Ежегодно в налоговое законодательство вносятся изменения и дополнения, направленные, в том числе, на решение проблемных вопросов, а также совершенствование порядка исчисления и уплаты налогов. Какие изменения внесены в порядок применения упрощенной системы налогообложения (УСН) в 2016 году? Как они повлияли на исчисление и уплату налога при УСН? На эти и другие вопросы посетителей сайта БЕЛТА ответят эксперты МНС.
Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Реформы, которые нашли отражение с 1 января 2016 года в главе 34 Налогового кодекса, в большей части относятся к правилам, определяющим возможность применения упрощенной системы налогообложения, и в меньшей – касаются порядка расчета самого налога при упрощенной системе.
Корректировки налогового законодательства проведены в целях исключения выявленных в ходе контрольных мероприятий случаев избежания налогообложения, устранения различий в налоговой нагрузке, прежде всего среди самих плательщиков УСН.
Среди изменений, затронувших исчисление налога при УСН, я бы отметила введение с 1 января 2016 года ставки 16% в отношении внереализационных доходов в виде стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав и упразднение ставки этого налога в размере 3% без уплаты НДС в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.
Ко второй категории изменений относится запрет на применение упрощенной системы налогообложения для субъектов, имеющих интернет-магазин, а также для субъектов, которые оказывают услуги по размещению на интернет-сайте информации об интернет-магазинах либо предоставляют право размещать на сайте такую информацию.
Деятельность интернет-площадок базируется исключительно на использовании информационного ресурса в сети интернет (размещении информации на сайтах), что не требует существенных материальных затрат. В связи с чем налоговая нагрузка в виде налога при УСН в размере 3% или 5% была необоснованно низка для них.
Интернет-магазины по сравнению с традиционной торговлей не несут расходы, необходимые для стационарной торговли, связанные с приобретением (содержанием) недвижимости, торгового оборудования и поддержанием инфраструктуры. За счет того, что реализация товаров и получение выручки в сети интернет могут происходить без участия продавца, они имеют возможность экономить на персонале (его количество, заработная плата).
Такое сокращение затрат на фоне имеющейся у интернет-магазинов возможности увеличения доходов за счет бесперебойной, круглосуточной торговли, широкой рекламы в условиях отсутствия пространственной ограниченности сети интернет, возможности реализации товара независимо от удаленности покупателя, что обеспечивает интернет-магазинам большой круг покупателей, свидетельствует о наличии необоснованного конкурентного преимущества за счет применения УСН по сравнению с традиционной торговлей.
В настоящее время упрощенную систему налогообложения применяют свыше 63 тыс. организаций, или 32% их общего количества. За январь-февраль 2016 года в бюджет от них поступило Br1,4 трлн, или 71% общего объема поступлений от плательщиков, применяющих УСН. Темп роста в фактических ценах составил 100,4% к аналогичному периоду 2015 года. В расчете на одну организацию эти показатели составили соответственно Br22 млн и 107,2%.
Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, постоянно растет. На 1 марта 2016 года из 238,9 тыс. ИП применяют УСН свыше 135 тыс., или 56,6%. За год, по сравнению с 1 марта 2015 года, их число увеличилось на 3,9%, а доля в общем количестве индивидуальных предпринимателей - на 4,5 процентного пункта.
За январь-февраль 2016 года в бюджет от них поступило Br568 млрд, или 65% общей суммы уплаченных индивидуальными предпринимателями платежей. Темп роста в фактических ценах составил 113,5% к аналогичному периоду 2015 года. В расчете на одного индивидуального предпринимателя эти цифры составили соответственно Br4,2 млн и 108,9%.
Снижение критерия валовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями обусловлено рядом причин. Так, практика контрольной работы налоговых органов показала, что отдельными плательщиками для обналичивания денежных средств использовались расчетные (текущие) счета индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. В целях пресечения таких схем ухода от налогообложения было принято такое решение.
Решение о снижении критерия принималось также с учетом того, что для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. В свою очередь, при использовании УСН организациями такая численность работников составляет не более 100 человек. Исходя из расчетов размера валовой выручки на одного работника организации и на одного работника индивидуального предпринимателя (включая самого индивидуального предпринимателя) было принято решение о снижении критерия для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, с Br13,7 млрд до Br1,5 млрд.
Изменение критерия валовой выручки для применения УСН индивидуальными предпринимателями не повлекло снижения количества таких ИП, так как данный критерий применяется, начиная с 1 января 2016 года.
Согласно абзацу третьему части пятой пункта 2 статьи 288 НК при определении налоговой базы налога при УСН в валовую выручку не включается сумма НДС, исчисленная в соответствии с Налоговым кодексом (то есть исчисленная исходя из курса белорусского рубля на дату получения предварительной оплаты).
В соответствии с положениями абзаца второго части первой, абзаца четвертого части второй пункта 6-1 статьи 286 НК в данной ситуации организация утрачивает право на применение УСН с 1 февраля 2016 года.
Стоит отметить, что снижение критерия валовой выручки для перехода на применение УСН до Br1,125 млрд (с Br10,3 млрд) и для прекращения ее применения - до Br1,5 млрд (с Br13,7 млрд) применяется начиная с 1 января 2016 года. Соответственно, если у индивидуального предпринимателя по итогам 2015 года валовая выручка составила Br2 млрд, то оснований для прекращения применения УСН с 1 января 2016 года у него не будет (так как соответствующий критерий валовой выручки в 2015 году составлял Br13,7 млрд).
Если в течение 2016 года валовая выручка такого ИП превысит Br1,5 млрд., то ему следует перейти на общий порядок налогообложения.
С 1 января 2016 года индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право выбора в отношении уплаты налога на добавленную стоимость по реализации товаров (работ), имущественных прав независимо от каких-либо условий. Обязательные случаи уплаты данного налога теперь не предусмотрены (изменения в подп. 3.12 п. 3 ст. 286 Налогового кодекса).
Исходя из положений абзаца четвертого части шестой и абзаца третьего части пятой пункта 2 статьи 288 НК, в данной ситуации налоговая база налога при УСН у подрядчика составит Br300 млн. Она определяется по формуле: Br360 млн минус Br60 млн.
Согласно нормам абзаца четырнадцатого части пятой и абзаца одиннадцатого части шестой пункта 2 статьи 288 НК в 2016 году у ссудодателя суммы возмещения расходов на оказанные сторонними организациями коммунальные и эксплуатационные услуги, связанные с содержанием переданного в безвозмездное пользование помещения, не включаются в налоговую базу налога при УСН. Суммы амортизационных отчислений, налога на недвижимость и земельного налога подлежат включению в налоговую базу налога при УСН.
В 2015 году действовал аналогичный порядок включения в налоговую базу налога при УСН у ссудодателя сумм возмещаемых расходов, указанных в приведенной ситуации, при передаче имущества в безвозмездное пользование.
Не вправе. В соответствии с законодательством организации не вправе вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в календарном году, если в предшествующем ему календарном году численность работников организации в среднем за календарный год превысила 15 человек и (или) валовая выручка нарастающим итогом с начала года составила более Br4,1 млрд (ч. 6 п. 1 ст. 291 НК).
Применительно к кредиторской задолженности перед физическим лицом по арендной плате, с момента возникновения которой 12 месяцев истекло 20 декабря 2015 года, подпункт 3.19-14 пункта 3 статьи 128 НК не является в 2016 году основанием для включения ее суммы в налоговую базу налога при УСН.