Дмитрий Николаевич, Минск
Чем, какими документами, нормативными актами регламентируются порядок и сроки подключения объектов юридических лиц и ИП (индивидуальных предпринимателей) к электрическим сетям энергосистемы? Порядок подключения электроустановок потребителей к электрическим сетям на территории Республики Беларусь регламентирован Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394.
Сроки осуществления отдельных процедур, которые необходимо выполнить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156. При обращении заинтересованного лица с заявлением установленного образца энергоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белэнерго», осуществляют выдачу технических условий на подключение к электрическим сетям установок заявителя (сроком на 2 года, бесплатно) в течение до 7 календарных дней.
В соответствии с выданными техническими условиями на подключение к электрическим сетям заинтересованное лицо осуществляет разработку проекта, выполнение всех требуемых строительно-монтажных работ. Затем заинтересованное лицо обращается в энергоснабжающую организацию с соответствующим заявлением на подключение, и ему оказывается комплексная услуга, включающая выдачу акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон; осмотр электроустановок с оформлением акта осмотра электроустановок; проверку и опломбировку средств расчетного учета электрической энергии; заключение договора электроснабжения и непосредственное подключение электроустановок. Время осуществления такой комплексной процедуры - 20 календарных дней.
Будник Станислав, Добруш
По каким направлениям ведется совершенствование процедуры подключения субъектов хозяйствования к энергосистеме? Что изменилось за последние два - три года? Стало ли проще подключиться, и соблюдаются ли при этом все необходимые параметры безопасности?
Для упрощения процедуры подключения к системе электроснабжения в 2011-2013 годах в Беларуси проведена значительная работа по совершенствованию законодательства. В частности, отменено разрешение на производство работ по строительству воздушных и кабельных линий электропередачи, а также трансформаторных подстанций напряжением до 10 кВ включительно; отменено получение в энергоснабжающей организации справки о выполнении технических условий; введена единая процедура по подключению электроустановок к электрическим сетям энергоснабжающей организации, в соответствии с которой юридическое лицо или индивидуальный предприниматель после выполнения электромонтажных работ обращается в энергоснабжающую организацию ГПО «Белэнерго» с соответствующим заявлением на подключение и ему оказывается комплексная услуга, включающая выдачу акта разграничения балансовой принадлежности; осмотр электроустановок; проверку, параметризацию и опломбировку средств расчетного учета электрической энергии; заключение договора электроснабжения; непосредственное подключение электроустановок. Также сокращены сроки выдачи разрешения на проведение земляных работ с 10 до 5 календарных дней, а государственная экспертиза проектной документации на внешнее электроснабжение зданий и сооружений установленной мощностью до 250 кВА переведена в категорию необязательной.
Михаил, Минск
Можно ли процедуру подключения сделать еще более простой и понятной? Чем ограничивается совершенствование процедуры подключения?
Татьяна Корень: Какие в настоящее время рассматриваются предложения по совершенствованию процесса подключения к электросетям?
В настоящее время в рамках выстроенной в республике системы взаимоотношений, затрагивающей процесс подключения к системе электроснабжения, энергетиками приняты максимально возможные и исчерпывающие меры по корректировке законодательства, направленные на упрощение процедуры подключения к системе электроснабжения.
Изучение опыта подключения к электрическим сетям в странах, занимающих более высокие позиции в рейтинге Всемирного банка по показателю "Подключение к системе электроснабжения", показало, что энергетические компании выполняют весь комплекс работ, необходимых для подключения к системе электроснабжения по принципу "одно окно": подготовку технических условий, проектные, строительно-монтажные работы и непосредственное подключение.
В настоящее время Министерством энергетики подготовлен проект нормативного правового акта, предусматривающий организацию процесса по подключению к системе электроснабжения на уровне напряжения до 10 киловольт и потребляемой мощностью до 250 кВА включительно по принципу "одно окно".
Предполагается, что энергоснабжающие организации будут оказывать заинтересованному лицу весь комплекс работ, необходимых для подключения электроустановок к электрическим сетям: подготовку технических условий; разработку проектной документации на электроснабжение; выполнение работ по строительству электрических сетей; подключение построенных объектов электроснабжения к электрическим сетям и оформление соответствующих правоустанавливающих документов; получение предусмотренных актами законодательства разрешений и согласований, а также иные работы, необходимые для выполнения технологического присоединения.
Также хотелось бы отметить, что формирование благоприятных условий в сфере предпринимательской деятельности, в том числе и при подключении к системе электроснабжения, возможно только при совместной работе органов государственного управления и частного сектора. К сожалению, ни на одно из обращений Минэнерго в предпринимательские объединения ответы не получены.
А.Ширвель, Минск
Всем понятно, что нужно соблюдать параметры безопасности, качества, надежности электроснабжения. Но, если говорить про процедуру подключения к электроснабжению, насколько соблюдаются здесь интересы потребителя?
Все, что мы сделали за последние два года, направлено как раз в сторону юридических лиц, то есть не для энергосистемы, а для того, чтобы это стало проще для юрлиц. И мы не останавливаемся на достигнутом, изучаем опыт других стран. На сегодняшний день Минэнерго подготовлен нормативный документ, где мы позиционируем, что именно энергоснабжающие организации "Белэнерго" будут выполнять весь комплекс работ. То есть юридическому лицу не придется искать проектную, строительно-монтажную организацию, мы все это будем делать сами. Основной упор при формировании рейтинга эксперты делают на то, сколько шагов должно предпринять юридическое лицо: чем меньше шагов - тем лучше, тем выше рейтинг. Поэтому мы работаем в данном направлении.
Михаил Стельмак, Минск
В отчете Doing Business-2014 Беларуси отведено 168-е место по критерию подключения к системе электроснабжения. Какую позицию наша страна планирует занять в Doing Business-2015? За счет каких действий? Как мне представляется, эффективный путь по улучшению аналогичного критерия избрала Россия - посредством возможности отслеживания исполнения заявки на подключение в режиме реального времени через Интернет (постановление правительства РФ от 9 декабря 2013 года №1131). Каково мнение на сей счет представителей Минэнерго?
Ежегодно Всемирный банк представляет вниманию общественности исследование ведения бизнеса, в рамках которого оцениваются условия регулирования, в том числе нормативно-правового, предпринимательской деятельности в той или иной стране. Результаты этого исследования представляются в виде рейтинга, высокая позиция которого свидетельствует о благоприятных условиях предпринимательской деятельности, то есть легкости ведения бизнеса. Рейтинг Беларуси складывается из десяти показателей, одним из которых является показатель подключения к системе электроснабжения. Этот показатель был впервые включен в отчет ведения бизнеса в 2011 году. С целью изучения процесса подключения эксперты Всемирного банка проводят анкетирование сетевых, энергоснабжающих организаций, проектных, электромонтажных. При формировании отчета оценивается количество процедур, которые должен пройти предприниматель для того, чтобы подключиться; временные затраты на каждую процедуру и стоимость этого подключения. Чтобы обеспечить сопоставимость данных по разным странам, используется ряд предположений. Есть определенная методология, по которой эксперты Всемирного банка рассчитывают этот показатель. Условия такие: в крупнейшем центре страны, местному предпринимателю необходимо подключить к электрическим сетям новое строение - склад - со строительством линии электропередачи напряженностью 150 кВт.
Формирование отчета за 2013 год по нашему показателю осуществлялось на основании данных четырех респондентов. Одним из респондентов была организация Минские кабельные сети. За 2013 год Беларусь заняла по показателю подключения к системе электроснабжения 168-е место из 189 стран. У нас семь процедур, временные затраты 161 день на подключение и стоимость - 430% от дохода на душу населения. В отчете у нас произошло повышение рейтинга на семь позиций по сравнению с предыдущим годом, произошло улучшение позиций по отношению к передовому опыту - практически на четыре процентных пункта. Эксперты отметили упрощение процессов по подключению за счет сокращения сроков выдачи технических условий, разрешения на проведение земляных работ, а также временных затрат на подключение к временным сетям. Это процедура, которая происходит после выполнения строительно-монтажных работ.
У нас запланированы мероприятия и на следующий год, и в дальнейшей перспективе. Эксперты учли не все изменения в законодательстве, которые мы провели. Мы будем работать с экспертами в этом направлении, потому что в белорусском законодательстве мы видим, что у нас юридическому лицу нужно пройти всего лишь пять процедур. И время на их прохождение не более 112 дней. Это по нашим оценкам.
Что касается России, то там схема подключения немного иная. Там сетевая организация оказывает услуги по технологическому присоединению и выполняет весь комплекс работ, начиная от подготовки технических условий и заканчивая непосредственно подключением. Проектные и строительные работы, которые необходимо выполнить для подключения до границы земельного участка заявителя, выполняет сетевая организация. Что касается отслеживания заявки в электронном виде, то у них эта услуга введена только с 15 июля этого года и предоставляется не для всех категорий. Это для физических лиц, которые подключают объекты до 15 кВт, или юридических лиц с подключением объектов до 150 кВт. При этом нужно зарегистрировать личный кабинет заявителя, только в этом случае он сможет отслеживать, на каком этапе находится процесс подключения.
Эксперты оценивают не только изменения в законодательстве, но и то, как подтверждаются эти изменения на практике. Эксперты отметили сокращение временных затрат на проведение земляных работ. По законодательству это пять дней. Мы направляли экспертам необходимую статистическую информацию, которую запросили в техническом управлении Мингорисполкома, который выдает эти разрешения. Это были 370 организаций, которые в течение года, выполняя электромонтажные работы, получали это разрешение. Эти сроки не выходят за пять дней. Эксперты улучшили нам эти сроки на два дня - до 7 дней, но не до 5. Еще одно крупное изменение: сегодня юрлицо может не отдавать свою проектную документацию на госэкспертизу, которая занимает месяц. Мы считаем, что процедура, которая касается разработки проекта и согласования, должна уменьшится на 30 дней. Но это постановление вступило в силу с 5 мая 2013 года, и эксперты посчитали, что она еще не реализована на практике.
Парамыгин Игорь, Минск
Ведутся ли уже работы непосредственно по изготовлению реактора для Белорусской АЭС? Когда он будет готов и как планируется его доставлять в Беларусь - водным путем?
Хочу сказать следующее: изготовление реактора для атомной электростанции – это длительный процесс, и он занимает несколько лет.
Что касается непосредственно изготовления реактора, то работы уже начаты. Вы, возможно, видели в СМИ информацию о том, что уже сделан ряд заготовок для корпуса реактора на заводе в Краматорске. И эти заготовки уже приняты как заводом-изготовителем корпуса-реактора, так и представителями заказчика и генподрядчика. Само изготовление ряда обечаек будет продолжаться до середины следующего года. Потом на Волгодонском филиале ЗАО "АЭМ-Технологии" приступят к изготовлению корпуса реактора.
Что касается доставки, то реактор для АЭС – это груз крупногабаритный, поэтому он, как и ловушка расплава для Белорусской атомной электростанции, будет доставляться водным путем из Волгодонска через Днепр и Березину.
Виктория, Вильнюс
Сотрудничает ли на данном этапе Беларусь с экспертами МАГАТЭ в вопросах строительства атомной электростанции? Как часто страну посещают миссии Международного агентства по атомной энергии?
Республика Беларусь тесно сотрудничает с МАГАТЭ, и не только в плане строительства атомной электростанции. Что касается возведения АЭС, то Минэнерго имеет технический проект сотрудничества с МАГАТЭ по подготовке кадров.
Если говорить о миссиях, то недавняя была в июне прошлого года, она оценивала инфраструктуру Беларуси в части готовности к строительству атомной электростанции. Миссия отметила, что наша инфраструктура довольно хорошо подготовлена к строительству АЭС, дала высокую оценку нашей готовности. Вместе с тем был высказан ряд рекомендаций и отмечен ряд так называемых положительных практик, которые можно рекомендовать другим странам, исходя из нашего опыта.
В дальнейшем, по мере строительства атомной электростанции в Беларуси, также будут запланированы миссии Международного агентства по атомной энергии.
Федоров С.И., Брест
Добрый день. В случае введения принципа "одно окно" применительно к юрлицам и ИП каким образом будет выглядеть процедура осуществления присоединения, т.е. какое структурное подразделение филиала электросетей будет выполнять эту процедуру, т.к. в разных облэнерго структура электросетей разная? Будет ли рассматриваться вопрос увеличения численности персонала или каким персоналом будет выполняться каждый конкретный этап услуги? Прошу рассмотреть возможность первоначально комплексную услугу опробовать на примере определенного электросетевого филиала или РЭС и, имея практический опыт, распространить практический опыт во всех РУП-облэнерго. Предлагается провести обучающий семинар в ГПО "Белэнерго" по данному вопросу, при этом рассмотреть конкретную схему действий персонала по подключению юрлиц и ИП. Спасибо.
Как я уже сказала, мы только работаем над этим нормативным документом. И на сегодняшний день у нас эта схема не организована. Когда это будет, тогда и будут четко определены обязанности всех филиалов и структурных подразделений облэнерго. Будут организованы и обучающие семинары. Но на сегодняшний день, наверное, пока это делать рано.
Валерий Поршнев: Процедура "одно окно" во всех странах подразумевает, что заявитель приносит заявление и дальше энергосетевая компания выполняет весь комплекс услуг: изготавливает проектную документацию, выполняет строительно-монтажные работы и подключает. Опыт, с которым мы познакомились в ряде стран, говорит о том, что фактически сетевая компания только выдает технические условия и подключает. А для проектирования и строймонтажа они нанимают подрядчиков. То есть проводится конкурс и определяется, кто даст меньшую цену, у кого есть определенный опыт работы, чтобы энергетики были уверены в качественно сделанном проекте и качественных строительно-монтажных работах. Поэтому сейчас разрабатывается документ, чтобы так же работать и нам в Беларуси. На сегодняшний день мы, энергетики, не можем взять на себя весь комплекс работ, потому что у предпринимателя есть право выбора. И опыт других стран показывает, что и там фактически за энергосистемой, за сетевыми компаниями закреплено, что это (проектирование, монтаж. - Прим. БЕЛТА) обязаны делать только они. Компании уже определяют, какую проектную организацию выбрать.
Безусловно, на сегодняшний день мы не можем набрать себе столько специалистов, чтобы выполнить весь комплекс услуг. Нужно, чтобы предприниматель не ходил ни налево, ни направо, а пришел в одну компанию и она сделала ему качественное подключение за соответствующую плату, которую понесет предприятие на период выполнения строительно-монтажных работ или изготовление проектной документации. Будем проводить консультации, семинары, встречи на эту тему, чтобы разъяснить, как сегодня у нас организованы технические условия подключения. На уровне "Белэнерго", Минэнерго контролируем вот эти процедуры - технические условия и подключение. Если доверят нам делать проектирование, будем также их контролировать, чтобы не было сбоев в этом направлении.
Илья Жечкин, Витебск
Добрый день! Основные замечания, исходя из отчета Всемирного банка "Ведение бизнеса - 2013" - много процедур (7) и долго (192 дня). Почему их столько много и так долго все это длится? Есть ли сегодня механизмы срочного подключения за дополнительную плату? Насколько могут быть сокращены сроки и количество процедур?
Я хотела бы уточнить, что эксперты Всемирного банка насчитывают у нас семь процедур и 161 день. Я могу сказать, что все процедуры, которые необходимо выполнить юридическому лицу, чтобы подключиться, регламентированы законодательством. Все сроки строго соблюдаются. Те процедуры, которые выполняют наши организации, мы отслеживаем в режиме реального времени. Лично у меня есть возможность в режиме реального времени посмотреть, сколько РУП-облэнерго выполнило, к примеру, технических условий и в какие сроки они выдавались. То же касается и процедуры подключения, которое мы сделали в рамках одного окна. После завершения строительных работ юрлицо обращается в филиал "Электрические сети", где ему оказывается комплексная услуга по подключению. Оформляются все необходимые документы, производится осмотр электроустановок. Если раньше ему необходимо было обращаться в отдельный филиал "Электрические сети", в сбыт, в надзор, то сейчас он обращается в один филиал. Законодательством процедура регламентирована в 20 дней, но для объектов с одним источником питания она сокращена до 10 дней.
Валерий Поршнев: Чтобы подключиться к электрическим сетям, нужно пройти ряд узаконенных процедур. Нужно получить техническое условие, подготовить проектную документацию, выполнить строительно-монтажные работы и выполнить само подключение. Фактически это четыре шага, хотя везде звучит, что их семь. Я хочу рассказать, сколько времени уходит у энергетиков на практике. Сегодня проектирование и монтажные работы не лицензионные. Потребитель, если получил у нас техническое условие, может пойти в любую организацию, которая может изготавливать проектную документацию или выполнить строительно-монтажные работы. "Белэнерго" отвечает за выдачу условий. Закон обязывает выдать техническое условие в течение 7 календарных дней. С начала года у нас было около 16 тыс. заявлений на выдачу технического условия. Среднее время выдачи 4 дня. Однако эксперты Всемирного банка нам зачли не практическое время, а время по законодательству - 7 дней. Случаи, когда эти сроки превышаются, берутся на особый контроль.
Кроме того, в каждом РУП-облэнерго есть проектные группы, которые могут выполнить проекты по условиям Всемирного банка. Мы проанализировали, сколько с начала года у нас было обращений. Немного - 218. Среднее время изготовления проектной документации 9 дней. Где-то 30 дней, где-то 20 дней, где-то, если проект небольшой, за 2-3 дня могут изготовить. Нам засчитывают 90 дней, хотя по нормативным документам в Беларуси устанавливается 60 дней. Мы разрабатываем ТКП, который будет регламентировать изготовление проектной документации до 30 дней. Этот документ будет для любого проектировщика законом.
Еще одна процедура - выполнение строительно-монтажных работ. Для этого нужно получить разрешение на раскопки. У нас эти два пункта разбиваются - отдельно получение разрешения на раскопки, отдельно - строительно-монтажные работы. Пока у нас не идут на то, чтобы объединить эту процедуру.
В Беларуси есть строительно-монтажные организации, которые подчиняются Белэнерго. Мы договорились с ними, что они свою работу будут выполнять сроком до 30 дней. Эксперты Всемирного банка пошли нам навстречу: в отчете отображаются именно эти 30 дней. Следующий момент: полный пакет документов нужно подать в любой электросетевой филиал. Законодательством время, за которые специалисты должны урегулировать все вопросы со сбытом, надзором и сетями, ограничено 20 днями, еще 20 дней на подключение. За этот год по заявительному принципу "одно окно" было 2600 подключений. Среднее время 6 дней. По законодательству 20 дней, по нашим внутренним приказам, если потребитель 3-й категории, до 10 дней.
Эксперты Всемирного банка засчитывают получение справки выполнения технических условий. Мы этого не требуем уже больше двух лет. Это регламентировано документом после выхода новых правил энергоснабжения. Проверку электроустановок энергонадзор осуществляет в последнем пункте, когда сбыт, надзор и сети должны выполнить эту процедуру.
По нормативной базе мы получаем 5 процедур за 112 дней, а на практике мы получаем 5 процедур и 55 дней. Мы готовы разобрать это на конкретном примере с любым заявителем. И мы готовы к диалогу. 20 декабря запланирована встреча с предпринимателями. Мы готовы обсудить все вопросы, где мы, энергетики, еще можем что-то где-то поправить.
Тимофеев Руслан, Кричев
В Иордании, планирующей построить свою первую атомную станцию, заявили о том, что АЭС должна функционировать на условиях партнерства частного сектора и государства. Возможно ли в перспективе такое партнерство применительно к белорусской атомной станции?
Согласно закону Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №169-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства", объекты атомной электростанции и объекты, необходимые для ее функционирования, не относятся к объектам, находящимся только в собственности государства. То есть из этого следует, что могут быть и частные инвесторы при строительстве атомной электростанции. Законодательством это не запрещено.
Корр. БЕЛТА
Хочу уточнить, а возможно ли ТЭЦ или ГЭС построить с участием частного капитала на паритетных основах, чтобы потом получать доход от эксплуатации?
У нас строится ряд гидроэлектростанций, в частности Витебская ГЭС – там у нас задействован российский капитал, российская кампания строит. Еще одна гидроэлектростанция строится с китайскими партнерами. То есть две гидроэлектростанции сейчас строятся за счет иностранных инвестиций.
Что касается частников: к примеру, никто не запрещает частникам создавать солнечные батареи и ветряные установки. Наоборот, государство стимулирует развитие этих источников энергии. Есть законодательный акт, который позволяет строить подобное именно частникам.
Сегодня выработка электроэнергии осуществляется не только на электростанциях, которые в нашем ведении и управлении. Есть предприятия, у которых имеются собственные источники генерации, к примеру, это ОАО "Нафтан" и ОАО "Гродно Азот". Фактически любое предприятие может подготовить бизнес-план и построить источник генерации либо на местных видах топлива, либо с использованием газа. В нашем государстве это делается без проблем.
Кстати, мы обязаны принимать лишнюю электроэнергию, которую производит предприниматель и частное лицо. Наше законодательство говорит о том, что, если предприниматель либо частное лицо построили источник генерации, то энергетики должны предоставить ближайшую точку для подключения, и всю лишнюю электроэнергию мы обязаны забрать.
Семен Аркадьевич, Минск
Ольга! Добрый день. Подскажите, а когда в Беларуси могут быть созданы центры по обслуживанию потребителей (там будут и вопросы подключений и другие), как в России и Казахстане. Причем эти центры создаются как отдельные структуры (департаменты), а не в виде дополнительных функций существующих подразделений. Как мне кажется, это эффективная мера. Или эта система не может работать в Беларуси в силу законодательства или отсутствия частного капитала в энергетике?
В Российской Федерации есть департамент по клиентскому обслуживанию, он входит в структуру Московской объединенной электросетевой компании, то есть это не отдельное подразделение. Департамент оказывает услуги по технологическому присоединению, это не общий центр. Мы их опыт изучаем, наши специалисты были в других странах, посмотрели, как все это работает. Эта работа у нас тоже запланирована, мы будем ее делать.
Валерий Поршнев: В Беларуси создана нормативная база по принципу одного окна для физических лиц. Физическое лицо может прийти в наш любой сетевой филиал, написать заявление либо получить техническое условие и дальше заниматься самому проектированием, монтажом и подключением. Либо есть альтернатива: по принципу одного окна человек пишет заявление, и мы оказываем полный комплекс услуг для физических лиц. У нас есть расчетно-кассовые центры, где принимаются заявления сетевых филиалов, и мы оказываем полный комплекс услуг физическим лицам, если они заинтересованы, чтобы энергетики быстро и аккуратно все сделали. Примерно по такой же схеме мы хотим сделать подключение для юридических лиц.
Ольга Рыбаковская: У нас подготовлен нормативный документ по этому направлению, есть вопросы, которые мы согласовываем с другими госорганами. Энергетики для себя уже все подходы определили.
Перепечатка метериалов запрещена без письменного разрешения агентства.