В Беларуси на 1 сентября 2017 года общая численность получателей пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите достигла 2 578 490 человек. Своевременная выплата пенсий и поддержка уровня жизни пенсионеров на достойном уровне - один из государственных приоритетов в социальной сфере. На выплату пенсий направляется около 10% ВВП. Законодательство в отношении пенсионного обеспечения постоянно совершенствуется.
Возможно ли в ближайшее время повышение пенсий? Готовится ли внесение изменений в порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам? Можно ли назначить досрочную пенсию безработному? Изменились ли условия назначения досрочной пенсии матерям детей-инвалидов? На эти и другие вопросы даны ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Перерасчет трудовых пенсий будет в текущем году, но решение о его сроках и размерах повышения пока не принято.
Трудовые пенсии в соответствии с законодательством перерассчитываются в связи с ростом средней заработной платы не менее одного раза в год в пределах средств бюджета фонда социальной защиты населения. Перерасчет трудовых пенсий производится на основании указов Президента. С учетом этого будут определяться сроки и объемы перерасчета трудовых пенсий в 2017 году.
Нагрузка пенсионной системы на экономику страны высокая. Сегодня около 29% населения - пенсионеры (с учетом силовиков). Соотношение численности работающих и получателей пенсий снижается: если в 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в 2016-м - уже 62.
В настоящее время Министерством труда и соцзащиты вопрос об изменении порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам не прорабатывается.
В мире количество стран с одинаковым для полов пенсионным возрастом сопоставимо с количеством стран, где женщины выходят на пенсию раньше мужчин (в их числе Китай, Великобритания, Италия, Австрия, Польша, подавляющее большинство стран СНГ).
В нашей стране сохранен разный пенсионный возраст для женщин и мужчин. При принятии такого решения учтены социальные аспекты, положения национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите.
Размер социальной пенсии в зависимости от категории ее получателей составляет от 50% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (у мужчин, достигших возраста 65 лет, женщин - 60 лет) до 110% БПМ (у инвалидов первой группы и детей-инвалидов при четвертой степени утраты здоровья).
Социальные пенсии повышаются одновременно с ростом бюджета прожиточного минимума. Последнее повышение социальных пенсий было с 1 августа текущего года. На 1 сентября социальную пенсию в республике получали 64,2 тыс. человек.
В настоящее время эксперты двух стран совместно работают над предложениями по корректировке норм Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Это обусловлено изменениями, внесенными в пенсионное законодательство Беларуси и России.
ID-карта (идентификационная карта) будет выступать универсальным идентификатором гражданина в пределах нашей страны. С ее помощью можно будет определить статус (категорию) ее держателя, в частности, пенсионера, инвалида, и его права.
В связи с введением идентификационной карты отмена пенсионного удостоверения на данном этапе не планируется.
Разрабатываемый проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС направлен на обеспечение гражданам государств - членов ЕАЭС, в том числе гражданам Беларуси, возможности формировать пенсионные права через уплату страховых взносов в период работы на территории любого государства - члена ЕАЭС, сохранять и реализовывать эти права в последующем. Так, например, гражданин Беларуси, работающий на территории Армении с уплатой страховых взносов, после вступления в силу договора будет иметь право в последующем получить пенсию за этот стаж от Армении (при соблюдении условий законодательства этого государства). Указанная пенсия по выбору гражданина будет экспортироваться компетентными органами Армении по месту жительства в Беларуси или выплачиваться в Армении.
Сумма задолженности по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 1 июля составила Br96,2 млн, или 0,7% к плану по доходам на 2017 год, в том числе по юридическим лицам - Br34,9 млн, по индивидуальным предпринимателям - Br36,2 млн, по организациям, находящихся в стадии ликвидации и банкротства, - Br23,6 млн, по юридическим лицам, получившим государственную поддержку по указам Президента в виде отсрочки или рассрочки по обязательным платежам в бюджет фонда, - Br1,5 млн.
Для информирования населения о состоянии расчетов по платежам в бюджет фонда в конкретных организациях сведения о плательщиках-должниках, а также данные об исполнении бюджета фонда ежеквартально размещаются на сайте ФСЗН ssf.gov.by.
Бюджет фонда за первое полугодие 2017 года исполнен с профицитом в сумме Br110,5 млн. Сбалансированность бюджета фонда обеспечивается субвенциями из республиканского бюджета.
Финансирование выплаты пенсий и пособий осуществляется своевременно и в полном объеме. Этот вопрос находится на постоянном контроле.
Действительно, значительная часть обращений поступает по вопросам пенсионного обеспечения. В подавляющем большинстве поднимаются вопросы о праве на досрочные пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет или оспариваются решения об отказе в назначении таких пенсий. Часть обращений касается несогласия с размерами назначенных или выплачиваемых пенсий.
Периоды предпринимательской деятельности, в течение которых уплата страховых взносов в установленном порядке не производилась, в стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера не включаются.
Нет, не влияет. При исчислении размера пенсии учитывается продолжительность имеющегося стажа работы.