Президент Беларуси 11 апреля текущего года подписал указ №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения", который вступает в силу с 1 января 2017 года. Документом предусмотрено поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет. Аналогично (на 3 года за 6 лет) увеличен возраст, дающий право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет.
Какие есть гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? Планируется ли изменение порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам? Остается ли на повестке дня вопрос о введении накопительного элемента в пенсионную систему? Сохранятся ли в среднесрочной перспективе разные пенсионные возрастные пороги для женщин и мужчин? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Повышение пенсионного возраста позволит не уменьшать пенсии в условиях старения населения.
Вопросы, касающиеся добровольного страхования дополнительной пенсии в страховых организациях, относятся к компетенции Министерства финансов.
С учетом негативного опыта других стран (прежде всего, Российской Федерации), а также фактических условий Беларуси введение в государственную пенсионную систему обязательного накопительного элемента не планируется.
В то же время не отрицается целесообразность развития добровольных пенсионных сбережений. Сегодня страховыми организациями предлагаются добровольные программы страхования дополнительной пенсии. Также сбережения на старость можно формировать в банке.
В настоящее время вопрос о повышении размера пенсионного взноса не рассматривается.
Решение о повышении минимального требуемого стажа до 20 лет работы с уплатой взносов продиктовано, в первую очередь, демографическими изменениями - старением населения, увеличением общей продолжительности жизни и соответственно периода получения пенсии. Сегодня пенсию у нас получают в среднем около 20 лет.
Что касается будущего, то, по прогнозам демографов, тенденция роста продолжительности жизни сохранится. В этой связи от вопросов, связанных с корректировкой стажа, в перспективе, вероятно, также не уйти.
В экономически развитых странах требования к стажу устанавливаются еще более жесткие. Например, для получения полной пенсии в Чехии требуется иметь 30 лет стажа с уплатой взносов, во Франции - более 41 года, в Бельгии - 45 лет.
На ближайшие шесть лет решение по пенсионному возрасту принято: он будет постепенно увеличиваться: каждый год на 6 месяцев до 58 лет у женщин и 63 лет у мужчин в 2022 году.
Что касается долгосрочного периода - время покажет. Здесь важно, как будут складываться демографические процессы, как будет работать экономика и соответственно какова будет ситуация с поступлением взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения. Значение будут иметь и другие факторы - занятость, миграция и т.д.
Охранные нормы в трудовых отношениях для работников предпенсионного возраста (заключение/продление контрактов до достижения "нового" пенсионного возраста) сохраняются. Соответствующие изменения в законодательство уже приняты.
Конечно, работника выбирает наниматель. Однако, по нашим наблюдениям, у многих работодателей востребованы именно работники старших возрастов - с учетом их опыта, высокой квалификации, практического стажа.
Да, такая пенсия Вам может быть назначена как неработающей супруге, занятой уходом за ребенком умершего кормильца, не достигшим 8 лет. При Вашем устройстве на работу или достижении дочкой 8 лет выплата Вам пенсии по случаю потери кормильца будет прекращена.
Нет. Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от факта обучения только до 18 лет. После 18 лет она выплачивается в период обучения в дневной форме получения образования в учебных заведениях Беларуси или за ее пределами при соответствующем направлении, но не более чем до 23 лет.
Согласно статье 51 Закона "О пенсионном обеспечении" период занятия предпринимательской деятельностью включается в стаж для целей пенсионного обеспечения при условии уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В период до 1 августа 2002 года для индивидуальных предпринимателей законодательством был установлен добровольный порядок уплаты обязательных страховых взносов (а не освобождение от их уплаты): то есть предприниматель сам решал, платить ему страховые взносы и тем самым формировать пенсионные права или нет.
Оснований для включения в стаж периодов предпринимательской деятельности без уплаты страховых взносов не имеется.
Согласно положениям указа от 31 декабря 2015 года №534 "О вопросах социального обеспечения" для назначения трудовой пенсии по возрасту в 2016 году требуется, чтобы страховой стаж (то есть стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов) был не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 2017 года страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет к 2025 году.
В 2017 году заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 23 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Поэтому если Вы до дня назначения пенсии продолжите работать, то заработок будет учитываться начиная с 1994 года либо, если были перерывы в работе, - за более ранний период. За время до введения в республике персонифицированного учета (до 1 января 2003 года) для исчисления пенсии заработок подтверждается справками работодателей.