Главной целью программы является эффективная интеграция национальной логистической системы в международную систему распределения финансовых и трудовых ресурсов, повышение транзитной привлекательности нашего государства, увеличение доходности от экспорта логистических услуг.
Уже функционируют 17 логистических центров различной функциональности (из 36 по программе) общей площадью более 350 тыс. кв.м. Планируется, что до конца 2015 года общий объем инвестиций в строительство и развитие существующей логистической инфраструктуры составит более $900 млн.
Многие, кто плохо сработал по программе, вносили свои корректировки, появились новые участники программы. Нет большой уверенности в том, что все, что запланировано, будет выполнено. Но то, что будет выполнен большой объем работы, - это факт. Мы сейчас работаем над программой на следующие годы. По моему мнению, для логистической деятельности и для программы не является основной целью построить определенное количество логистических центров. Цель - чтобы наши центры, наши предприятия, инфраструктура Беларуси, которая в этом задействована, отвечали потребностям рынка, покрывали спрос. Сейчас потребности обеспечиваются. Мы совершенствуем качество работы, привлекаем дополнительные объемы, грузопотоки. Неправильно говорить, что нам нужно построить 60 логистических центров и тогда у нас появятся объемы на эти 60 логистических центров. Это не совсем верный подход.
Логистическая деятельность - это бизнес, и им нельзя управлять с точки зрения администрирования. Принимаемые программы показывают направления движения, основные критерии. Но жизнь каждый день вносит свои корректировки. Какой-то объем транзитных или экспортно-импортных перевозок появляется, под него мы строим свои логистические центры.
Проведена серьезная работа по подготовке этого мероприятия. Оно организовывается уже не первый раз. Его уровень и качество постоянно повышаются. Программа недели сформирована и включает в себя, в том числе, мероприятия международного уровня. Заявлено участие министров транспорта Литвы и Латвии, будут представлены Россия, Украина, Казахстан, Польша, Китай.
Причем, если в прошлые годы из Польши приезжали 1-2 участника, то сейчас будет довольно внушительная делегация. Что касается КНР, то мы сейчас плотно работаем в направлении Китай-Европа, используются все виды транспорта, которые могут работать в Беларуси: железнодорожный, воздушный, автомобильный. На выходе - серьезные коммерческие контракты. Будут подписаны и важные меморандумы, в частности, ожидается подписание документов с литовской и латвийской сторонами.
Иван Герловский:
Белорусская железная дорога ведет серьезную работу в сложившихся условиях. Перевозки в направлении Крыма, внутрь Украины и транзит пассажиров через Беларусь были обеспечены. Все заявки, которые были с той или иной стороны для транзита, сняты.
За январь-август текущего года пассажиропоток на железной дороге в сообщении Беларусь-Украина-Беларусь сократился на 50,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил более 338,1 тыс. человек. Экспорт услуг по пассажирским перевозкам в сообщении с Украиной снизился на 36,2%.
Транзитные перевозки через Беларусь в сообщении Россия-Украина-Россия уменьшились на почти на 215,9 тыс. человек, или на 59%, в сообщении Россия-Молдова-Россия - более чем на 34,4 тыс. человек, или на 50,7% к прошлому году.
Что касается грузоперевозок, то по итогам января-августа 2014 года в железнодорожном сообщении Беларусь-Украина было перевезено 9,2 млн. т грузов, что на 1,5% больше, чем за восемь месяцев прошлого года.
Ситуация в сопредельной стране постоянно меняется, и сказать, что будет дальше, сложно.
Привлекательность отечественного рынка транспортной логистики для иностранных компаний оцениваю положительно. Но мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно идет модернизация.
Например, в сфере автомобильного транспорта повышается категорийность автомобильных дорог. Сейчас с Российской Федерацией прорабатываем вопрос о принятии программы совместных действий в области развития автомобильных дорог. Если мы, например, делаем до Могилева дорогу первой категории, то разумно, чтобы с российской стороны тоже продлевали этот коридор дальше. Сейчас обсуждается вопрос такой преемственности по дороге М5 Минск-Гомель, чтобы дальше по Югу России сохранялось качество этой дороги. В планах - повышение категорийности дороги М6 Минск - Гродно.
В сфере железнодорожного транспорта проводится электрофикация, что позволит, по нашим оценкам, сократить расходы БЖД на топливо. Ведь идет строительство АЭС, и в перспективе электроэнергия и тяга должны быть дешевле. Например, БЖД ведет диалог с коллегами из соседних стран, чтобы развивать электрификацию участков железных дорог.
В авиации постоянно повышается качество средств навигации. Наше предприятие "Белаэронавигация" ведет в этом направлении постоянную работу, мониторинги. Мы являемся членами ИКАО (Международная организация гражданской авиации), находимся под постоянным контролем. Это не пустые заявления о том, что мы качественно работаем. Наша территория находится под постоянным контролем - это связано с безопасностью полетов. Сейчас мы отвечаем всем требованиям.
Что касается вопроса о доле иностранного капитала в средствах, направляемых на сооружение ТЛЦ, то точную цифру назвать сложно.
Иван Герловский: Сегодня у нас 17 транспортно-логистических центров, из них только 4 являются собственностью Республики Беларусь, в том числе предприятия "Белтаможсервиса" и Белорусской железной дороги. Во время реализации программы развития логистической системы с 2010 года и по настоящее время привлечено Br3,6 трлн. Из них Br2,5 трлн освоено в Минской области. Ведь больше всего ТЛЦ именно здесь - 14 из 17. Создано около полутора тысяч рабочих мест.
Здесь можно приводить разные причины, в том числе ту ситуацию, которая происходит в соседней Украине, проблемы Черноморского бассейна.
Что касается транзита сухопутного - автомобильного и железнодорожного - из Европы в Россию, Казахстан и Китай, то важно отметить, что между Европой и Китаем есть рост. Мы прогнозируем рост по контейнерным перевозкам, в том числе это касается направления Китая и Монголии. У нас сформирован качественный сервис, откатаны поезда, которые начинают движение по графику.
Прорабатываем вопрос доставки калийных удобрений в Китай по суше. Мы активно над этим вопросом работаем, чтобы задействовать возможности Белорусской железной дороги, и дать толчок для развития этого коридора.
Нужно отметить, что мы готовы обеспечить все заявленные грузоперевозки и нацелены на то, чтобы выйти на прошлогодний и более высокий уровень. Хотя транспортник не может придумать груз, это не говорит о том, что мы сидим сложа руки. Маркетинговые службы активно работают в соответствующем направлении. Результаты говорят сами за себя: объемы, которые мы потеряли, получили замещение, в том числе за счет перевозки китайских грузов.
По оценкам специалистов, у нас есть свободные мощности для наращивания объемов грузоперевозок. Например, железнодорожное направление из Беларуси в страны Европы, Россию, Казахстан модернизировано, закуплены современные локомотивы. Мы даже на 50% не загружаем это направление, там много свободного потенциала. Мы готовы обслуживать еще грузы.
Перевозки по автомобильным дорогам тоже постоянно развиваются. Есть некоторые проблемы на границе, мы их видим. Но это не только белорусские проблемы. Существуют определенные барьеры с польской стороны. В ближайшее время мы намерены эти проблемы решать.