За последние годы в Белорусском государственном цирке многое изменилось: проведена реконструкция здания, в результате которой оно стало одним из лучших в мире по инфраструктуре, а высокий уровень технической оснащенности позволяет принимать самых известных артистов и самые интересные программы мирового уровня. Это позволило значительно расширить международные контакты и создавать собственные уникальные программы. В числе последних проектов новаторская программа "Арт-и-Шок", совместный проект Белгосцирка, Московского цирка Юрия Никулина и Национального цирка Кубы, а также сенсационное шоу "В гостях у фестиваля в Монте-Карло". В ближайших планах не менее популярный аттракцион "Дрессированные слоны" Кристиана Гернера.
Какие еще программы ожидают зрителей Белгосцирка до конца 2013 года? Планируют ли белорусские артисты в 2014 году бороться за высшую награду Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло? Приедет ли в Беларусь принцесса Монако Стефания? Собирается ли Белгосцирк открывать филиалы в областных центрах? На эти и другие вопросы ответит главный режиссер Белгосцирка, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства в номинации "Эстрадно-цирковое искусство" Серж Бондарчук.
Вопросы конференции
Антон Ванеев
Расскажите, чего стоит ожидать от весенней программы цирка?
В шоу-бизнесе нельзя сразу раскрывать все карты, ведь надо продавать билеты. Но я могу сказать одно, что если Татьяна Николаевна Бондарчук разрешит и у нее хватит сил на весь огромный объем работы, который мы запланировали, то мы впервые помимо основной программы сделаем цирк для взрослых. Например, после двух или трех дневных спектаклей мы вечером, примерно в 21.00, сделаем такую программу. Иногда просто хочется показать шоу уровня Вегаса, а для детей это будет скучно.
Сейчас у нас аудитория очень разнообразная. Еще пять лет назад мы не видели, как 25-30-летние приходят в цирк. Это тот возрастной промежуток, когда людям цирк часто не интересен, он интересен детям, подросткам, бабушкам и дедушкам, которые приводят внуков, или родителям с детьми. А вот, допустим, в 20 лет, когда человек еще не состоит в браке, люди просто не ходили в цирк. Но мы сделали интересные программы и подстегнули аудиторию, публику. Мне сейчас очень интересно смотреть на зрителей, я вижу, что и молодежь, и дети, и подростки приходят в цирк.
Вернемся к детям, мы не можем уйти от номеров с собаками, обезьянками, а хочется сделать такую интересную программу, где, например, в воздухе накаченные мужчины будут с голым торсом, но в 11 утра показывать это неуместно. Я хочу создать такую программу, которая будет интересна и туристам, которые к нам будут приезжать, и я надеюсь, их будет очень много. Мы сделаем взрослую программу, где будет много красивых женщин, где будут серьезные музыкальные постановки, где можно будет ударить по барабану и не бояться, что дети от этого заплачут. Это не то чтобы совсем для взрослых, это будет такое вечернее шоу, сделанное на базе дневной программы, но там будут меняться костюмы, постановки, добавятся номера, которые не уместны днем. Допустим, очень популярное шоу типа танца на шесте, это акробатика на шесте. В Европе сейчас такие номера очень часто ставят, но мы 11 часов утром не будем школьникам показывать девушку на шесте, хоть она супергимнастка и далеко не стриптизерша. А вечером мы можем это показать. Хочется прийти к такому формату и удивлять людей.
Боченкова Татьяна
Какие государства включены в гастрольный график наших артистов на 2013 год? Какие страны белорусские артисты посетят впервые?
У нас артисты постоянно при деле, но их, к сожалению, не много. Воспитывать молодежь очень сложно, у нас в год появляются один-два номера новых исполнителей, а постановок много делается. Поэтому у них с трудоустройством никаких проблем нет, единственная проблема самой схемы, но, думаю, все сложится, многие вопросы будут решены. Сегодня у нас белорусы катаются с шапито по республике, с этим нет проблем, а с дальними гастролями большой провал. Предложений выступать на самых серьезных площадках много, но сложно оформить эту поездку.
Хотя гораздо легче найти варианты, как оформить выезд артиста, чем его подготовить. Зрителям не совсем понятно, что происходит за кулисами цирка. А там идет сложнейшая работа. Например, 15 лет человек может делать номер, а потом пять лет с ним отработать и уйти молодым на пенсию абсолютно никому ненужным и не умеющим делать больше ничего, кроме как уникально стоять на одной руке, а в нормальной жизни это никому не надо. Это уже описано многими великими людьми в произведениях. Судьба циркового артиста очень сложна, как и артиста балета.
Я тоже цирковой артист. Я стоял на руках, у меня четыре травмы позвоночника, два сотрясения мозга, я прекрасно понимаю, что такое цирковая работа. У меня нет ни одной мышцы, которую я не потянул бы или не разорвал. Это сложный труд. Хоть я никогда не был выдающимся акробатом, но я досконально знаю специфику жанра. Я, как любой цирковой ребенок, жонглировал, дрессировал, стоял на голове, прыгал, и мне сейчас очень легко в этом плане, легко судить и разбираться.
Фокин Алексей, Минск
Над какими новыми постановками работают сейчас артисты Белгосцирка? Какие новые программы ожидают зрителей в этом году?
Идут репетиции новых программ, которые начнутся 1 июня. Это будет так называемая летняя программа. Пройдет она до 20 июля и содержит в принципе немного спектаклей для нашего цирка за два месяца. Это норма - по 25 спектаклей в месяц.
Программа, как обычно, международная. Дело в том, что за годы существования Белорусского государственного цирка у нас в гостях побывали практически все русскоязычные артисты. Те, кто постарше, или совсем взрослые люди могут вспомнить Попова, Никулина, Запашного, Багдасарова, сейчас уже братьев Запашных, которые работали буквально за год до реконструкции. Это были и цирки на льду, на воде, и аттракционы со слонами. Клоуны практически все, которых только можно вспомнить, приезжали к нам. Поэтому сегодня мы идем по пути, который отражает лозунг "Цирк продолжает удивлять".
Чем мы сегодня можем удивить? В России мощная цирковая индустрия - осталось наследие от советского цирка. Мы не можем конкурировать с такой огромной компанией. У нас два цирка в стране - в Гомеле и Минске. Поэтому моя идея была привлечь сюда артистов со всего мира.
Стране необходима реклама, пропаганда, продвижение. Я этим занимаюсь много лет. Я патриот своей страны и объясняю людям, где находится Беларусь, что это такое, как мы тут живем. Привлечь приезжих европейских артистов, звезд всегда было нелегко, потому что регион для них совсем неизвестный. Вы знаете, когда артист едет куда-нибудь, он всегда спрашивает: "Ну как там?" Первые наши гости были убеждены только мной, что нужно сюда ехать. После этого стало легче, и мы пришли к международному сотрудничеству.
Как это выглядит? Все солидные организации планируют гастроли задолго. К примру, слоны - очень валютный товар для цирка, это то, что привлекает зрителя. Взять аттракцион со слонами крайне сложно. В России существуют буквально единицы. Самый лучший аттракцион под руководством народной артистки России Таисии Корниловой. Он работает сейчас в цирке имени Никулина в Москве. Есть слоники у Запашных, у Дурова. Все расписано надолго вперед, но, к сожалению, мы видели это много раз.
Мы пошли другим путем. К нам приехали из Германии с одним из немногих аттракционов из европейской школы, в котором работают маленькие дети с большими взрослыми слонами. На мой взгляд, это очень интересно. Это как фишка программы, как основной рекламный материал.
Помимо этого, очень интересные люди приехали из Америки. Это лучники, метатели ножей, топоров, арбалеты. Очень интересный жанр. Сегодня он очень популярен, являясь зрелищным, натуральным, опасным, сложным в транспортировке. Во многих странах запрещено такое оружие для перевозки, запрещена также реклама этих видов оружия. Мы впервые столкнулись в Минске с такой проблемой: нарисовали на плакате людей с луками, и оказалось, что это у нас запрещено. Но затем нашли выход из ситуации.
Кроме того, летом приедет интересная девушка из Америки - по происхождению белоруска, которая уехала много лет назад работать с хула-хупами. Она уже отработала лучшие мировые площадки, является гражданкой Америки, но свою принадлежность Беларуси постоянно подчеркивает на конкурсах.
Белорусы будут обязательно представлены в новой программе. Я буду вести ее вместе со своей супругой Анной. Все это колоссальное непростое действие подготавливает Татьяна Николаевна Бондарчук - директор, художественный руководитель. Я как режиссер выполняю ее поручения.
В целом все жанры в цирке имеют место быть в процессе ротации. Собственно, о цирке можно говорить бесконечно, он многогранен.
Фокин Алексей, Минск
Приедет ли в Минск принцесса Монако Стефания?
Принцесса Стефания - занятой человек, все-таки не зря она принцесса Монако. В Беларуси она уже была однажды инкогнито, когда ее дочь принимала участие в соревнованиях. Принцесса Стефания рано или поздно к нам приедет - это однозначно. А нам в свою очередь нужно подготовить повод для ее визита - интересную программу.
Я постоянно общаюсь с племянником принцессы Стефании. Мы наладили хороший контакт, постоянно получаем приглашения и предложения, и это нас очень радует. Также мы общаемся с вице-президентом фестиваля в Монте-Карло Урсом Пилсом, который был в Минске много раз. Теперь он ездит по всему миру и везде рассказывает о красоте Минска и нашего цирка.
Аверьянов Н.В.
В дни представлений в цирке в соседних дворах начинается стихийное бедствие. Посетители цирка оккупируют большинство стояночных мест так, что жители домов просто не могут заехать во дворы. Начинаются стычки со зрителями на глазах их детей, которые приехали за праздником. Машины посетителей ставятся под запрещающие знаки, на тротуары. Милиция просто закрывает на все это глаза, похоже, по согласованию с администрацией цирка. А ведь это прямое нарушение закона. Мой вопрос: что делает администрация цирка для решения вопроса парковок автомобилей посетителей?
Уважаемые соседи, это вопрос, наверное, больше к городу. Но, все же обратите внимание, что рядом с цирком идет большая стройка, строится отель. Он еще не готов, и судить о его красоте, наверное, надо будет после того, как его достроят. Но я уверен, что отель получится хорошим и красивым, и появятся дополнительные парковочные места. Пока же вдоль Свислочи, на набережной, проезд закрыт, который раньше использовался для парковки. Подземная же парковка отеля строится. Но отель строится быстро, дождемся, переживем эту стройку. Это временные неудобства.
Мы хорошо относимся к соседям, и если кто-то чем-то недоволен, то приходите к нам, купите билеты, посетите представление, расслабтесь, посмотрите на рыжего клоуна, и все будет хорошо. Надо смотреть на жизнь позитивнее.
Вот я жил и смотрел со своих окон на комплекс "Минск-Арена", теперь же смотрю на разгрузочные ворота торгового центра. И я не жалуюсь, что мне там что-то загородили, я пользуюсь благами, хожу в торговый центр, который теперь в двух шагах от моего дома. Очень удобно. Надо искать возможности уживаться, взаимодействовать. По поводу окрестных домов возле цирка - наш цирковой коллектив много сделал там для благоустройства.
И еще хотел бы сказать, что, к примеру, в цирковой среде не принято критиковать чьи-то действия, пока ты сам не сделал что-то значительное. В жизни же, в обывательской среде, почему-то люди позволяют себе критиковать все, что начинает делаться в городе.
Давайте подождем и увидим, как еще похорошеет эта часть города, где находится цирк и дома наших дорогих соседей, и вместе будем радоваться.
Фокин Алексей, Минск
2013 год стал знаковым для белорусского цирка не только из-за фантастических программ. Впервые за постановку и великолепные костюмы вы, Серж, и артисты балета удостоились спецприза от принцессы Монако на самом знаменитом цирковом фестивале в Монте-Карло. Планируете ли в 2014 году бороться за высшую награду фестиваля - "Золотого клоуна"? Если да, то кто и с каким номером будет представлять Беларусь на конкурсе? Примет ли участие в фестивале балет цирка? Продуман ли уже дизайн костюмов?
У нас есть такая возможность - участвовать и бороться за высшую награду фестиваля. В качестве члена жюри я принимал участие во многих знаковых фестивалях, и это очень непростая работа. Поэтому могу сказать - чтобы получить высшую награду, мало быть уникальным артистом. Нужно своей работой заинтересовать агентов в составе жюри, которые захотят отдать тебе призы. Чтобы получить главный приз на любом конкурсе, нужно быть на три головы выше, чем все остальные.
На 38-м цирковом фестивале в Монте-Карло наш цирк будут представлять россияне Мальвина Абакарова и Валерий Сычев, которые сейчас находятся в цирке Big Apple в США. Они согласились представить нашу страну на конкурсе, и с их уровнем номера у нас есть огромный шанс получить одного из "Золотых клоунов". К сожалению, в нашем цирке сегодня нет номера, который бы имел реальные шансы получить эту награду - мы четко оцениваем свои возможности.
Номер, который мы представим в январе 2014 года на 38-м цирковом фестивале в Монте-Карло, называется "Желание летать". Он уже имеет два золотых приза - французского циркового фестиваля в городе Сан-Поль-ле-Дакс и фестиваля циркового искусства в Ижевске. Мы целенаправленно и продуманно готовимся к фестивалю в Монте-Карло и делаем все возможное, чтобы привезти в Беларусь "Золотого клоуна".
Александр С.
Во время цирковых программ публику особенно привлекает выступление очаровательных девушек - балета Belstars. Как осуществляется набор в коллектив и каким критериям должны соответствовать барышни, желающие пополнить его состав?
Это секретная информация. Однако могу сказать, что в цирке не должно быть слишком много балета. Балет - это украшение, отголосок лас-вегасского, парижского шоу-бизнеса. Все должно быть красиво. И как мужчина я могу сказать, что в Беларуси самые красивые женщины на всей планете. Я объехал более ста стран и ничего подобного нигде в мире не видел. Красивые не только девушки, но и все женщины - от девочек до бабушек. Поэтому все рвутся в нашу страну. В Беларуси самые красивые женщины - как же мы можем не показать их в цирке?
Фокин Алексей, Минск
Как только Белгосцирк открылся после реконструкции, вас сразу же стали критиковать за высокие цены на билеты. Сейчас эта волна улеглась? И еще, мы узнали, что, оказывается, Белгосцирк - единственный цирк в странах СНГ, который проводит благотворительные спектакли для ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, детей-инвалидов, детей объединения "Чернобыльский шлях". Это правда?
Да, действительно, мы проводим очень много каждый год и благотворительных представлений, и шефских концертов, и праздничных программ, и для инвалидов, и возим на представления за свой счет. Но мы это не афишируем, не кричим об этом, для Белгосцирка это часть работы, а не какие-то там пиар-акции. Мы рады всем зрителям, и рады помочь тем, кому действительно трудно: приятно доставить людям радость.
А по поводу цен на билеты… Надо понимать, что такое цирк и в каких условиях он сегодня существует. Вот возьмем нашу новую программу - 50 артистов со всего мира. Всем им надо приобрести билеты на самолет, обеспечить и оплатить достойные условия проживания, заплатить гонорары, которые сейчас очень даже немаленькие. Сегодня у каждого артиста есть своя международная ставка. Если он, скажем, в Нью-Йорке получает, условно, $500, то он и в Минске рассчитывает получить те же $500, и если мы не заплатим эту ставку, он просто не захочет с нами работать. И мы это понимаем, потому что у циркового артиста есть в запасе 10 лет эффективного стажа работы, и за это время он хочет заработать себе на всю оставшуюся пенсию. Вот и все аргументы. И потом, мы же ведь хотим смотреть на цирк высокого уровня, а не на самодеятельность?
Конечно, если будет такая задача, можно и самодеятельный цирк сделать, но мы хотим сделать такой цирк, чтобы он гремел на весь мир и чтобы в столицу Беларуси Минск приезжали из всех окружающих стран посмотреть наше представление. А все расходы на организацию такого цирка оплачиваются из главного источника доходов - от реализации билетов.
Елена Аксенова
Как бы Вы могли прокомментировать видео, появившееся в сети, на котором Мурад Абдуллаев, приезжавший в Минск на гастроли в сентябре, дрессирует обезьян? В Минском цирке обезьян дрессируют другими методами? Спасибо.
Такие происшествия - это всегда огромный скандал для всего цирка в целом. К нашему большому сожалению, в цирке еще существует определенная жестокость к животным - но она существует только у жестоких людей. Мягкий человек не сможет быть жестоким по отношению к животному, и им сложнее в дрессуре. Они будут разговаривать, что-то шептать на ухо, но не смогут ударить животное. При этом животное должно чувствовать, что дрессировщик - главный. Но животное нельзя избивать и я это всецело осуждаю.
Белгосцирк не приглашает в Минск дрессировщиков, которые издеваются над животными. Мы не позволяем такого, и если видим такие случаи - сразу же принимаем соответствующие меры, чтобы это искоренить.
Знаете, рано или поздно, цирк придет к форме работы без животных. Это однозначно. И мы к этому готовы. Пусть эти животные бегают у себя в джунглях. А пока, пусть наши дети поглядят на собачек, на слоников, на мишек в цирке. А дрессировщиком я желаю мастерства, которое было у дрессировщиков советского цирка, их умения обращаться с животными.
Алена М., Минск
Какие интересные программы пройдут еще до конца года в Белгосцирке?
Дело в том, что в моей голове уже два ближайших года. По поводу осенней программы мы уже определились и информацию осветили. К нам приезжает австралийское ледовое шоу.
Там существует целая индустрия шоу-бизнеса. Нужно отметить компанию, которая 20 лет работает на крупнейших площадках мира, - Agosta Artist, которая делает шоу для крупнейших казино мира. Она специализировалась много лет в основном на программах для казино, расположенных в Лас-Вегасе, Макао, Сингапуре, Филиппинах, Индонезии, Малайзии. Это такие шоу-программы с участием цирка, не дю Солей, не будем вспоминать другие имена, но это шоу, основным в котором является трюк. Очень много сегодня красивых программ, в которых серьезные грим, костюмы. Главное для цирка - это трюк. Мне иногда скучно, и я начинаю засыпать, когда смотрю двух-трехчасовую программу, где работают 2 или 3 цирковых номера. Вроде бы цирк, а вроде и нет.
Я скажу, что фишка сентябрьского ледового шоу - это иллюзион, который называется "Магия на льду". Там присутствует иллюзионные трюки невероятного размера, которые изготовлены в Италии ведущим мировым производителем реквизитов. В этой программе будут животные - попугаи, морской лев, что добавлено специально для нашего региона.
В этой программе будет работать белорусский воздушный номер - пираты. Сегодня, не постыжусь сказать, это один из лучших существующих в нашем цирке. Его исполнители сегодня в пике своей формы.
В ледовом шоу работают море фигуристов, притом они собраны со всего мира: представители пермской школы, Новой Зеландии, Канады, Австралии. Бывшие чемпионы среди молодежи, профессионалы. Скажем, минимальный уровень - мастер спорта. Нам не нужно на нашей площадке тройных тулупов, потому что у нас манеж 13 м. К примеру, площадка шоу, которое я смотрел в Малайзии, - 40 на 26 м.
В эту программу к нам приедет уникальная девочка, которая сейчас работает в знаменитом канадском цирке. 30 августа она заканчивает там работу, 1 сентября она уже будет в Минске. Сегодня таких воздушных гимнасток в мире можно пересчитать по пальцам. Будут работать также очень интересные китайские артисты. Девочка, которая работает в этой программе, будет сольно представлять Китай в Монако в этом году.
В целом будет концентрация очень серьезных номеров, все это исполняется на коньках. Все без исключения артисты катаются, в том числе клоун.
Мне очень приятно, что такая программа будет работать в нашем цирке. Это можно увязать с чемпионатом мира по хоккею, который пройдет у нас. Лед, конечки… Мы постараемся там поюморить, использовать хоккейную тематику.
Программа пройдет ориентировочно с 7 сентября по 10 января. Дело в том, что во время новогодних представлений будет введена еще славянская тема, потому что детям без Деда Мороза ну никак не жить, подарки нужно получать. Мы пригласим Деда Мороза, Снегурочку, они австралийцев немного повеселят.
Я наверняка что-то забыл и нарисовал вам только приблизительно состав исполнителей, который на самом деле очень силен. Эта программа многое в себя собрала.
Слепченко Иван, Мозырь
В Беларуси цирк есть только в Минске и Гомеле. Не маловато ли? Планирует ли Белгосцирк открывать филиалы в областных центрах? Есть ли планы организовать выездную гастрольную труппу для организации представлений в белорусских городах? Ведь не секрет, что приезжие цирки шапито зачастую привозят программы далеко не самого лучшего качества.
Дело в том, что в моей голове уже два ближайших года. По поводу осенней программы мы уже определились и информацию осветили. К нам приезжает австралийское ледовое шоу.
Там существует целая индустрия шоу-бизнеса. Нужно отметить компанию, которая 20 лет работает на крупнейших площадках мира, - Agosta Artist, которая делает шоу для крупнейших казино мира. Она специализировалась много лет в основном на программах для казино, расположенных в Лас-Вегасе, Макао, Сингапуре, Филиппинах, Индонезии, Малайзии. Это такие шоу-программы с участием цирка, не дю Солей, не будем вспоминать другие имена, но это шоу, основным в котором является трюк. Очень много сегодня красивых программ, в которых серьезные грим, костюмы. Главное для цирка - это трюк. Мне иногда скучно, и я начинаю засыпать, когда смотрю двух-трехчасовую программу, где работают 2 или 3 цирковых номера. Вроде бы цирк, а вроде и нет.
Я скажу, что фишка сентябрьского ледового шоу - это иллюзион, который называется "Магия на льду". Там присутствует иллюзионные трюки невероятного размера, которые изготовлены в Италии ведущим мировым производителем реквизитов. В этой программе будут животные - попугаи, морской лев, что добавлено специально для нашего региона.
В этой программе будет работать белорусский воздушный номер - пираты. Сегодня, не постыжусь сказать, это один из лучших существующих в нашем цирке. Его исполнители сегодня в пике своей формы.
В ледовом шоу работают море фигуристов, притом они собраны со всего мира: представители пермской школы, Новой Зеландии, Канады, Австралии. Бывшие чемпионы среди молодежи, профессионалы. Скажем, минимальный уровень - мастер спорта. Нам не нужно на нашей площадке тройных тулупов, потому что у нас манеж 13 м. К примеру, площадка шоу, которое я смотрел в Малайзии, - 40 на 26 м.
В эту программу к нам приедет уникальная девочка, которая сейчас работает в знаменитом канадском цирке. 30 августа она заканчивает там работу, 1 сентября она уже будет в Минске. Сегодня таких воздушных гимнасток в мире можно пересчитать по пальцам. Будут работать также очень интересные китайские артисты. Девочка, которая работает в этой программе, будет сольно представлять Китай в Монако в этом году.
В целом будет концентрация очень серьезных номеров, все это исполняется на коньках. Все без исключения артисты катаются, в том числе клоун.
Мне очень приятно, что такая программа будет работать в нашем цирке. Это можно увязать с чемпионатом мира по хоккею, который пройдет у нас. Лед, конечки… Мы постараемся там поюморить, использовать хоккейную тематику.
Программа пройдет ориентировочно с 7 сентября по 10 января. Дело в том, что во время новогодних представлений будет введена еще славянская тема, потому что детям без Деда Мороза ну никак не жить, подарки нужно получать. Мы пригласим Деда Мороза, Снегурочку, они австралийцев немного повеселят.
Я наверняка что-то забыл и нарисовал вам только приблизительно состав исполнителей, который на самом деле очень силен. Эта программа многое в себя собрала.
Соловьев Андрей, Минск
Тяжело ли работать главным режиссером цирка под руководством матери - Татьяны Николаевны? Как часто между вами возникают творческие споры и насколько быстро решаются конфликты?
Вы знаете, у нас сложные творческие отношения, в противном случае мы бы не смогли представить публике никакого продукта. Но это только рабочие моменты. Как только хочется немного отдохнуть, вижу Татьяну Николаевну, которая интересуется все ли сделано (смеется).Думаю, надо говорить не о том, тяжело или легко работается, а о том, что мы можем сделать вместе. А можем мы практически все. Татьяна Николаевна много говорит и потом все идеи воплощает в жизнь. Я всегда поражался этому качеству - она способна довести все свои фантастические разговоры до логического конца. Мне же не всегда хватает на это сил.