Указ №463 "О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков" подписан 26 декабря 2016 года. Документ отменяет ограничения способов эксплуатации и улучшения объектов недвижимости, расположенных на территории перспективного развития населенных пунктов. В частности, до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе будут реконструировать принадлежащие им жилые дома с увеличением их площади, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки.
Как на практике будут реализовываться нормы указа, читателям газеты и посетителям сайта БЕЛТА разъяснили эксперты.
Нормы указа № 463 на самовольное строительство не распространяются. Этот вопрос регулируется 223-й статьей Гражданского кодекса. В зависимости от того, как вы осуществляли строительство: без разрешительной документации, но на предоставленном земельном участке, на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном с нарушением законодательства об охране и использовании земель, или это самовольное строительство на самовольно занятом участке, органы местной исполнительной власти будут принимать соответствующее решение. Для начала необходимо обратиться в исполком с заявлением.
После принятия нового указа уже разрешается принять в эксплуатацию этот объект, если не нарушены другие существенные требования. Необходимо обратиться в местную администрацию в рамках указа №200, которым предусмотрена административная процедура принятия в эксплуатацию объектов самовольного строительства. В исполкоме, в рамках постановления правительства №1802, существует постоянно действующая комиссия по рассмотрению принятия в эксплуатацию самовольных построек. Эта комиссия, выехав на место, обследует такую постройку. По итогу составляется заключение: можно ли узаконить постройку, после чего исполкомом принимается соответствующее решение.
Купить можно. Но указ предполагает изменения недвижимого имущества. Мы предполагаем, что речь идет не о новом строительстве, а о реконструкции, как вы выразились, хижины, в рамках проектной документации, согласованной с местной администрацией района. Это строение будет существовать до того момента, пока у местной исполнительной власти не появится каких либо вариантов по развитию этой местности, до момента начала реализации решения о сносе. К моменту сноса строение будет оценено, и в порядке, определенным законодательством, будет выплачена компенсация.
Решение подобных вопросов не находится в компетенции указа №463. Этот вопрос регулируется Кодексом о земле. Не допускается возведение на одном земельном участке с целевым назначением «для строительства одноквартирного жилого дома» второго жилого дома. Нормы указа №463 допускают только реконструкцию жилого дома, но это никак не может означать возможность строительства нового дома.
Нет, не отменяет. Это сделано для того, чтобы исключить злоупотребления: некоторые граждане старались получать максимально большие по площади участки, чтобы впоследствии из одного участка сделать, например, два, один из которых продать, а на втором жить.
На земельные участки, расположенные в водоохранных зонах, вводятся соответствующие ограничения в их использовании. Режим ведения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах определен статьей 53 Водного кодекса. Сегодня местные исполкомы должны до 31 декабря 2020 года привести в соответствие с требованиями статьи 52 данного кодекса проекты водоохранных зон, утвержденные до вступления указанного кодекса.
– Термин «реконструкция» определен законодательством и, в частности, 384-м постановлением Совмина. Это изменение технико-экономических показателей дома. Землепользователи до предстоящего изъятия земельного участка для государственных нужд и сноса объектов недвижимости на основании решений, принятых местными исполнительными и распорядительными органами, имеют право осуществлять:
– перепланировку жилых помещений;
– устройство жилой мансарды в габаритах существующего чердачного пространства;
– пристройку санузла, ванной, топочной;
– тепловую реабилитацию ограждающих конструкций жилых домов;
– возведение построек (веранда, терраса, беседка, крыльцо, навес);
– устройство пандусов для физически ослабленных лиц;
– подключение к инженерным сетям (водо-, электро-, газоснабжения, канализации и связи);
– возведение капитальных хозяйственных построек (гаража площадью не более 25.0 м. кв., сарая для хранения хозяйственного инвентаря и топлива площадью не более 15.0 м. кв., бани площадью не более 12.0 м. кв.).
Указом предусмотрено, что с 31 марта разработка проекта отвода будет осуществляться землеустроительными службами местных исполнительных комитетов. Для крестьянских и фермерских хозяйств такая работа будет проводиться бесплатно. При необходимости расчета убытков (упущенной выгоды), причиняемых землепользователю изъятием земель, крестьянское (фермерское) хозяйство оплатит только стоимость такого расчета, поскольку землеустроительные службы не вправе самостоятельно их рассчитывать. Перечень организаций, которые имеют право производить такие расчеты, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462.
Да, можете. Это предусмотрено указом № 58 от 2 февраля 2009 года. В Минском районе получить участок можно будет только при условии его наличия.
Можете: Указом №463 предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, подавшие заявления о предоставлении земельных участков до вступления в силу данного указа, вправе завершить процедуру изъятия и предоставления земельных участков с учетом внесенных указом № 463 изменений или без их учета.
Особо ценные земли – это земли сельскохозяйственного назначения. Изъятие таких земель для иных целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, может производиться областными исполнительными комитетами только при согласовании с главой государства.
Изъятие и предоставление земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории, допускаются, если цели и условия изъятия участков не противоречат режиму охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Этот вопрос косвенно относится к указу №463. Интерес, вероятнее всего, навеян московским опытом. У нас это определяется регламентами градостроительной документации для каждого города.
Кардинальных изменений в законодательстве об охране и использовании земель нет. Происходит усовершенствование порядка, который у нас существует сегодня. Учитывается развитие и информационных технологий. Например, запланировано оформление и передача землеустроительных материалов в электронном виде в целях сокращения бумажного документооборота. В результате этого сроки оформления землеустроительных материалов могут сократиться до 10 рабочих дней. Изначальная цифра – 2 месяца.