Субъектам хозяйствования о ценных бумагах
Для обеспечения высоких темпов развития и расширения экономического потенциала любого бизнеса необходимы внешние инвестиции. Одним из основных инструментов привлечения инвестиций, в том числе иностранных, является выпуск и размещение корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций). Это позволяет предприятиям привлекать средства на более длительный срок с меньшей стоимостью заимствования от более широкого круга потенциальных инвесторов, а инвесторам, в свою очередь, обеспечивает более высокую гарантию возврата средств.
Однако пока не все белорусские субъекты хозяйствования готовы работать с ценными бумагами. Во многом это обусловлено тем, что для организаций, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, такой способ привлечения инвестиций представляет определенные трудности в связи большим числом нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и правила выпуска и обращения ценных бумаг.
Какие изменения в правовом регулировании рынка ценных бумаг ожидаются в ближайшем будущем? В чем преимущества и недостатки такого способа привлечения инвестиций, как выпуск ценных бумаг? Каковы затраты на выпуск облигаций? На эти и другие вопросы ответит во время онлайн-конференции заместитель директора департамента по ценным бумагам Министерства финансов Алексей Красинский.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 24 апреля после 11.00 по мере готовности.
Конференция организована совместно с Министерством финансов Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Цыганкова Елена, юрист ООО "ЮрСпектр"
Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 03.01.2013 предусмотрено рассмотрение в течение 2013 года законопроекта "О рынке ценных бумаг". На какой стадии находится работа над законопроектом?
Проект Закона Республики Беларусь "О рынке ценных бумаг" внесен в правительство в сентябре 2013 года, в парламент – в ноябре. В настоящее время ведется работа по подготовке законопроекта к первому чтению. Его принятие планируется в текущем году.
Журавлева Александра, юрист ООО "ЮрСпектр"
Охарактеризуйте, пожалуйста, основные изменения в законодательстве за 2013 год, направленные на развитие рынка ценных бумаг, в т.ч. в рамках выполнения Программы развития рынка ценных бумаг на 2011-2015 годы. Каких изменений в правовом регулировании рынка ценных бумаг следует ожидать в 2014 году?
В 2013 году совершенствование нормативной правовой базы было направлено на дальнейшее реформирование рынка ценных бумаг, а именно на создание условий для внедрения новых финансовых инструментов и появления новых финансовых институтов, расширение круга участников рынка ценных бумаг и, как следствие, создание альтернативных существующим способов вложения временно свободных денежных средств инвесторов и их аккумулирования для последующего инвестирования в развитие экономики республики.
Основой преобразований стали подготовленные Министерством финансов и внесенные в правительство проекты законов "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах", "О секьюритизации".
Основными целями подготовки проекта закона "О рынке ценных бумаг" являются обеспечение полноты и актуализации правового регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг с учетом практики применения действующих законов "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь", актов главы государства, а также процессов гармонизации законодательства о ценных бумагах в рамках ЕЭП, принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и Директив Европейского союза.
Законопроект направлен на совершенствование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг и дальнейшее развитие в республике организованной торговли ценными бумагами путем установления возможности функционирования нескольких организаторов такой торговли. В числе задач также повышение прозрачности рынка ценных бумаг путем раскрытия для всеобщего сведения полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности его участников, эффективное предотвращение незаконного использования ими закрытой, служебной информации, защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Кроме того, документ предусматривает создание новых инфраструктурных институтов - саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.
Принятие законопроекта позволит активизировать развитие рынка ценных бумаг и повысить его привлекательность для инвесторов, в том числе иностранных, будет способствовать более тесному взаимодействию финансовых рынков Беларуси, России и Казахстана, интеграции национального рынка ценных бумаг в ЕЭП, а также в мировую финансовую систему.
Проект закона "Об инвестиционных фондах" направлен на определение правового положения инвестиционных фондов в Беларуси. Он регулирует отношения, связанные с деятельностью акционерных инвестиционных фондов, их реорганизацией и ликвидацией, условия и порядок формирования, существования и прекращения существования паевых инвестфондов, а также вопросы управления имуществом и отдельные аспекты деятельности инвестиционных фондов на рынке ценных бумаг.
Законопроект предусматривает создание в республике двух видов инвестиционных фондов: акционерных (только в форме открытого акционерного общества) и паевых (открытого и закрытого типа), а также внедрение нового вида именных ценных бумаг – паев инвестиционного фонда.
Становление и развитие таких институтов коллективного инвестирования позволит увеличить приток инвестиций в экономику. Это, в свою очередь, создаст дополнительные условия для экономического роста, усилит конкуренцию в сфере привлечения средств инвесторов, увеличит спрос на финансовые инструменты, позволит устранить перекос в развитии финансового рынка, выражающийся в доминировании банковского сектора, и повысить инвестиционную активность граждан.
Проект закона "О секьюритизации" направлен на определение правовых основ и условий классической (традиционной) секьюритизации в Беларуси.
При классической секьюритизации компания продает свои активы специально созданному юридическому лицу - специальной финансовой организации (СФО), которое, в свою очередь, финансирует покупку таких активов путем выпуска ценных бумаг на рынке капитала. Исполнение обязательств по облигациям СФО осуществляется за счет денежных поступлений по приобретенным активам.
Механизм секьюритизации является рыночным инструментом, направленным на стимулирование развития финансового рынка в среднесрочной перспективе, расширение возможностей юридических и физических лиц для осуществления инвестиций.
Все перечисленные законопроекты в полной мере согласуются с положениями международных соглашений, к которым присоединилась Беларусь, а также с принципами IOSCO и Директивами ЕС.
Поскольку проекты законов «Об инвестиционных фондах», «О секьюритизации» не были включены в план подготовки законопроектов на 2014 год, Министерством финансов для обеспечения скорейшего внедрения на рынке новых финансовых институтов и инструментов подготовлены и внесены в правительство документы, включившие в себя положения обозначенных законопроектов: концепция проекта Закона Республики Беларусь «Об инвестиционных фондах», что предусмотрено планом подготовки законопроектов на 2014 год, и проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах финансирования под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем выпуска облигаций», определяющего правовые основы секьюритизации.
Привалова Оксана, Минск
Каковы преимущества и недостатки выпуска и размещения субъектом хозяйствования облигаций в качестве способа привлечения денежных средств по сравнению с займами, кредитами?
Предприятия традиционно рассматривают в качестве источника пополнения оборотных средств кредитные ресурсы банков, забывая при этом о еще одном способе привлечения инвестиций – выпуске облигаций. А ведь привлечение предприятием финансовых ресурсов посредством выпуска облигаций по своим правовым последствиям аналогично получению предприятием денег в форме кредита. При этом корпоративные облигации не позволяют управлять эмитентом ценных бумаг и, соответственно, никаких рисков с точки зрения потери контроля над предприятием не несут.
Сегодня на законодательном уровне созданы весьма благоприятные условия для выпуска предприятиями облигаций на внутреннем рынке. В республике существуют отлаженные механизмы проведения размещения облигаций и совершения сделок с ними как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. В качестве инвесторов могут выступать как национальные, так и иностранные юридические и физические лица, что позволяет привлекать иностранные инвестиции даже при размещении облигаций на внутреннем рынке.
Возможность использования различных вариантов погашения и, при необходимости, досрочного выкупа позволяет уменьшать затраты по обслуживанию заемных средств и улучшать состояние кредиторской задолженности.
Помимо возможности привлечь финансовые ресурсы дешевле, чем по банковскому кредиту, успешное размещение облигаций формирует благоприятный кредитный рейтинг эмитента, что способствует повышению имиджа компании (в том числе и на международном рынке) и, как следствие, снижению стоимости его последующих заимствований.
Профессиональными участниками рынка ценных бумаг накоплен достаточный опыт по размещению и обслуживанию выпусков облигаций, многие из них заинтересованы содействовать предприятиям в поисках инвесторов, размещении облигаций, оказании сопутствующих консультационных услуг.
Правительство Беларуси проводит достаточно активную работу по развитию рынка корпоративных облигаций. Одним из наиболее существенных факторов, оказавших влияние на развитие рынка облигаций, стала отмена налогообложения доходов по операциям с облигациями, выпускаемыми юридическими лицами с 1 апреля 2008 года. Эффективность привлечения инвестиций с использованием корпоративных облигаций подтверждается возросшим объемом выпусков таких облигаций. Так, на конец 2013 года в обращении находились корпоративные облигации на общую сумму эмиссии более чем Br73 трлн, что для внутреннего финансового рынка является достаточно серьезной суммой.
Таким образом, рынок корпоративных облигаций в Беларуси развивается достаточно динамично. В то же время нельзя не признать существование определенных сдерживающих факторов. Прежде всего, это по-прежнему настороженное отношение к рынку ценных бумаг в целом, и корпоративных облигаций в частности, как со стороны кредиторов, так и заемщиков, что сказывается на возможности оперативного поиска инвесторов и, соответственно, в определенной мере сдерживает развитие этого сегмента рынка в целом.
Петровец Сергей, Гомель
Среди акционеров общества присутствуют так называемые мертвые души, которые не появляются на собраниях, а письма, адресованные им, возвращается с пометками "выбыл", "за невостребованием" или "не проживает по указанному адресу". Звонки, посещение места жительства, а также письма не принесли результата, организация планирует обратиться в ОВД по месту жительства (регистрации) акционера с заявлением о пропаже человека и просьбой оказать содействие в его поиске. Вправе ли организация указать в обращении, что гражданин является владельцем ее акций, с учетом установленных законодательством ограничений по распространению сведений об акционерах?
В соответствии с положениями статьи 1 закона "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь" информация о депоненте (владельце акций), включающая сведения о состоянии счетов "депо" депонента, сведения об операциях депонента по счетам "депо", адресные данные депонента и данные о его наименовании (фамилия, имя, отчество), является конфиденциальной.
Юридические лица, являющиеся эмитентами акций, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев акций, и вправе предоставлять такие сведения только лицам, указанным в подпункте 1.4 пункта 1 указа "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" (№ 277 от 28 апреля 2006 г.).
Соответственно, возможность предоставления организацией информации о владельцах ее акций в рассматриваемой ситуации не предусмотрена белорусским законодательством.
При этом обозначенная в вопросе проблема является достаточно сложной с правовой точки зрения и, как правило, требует индивидуального подхода к ее разрешению ввиду наличия большого количества существенных нюансов.
Скобель Марина, Орша
Какой срок занимает процесс выпуска облигаций субъектом хозяйствования?
Процесс выпуска облигаций предусматривает ряд действий: подготовку к выпуску, подготовку эмиссионных документов (решение о выпуске, проспект эмиссии), государственную регистрацию выпускаемых облигаций и их последующее размещение.
Время подготовки к выпуску составляет в среднем от нескольких дней до трех месяцев. Это зависит от оперативности принятия решений эмитентом, способа обеспечения облигаций, а также профессионального участника рынка ценных бумаг, который оказывает услуги по подготовке эмиссионных документов. Больше времени занимает первый выпуск бумаг эмитента. Последующие осуществляются быстрее.
Государственная регистрация облигаций осуществляется в течение 15 календарных дней при условии, что предоставленные документы и содержащиеся в них сведения соответствуют требованиям законодательства.
Зябко Дмитрий, Минск
На зарубежных фондовых рынках значительное количество сделок осуществляется с производными ценными бумагами, такими как фьючерсы, опционы, дерривативы. Осуществляются ли подобные сделки на отечественном рынке?
По состоянию на 1 января 2014 года членами секции срочного рынка, на котором обращаются производные ценные бумаги, являлись 33 юридических лица, в том числе 22 банка и 11 профучастников рынка ценных бумаг, не являющихся банками.
В обращении на бирже находилось 24 серии финансовых инструментов. В течение отчетного периода на срочном рынке было заключено 28 сделок.
Суммарный объем торгов всеми видами срочных финансовых инструментов за 2013 год составил Br55,3 млрд, прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 11,5%.
Фадеев Олег, Витебск
Каким образом можно сформулировать цель выпуска облигаций, которая должна содержаться в решении об их выпуске?
Цель выпуска облигаций определяет эмитент, законодательных ограничений по формулировке цели не установлено.
Елена, Минск
После увольнения работника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг до получения такого аттестата иным работником прошел определенный период времени. Какие последствия для ОАО это может повлечь?
В открытом акционерном обществе наличие сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг обязательно. Эта норма закреплена в части первой пункта 22 Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 146.
Однако законодательством о ценных бумагах не предусмотрен конкретный срок, в течение которого в обществе должно быть обеспечено наличие аттестованного специалиста. В случае выявления отсутствия в обществе аттестованного сотрудника Департамент по ценным бумагам вправе выносить требования (предписания) об устранении нарушений законодательства, выявленных по результатам камеральных проверок, с установлением срока устранения.
Письменное уведомление об устранении нарушения должно быть направлено в Департамент по ценным бумагам лицом, в отношении которого вынесено требование (предписание), не позднее дня, установленного соответствующим требованием, с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений. Требование (предписание) подлежит обязательному исполнению. В случае его неисполнения виновный привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Журавлева Александра, юрист ООО "ЮрСпектр"
Могут ли белорусские субъекты хозяйствования для привлечения иностранных финансовых ресурсов выпустить свои ценные бумаги в обращение на зарубежных фондовых рынках, если да, то каким образом?
Белорусское законодательство не содержит ограничений на выпуск и размещение белорусскими эмитентами облигаций на территории иностранных государств. Вместе с тем указом № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" для таких эмитентов установлено дополнительное требование. Так, белорусские юридические лица, выпускающие и размещающие облигации за пределами Беларуси в соответствии с законодательством иностранных государств, должны в десятидневный срок с даты начала такого размещения представить в Департамент по ценным бумагам копию проспекта эмиссии ценных бумаг либо документа, заменяющего его в соответствии с законодательством иностранных государств.
Должен отметить, что прямой выход с акциями на зарубежные рынки в мировой практике используется крайне редко, так как эмитентам при этом приходится сталкиваться с определенными трудностями. В их числе - отсутствие известности на зарубежном рынке, необходимость регистрации акций или проспекта эмиссии и составления эмиссионных документов в соответствии с иностранным законодательством и на иностранном языке, а также сложности в последующем взаимодействии с акционерами и пр.
Акции белорусских компаний учитываются только в республиканской депозитарной системе. Депозитарная система и система расчетов по ценным бумагам (клиринговая система) Беларуси не интегрированы в мировые расчетно-клиринговые и депозитарные системы. Соответственно, акции не могут быть переданы в другую депозитарную систему и не могут попасть на иностранный рынок. Таким образом, размещение акций можно осуществить только на белорусском рынке.
В целях создания законодательных условий для размещения акций белорусских предприятий на международных фондовых биржах с использованием иностранных депозитарных расписок Министерством финансов подготовлен проект указа Президента "О некоторых вопросах выпуска, размещения и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок".
Процедура выпуска и размещения дополнительных акций с использованием иностранных депозитарных расписок (ИДР) аналогична процедуре выпуска дополнительных акций, размещаемых путем проведения народного IPO. Выпуск акций осуществляется по белорусскому законодательству, но по упрощенной схеме (без регистрации проспекта эмиссии, краткой информации об эмиссии). Акции передаются эмитенту ИДР (крупному иностранному инвестиционному банку).
Акции не покидают пределов Беларуси, а зачисляются и блокируются на счете "депо" эмитента ИДР, открытом в депозитарной системе Республики Беларусь. За рубежом вместо белорусских акций будут размещаться ИДР на эти акции, выпускаемые эмитентом ИДР в соответствии с иностранным законодательством. Средства от продажи ИДР перечисляются эмитенту акций.
В любом случае, выход на зарубежный рынок невозможен без привлечения квалифицированной команды из иностранных юристов, консультантов, аудиторов и т.п., совместно с которыми эмитент будет вырабатывать детальный порядок действий по выходу на зарубежный рынок с учетом конъюнктуры рынка, особенностей эмитента и прочих условий.
Кулинкович Вячеслав, Молодечно
Организация планирует выпуск облигаций. Необходимо ли для этого наличие в штате сотрудника с квалификационным аттестатом? Какие шаги необходимо предпринять для выпуска облигаций?
Наличие в штате эмитента облигаций специалиста с квалификационным аттестатом не обязательно. Но если такой специалист имеется, то это дополнительный плюс для изучения конъюнктуры рынка ценных бумаг и принятия эмитентом взвешенного решения по привлечению инвестиций путем выпуска облигаций.
Для выпуска облигаций эмитенту необходимо заключить договор с профучастником рынка ценных бумаг для оказания консультационных услуг по подготовке эмиссионных документов, а также заключить договор на депозитарное обслуживание, если облигации выпускаются в бездокументарной форме.
При подготовке выпуска необходимо определиться с его параметрами (валюта, объем), способом обеспечения и способом размещения облигаций (открытая или закрытая продажа), сроком заимствования, после чего приступить к подготовке соответствующих документов.
Махель Татьяна, Минск
Всегда ли субъектам хозяйствования для выпуска, размещения и осуществления сделок с акциями и облигациями необходимо привлекать профессионального участника рынка ценных бумаг?
Проспект эмиссии (изменения в проспект эмиссии) составляется эмитентом с использованием услуг профучастника только в случаях принятия эмитентом решения об увеличении уставного фонда путем выпуска дополнительных акций, размещаемых путем проведения открытой подписки, открытой продажи акций, либо решения о проведении открытой продажи облигаций.
В остальном в процессе эмиссии акций и облигаций эмитент может действовать самостоятельно.
Для совершения сделок на биржевом рынке использование услуг профучастника является обязательным, поскольку право на совершение сделок в торговой системе ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" имеют только профучастники – члены биржи. Чтобы воспользоваться их услугами, необходимо заключить договор комиссии с брокером либо договор доверительного управления с доверительным управляющим. Перечень профучастников (в том числе брокеров и доверительных управляющих) размещен на сайте Министерства финансов
minfin.gov.by.На внебиржевом рынке любое лицо может совершить сделку с ценными бумагами самостоятельно либо с использованием услуг профучастника, что не является обязательным. В случае совершения сделок с акциями и облигациями в процессе их обращения необходимо зарегистрировать такую сделку у профучастника (брокера или депозитария).
Ильинская Мария, Брест
Для принятия решения о проведении выпуска облигаций субъекту хозяйствования необходимо оценить экономическую целесообразность выпуска, следовательно, желательно знать, в какую сумму это обойдется. Какие затраты по выпуску облигаций понесет организация?
В затраты по выпуску облигаций входит оплата консультационных услуг профучастника по подготовке эмиссионных документов и оплата услуг депозитария (при выпуске бездокументарных облигаций). Тарифы профучастник устанавливает самостоятельно. Если облигации выпускаются в документарной форме, организация несет затраты на производство бланков облигаций (тарифы устанавливаются специализированными предприятиями). Также сюда относятся затраты на обеспечение облигаций (при страховании ответственности эмитента – уплата страховых взносов по тарифам страховой компании, при выдаче банковской гарантии – уплата вознаграждения банку и т.д.) и оплата госпошлины за государственную регистрацию облигаций – 30 базовых величин (сейчас это Br4,5 млн.).
Кроме того, если размещение облигаций осуществляется путем открытой продажи, необходимы средства на размещение краткой информации об открытой продаже в СМИ.
В целом затраты на выпуск облигаций в нашей стране весьма незначительны, что неоднократно отмечалось иностранными специалистами и международными экспертами.
Перепечатка метериалов запрещена без письменного разрешения агентства.