей Союзного государства, Соглашений о формировании единого экономического пространства, в соответствии с которыми предусмотрена свобода перемещений рабочей силы.
Действительно, в определенной степени несколько увеличились объемы трудовой миграция наших граждан в сопредельные страны, и преимущественно в Россию. По официальным данным МВД о внешней трудовой миграции в 2011 году на основании трудовых договоров и контрактов выехало из республики 5522 человека (в 2010 году – 5066 человек), из них в Россию - 4237 человек, в США - 828, в Польшу - 224, Германию - 68 и т.д. Въехало для работы в республику 8434 человека (в 2010 г. – 6816 человек).
За первый квартал текущего года выехало из страны 1177 человек, что в 1,9 раза больше, чем в первом квартале 2011 года, въехало 1593 человека, что в 1,2 раза меньше, чем в прошлом году.
При этом основным мотивом выезда является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом. В связи с этим мы видим необходимость, прежде всего, повышения мотивации труда наших работников.
В настоящее время в республике в реальном секторе экономики законодательством о труде создана система, позволяющая организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда работников. Многие коммерческие организации достаточно успешно используют предоставленные им возможности в данной области.
Принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 позволило снять государственное регулирование в области оплаты труда и предоставить возможность нанимателям применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, увеличении реализации продукции, снижении запасов готовой продукции и повышении ее конкурентоспособности.
Повышение заработной платы не может быть без роста производительности труда. Законодательство о труде позволяет нанимателям с учетом финансового состояния организации формировать размеры оплаты труда работников, соблюдая опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
Таким образом, в республике создана система, позволяющая коммерческим организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда, и многие организации достаточно успешно используют этот механизм. Большое количество в основном градообразующих, валообразующих организаций имеют достаточно высокий уровень оплаты труда работников.
С другой стороны, нельзя забывать, что трудовая миграция несет и определенный положительный эффект. В частности, снижается давление на национальный рынок труда, сокращается потенциальная база роста безработицы.
Кроме того, трудящиеся-мигранты зарабатывают валюту, что способствует увеличению её поступлений из-за рубежа. Одновременно выезжающие приобретают опыт работы, знания, осваивают новые технологии, повышают свою конкурентоспособность.
При этом миграционные процессы - объективная реальность, в особенности в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты.
Отток и приток кадров происходил во все времена, как в нашей стране, так и в других странах, и мы считаем, что отток кадров не носит угрожающего характера для экономики республики.
Намеченные и реализуемые меры позволят стабилизировать миграционную ситуацию в Республике Беларусь.
Что касается объемов внешней трудовой миграции, то в определенной степени о них можно судить по динамике списочной численности работников организаций республики, которая в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 79,1 тыс. человек.
Босовец Игорь Фёдорович
Есть ли причина отказать мне в отпуске с мотивацией: "в связи с производственной необходимостью" после отработанных мною 11 месяцев(отпуск до этого не брал).
Согласно статье 170 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно). В исключительных случаях, когда предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации, допускается с согласия работника перенос части отпуска на следующий рабочий год. При этом в текущем рабочем году наниматель обязан предоставить не менее четырнадцати календарных дней трудового отпуска, а оставшуюся часть перенести на следующий рабочий год.
Запрещается непредоставление трудового отпуска работникам, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, до конца текущего рабочего года наниматель обязан предоставить Вам не менее четырнадцати календарных дней трудового отпуска.
Смирнитская Жанна
Раньше приводились цифры белорусов, работающих за рубежом, - 700-800 тыс. человек. А каковы они сейчас?
Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», вступившим в силу 12 июля 2011 года, определено, что трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей либо самостоятельно.
Из Республики Беларусь граждане для временного трудоустройства выезжают преимущественно в Российскую Федерацию в рамках договоренностей Союзного государства, Соглашений о формировании единого экономического пространства, в соответствии с которыми предусмотрена свобода перемещений рабочей силы.
По официальным данным МВД о внешней трудовой миграции в 2011 году на основании трудовых договоров и контрактов выехало из республики 5522 человека (в 2010 году – 5066 человек), из них в Россию - 4237 человек, в США - 828, в Польшу - 224, Германию - 68 и т.д. Въехало для работы в республику 8434 человека (в 2010 г. – 6816 человек).
За первый квартал текущего года выехало из страны 1177 человек, что в 1,9 раза больше, чем в первом квартале 2011 года, въехало 1593 человека, что в 1,2 раза меньше, чем в прошлом году.
При этом следует отметить, что миграционные процессы - объективная реальность, в особенности в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты.
Отток и приток кадров происходил во все времена, как в нашей стране, так и в других странах, и мы считаем, что отток кадров не носит угрожающего характера для экономики республики.
Что касается объемов внешней трудовой миграции, то в определенной степени о них можно судить по динамике списочной численности работников организаций республики, которая в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 79,1 тыс. человек.
Иванченко Сергей
Здравствуйте! Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год предусматривается создание информационного портала службы занятости в рамках выполнения мероприятий Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы. Как продвигается эта работа?
В рамках мероприятий Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется интеграция и развитие информационных ресурсов и электронных услуг посредством создания информационного портала службы занятости. В текущем году определена структура портала, проработан механизм взаимодействия с пользователями портала, осуществляется разработка программного обеспечения и дизайна портала.
Разработка информационного портала будет способствовать созданию электронной службы занятости в республике и позволит обеспечить развитие эксплуатируемых информационных ресурсов и систем в данной области и создать условия для оказания электронных услуг и предоставления информационных сервисов:
наглядное предоставление состояния рынка труда в регионах республики;
возможность пройти обучение;
визуализация услуги содействия трудоустройству через размещение резюме, организация открытых и закрытых форумов и многое другое.
Во втором полугодии 2013 года планируется информационный портал электронной службы занятости запустить в эксплуатацию.
Синкевич Даниил
Уважаемый Петр Петрович, когда в Беларуси введут страхование от безработицы? Какое в этой сфере законодательство других стран?
Вопрос о необходимости введения системы страхования от безработицы рассматривается.
Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными изучается опыт страхования от безработицы за рубежом.
Кроме того в этом году мы получим первые результаты обследования домашних хозяйств по вопросам занятости по методологии МОТ, что позволит оценить не только регистрируемую, но и реальную безработицу.
После получения результатов проведенной работы и будет приниматься решение о разработке системы страхования от безработицы.
Даниленко Светлана
Почему в этом году снизили объемы летней вторичной занятости?
Ежегодно в Государственной программе содействия занятости населения предусматриваются объемы финансирования на организацию временной трудовой занятости молодежи за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, о которых заявляют наниматели, организующие данные работы. Для организации временных работ нанимателям выделяются денежные средства на приобретение спецодежды, инвентаря, инструмента, материалов, бланков трудовых книжек, оплату труда молодых граждан.
В 2012 году на обеспечение временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы направляется 18,2 млрд. рублей, что в два раза больше чем в 2011 году.
Что касается количества учащихся привлекаемых к труду в свободное от учебы время, то фактическое их количество будет гораздо выше, так как зачастую значительная часть молодежи трудоустраивается на свободные рабочие места, заявленные нанимателями. Для этих целей уже сегодня органами по труду, занятости и социальной защите сформированы региональные банки вакансий для трудоустройства учащейся и студенческой молодежи, которые постоянно обновляются.
Ростоцкая Евгения
Как утверждает ФПБ, размер пособия по безработице в Беларуси - самый низкий на пространстве СНГ, не говоря уже о европейских странах. На Ваш взгляд, Петр Петрович, это оправдано? Может есть смысл повысить размер пособия до какой-то более-менее приличной цифры?
Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда, которая осуществляется в двух основных формах: активной и пассивной. При этом приоритет отдается активным мерам политики занятости.
Активная политикана рынке труда, в отличие от пассивной, состоящей в выплате пособий по безработице, имеет своей целью развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия существующих рабочих мест, а также новых рабочих мест, когда они появятся путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д.
Для этого государством осуществляются следующие меры:
создана единая система доступной информации о наличии вакансий (вакансии размещаются на сайте Минтруда и соцзащиты в открытом доступе, граждане, не имеющие доступа в сеть интернет могут ознакомиться с интересующей их информацией в районных отделах занятости);
организована система обучения (переобучения, повышения квалификации) безработных граждан, по профессиям (специальностям) востребованных на рынке труда страны;
обеспечивается содействие в организации предпринимательской деятельности, осуществляется переселение на новое место жительства и работы, стимулируются наниматели, создающие рабочие места, а так же осуществляющие профессиональное обучение у себя работников, впервые трудоустроенных и не имеющих профессии, действуют специальные программы по трудоустройству целевых групп, испытывающих особые трудности в трудоустройстве (инвалиды, молодёжь и др.).
Активная политика поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. Это в свою очередь сокращает его зависимость от политики поддержки доходов за счёт соц. выплат, уменьшает затраты госбюджета, снимает напряжённость в обществе, увеличивает производительность труда.
При этом следует отметить, что сегодня на 1-го безработного приходится 2 вакансии, а в городе Минске — около 7 вакансий Таким образом, проводимая политика на рынке труда реально способствует трудоустройству граждан.
Естественно, на временный период поиска работы необходимо соответствующая социальная поддержка граждан в виде пособия по безработице. На сегодняшний день она не столь значительная, от одной до двух базовых величин.
Вопрос повышения размера пособия по безработицене снят с повестки дня. Изучается опыт других стран по данному вопросу, одновременно прорабатывается вопрос целесообразности введения системы государственного социального страхования от безработицы.
Перепечатка метериалов запрещена без письменного разрешения агентства.